- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок развития речи (подготовка к написанию сочинения)
Урок развития речи (подготовка к написанию сочинения)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бокчанина Л.В. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок развития речи
Учитель: Бокчанина Л.В.
Класс: 8
Предмет: Русский язык
Тема урока: Сочинение-рассуждение на нравственно-этическую тему (15.3.)
«Талант»
Цель: совершенствование умений и навыков создания сочинения-рассуждения на нравственно-этическую тему
Общеобразовательные задачи - продолжить формирование умений и навыков создания на основе исходного текста вторичных устных и письменных высказываний морально-этического характера: продумывать общий замысел, основную мысль высказывания, определять авторскую позицию, отбирать и систематизировать материал с учетом замысла, стиля и типа речи, учитывать типологическую структуру текста
Воспитательные - создавать условия для реальной самооценки обучающихся, реализации их как личностей; совершенствовать навыки общения
Развивающие - продолжить развитие умений анализировать и обобщать, выделять главное, приводить примеры; формировать навыки самоконтроля
Содержание урока:
I. Мобилизационный этап
1. Определение темы урока
- Разделите слова на группы: аргумент, требовательность, амбициозность, тема, абзац, лицемерность, начало, активность, лейтмотив, тезис, непримиримость, лояльность.
- Какие слова относятся к тексту и его структуре? Выпишите их, составьте слово по первым буквам. Что получилось?
- Талант
- Это и будет тема нашего урока.
2. Определение целей урока.
- Какие цели вы бы поставили на уроке перед собой?
Например, хочу научиться… создавать высказывание на морально-этическую тему…, писать сочинение-рассуждение и т. д.
3. Планирование деятельности
- Какие шаги необходимо сделать, чтобы достичь цели?
- Какие средства будем использовать для достижения целей?
II. Информационно-аналитический блок
- Давайте дадим определение слову «талант».
- Какие способы определения понятия вам известны? (Описание признаков понятия, подбор слов-синонимов…).
Определяем понятие по схеме (в парах):
А. Выбираем подходящий гипероним (слово с более широким значением, выражающее общее родовое понятие) -
черта личности
чувство
свойство
качество
способность
состояние комплекс чего-то
отношение
Б. которое(-ая, - ые) проявляется как? когда? где?
Талант - это…
- Читаем получившиеся определения, которые вы обсудили в парах. Сравним с теми, что можно увидеть в словарях.
Талант - выдающиеся врожденные способности, особые природные качества, присущие человеку от рождения (толковый словарь)
Талант - одаренность, дар, дарование (словарь синонимов)
Одаренность - развивающееся в течение жизни качество психики, которое проявляется в достижении человеком высоких, незаурядных результатов в одной или нескольких видах деятельности. (Концепция одаренности)
- А знает кто-нибудь о происхождении слова «талант»? Рассказывается притча о двух рабах, получивших от хозяина на хранение по таланту золота… Видимо, по этой причине и появился фразеологизм. Назовите его.
Зарыть талант в землю - загубить способности
Введите фразеологизм в предложение, запишите и сравните с образцом.
Групповая работа:
- Как понимаете смысл высказывания? Обсудите свои размышления, запишите и представьте классу.
-
Врожденные дарования подобны диким растениям и нуждаются в выращивании с помощью упорных знаний. (Ф. Бэкон).
-
Соперничество - пища для гения. (В. Вольтер).
-
Отрицание дарования - всегда ручательства таланта. (В. Шекспир).
-
Талант - как породистый конь, необходимо управлять им, а если дергать повода во все стороны, конь превратится в клячу. (М. Горький).
-
Широта ума, сила воображения и активность души - вот что гений. (Дидро Д.)
Предъявление продукта групповой работы
Коллективная работа:
- Какие проблемы при внимательном рассмотрении темы «Талант» кроятся в этих высказываниях? (Проблемы представляются в вопросе и фиксируются в тетрадях)
- Талант - дар или труд?
- Для чего талант дан человеку?
- Гений и талант - одно и то же?
- Как сохранить талант?
- Почему талантливые люди должны трудиться больше бесталантных?
- Наследуется ли талант или природа отдыхает на детях гениев?
Работа с текстом (текст выразительно читается учеником)
Бритва жила у цирюльника, острая и красивая, не было ей равной на всем свете. Загордившись, решила, что ей негоже служить рабочим орудием. Спрятавшись в укромном уголке, пролежала много месяцев, а когда захотела расправить сияющее лезвие, обнаружила, что оно все покрылось ржавчиной.
Так человек, имеющий множество талантов и достоинств, может их растерять, если предается безделью и прекращает развиваться. (Леонардо да Винчи)
- Какую проблему или проблемы иллюстрирует текст? Как понимает «талант» Леонардо да Винчи?
Запишите к названным проблемам тезис. (Работа в парах). Предъявление работы в парах.
Примеры:
-
Как сохранить талант? - Труд - единственный способ сохранить талант.
-
Почему талантливые люди должны трудиться больше бесталантных? - Большой талант любит большого трудолюбия.
- Каким должен быть талантливый человек? Какие жизненные цели должен ставить?
Групповая работа: составление своей классификации талантов. Пример: выдающийся талант, гений, скрытая одаренность, злой гений и т. д.
- Есть ли у вас пример талантливого человека? В чем проявился его талант?
В ходе разговора появляется таблица аргументов
Талантливый человек или литературный герой
В чем секрет его гениальности и успеха?
К. Гаусс, математик
Его успехи в науке были столь велики, что при жизни ему присвоили титул «короля математиков». Однако в математику он вошел самоучкой, упорным трудом развивая свои способности
М.В. Ломоносов
Н.С. Лесков «Левша»
- Вспомните, как строится сочинение-рассуждение на морально-этическую тему? Смотрят презентацию.
1. Тезис - определение понятия талант
2. Комментирование определения - мнения о таланте
3. Два аргумента: первый - свое размышление о таланте на примере предложенного текста и другой - из личного опыта
4. Вывод - свое отношение к теме
III. Создание текста сочинения
Предлагается текст для индивидуальной работы (М. Пришвин или А. Кима о таланте)
IV. Коллективное обсуждение и установление критериев оценивания структуры сочинения. Например:
Первый критерий: Тезис - 2 балла
Неточный тезис - 1 балл
Отсутствие тезиса - 0 баллов
Второй критерий: Полный комментарий к определению - 2 балла
Недостаточный комментарий - 1 балл
Отсутствие комментария - 0 баллов
Третий критерий: …
V. Самооценка структуры созданного сочинения-рассуждения на морально-этическую тему
VI. Рефлексия - возвращение к целям урока. Что получилось? Чего не удалось достичь? Почему?