Театральный кружок как средство развития творческих способностей учащихся

В статье "Театральный кружок как средство развития творческих способностей учащихся" я пытаюсь найти ответы на вопросы, волнующие многих учителей: Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к творчеству и привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя? На мой взгляд, таким средством является школьный театр, во всяком случае, драматический кружок. О раб...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Театральный кружок как средство развития творческих способностей учащихся

Мингазова Руфина Завдатовна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ Гимназия №1 г. Балаково

Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к творчеству и привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя?

Таким средством является школьный театр, во всяком случае, драматический кружок. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Синтетический характер театрального искусства является эффективным и уникальным средством художественно-эстетического воспитания учащихся, благодаря которому детский театр занимает существенное место в общей системе художественно-эстетического воспитания детей и юношества. Подготовка школьных театральных постановок, как правило, становится актом коллективного творчества не только юных актеров, но и художников, музыкантов, организаторов и педагогов.

Традиции школьного театра в России имеют давнюю историю. Школьные театры были в Петербургском шляхетском корпусе, Смольном институте благородных девиц, в Московском университете и Царскосельском лицее.

Передовые учителя не только высоко оценивали возможности театра как средства наглядного обучения и закрепления полученных на школьных уроках знаний, но и активно использовали разнообразные средства театрального искусства в повседневной практике учебно-воспитательной работы.

Всем известен интересный театрально-педагогический опыт нашего крупного теоретика и практика педагогики А.С. Макаренко, талантливо описанный самим автором.

Интересен и поучителен опыт воспитания средствами театрального искусства педагогически запущенных детей и подростков, наработанный крупнейшим отечественным педагогом С.Т.Шацким. Детские театрализованные постановки педагог рассматривал как важное средство сплочения детского коллектива, нравственного воспитания детей, их приобщения к ценностям культуры.

Наш опыт театральной деятельности начался с постановки праздника «Осенний календарь» для 5-6 классов. Моим пятиклассникам так понравился процесс подготовки и выступления, что его решили повторить. В течение года организовали еще три постановки: «Рождество», «Масленица», «День славянской письменности и культуры» и «Праздник русской березки».

Организовывая эти праздники, ребята постигали увлекательную науку театрального мастерства, приобретали опыт публичного выступления и творческой работы, учились коллективной работе, работе с партнером, учились общаться со зрителем, работать над характерами персонажа.

Убеждена, что к подготовке и проведению внеклассных мероприятий нужно привлечь как можно больше заинтересованных людей: учителей, библиотекаря, учащихся и родителей. Чтобы проводимое мероприятие было достаточно интересным, чтобы все получили настоящее удовлетворение от проведенного мероприятия, ставшего настоящим праздником, нужно работать всем.

Цепочка "учитель литературы - библиотекарь - учащиеся - родители - учителя других предметов" должна работать бесперебойно.

Учитель отбирает и рекомендует языковой и тематический материал, является организатором и непосредственным участником мероприятий.

Задача библиотекаря школы - помочь учителю в пропаганде книги (подготовка рекомендательных списков книг для самостоятельного чтения, выставок книг, книжных бюллетеней, проведение бесед, подбор материала).

Задача родителей - помочь детям в оформлении костюмов, декораций, и, конечно, самим быть активными участниками конкретного мероприятия.

Задача учителей - предметников - в случае необходимости давать консультации самим участвовать в мероприятиях.

Самая главная задача стоит перед учащимися школы. Они главное действующее лицо и в подготовке сценариев, костюмов, декораций, и, конечно же, они - исполнители.

Например, при подготовке праздника «Рождество» были задействованы библиотекарь Хачпанова М.В., которая подбирала необходимую литературу, учитель изобразительного искусства Командина В. А. помогала учащимся оформлять декорации, под руководством учителя технологии Паршиной Е.Н. девочки шили одну часть костюмов, другую часть помогли сшить родители. Учитель музыки Стручкова О.Н. готовила с детьми вокальные номера, учитель ФЗК Погорелова Г.А. - хореографические.

Понятно, что внеклассная работа строится на добровольных началах при равном праве участвовать в ней как хорошо знающих предмет учащихся, так и слабо обучающихся. Особую активность приобретает индивидуальный подход к детям: учет их интересов и запросов, опора на их инициативу и самостоятельность, стимулирование любознательности и познавательной активности. Каждое предложение, замечание, пожелание учащихся выслушивается, обсуждается, принимается к сведению и действию.

В каждую постановку я стараюсь привлечь максимальное количество учащихся. Даже слабые учащиеся, дети с неидеальной дикцией принимают участие в спектаклях, потому что главная задача - это не создание профессионального спектакля, а раскрытие творческих способностей учащихся, воспитание умения работать в коллективе. Поэтому в праздниках принимали участие от половины до двух третей учащихся. Кто-то стремится только на главные роли, кому-то достаточно и крохотного эпизода. Я стараюсь делать так, чтобы в роли ведущих попробовали себя как можно больше учащихся.

В последующие два года мои ученики с удовольствием принимали участие в работе фольклорного кружка «Веретенце». Как ясно из названия, основное внимание было уделено народным праздникам.

Например, театрализованное представление «Посиделки на Кузьминки», подготовленное участниками кружка, познакомило учащихся с традиционным русским народным праздником, который отмечался 14 ноября как день проводов осени и встречи зимы, как день, когда отмечали завершение работ в поле и огороде и приступали к делам домашним. Не меньшим успехом пользовались и «Рождественские посиделки» с их колядками, играми, шутками. Завершающим стал «Праздник Светлой Пасхи», вышедший за рамки театрального представления. В его подготовке и проведении приняли участие 1-7 классы. Помимо театрального представления, были проведены конкурсы на лучший рисунок, буклет, презентацию, посвященные пасхальным обычаям в разных странах.

Три года работы кружка позволяют сделать вывод: театрализованные праздники, спектакли, концерты развивают творческие возможности детей, воспитывают наблюдательность, самостоятельность, воображение, развивают творческую инициативу, воспитывают любовь к родному краю и культуре.

Список литературы:

  • Гребенкин А.В. Театральная педагогика вчера и сегодня. theater111.ru/stg-4.htm

  • Гомма Е.И. Организация внеклассной работы по русскому языку и литературе как важная составляющая часть нравственного воспитания. nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/09/22/organizatsiya-vneklassnoy-raboty-po-russkomu-yazyku-i


© 2010-2022