Урок по русскому языку Заимствованные слова6 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат txt
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
 6 КЛАСС Пояснительная записка Цель: создание условий для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС при решении учебной задачи: введение понятия «исконно русские» и «заимствованные» слова, формирование умения опознавать иноязычные слова на практике. Личностные результаты: воспитание готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми. Метапредметные результаты: личностные УУД (мотивация): умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; регулятивные УУД (планирование): умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; коммуникативные УУД: умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; познавательные УУД: осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение строить  логические рассуждения и делать выводы; личностные УУД (творчество): умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение регулятивные УУД (контроль и оценка): умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения, владение основами самоконтроля, самооценки; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Предметные результаты: ввести понятие «исконно русские» и «заимствованные» слова, определить причины заимствования слов, формировать умение опознавать иноязычные слова на практике. Место урока в теме: урок изучения нового материала. Оборудование, раздаточный материал: мультимедийная презентация. ХОД УРОКА I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ Проверка домашнего задания. Учащимся было предложено привести примеры неологизмов, которые  появились: 1) в связи с началом освоения космоса (1 ряд); 2) развитием информатики в 20-21 вв. (2 ряд); Учащиеся отвечают по цепочке. III.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛ 1.Беседа с учащимися. -Все слова языка называют...? -Словарный запас одного человека называется...? -Слова одинаковые по звучанию и написанию,но разные по лексическому значению...? -Слова с противоположным лексическим значением...? -Слова,обозначающие одно и то же,но разные по оттенкам лексического значения...? -Слова,употребляемые жителями той или иной местности...? -Слова,ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой...? -Новые слова,возникающие в языке...? Найдите в словаре следующее слово: коррупция(слайд 2) -Каково значение этого слова?(Слайд 3) -Из какого языка оно пришло в русский язык? 2.На доске:(слайд 4) Корру́пция (от лат. Corrumpere - растлевать, лат. Corruptio - подкуп, порча) - термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Словарный запас нашего языка пополняется за счет заимствования слов из других языков. Как можно сформулировать тему урока? Итак, тема нашего урока «Исконно русские и заимствованные слова» (запись темы в тетрадь). А его цель? (Постараться выяснить, что такое «исконно русские» слова и как их отличить от «заимствованных»). 3.Работа с учебником. 1.Чтение учебной статьи. (Учебник, с. 42). -Прочитайте учебную статью (с. 43. Теория). 2.Совершенствование навыков работы со словарем. Выполните упр. 91. 3.Наблюдение за особенностями произношения заимствованных слов. IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА 1.Прочитайте текст. Замените в нем выделенное заимствованное слово на русское.(слайд 5) Коррупция в России возникла не вчера; история русского взяточничества так же богата, как и сама история России, и насчитывает уже много веков. Гордиться тут нечем, но есть над чем задуматься. Ведь именно из истории можно понять, почему мы имеем сегодняшние проблемы... Изначально коррупция для чиновников в России была законным видом деятельности. Государственные чиновники жили за счет «кормлений», т.е. на подношения от тех, кто был заинтересован в их деятельности. Князь посылал своих представителей (воевод, наместников) в провинцию без денежного вознаграждения, но наделив их огромными полномочиями. Местное население не скупилось на подарки - другого-то выхода не было. Собрав мзду, наместники возвращались в столицу, где излишки накопленного добра у них отнимали в пользу казны. Так формировалась круговая порука столичных и провинциальных взяточников. «Кормления» были официально отменены в 1556 г., но традиция жить и богатеть за счет подданных сохранилась в нашем менталитете, к сожалению, и по сей день. К XV веку коррупция в России приобрела характер системы. Если чиновник выполнял за подношение какое-то действие (между прочим, свои прямые обязанности), это называлось «мздоимство» и воспринималось как норма. Но - если чиновник при этом не нарушал закона. Если же его подкупали для совершения чего-то незаконного, что было возможно благодаря его должности, это относилось уже к «лихоимству». С лихоимством пытались бороться. Первый закон о наказании судей за взятку можно найти в Судебнике 1497 г. Спустя полвека, в Судебнике 1550 г., вопрос взяточничества стал рассматриваться более детально. Так, для дьяка, который за взятку составил подложный протокол или исказил показания сторон, было предусмотрено наказание в форме тюремного заключения. Кроме того, он должен был выплатить штраф в размере суммы иска. Сегодняшнее правительство, как и правители прошлых эпох, пытается противостоять этой заразе, но пока в массовом сознании коррупция будет восприниматься как нормальное и неизбежное явление, ничего не изменится. Пока взятки будут предлагать, их будут брать, какие бы суровые наказания за это ни грозили. Но зачастую люди не в состоянии решить свои проблемы, не давая взяток... Получается заколдованный круг. Сможем ли мы общими силами разорвать его, выйдет ли Россия из тени такого страшного явления, как коррупция? Вопрос этот - покуда чисто риторический... Покажет время. .-Ребята,а как вы думаете,сможем ли мы общими силами разорвать этот замкнутый круг? -С помощью текста составьте синонимический ряд для слова «коррупция» 2.Творческий диктант. Подберите к заимствованным словам русские слова-синонимы. Аргументировать, аэроплан, афиша, коррупция, аллея, вестибюль, шоссе, диспут, акцентировать, контролировать, антракт, агрессивный, инструкция. Слова для справок: дорога, вход, объявление, подкуп, спор, самолет, доказывать, обратить особое внимание, проверять, перерыв, враждебный, указание. 3.Распределительный диктант. Запишите слова, распределяя их в две колонки: в первую - без удвоенной согласной, во вторую - с удвоенной согласной. Написание слов, вызывающих сомнение, проверьте по словарю. Фильм, футбол, хоккей, теннис, коррупция, агроном, касса, тонна, масса, килограмм, километр, деталь, автор, сумма, троллейбус, аппарат, тротуар, курьер. V.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА Беседа с учащимися. -Всегда ли нужно стремиться использовать заимствованные слова? Когда без них можно обойтись? -К чему ведет злоупотребление заимствованными словами? -Написание каких слов с орфограммой «Удвоенные согласные в заимствованных словах» вы сегодня запомнили? -Как произносятся слова с удвоенной согласной? VI.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Повторить теоретический материал . Упр. 96. 
© 2010-2022