Урок развития речи (подготовка к написанию сочинения)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок развития речи

Учитель: Бокчанина Л.В.

Класс: 8

Предмет: Русский язык

Тема урока: Сочинение-рассуждение на нравственно-этическую тему (15.3.)

«Талант»

Цель: совершенствование умений и навыков создания сочинения-рассуждения на нравственно-этическую тему

Общеобразовательные задачи - продолжить формирование умений и навыков создания на основе исходного текста вторичных устных и письменных высказываний морально-этического характера: продумывать общий замысел, основную мысль высказывания, определять авторскую позицию, отбирать и систематизировать материал с учетом замысла, стиля и типа речи, учитывать типологическую структуру текста

Воспитательные - создавать условия для реальной самооценки обучающихся, реализации их как личностей; совершенствовать навыки общения

Развивающие - продолжить развитие умений анализировать и обобщать, выделять главное, приводить примеры; формировать навыки самоконтроля

Содержание урока:

I. Мобилизационный этап

1. Определение темы урока

- Разделите слова на группы: аргумент, требовательность, амбициозность, тема, абзац, лицемерность, начало, активность, лейтмотив, тезис, непримиримость, лояльность.

- Какие слова относятся к тексту и его структуре? Выпишите их, составьте слово по первым буквам. Что получилось?

- Талант

- Это и будет тема нашего урока.

2. Определение целей урока.

- Какие цели вы бы поставили на уроке перед собой?

Например, хочу научиться… создавать высказывание на морально-этическую тему…, писать сочинение-рассуждение и т. д.

3. Планирование деятельности

- Какие шаги необходимо сделать, чтобы достичь цели?

- Какие средства будем использовать для достижения целей?

II. Информационно-аналитический блок

- Давайте дадим определение слову «талант».

- Какие способы определения понятия вам известны? (Описание признаков понятия, подбор слов-синонимов…).

Определяем понятие по схеме (в парах):

А. Выбираем подходящий гипероним (слово с более широким значением, выражающее общее родовое понятие) -

черта личности

чувство

свойство

качество

способность

состояние комплекс чего-то

отношение

Б. которое(-ая, - ые) проявляется как? когда? где?

Талант - это…

- Читаем получившиеся определения, которые вы обсудили в парах. Сравним с теми, что можно увидеть в словарях.

Талант - выдающиеся врожденные способности, особые природные качества, присущие человеку от рождения (толковый словарь)

Талант - одаренность, дар, дарование (словарь синонимов)

Одаренность - развивающееся в течение жизни качество психики, которое проявляется в достижении человеком высоких, незаурядных результатов в одной или нескольких видах деятельности. (Концепция одаренности)

- А знает кто-нибудь о происхождении слова «талант»? Рассказывается притча о двух рабах, получивших от хозяина на хранение по таланту золота… Видимо, по этой причине и появился фразеологизм. Назовите его.

Зарыть талант в землю - загубить способности

Введите фразеологизм в предложение, запишите и сравните с образцом.

Групповая работа:

- Как понимаете смысл высказывания? Обсудите свои размышления, запишите и представьте классу.

  1. Врожденные дарования подобны диким растениям и нуждаются в выращивании с помощью упорных знаний. (Ф. Бэкон).

  2. Соперничество - пища для гения. (В. Вольтер).

  3. Отрицание дарования - всегда ручательства таланта. (В. Шекспир).

  4. Талант - как породистый конь, необходимо управлять им, а если дергать повода во все стороны, конь превратится в клячу. (М. Горький).

  5. Широта ума, сила воображения и активность души - вот что гений. (Дидро Д.)

Предъявление продукта групповой работы

Коллективная работа:

- Какие проблемы при внимательном рассмотрении темы «Талант» кроятся в этих высказываниях? (Проблемы представляются в вопросе и фиксируются в тетрадях)

- Талант - дар или труд?

- Для чего талант дан человеку?

- Гений и талант - одно и то же?

- Как сохранить талант?

- Почему талантливые люди должны трудиться больше бесталантных?

- Наследуется ли талант или природа отдыхает на детях гениев?

Работа с текстом (текст выразительно читается учеником)

Бритва жила у цирюльника, острая и красивая, не было ей равной на всем свете. Загордившись, решила, что ей негоже служить рабочим орудием. Спрятавшись в укромном уголке, пролежала много месяцев, а когда захотела расправить сияющее лезвие, обнаружила, что оно все покрылось ржавчиной.

Так человек, имеющий множество талантов и достоинств, может их растерять, если предается безделью и прекращает развиваться. (Леонардо да Винчи)

- Какую проблему или проблемы иллюстрирует текст? Как понимает «талант» Леонардо да Винчи?

Запишите к названным проблемам тезис. (Работа в парах). Предъявление работы в парах.

Примеры:

  1. Как сохранить талант? - Труд - единственный способ сохранить талант.

  2. Почему талантливые люди должны трудиться больше бесталантных? - Большой талант любит большого трудолюбия.

- Каким должен быть талантливый человек? Какие жизненные цели должен ставить?

Групповая работа: составление своей классификации талантов. Пример: выдающийся талант, гений, скрытая одаренность, злой гений и т. д.

- Есть ли у вас пример талантливого человека? В чем проявился его талант?

В ходе разговора появляется таблица аргументов

Талантливый человек или литературный герой

В чем секрет его гениальности и успеха?

К. Гаусс, математик

Его успехи в науке были столь велики, что при жизни ему присвоили титул «короля математиков». Однако в математику он вошел самоучкой, упорным трудом развивая свои способности

М.В. Ломоносов

Н.С. Лесков «Левша»

- Вспомните, как строится сочинение-рассуждение на морально-этическую тему? Смотрят презентацию.

1. Тезис - определение понятия талант

2. Комментирование определения - мнения о таланте

3. Два аргумента: первый - свое размышление о таланте на примере предложенного текста и другой - из личного опыта

4. Вывод - свое отношение к теме

III. Создание текста сочинения

Предлагается текст для индивидуальной работы (М. Пришвин или А. Кима о таланте)

IV. Коллективное обсуждение и установление критериев оценивания структуры сочинения. Например:

Первый критерий: Тезис - 2 балла

Неточный тезис - 1 балл

Отсутствие тезиса - 0 баллов

Второй критерий: Полный комментарий к определению - 2 балла

Недостаточный комментарий - 1 балл

Отсутствие комментария - 0 баллов

Третий критерий: …

V. Самооценка структуры созданного сочинения-рассуждения на морально-этическую тему

VI. Рефлексия - возвращение к целям урока. Что получилось? Чего не удалось достичь? Почему?









© 2010-2022