Урок литературы на тему Развитие речи. Отражение библейской мифологии в русской поэзии (6 класс)

Урок русской литературы на тему "Развитие речи. Отражение библейской мифологии в русской поэзии" (6 класс) - один из уроков раздела "Библейская мифология и литература". Связь с Библией - важнейшая составляющая всех тем раздела. Библейские образы и сюжеты, темы и мотивы оказали большое влияние на развитие мировой литературы, в том числе и русской. Неповторимость, индивидуальность творчества пастернака и Мережковского - в центре урока. Разная степень мифологемности их стихов, связь с личной судьбо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы на тему Развитие речи.Отражение библейской мифологии в русской поэзии (6 класс).Урок литературы на тему Развитие речи.Отражение библейской мифологии в русской поэзии (6 класс).Урок литературы на тему Развитие речи.Отражение библейской мифологии в русской поэзии (6 класс).Урок литературы на тему Развитие речи.Отражение библейской мифологии в русской поэзии (6 класс).Урок литературы на тему Развитие речи.Отражение библейской мифологии в русской поэзии (6 класс).Урок литературы на тему Развитие речи.Отражение библейской мифологии в русской поэзии (6 класс).Урок литературы на тему Развитие речи.Отражение библейской мифологии в русской поэзии (6 класс).Урок литературы на тему Развитие речи.Отражение библейской мифологии в русской поэзии (6 класс).Урок литературы на тему Развитие речи.Отражение библейской мифологии в русской поэзии (6 класс).Урок литературы на тему Развитие речи.Отражение библейской мифологии в русской поэзии (6 класс).Тема: Развитие речи. Выразительное чтение наизусть. Отражение библейской мифологии в русской поэзии.

Цели: повторить изученное, познакомиться с выдающимися русскими поэтами, обратившимися к библейским мотивам в своем творчестве, остановиться на особенностях их произведений, контролировать навыки выразительного чтения наизусть; развивать навыки выразительного чтения наизусть; воспитывать грамотного читателя.

  1. Организационный момент.

  2. Повторение.

  • Особенность поэзии как литературного рода. Разминка «Найди ошибку».

  1. Название этого литературного рода ничего общего не имеет с именем лиры - музыкального инструмента, очень популярного в Древней Греции. -

  2. Произведения лирического рода не поддаются пересказу, так как не имеют сюжета и хронологии. +

  3. Основным признаком жанров поэзии является прямая передача чувств от автора читателю. +

  4. Основным признаком членения лирического стихотворного текста является абзац, а не строфа, как в прозе. -

  5. Созвучия в конце стихотворных строк совершенно отсутствуют. -

  6. Огромное значение имеет также и отсутствие ритма - повторяющегося через определенные промежутки ударения. -

  7. Повторяющееся ударение в стихотворном тексте определяет его стихотворный размер. +

  8. В литературе существуют произведения, которые называются лиро-эпическими, так как имеют сюжет и все-таки передают чувства автора, его настроение и отношение к героям. +

  1. Знакомство с поэтами, обращавшимися в своем творчестве к Библии.

  • Составление ДГ по каждому из авторов в микрогруппах (2 ученика). См.карточки-информаторы и ДГ-подсказки.

Бори́с Леони́дович Пастерна́к (29 января 1890, Москва - 30 мая 1960, Переделкино, Московская область) - русский писатель, один из крупнейших поэтов XX века, лауреат Нобелевской премии по литературе (1958).

Семья Пастернака поддерживала дружбу с известными художниками (И. И. Левитаном, М. В. Нестеровым, В. Д. Поленовым, С. Ивановым, Н. Н. Ге), в доме бывали музыканты и писатели, в том числе и Л. Н. Толстой, устраивались небольшие музыкальные выступления, в которых принимали участие А. Н. Скрябин и С. В. Рахманинов. В 13 лет (под влиянием композитора А. Н. Скрябина) Пастернак увлёкся музыкой, которой занимался в течение шести лет (сохранились две прелюдии и соната для фортепиано).

Пастернак окончил гимназию с золотой медалью и всеми высшими баллами, кроме закона Божьего, от которого был освобождён из-за еврейского происхождения.

На пути осознания своего предначертания непростым оказался выбор между музыкой и философией, между философией и поэзией. Пример родителей, добившихся высоких профессиональных успехов неустанным трудом, отозвался в Пастернаке стремлением во всём «дойти до самой сути, в работе, в поисках пути…» В. Ф. Асмус отмечал, что «ничто не было так чуждо Пастернаку, как совершенство наполовину».

Вспоминая впоследствии свои переживания, Пастернак писал в «Охранной грамоте»: «Больше всего на свете я любил музыку… Но у меня не было абсолютного слуха…». После ряда колебаний Пастернак отказался от карьеры профессионального музыканта и композитора: «Музыку, любимый мир шестилетних трудов, надежд и тревог, я вырвал вон из себя, как расстаются с самым драгоценным».

В 1908 году поступил на юридический факультет Московского университета (в 1909 году перевелся на философское отделение историко-филологического факультета).

Первые стихи Пастернака были опубликованы в 1913 году (коллективный сборник группы «Лирика»), первая книга - «Близнец в тучах» - в конце того же года (на обложке - 1914), воспринималась самим Пастернаком как незрелая. Тем не менее, именно после «Близнеца в тучах» Пастернак стал осознавать себя профессиональным литератором.

В 1920-е годы созданы также сборник «Темы и вариации» (1923), роман в стихах «Спекторский» (1925), цикл «Высокая болезнь», поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт». В 1928 году Пастернак обращается к прозе. К 1930-му году он заканчивает автобиографические заметки «Охранная грамота», где излагаются его принципиальные взгляды на искусство и творчество.

Борис Пастернак

Получил образование …

/на философском отделении историко-филологического факультета Московского университета/.

Увлекался ….

/музыкой с детства под влиянием знакомства со Скрябиным и Рахманиновым/.


Выбирал между…

/ философией, музыкой и поэзией/.



Не терпел …

/ «совершенства наполовину»/.

Удостоен …

/Нобелевской премии по литературе в 1958 году/.



Дми́трий Серге́евич Мережко́вский (2 августа 1865, Санкт-Петербург - 9 декабря 1941, Париж) - русский писатель, поэт, литературный критик, переводчик, историк, религиозный философ, общественный деятель. Муж поэтессы Зинаиды Гиппиус.

Д. С. Мережковский, яркий представитель Серебряного века, вошёл в историю как один из основателей русского символизма, выдающийся эссеист и литературный критик. Мережковский, начиная с 1914 года, когда его кандидатуру выдвинул академик Н. А. Котляревский, неоднократно претендовал на соискание Нобелевской премии. Был близок к ней и в 1933 году, когда лауреатом стал И. А. Бунин. Был номинирован 9 раз.

Спорные философские идеи и радикальные политические взгляды Д. С. Мережковского вызывали резко неоднозначные отклики; тем не менее, даже оппоненты признавали в нём выдающегося писателя, жанрового новатора и одного из самых оригинальных мыслителей XX века. Будучи тринадцатилетним гимназистом, Мережковский начал писать первые стихи, стиль которых определял впоследствии как подражание пушкинскому «Бахчисарайскому фонтану». В гимназии же он увлёкся творчеством Мольера и даже организовал «мольеровский кружок».

Мережковский-старший, интересовавшийся религией и литературой, первым оценил поэтические упражнения сына. В июле 1879 года по его протекции Дмитрий познакомился в Алупке с престарелой княгиней Е. К. Воронцовой. В стихах юноши она «…уловила подлинно поэтическое свойство - необыкновенную метафизическую чуткость души» и благословила его на продолжение творчества.

В 1880 году отец, воспользовавшись знакомством с графиней С. А. Толстой, приятельницей знаменитого писателя, привёл сына к Ф. М. Достоевскому, в дом на Кузнечном переулке. Юный Мережковский (как сам вспоминал позже) читал, «краснея, бледнея и заикаясь», Достоевский слушал «с нетерпеливою досадою» и затем произнёс: «Слабо… слабо… никуда не годится… чтобы хорошо писать, страдать надо, страдать». «Нет, пусть уж лучше не пишет, только не страдает!» - поспешил испуганно возразить отец. Оценка писателя глубоко «оскорбила и раздосадовала Мережковского».

В 1883 году два стихотворения Мережковского появились в журнале «Отечественные записки» (№ 1): именно они считаются его дебютом в «большой литературе». Одно из первых стихотворений Мережковского «Сакья-Муни» вошло во многие тогдашние сборники чтецов-декламаторов и принесло автору немалую популярность.

В 1896 году тридцатилетний Мережковский уже фигурировал в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона как «известный поэт». Впоследствии многие его стихотворения были положены на музыку А. Т. Гречаниновым, С. В. Рахманиновым, А. Г. Рубинштейном, П. И. Чайковским и другими композиторами.

Мережковский уже достаточно резко отзывался о «мёртвенном позитивизме», в противовес ему предлагая положиться «на одухотворённость символов, говорящих об окружающем мире неизмеримо больше и точнее», поскольку символ - это иносказательное откровение о сущем, тогда как «мысль изречённая есть ложь».

Мережковский противопоставил познаваемый мир материи миру образов, символов, духа. Идеями Мережковского были в разное время увлечены поэты А. Белый, А. А. Блок и В. Я. Брюсов, философы Н. А. Бердяев, А. А. Мейер, психиатр 3. Фрейд, политики А. Ф. Керенский и Б. В. Савинков. Высоко ценил дар Мережковского А. П. Чехов: в 1902 году он внёс предложение присвоить писателю звание почётного академика российской Академии наук.

Дмитрий Мережковский

Писал с ….

/детских лет/.

Его стихотворения …

/положены на музыку Рахманинова, Чайковского, Рубинштейна/.

Подражал …

/Пушкину/.


Был номинирован …

/на Нобелевскую премию мира по литературе 9 раз/.

Противопоставлял …

/мир материи миру образов, символов, духа/.



  1. Анализ стихотворений.

  • Прослушивание аудиозаписи стихотворений Б.Пастернака «Рождественская звезда» (в исполнении Аллы Демидовой), «Гефсиманский сад» (в исполнении Иннокентия Смоктуновского или Олега Меньшикова) и Д.Мережковского «Бог», положенного на музыку Артуром Демидовым.

  • В чем связь между этими стихами и Библией?

Мифологема - сознательное заимствование темы, идеи, сюжета или героев мифа.

Заполнение сопоставительной таблицы (под руководством учителя).

Борис Пастернак

Дмитрий Мережковский

Сюжетность

+ Рождение Иисуса Христа, приход волхвов к младенцу.

+ Ночь перед распятием, проведенная Спасителем в Гефсиманском саду вместе с учениками.

-

Лиризм

Благоговейное, трепетное отношение поэта к библейской истории о рождении Христа и его распятии.

Благодарность поэта Богу за «жизнь и смерть»…

Мифологемность

Заимствование темы, героев, сюжета и идеи мифа о рождении Иисуса Христа.

Заимствование героя и идеи мифа о сотворении мира.

Причины обращения к Библии.

Обращение к Библии для поэта - способ понять и принять события собственной жизни: выбор творческой судьбы, травлю после присуждения Нобелевской премии.

Возможность выразить философско-религиозные взгляды, которые исповедовал поэт.

  • Вспомогательные вопросы к таблице:

  • Чьи стихи можно пересказать? О чем они?

  • Какие чувства поэтов передают прочитанные стихи?

  • Что общего между историями Библии и произведениями Пастернака и Мережковского?

  • Какие события личной биографии писателей стали основой стихов? /См. карточки-информаторы и собственные сообщения о поэтах в тетради./

  1. Слово учителя.

Поэт - творец, подобный Богу…

Артюр Рембо

Как вы понимаете эти слова? /Поэзия - это мир, создаваемый воображением и душой поэта, личный и неповторимый./

Поэтов, чьи стихи мы читали, объединяет время и отношение к миру вокруг нас. В чем заключается особенность этого отношения? /Они противопоставляют материальное, временное существование духовному, вечному началу./ В каких строках прочитанных стихов мы видим это противопоставление?

Я в гроб сойду и в третий день восстану,

И, как сплавляют по реке плоты,

Ко мне на суд, как баржи каравана,

Столетья поплывут из темноты.

Б.Пастернак.

И странным виденьем грядущей поры

Вставало вдали всё пришедшее после.

Все мысли веков, все мечты, все миры,

Всё будущее галерей и музеев,

Все шалости фей, все дела чародеев,

Все елки на свете, все сны детворы.

Весь трепет затепленных свечек, все цепи,

Всё великолепье цветной мишуры…

Б.Пастернак.

Пускай мученья мне грозят, -

Благодарю за этот миг,

За все, что сердцем я постиг…

Пока рассудком отрицал, -

Я сердцем чувствовал Тебя.

И Ты открылся мне: Ты - мир.

Ты - всё…

Д.Мережковский.

Они символисты. Нужно разобраться, кто они такие.

  • Словарная работа.

Символизм - направление в искусстве; выражение посредством символа; постижение идеальной сущности мира, скрытой от прямого взгляда.

Ты замечаешь вдруг лоскут над головой,

Лоскут темнеющего неба …

Артюр Рембо (французский поэт).

Символ - знак, который рождает воображаемые картины, заставляет работать мысли и чувства.

Мережковский предлагал положиться «на одухотворённость символов, говорящих об окружающем мире неизмеримо больше и точнее», поскольку символ - это иносказательное откровение о сущем, тогда как «мысль изречённая есть ложь». Понять мысль поэта нам поможет стихотворение Тютчева, откуда Мережковский позаимствовал цитату.

  • Выразительное чтение стихотворения Ф.М.Тютчева «Silentium!» (читает учащийся).

SILENTIUM! *

Молчи, скрывайся и таи
И чувства, и мечты свои -
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,-
Любуйся ими - и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,-
Питайся ими - и молчи.

Лишь жить в себе самом умей -
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи,-
Внимай их пенью - и молчи!..
_______________
* Молчание! (лат.)

Слова не могут выразить многообразия чувств. В этом заключается идея Тютчева, которую поддерживает Мережковский. Именно поэтому «мысль изреченная есть ложь». Чем меньше слов мы используем для описания своих чувств, тем проще нас понять. Это философский парадокс, так близкий обоим поэтам-символистам: Пастернаку и Мережковскому.

Парадокс - противоречие здравому смыслу.

Какие символы используют Пастернак и Мережковский в прочитанных сегодня стихотворениях? Что стоит за ними? /Рождественская звезда - судьба, предопределение. Гефсиманский сад - дни перед гражданской казнью поэта Пастернака. Иуда - предательство. Бог - мир, мысль поэта, всё./


  1. Выразительное чтение стихотворений учащимися.


  1. Домашнее задание. Эссе на любое прочитанное сегодня стихотворение. Найти средства художественной выразительности, использованные поэтами (устно).


  1. Итоги урока.


  • Продолжите высказывание.

  • Лирика не просто род литературы, а самый легкий способ … /выразить себя и познать мир другого человека/.

  • Пастернака и Мережковского объединяет … /обращение к символу - отражению нематериального мира; обращение к Библии/.

  • Поэт - … / «творец, подобный Богу» /.

  • Взгляды поэтов-символистов на окружающий мир основаны на парадоксе … /Чем меньше слов, тем проще нас понять./

  • Полной мифологемой можно считать стихи … /Пастернака/.

  • Сегодня мне особенно тронули стихи, прочитанные … /…/.

  • Выразительное чтение произведений известными актерами или писателями … /очень помогает научиться читать выразительно самому, понять скрытый смысл стихов/.

  • «Свободный микрофон».



© 2010-2022