Контрольная работа по теме «Лексика»

Лексика и фразеология изучаются в школе достаточно давно. Их включение в качестве самостоятельных разделов в школьную прог­рамму по русскому языку повысило познавательно-практическую направленность курса, способствовало повышению интереса уча­щихся к русскому языку как учебному предмету, оживило внекласс­ную работу, обеспечило условия для создания элективных курсов  по лексике и фразеологии.   Уроки, посвященные изучению лексики и фразеологии в 6-м классе, – это знакомство учеников с языковыми явлениями, которые лежат в основе классификации лексических единиц языка. Такое изучение имеет определенные задачи: обогащение словарного запаса учащихся; формирование умений: -определять лексическое значение слов и фразеологизмов, используя различные типы толковых словарей (в том числе фразеологических); -определять, в каком значении употреблены слова и фразеологизмы в контексте; -употреблять слова и фразеологизмы в речи в соответствии с их лексическим значением и стилистическими свойствами. Эффективной формой контроля является тестовая проверка. Она позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой (диктантом с грамматическим заданием) и тем самым создает предпосылки для повышения информативности об объективности результатов обучения. Именно поэтому я предлагаю подобное тестирование в качестве контрольной работы по теме «Лексика».
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6 класс

Контрольная работа по теме «ЛЕКСИКА»

1. Выписать слова, употребленные в переносном значении:

А)…Синий колокольчик спит в тени берез… (В.Брюсов)

Б) Качая клювом и хвостом, будильник ходит под окном. (М.Пляцковский)

2. Составить словосочетания, употребив данные слова в прямом и переносном значении:

ДВОРНИК

3. Докажите, что приведенные ниже слова являются многозначными. Для этого составьте словосочетания, употребив эти слова в разных значениях:

ГЛУБОКИЙ, ГЛУХОЙ

4. Подобрать однокоренные слова к словам-омонимам:

Точка - знак препинания;

Точка - точка коньков;

Мир - Вселенная;

Мир - спокойствие.

5. Подобрать синоним и антоним к прилагательному в каждом словосочетании:

ЗДОРОВЫЙ ОРГАНИЗМ, СИЛЬНЫЙ МОРОЗ

6. Укажите, какими (устар., обл., спец.) являются нижеприведенные слова:

БУРСАКИ - наименование учащихся духовной семинарии на Украине.

КАЗАКИН - название верхней одежды.

КОЖЕВНИК - ремесленник, занимающийся выделкой кожи.

7. Приведите примеры заимствованных слов. Доказать, что эти слова являются заимствованными.

8. Заменить фразеологизмы синонимами:

ЗАДРАТЬ НОС, СПУСТЯ РУКАВА, ВОДИТЬ ЗА НОС

9. Определить слово по его лексическому значению:

А) Раздел языкознания, изучающий происхождение и историю слов.

Б) Раздел науки о языке, изучающий лексическое значение, употребление слов.

В) Раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов.

Г) Раздел науки о языке, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение фразеологизмов.

Д) Слова, имеющие несколько лексических значений.

Е) Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

Ж) Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

З) Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

И) Слова, употребляемые только жителями той или иной местности.

К) Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии.

Л) Слова, вошедшие в русский язык из других языков.

М) Слова, вышедшие из активного повседневного употребления.

Н) Новые слова, возникающие в языке.

10. Расставить ударение в словах:

КАТАЛОГ, КОСТЮМИРОВАННЫЙ БАЛ, ЛОМОТЬ, ЗВОНЯТ, ДОСЫТА, ДОБЕЛА, ГРУНТОВЫЕ РАСТЕНИЯ.



© 2010-2022