Пресс-конференция «Поэзия подвига»

Присутствующие на пресс- конференции узнают о значении литературы в годы Великой Отечественной войны, познакомятся с творчеством молодых поэтов- фронтовиков, услышат их страстные, полные любви к Родине и ненависти к врагам стихи, выяснят, в чем причина постоянного внимания современных поэтов к событиям Великой Отечественной войны. Учащиеся заранее готовятся к данной пресс- конференции, выпускают газету,подбирают записи песен о войне, делают фотомонтаж из портретов и фотографий поэтов фронтовиков...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Северо-Казахстанская область

Акжарский район

с. Горьковское

Горьковская средняя школа

учитель русского языка и литературы

Герлиц Анна Дмитриевна

Пресс - конференция

«Поэзия подвига»

Оформление:

- выставка книг и сборников стихотворений о Великой Отечественной войне;

- записи песен о войне;

- монтаж из портретов и фотографий поэтов огненных лет и поэтов-современников,

- пишущих о войне;

- газета, фрагменты сочинений учащихся на военную тему.

Учащиеся класса распределяются на несколько творческих групп и заранее готовятся к уроку.

1-я группа учащихся изучает поэзию военного и послевоенного времени, готовит сообщение о Константине Симонове, Александре Твардовском, Алексее Суркове, Ольге Берггольц. (Света,Женис,Арман)

2-я группа учащихся знакомится с творчеством молодых лириков, отдавших свою жизнь за Родину (Муса Джалиль, Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров). (Айнаш, Витя, Самат)

3-я группа учащихся изучает творчество Юлии Друниной, Эдуарда Асадова, Владимира Высоцкого. (Самал, Арман)

Оформление пресс- конференции осуществляют два ученика. Они выпускают газету, подбирают записи песен о войне, делают фотомонтаж из портретов и фотографий (поэтов-фронтовиков) к уроку - пресс-конференции. (Таня, Эдик

«Журналисты» (два ученика) освещают ход пресс-конференции: пишут небольшие статьи, которые в конце пресс-конференции зачитываются.

«Библиотекарь» готовят обзор книг о Великой Отечественной войне.

Контроль за пресс-конференцией осуществляет один ученик. В конце урока он рецензирует и оценивает работу каждого участника пресс-конференции.

В центре класса за столом - ведущий ,учитель и учащиеся («корреспонденты»), которые подготовили интересные вопросы по теме «Поэзия подвига».

Вопросы «корреспондентов» заранее просматриваются ведущим (учителем), даются рекомендации.

Ведущий адресует вопросы (в зависимости от содержания) разным группам учащихся.

Эпиграф(красочно написан на плакате)

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте люди никогда

Об этом не забудем!

А.Т.Твардовский.

Проведение пресс - конференции

Слайд №1Учситель: - Мы проводим пресс-конференцию на тему «Поэзия подвига», на которой присутствуют корреспонденты ( Багдат и Альмира), а также гости.

Стол №1 - специалисты- исследователи поэзии Великой Отечественной войны и послевоенного времени. Они ответят на вопросы, интересующие корреспондентов.

Стол №2 - исследователи твoрчества молодых поэтов, погибших во время войны.

Стол№3 - поклонники и исследователи творчества Юлии Друниной, Эдуарда Асадова, Владимира Высоцкого, Роберта Рождественского.

Стол№4 - художники и оформители сегодняшней пресс-конференции (Татьяна и Эдуард)

Стол№5 - журналисты, освещающие ход пресс-конференции (Вера и Аягоз)

Стол№6 - представитель библиотеки (Людмила) выступит с обзором литературы по теме.

Стол№7 - контроль за пресс-конференцией осуществляет (Кристина).

Цели и задачи пресс-конференции:

Присутствующие на пресс-конференции узнают о значении литературы в годы Великой Отечественной войны; познакомятся с творчеством молодых поэтов-фронтовиков, услышат их страстные, полные любви к Родине и ненависти к врагам стихи; выяснят, в чем причина постоянного внимания современных поэтов к событиям Великой Отечественной войны.

Слайд №2 Эпиграф «прошла

война, прошла страда...»

Слайд №3Внимание... Сегодня 22 июня в 4 часа...

БАГДАТ - Прошли десятилетия с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, но память людская хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все долгие годы войны.

Память о событиях военной поры, изменивших ход истории, не уходит.

Священная Российская земля - вечная свидетельница бессмертного подвига воинов, отстоявших честь и независимость Родины. Русские люди совершали подвиги в Ленинграде, на Курской дуге, под Москвой, на Волге, на священной Сталинградской земле. О защитниках написаны романы, повести, очерки, огромное количество стихов и песен. Литература, поэзия - это «голос героической души русского народа».

Слай №4 Песня Лебедева -Кумача «Священная война»

Великая Отечественная война

Родина-Мать

Помним 1941-1945

БАГДАТ - Эта песня заставляет вспомнить, что война - это страшное испытание для нашей литературы. Любовь к Родине, патриотизм - замечательные качества человека - передают друг другу поколения, как драгоценную эстафету. Пока живы они в народе, будет жить и песня. Поэты и писатели с честью выполнили свой патриотический долг.

Слайд №5 Участники парада отправляются на войну

ДИНА - Сколько же писателей и поэтов было на фронте ?

Назовите их имена. (отвечают исследователи , сидящие за столом №1

СВЕТА - Свыше 2000 поэтов и писателей отправились на фронт. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяли страдания, опасности, лишения военных дней со всеми.

Слайд №6 Свыше 2000 поэтов и писателей

ЖЕНИС - Они создавали стихи и песни, которые поднимали боевой дух солдат.

Слайд №7 Более 300 писателей и поэтов

ЗАМЗАГУЛЬ - Более 300 писателей и поэтов пали смертью храбрых. Среди них Юрий Крымов, Иосиф Уткин, Аркадий Гайдар, молодые поэты - Павел Коган, Михаил Кульчитский, Николай Майоров. « Они ушли, недолюбив, недокурив последней папиросы...»

Слайд №8 Они ушли недолюбив, недокурив последней...

ДИНА - Какую роль играла в те суровые военные годы поэзия?

ЖЕНИС - Стихи и песни звали русских людей на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников.

Слайд №9 Песня «Эх, дороги»

СВЕТА - Стихи А. Твардовского, А. Суркова, О. Берггольц, Н. Тихонова, А.Ахматовой и их товарищей были рождены войной, потрясшей до основания жизнь народа, заставившей каждого задуматься о себе, о Родине, о прошлом, настоящем и будущем.

Слайд №9 Стихотворение «От бескрайней равнины...»

ЗАМЗАГУЛЬ - Поэзия не льстила современнику, не изображала его путь, усеянным розами, даже в дни побед, но и не чернила его. Она говорила о нем правду, она изображала судьбу человека. Была победной там, где была победа, и была скорбной там, где была скорбь.

Слайд №10 Стихи были рождены войной

СВЕТА - Поэзия в годы войны заняла особое место в духовной жизни миллионов людей. Она укрепляла веру в победу, в силы человека, помогала переносить испытания. Она помогала людям жить!

ЖЕНИС - Это была яркая, сильная и многоплановая поэзия!

Слайд №11 Музыка. Стихотворение «Вспомним...»

ДИНА - Расскажите о Константине Симонове, Александре Твардовском, Ольге Берггольц и других замечательных поэтах . Какие стихи о войне взволновали вас? Прочтите ИХ. (Вопросы адресуются учащимся 1-й группы.)

Слайд №12 Константин Симонов

СВЕТА - Сообщение о А. Твардовском

ДИНА - стих. К. Симонова «Жди меня...»

ЖЕНИС - стих. О. Берггольц «Сестра»

Песня «Катюша»

Слайд № 13 Катюша

ДИНА - Какая же тема военных лет, по-вашему, стала центральной? Кто главный герой этой поэзии? (отвечают «исследователи сидящие за столиком №2).

АЙНАШ -Центральной, определяющей темой поэзии Великой Отечественной войны стала тема любви к Родине, призыв к ее защите.

ВИТЯ -Герои поэзии военных лет - это и русские воины- освободители, и простые труженики тыла, это и дети, т. е, все те, кто боролся с фашизмом!

Слайд №14 Труженики тыла

САМАТ - А главное - это люди разных национальностей и разных возрастов, выдержавшие суровые и тяжелые испытания, выпавшие на их долю

Слайд № 15 Казахстан в ВОВ

БАГДАТ - Хочу особенно отметить казахстанцев. В годы Великой Отечественной войны Казахстан послал на фронт более 1 миллиона 200 тысяч человек. Казахстанцы показали себя отважными защитниками Родины. Многие казахстанцы были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Это знаменитые панфиловцы, Толеген Тохтаров, славные дочери казахского народа Маншук Маметова, Алия Молдагулова. Надо отметить, что в стихотворениях и песнях, очерках, написанных в самые первые недели войны, уже звучала уверенность в победе.

Слайд №16 Казахстанцы - герои ВOВ

БАГДАТ - Суровая зима 1943 года. Над городом Ленина, зажатым в тиски блокады, нависла смертельная опасность. Страна с болью в сердце ждала сообщений из осажденного Ленинграда.

Слайд № 17 Блокада Ленинграда

БАГДАТ - В эти полные тревоги дни из казахского аула в предгорьях Алатау раздался пламенный голос народного акына ДЖАМБУЛА.

Слайд № 18 Д. Джабаев

БАГДАТ- «Ленинградцы, дети мои!.. » - взывал поэт, вдохновляя стойких борцов к мужеству и непоколебимости.

«Ленинградцы, гордость моя!..» набатом звучали по всей стране строки, рожденные горячим сердцем акына и еще раз доказавшие великую и нерушимую силу дружбы народов.

АЙНАШ - Биография Д. Джабаева.

КРИСТИНА- Стихотв. «Ленинградцы - дети мои» на каз. языке

АЙНАШ - стих. «Ленинградцы - дети мои» на рус. языке

БАГДАТ - Алексей Толстой, Илья Эренбург, Михаил Исаковский, Алексей Сурков и другие знаменитые писатели и поэты ничуть не сомневались, что враг будет разгромлен. Родина будет освобождена от фашистов.

( песня «Алия» в записи )

ДИНА -Хотелось бы узнать о молодых лириках огненных лет, о тех, у которых все еще было впереди.

( о поэтах П. Когане, М. Кульчицком, Н. Майорове, молодых, сильных, жизнелюбивых, мечтавших о творческом труде, горячей и чистой любви, светлой жизни на земле. Без колебаний они вступили в борьбу с фашизмом.)

Слайд № 19 Кульчицкий

БАГДАТ -Николай Майоров писал о своем героическом поколении:

Мы были высоки, русоволосы.

Вы в книгах прочитаете, как миф,

О людях, что ушли, недолюбив,

Недокурив последней папиросы

ВИТЯ - (сообщение о творчестве молодых лириков )

БАГДАТ - Особо хочется сказать о молодом татарском поэте, имя которого Муса Джалиль, о его «Маобитских тетрадях»- цикле стихов, написанных в фашистском застенке Маобитской тюрьмы в Берлине.

Слайд № 20 М. Джалиль

САМАТ - Муса Джалиль был казнен в 1944 году. У нас в стране его считали пропавшим без вести. Только после войны мир облетела весть о его двух маленьких записных книжечках, густо исписанных мелким бисерным почерком. Это 115 стихотворений написанных в заточении, которые Муса Джалиль мечтал напечатать.

Поэзия Муса Джалиля - это поэзия глубокой мысли, страстных чувств, неукротимой воли. Одним из самых сильных является стихотворение «Мои песни» . Это как бы ключ ко всем другим стихам «Моабитских тетрадей», их обобщение:

Пел я, весеннюю свежесть почуя,

Пел я, вступая за Родину в бой,

Вот и последнюю песню пишу я,

Видя топор палача над собой.

Песня меня научила свободе,

Песня борцом умереть мне велит.

Жизнь моя песней звенела в народе,

Смерть моя песней борьбы прозвучит.

БАГДАТ - Стихи Мусы Джалиля принадлежат к тем творениям литературы, которые с годами волнуют все сильнее.

РУСЛАН - отрывок из стихотворения М. Джалиля «Варварство»

ДИНА - Прошло много лет после окончания войны. Почему Великая Отечественная война продолжает владеть сердцами людей? Чем объяснить столь большой интерес нашей литературы к этой теме?

Слайд № 21 Победа

БАГДАТ - Великая Отечественная война перевернула весь ход мировой истории ушедшего 20 столетия. Эта тема настолько глубоко затронула души людей, что до сих пор не перестает волновать философов, историков, политологов,

писателей, поэтов, кинорежиссеров. Множество проникновенных строк о войне написали люди, которым посчастливилось родиться после победы.

Слайд № 22 Память

Дина - Расскажите о произведениях Ю.Друниной, В.Высоцкого, Р.Рождественского и других поэтов на военную тематику.

(поклонники и исследователи творчества В. Высоцкого )

Слайд № 23 В. Высоцкий

САМАЛ - биография Высоцкого,

Песня В. Высоцкого

БАГДАТ - Особо хочется сказать о стихотворении Эдуарда Асадова «Реликвии страны» , в нем щемящая боль за сегодняшнее поколение

БАГДАТ - стихотворение «Реликвии страны»

Слайд №24 Роза

БАГДАТ (выводы) - Тема Великой Отечественной войны остается одной из ведущих тем в литературе на современном этапе. Но литература, в том числе поэзия, возвращается к событиям войны не только для того, чтобы вновь и вновь показывать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерег от катастрофических ошибок в будущем.

Слайд № 25 Колокол Бухенвальда

(инсценировка песни «Бухенвальдский набат» уч-ся 11 кл

БАГДАТ - С давних пор человечество веровало в священную очищающую силу живого огня. Пламя Вечного огня в память о погибших полыхает на многих мемориальных комплексах , посвященных Великой Отечественной. Сейчас мы с вами зажжем свечу Пусть она станет символической частичкой Вечного огня Памяти, которая согреет ваши души и ваши сердца. ( ЗАЖЕЧЬ СВЕЧУ)

Слайд № 26 Вечный огонь

БАГДАТ - почтим память всех расстрелянных, зверски замученных, умерших от голода погибших на полях сражений той страшной войны МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ

(минута молчания)

Слайд № 27 Минута молчания (МЕТРОНОМ)

ДИНА - Расскажите о литературе по данной теме.

ЛЮДА - (обзор литературы по данной теме делает «библиотекарь»)

БАГДАТ - Слово предоставляется художникам и оформителям пресс-конференции

ЭДУАРД - (показывают плакат, рассказывают что нарисовали в ходе пресс- конференции)

БАГДАТ -Слово «журналистам», освещавшим ход пресс-конференции.

ВЕРА - ( читаются небольшие заметки- статьи, написанные учащимися -

«журналистами» .)

БАГДАТ - Слово представителю, осуществляющему контроль за проведением пресс - конференции.

КРИСТИНА - ( рецензирует и оценивает каждого участника пресс-конференции, учитель дополняет или исправляет).



© 2010-2022