Рабочая программа по литературе для профессии Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по литературе для профессии Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАРТАЛИНСКИЙ МНОГООТРАСЛЕВОЙ ТЕХНИКУМ»






УТВЕРЖДАЮ

Директор ________С.А.Ермухаметов

«__» ___________ 2015 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

ОДБ.02 «Литература»

для профессии



15.01.05. «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»





Карталы

2015



ОДОБРЕНА
на заседании предметно-цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин

протокол № 1 от 28 августа 2015 г.

Составлена на основе Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ СПО на базе основного общего образования с учетом требования ФГОС и получаемой специальности, в соответствии с федеральным базисным учебным планом для профессии технического профиля

Председатель ПЦК общеобразовательных дисциплин

____________________Н.Н. Гревцева


Составитель: С. Н. Асташенко

Преподаватель ГБПОУ «КМТ»

Рецензент










СОДЕРЖАНИЕ

стр.


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4


  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


10


  1. условия реализации программы учебной дисциплины


36


  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


39


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Литература»

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы для профессии 15.01.05 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисци­плины «Литература», и в соответствии с Рекомендациями по организации получе­ния среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

учебная дисциплина «Литература» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины

Содержание программы «Литература» направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных

понятий; формирование общего представления об историко-литературном про-

цессе;

• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

Освоение содержания учебной дисциплины «Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

−− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню

развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в

поликультурном мире ;

−− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

−− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,

находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

−− готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

−− эстетическое отношение к миру;

−− совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;

−− использование для решения познавательных и коммуникативных задач раз-

личных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);

метапредметных:

−− умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,

подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

−− умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать

ее, определять сферу своих интересов;

−− умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

−− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной

деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

предметных:

−− сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

−− сформированность навыков различных видов анализа литературных произ ведений;

−− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

−− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной

и скрытой, основной и второстепенной информации;

−− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

−− знание содержания произведений русской, родной и мировой классической

литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

−− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный

контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

−− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и

выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

−− владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального лич-ностного восприятия и интеллектуального понимания;

−− сформированность представлений о системе стилей языка художественной

литературы.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- сопоставлять литературные произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия;





1.4. Общая характеристика учебной дисциплины «Литература»

Литературе принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии человека, формировании его миропонимания и национального самосознания. Литература формирует духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.

Основой содержания учебной дисциплины «Литература» являются чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Обучающиеся постигают категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимают, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможны только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко - и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Изучение учебного материала по литературе предполагает дифференциацию уровней достижения обучающимися поставленных целей.

Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных литературных понятий и практически полезных знаний при чтении произведений русской литературы, так и в овладении способами грамотного выражения своих мыслей устно и письменно, освоении навыков общения с другими людьми.

На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой культуры и обеспечивающие миропонимание и мировоззрение человека, включенного в современную общественную культуру.

В процессе изучения литературы проводятся практических занятий по развитию речи, сочинений, контрольных работ, семинаров, заданий исследовательского характера и т. д. Тематика и форма их проведения зависят от

поставленных преподавателем целей и задач, от уровня подготовленности обучающихся.

Содержание учебной дисциплины структурировано по периодам развития литературы в России с обзором соответствующего периода развития зарубежной литературы, предполагает ознакомление обучающихся с творчеством писателей, чьи произведения были созданы в этот период, включает произведения для чтения, изучения, обсуждения и повторения.

Изучение литературных произведений для чтения и обсуждения может быть обзорным (тематика, место в творчестве писателя, жанр и т. д.).

Содержание учебной дисциплины дополнено краткой теорией литературы - изучением теоретико-литературных сведений, которые особенно актуальны при освоении учебного материала, а также демонстрациями и творческими заданиями, связанными с анализом литературных произведений, творчеством писателей, поэтов, литературных критиков и т. п.

Изучение литературы завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета.


1.5. Количество часов, отведённое на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки -251 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки -171 часов;

самостоятельной работы - 80 часов.
































2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

251

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

171

в том числе:


лабораторные занятия

-

практические занятия

20

контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

80

в том числе:


самостоятельная внеаудиторная работа

80

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета (2 час)



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение.

Историко-культурный процесс рубежа XVIII - XIX веков. Литературные общества и кружки. Зарождение русской литературной критики. Становление реализма в русской литературе. Русское искусство. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке.

1

1

Раздел 1. Русская литература первой половины XIX века

Тема 1.1.

Русская литература первой половины XIX века. Романтизм.

Содержание учебного материала

1

Обзор культуры. Литературная борьба. Романтизм - ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. Самобытность русского романтизма.

1


Практическое занятие

-


Тема 1.2.

А.С.ПУШКИН.

Жизненный и творческий путь.


Содержание учебного материала


2

1

Жизненный и творческий путь. Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина. Стихотворения: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «К морю», «Редеет облаков летучая гряда», «Деревня», «Из Пиндемонти», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…». Философское начало в ранней лирике. Мотивы свободы, неволи, обманутой любви, неразрешимые противоречия героев южных поэм Пушкина. Эволюция романтического героя. Автор и герой.

1


Практическое занятие

-


Тема 1.3.

Семинар «Лелеющая душу гуманность» творчества А. С. Пушкина.

Содержание учебного материала


2

Практическая работа. Гражданские, политические и патриотические мотивы лирики Пушкина: вера в закон, отвержение ханжества, мистики, стремление к подвигу. Соотнесение вольнолюбивых настроений с мироощущением самого поэта, с его призванием. Философское осмысление личной свободы. «Вольность». Понимание Пушкиным России как могущественной, великой державы. Тема поэта и поэзии. Новаторство Пушкина в соединении темы высшего предназначения поэзии и личного переживания. «Пророк», «Поэту». Лирика любви и дружбы. Средоточие внимания поэта на внутреннем мире личности. Гармония человеческих чувств в лирике Пушкина.

2

3

Тема 1.4.

Поэма «Медный всадник».

Содержание учебного материала

1

2

Проблема личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина. Жизнеутверждающий пафос поэзии Пушкина.



Практическое занятие

-


Содержание учебного материала



Тема 1.5.

М. Ю. Лермонтов.

Жизненный и творческий путь.

Характеристика творчества. Этапы творчества. Основные мотивы лирики. Стихотворения: «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Дума», «Как часто пестрою толпою…», «Валерик», «Сон» («В полдневный час, в долине Дагестана…»), «Родина», «Пророк», «Она не гордой красотой», «К портрету», «Силуэт», «Мой Демон», «Я не унижусь пред тобой..», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Памяти А. И. Одоевского», «Желание». Мотивы одиночества. Высокое предназначение личности и ее реальное бессилие - сквозная тема лирики Лермонтова. Обреченность человека. «Выхожу один я на дорогу…» и др

2

2

Практическое занятие

-


Тема 1.6.

Н.В. ГОГОЛЬ. Жизненный и творческий путь.

Содержание учебного материала

1

2

Личность писателя, жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). «Петербургские повести»: проблематика и художественное своеобразие. Особенности сатиры Гоголя. Значение творчества Н. В. Гоголя в русской литературе. «Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел.



Практическое занятие



Тема 1.7.

Повесть Н. В. Гоголя «Портрет»

Содержание учебного материала

1

2

Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести. Авторская позиция. Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе. Теория литературы. Литературный тип. Деталь. Гипербола. Гротеск. Юмор. Сатира.



Практическое занятие

-



Раздел 2. Русская литература второй половины XIX века



Тема 2.1.

Русская литература второй половины XIX века

Содержание учебного материала

1

2

Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев. Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика.


Практическое занятие

-


Тема 2.2.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ. Жизненный и творческий путь.

Содержание учебного материала

1

2

Жизненный и творческий путь А. Н. Островского. Социально-культурная новизна драматургии А. Н. Островского. Темы «горячего сердца» и «темного царства» в творчестве А. Н. Островского.

Драма «Гроза». Творческая история драмы. Жанровое своеобразие. Художественные особенности драмы.

Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. Теория литературы: понятие о драме.



Практическое занятие

-


Тема 2.3.

Город Калинов и его обитатели. Быт и нравы «темного царства».

Содержание учебного материала

2

2

Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе. Символика грозы. Чтение по ролям пьесы «Гроза», характеристика героев. Роль персонажей второго ряда в пьесе.



Практическое занятие

-


Тема 2.4.

Сила и слабость характера Катерины.

Тема 2.5.

Споры вокруг пьесы «Гроза»

Содержание учебного материала

2

2

Образ Катерины - воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме. Катерина в оценке Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева.



Практическое занятие Театрально-сценическое открытие А. Н. Островского. А. Н. Островский - создатель русского театра XIX века. Новизна поэтики Островского. Типы деловых людей в пьесах А. Н. Островского. Природа комического. Особенности языка. Авторское отношение к героям. Непреходящее значение созданных драматургом характеров.

1

3

Тема 2.6.

И.А. ГОНЧАРОВ.

Жизненный и творческий путь.

Содержание учебного материала

1

2

Сведения из биографии. «Обломов». Творческая история романа. Сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа. Обломов. Противоречивость характера.



Практическое занятие

-


Тема 2.7.

Система персонажей в романе «Обломов»

Содержание учебного материала

1

2

Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Решение автором проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений. (Ольга Ильинская - Агафья Пшеницына). Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху.



Практическое занятие

-


Тема 2.8.

И.С. ТУРГЕНЕВ. Жизненный и творческий путь. Роман «Отцы и дети».

Содержание учебного материала



Сведения из биографии. «Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа.

2

2

Практическое занятие

-


Тема 2.9.

«Меж ними всё рождало споры…»

Содержание учебного материала

2

2

Практическое занятие. Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). «Конфликт двух поколений». Комментированное чтение и анализ 10 главы романа «Отцы и дети».



Тема 2.10.

Любовь в романе «Отцы и дети».

Содержание учебного материала

2

2

Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Тема любви в романе. Образ Базарова. Особенности поэтики Тургенева. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя.



Практическое занятие

-


Тема 2.11.

Анализ эпизода «Смерть Базарова».

Содержание учебного материала

1

2

Значение заключительных сцен романа. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе. Полемика вокруг романа. (Д. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович).

Теория литературы: Развитие понятия о родах и жанрах литературы (роман). Замысел писателя и объективное значение художественного произведения.



Практическое занятие

-


Содержание учебного материала



Тема 2.12.

Личность и судьба Ф. И. Тютчева.

Сведения из биографии. Стихотворения: « «Не то, что мните вы, природа…», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил Вас - и все былое…»), «День и ночь», «Эти бедные селенья…» и др. Философичность - основа лирики поэта. Символичность образов поэзии Тютчева. Общественно-политическая лирика. Ф. И. Тютчев, его видение России и ее будущего.

1

2

Тема 2.13.

Пейзажная и любовная лирика

Практическое занятие Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта.

1

3

Содержание учебного материала



Тема 2.14.

А.А. ФЕТ.

Сведения из биографии. Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Еще майская ночь...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Это утро, радость эта…», «Еще одно забывчивое слово», «Вечер» и др. Связь творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов. Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Лирический герой в поэзии А.А. Фета.

2

2

Практическое занятие

-


Тема 2.15.

А.К. ТОЛСТОЙ.

Содержание учебного материала



Сведения из биографии. Стихотворения: «Меня во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Колокольчики мои…».

1

2

Практическое занятие

-


Тема 2.16.

Н.А. НЕКРАСОВ.

Жизненный и творческий путь.

Разнообразие тем лирики.

Содержание учебного материала



Сведения из биографии. Стихотворения: «Родина», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в шестом…», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди», «Тройка», « «Плач детей», «О Муза, я у двери гроба..», « Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…». Гражданский пафос лирики. Своеобразие лирического героя 40-х-50-х и 60-х-70-х годов. «Памяти Добролюбова», Поэт и гражданин» и др.

1

2

Практическое занятие

-


Тема 2.17.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - эпопея народной жизни.

Содержание учебного материала



Поэма «Кому на Руси жить хорошо».Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирическое изображение «хозяев» жизни. Комментированное чтение поэмы и характеристика образов (Яким Нагой, Савелий, Ермил Гирин и др.)

1

2

Практическое занятие

-


Тема 2.18.

Многообразие типов крестьян и помещиков в поэме.

Содержание учебного материала



Образ женщины в поэме. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. . Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы. . Особенности стиля. Сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами. Своеобразие языка. Поэма Некрасова - энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века.

2

2

Практическое занятие

-


Тема 2.19.

Н.С. ЛЕСКОВ. Жизненный и творческий путь.

Содержание учебного материала



Сведения из биографии. Повесть «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера.

1

2

Практическое занятие

-


Тема 2.20.

Повесть «Очарованный странник» (обзор с анализом глав)

Содержание учебного материала



Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова. Повторение. Национальный характер в произведениях Н. С. Лескова («Левша»).

2

2

Практическое занятие

-


Тема 2.21.

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. Жизненный и творческий путь. «Сказки…»

Содержание учебного материала



Сведения из биографии. Своеобразие типизации и писательской манеры Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы.

Теория литературы: развитие понятия сатиры, понятия об условности в искусстве (гротеск, «эзопов язык»).

2

2

Практическое занятие

-


Тема 2.22.

«История одного города» (обзор).

Содержание учебного материала



Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города».

Приемы сатирической фантастики, художественного иносказания. Эзопов язык. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы

1

2


Практическое занятие

-


Тема 2.23.

Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ. Жизненный и творческий путь.

Содержание учебного материала



Сведения из биографии. «Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе Социальная и нравственно-философская проблематика романа.

1

2

Практическое занятие

-


Тема 2.24.

Петербург в романе «Преступление и наказание»

Содержание учебного материала



Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова.

1

2

Практическое занятие

-


Тема 2.25.

Идея Раскольникова о праве сильной личности.

Содержание учебного материала



Раскрыть суть теории. Проблема «сильной личности» и

«толпы», «твари дрожащей» и «имеющих право» и ее опровержение в романе.

Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей.

2

2

Практическое занятие

-


Тема 2.26.

Преступление Раскольникова.

Содержание учебного материала



Власть теорий над человеком, ответственность человека за идеи, которыми он руководствуется.

2

2

Практическое занятие

-


Тема 2.27.

Семинар «Двойничество» в романе.

Содержание учебного материала



Символическое значение снов Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа.

Эволюция идеи «двойничества».

2

2

Практическое занятие

-


Тема 2.28.

Семья Мармеладовых в романе.

Содержание учебного материала



Комментированное чтение и анализ глав из романа «Преступление и наказание». Символические образы в романе. Символическое значение образа «вечной Сонечки». Своеобразие воплощения авторской позиции в романе. «Правда» Раскольникова и «правда» Сони. Библейские мотивы в произведении.

1

2

Практическое занятие

-


Тема 2.29.

Женские образы в романе «Преступление и наказание»

Содержание учебного материала



Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе.

Роль пейзажа. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе. Теория литературы: проблемы противоречий в мировоззрении и творчестве писателя. Полифонизм романов Ф.М. Достоевского.

1

2

Практическое занятие

-


Содержание учебного материала



Тема 2.30.

Эпилог романа «Преступление и наказание»

анализ эпилога романа. Споры вокруг романа и его главного героя.

2

2

Практическое занятие

-


Тема 2.31.

Л.Н. ТОЛСТОЙ. Жизненный и творческий путь.

Содержание учебного материала



Духовные искания писателя. Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Работа со статьями в учебнике «Я старался писать историю народа…». Роман-эпопея». Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение «войны» и «мира». Работа со статьями в учебнике «Я старался писать историю народа…», «Люди, как реки…» Диалектика души».

Теория литературы. Понятие о романе-эпопее.

1

1

Практическое занятие



Тема 2.32.

«Мысль семейная» в романе «Война и мир»

Содержание учебного материала



Жизненные ценности семей Болконских и Ростовых

1

2

Практическое занятие

-


Тема 2.33.

Изображение войны 1805-1807 гг

Содержание учебного материала



Отношение Толстого к войне. Идейно- художественное особенности изображения войны 1805-1807 гг.

2

2

Практическое занятие

-


Тема 2.34.

Отечественная война 1812 г. Философия войны в романе.

Содержание учебного материала



Картины войны 1812 года. Значение образа Платона Каратаева. «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Партизанское движение в романе. Патриотизм в понимании писателя. Осуждение жестокости войны в романе Повторение. Тема войны 1812 года в творчестве М. Ю. Лермонтова («Бородино»).

2

2

Тема 2.35.

Кутузов и Наполеон как личности и полководцы.

Практическое занятие. Взгляд Толстого на роль личности в истории. Образы Кутузова и Наполеона в идейной направленности романа. Развенчание идеи «наполеонизма».

2

3

Тема 2.36.

Жизненный путь князя Андрея и Пьера Безухова.

Содержание учебного материала



Практическая работа. Духовные искания Андрея Болконского. Духовные искания Пьера Безухова

2

3

Тема 2.37.

Наташа Ростова - любимая героиня писателя.

Содержание учебного материала



Духовные искания Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи

2

2

Практическое занятие

-


Тема 2.38.

Художественное своеобразие романа «Война и мир».

Содержание учебного материала



Мировое значение творчества Л. Толстого. Л. Толстой и культура XX века.

1

1

Практическое занятие

-


Тема 2.39.

А.П. ЧЕХОВ. Жизненный и творческий путь.

Содержание учебного материала



Сведения из биографии. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа в журналах. Чехов - репортер. Драматургия Чехова. Театр Чехова - воплощение кризиса современного общества. Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. «Ионыч»

1

1

Практическое занятие

-


Тема 2.40.

Маленькая трилогия. Анализ рассказа «Человек в футляре».

Содержание учебного материала



Усвоение содержания «мал. трилогии», раскрытие идейно -худ. своеобразия рассказов

1

2

Тема 2.41.

Идейно-художественное своеобразие рассказов «Крыжовник», «О любви».

Практическая работа. Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова

2

2

Тема 2.42.

Тема гибели человеческой души в рассказе «Ионыч»

Содержание учебного материала



Раскрыть трагизм повседневно - будничного существования.

2

2

Практическое занятие

-


Тема 2.43.

Своеобразие конфликтов, система персонажей пьесы «Вишнёвый сад».

Содержание учебного материала



Комедия «Вишневый сад» - вершина драматургии Чехова. Своеобразие жанра. Жизненная беспомощность героев пьесы (Раневская и Гаев). Теория литературы. Развитие понятие о драматургии (внутреннее и внешнее действие; подтекст; роль авторских ремарок, пауз, переклички реплик и т. д.).

2

2

Практическое занятие

-


Тема 2.44.

Сад как символ в пьесе «Вишнёвый сад»

Содержание учебного материала



Сложность характера Лопахина. Чтение по ролям пьесы «Вишнёвый сад», характеристика образов Расширение границ исторического времени в пьесе. Символичность пьесы. Чехов и МХАТ. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра. Своеобразие Чехова-драматурга.

2

2

Тема 2.45.

Уроки поэзии (А. Н. Майков, А. А. Григорьев, Я. П. Полонский)

Практическое занятие. Особенности развития поэзии 19 века. Идейная борьба направлений «чистого искусства» и гражданской литературы. Стилевое, жанровое и тематическое разнообразие русской лирики второй половины XIX века.

Роль А. Н. Майкова, А. А. Григорьева, Я. П. Полонского в развитии русской поэзии.

2

2

Тема 2.46.

К. Хетагуров. Жизнь и творчество.

Содержание учебного материала



Литература народов России. Сведения из биографии, комментированное чтение стихотворений.

1

2

Практическое занятие

-


Тема 2.47.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (ОБЗОР)

Содержание учебного материала



В. Шекспир «Гамлет», О. Бальзак «Гобсек»,

Г.Флобер «Саламбо», поэты-импрессионисты (Ш. Бодлер, А. Рембо О. Ренуар, П. Малларме и др.).

2

2

Практическое занятие

-


Тема 2.48.

И. Гёте, трагедия «Фауст»

Содержание учебного материала



Осмысление вечных философских проблем

2

1

Практическое занятие

-


Тема 2.49.

О. де Бальзак. Повесть «Гобсек»

Содержание учебного материала



Изображение в повести губительной силы денег.

1

1

Тема 2.50.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА. Поэзия. (ОБЗОР)

Практическое занятие. Поэты-импрессионисты (Ш. Бодлер, А. Рембо О. Ренуар, П. Малларме и др.).

1


Тема 2.51.

Контрольная работа по литературе 19 века.

Содержание учебного материала

1


Раздел 3. Литература 20 века.



Тема 3. 1.

Развитие искусства в конце 19 - начале 20 века.

Содержание учебного материала



Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. Неповторимость развития русской культуры. Живопись. Музыка. Театр. Хореография. Феномен русского меценатства. Традиции русской классической литературы XIX века и их развитие в литературе XX века. Общечеловеческие проблемы начала XX века в прозе и поэзии. Новаторство литературы начала XX века. Многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм), отражение в них идейно-политической борьбы первых послереволюционных лет. Роль искусства в жизни общества. Полемика по вопросам литературы. Д. Мережковский «О причинах упадка и дальнейших путях развития русской литературы», В. Ленин «Партийная организация и партийная литература», В. Брюсов. «Свобода слова», А. Блок «Интеллигенция и революция».

1

1

Практическое занятие

-


Тема 3. 2.

Жизненный и творческий путь

И.А. БУНИНА. Поэзия. Рассказ «Чистый понедельник».

Содержание учебного материала



Сведения из биографии. Философичность лирики Бунина. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого.

1

2

Практическое занятие

-


Тема 3. 3.

Анализ рассказа «Господин из Сан-Франциско»

Содержание учебного материала



Рассказ «Господин из Сан-Франциско»Осуждение бездуховности существования. Изображение «мгновения» жизни. Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе. Поэтика И. А. Бунина. Рассказ «Чистый понедельник».

2

2

Практическое занятие

-


Тема 3. 4.

Жизненный и творческий путь

А. И. Куприна.

Содержание учебного материала



Сведения из биографии. Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Осуждение пороков современного общества. («Олеся»).

1

1

Практическое занятие

-


Тема 3. 5.

Изображение кризиса армии как кризиса русской жизни в п. «Поединок»

Содержание учебного материала



Значение повести для осознания обществом кризиса русской жизни, гуманистический, антивоенный пафос повести.

1

1

Практическое занятие

-


Тема 3. 6.

Повесть «Гранатовый браслет».

Содержание учебного материала



Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. Символическое и реалистическое в творчестве Куприна.

1

2

Практическое занятие

-


Тема 3. 7.

М. ГОРЬКИЙ. Жизнь и творчество. Романтические рассказы Горького.

Содержание учебного материала



Сведения из биографии. Правда жизни в рассказах Горького.. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения.

1

2

Практическое занятие

-


Тема 3. 8.

Семинар: «Что лучше: истина или сострадание?»

Содержание учебного материала



Практическая работа. На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения. Новаторство Горького - драматурга. Горький и МХАТ. Горький - романист.

2

3

Тема 3. 9.

Поэзия серебряного века. Символизм

Содержание учебного материала



В.Я. Брюсов. Сведения из биографии. Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихотворений).Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

К.Д. Бальмонт. Сведения из биографии. Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» (возможен выбор трех других стихотворений).Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей. А. Белый. Сведения из биографии. Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине» (возможен выбор трех других стихотворений). Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии

1

2

Практическое занятие

-


Тема 3. 10.

Акмеизм. Мир образов н. Гумилёва.

Содержание учебного материала



Акмеизм. Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н.С.Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника. Н.С. Гумилев. Сведения из биографии. Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений). Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

1

2

Практическое занятие

-


Тема 3. 11.

Футуризм. «Кубофутуризм»

«Эгофутуризм» И. Северянина.


Содержание учебного материала



Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер «нового искусства». Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого» слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов. Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак). И. Северянин. Сведения из биографии. Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений). Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества. В.В. Хлебников. Сведения из биографии. Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…» (возможен выбор трех других стихотворений). Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

1

2

Практическое занятие

-


Тема 3. 12.

А.А. БЛОК. Жизненный и творческий путь. Тема родины.

Содержание учебного материала



Сведения из биографии. Природа социальных противоречий в изображении поэта.

Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы», «Незнакомка», «Коршун», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге», «Река раскинулась. Течет…», «О, я хочу безумно жить…» и др. тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России.

1

2

Практическое занятие

-


Тема 3. 13.

Художественные особенности поэмы «Двенадцать».

Содержание учебного материала



Поэма «Двенадцать»: Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.

1

2

Практическое занятие

-


Раздел 4.Особенности развития литературы 1920-х годов



Тема 4. 1.

Общественно- культурная обстановка 20-х годов.

Содержание учебного материала



Практическая работа. Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Литературный процесс 20-х годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, Перевал, Конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 20-е годы.

1

3

Практическое занятие

-


Тема 4. 2.

Развитие прозы, поэзии и драматургии в 20-е годы.

Содержание учебного материала



Практическая работа. Крестьянская поэзия 20-х годов. Беспокойство за судьбу родной земли человека, живущего на ней, в творчестве С. Есенина, Н. Клюева, С. Клычкова, П. Васильева. Эксперименты со словом в поисках поэтического языка новой эпохи (В. Хлебников, А. Крученых, поэты-обериуты). Альтернативная публицистика 20-х годов («Грядущие перспективы» М. Булгакова, «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Письма Луначарскому» В. Короленко, «Окаянные дни» И. Бунина и др.).

1

3

Практическое занятие

-


Тема 4. 3.

В.В.МАЯКОВСКИЙ. Жизненный и творческий путь.

Тема поэта и поэзии.

Содержание учебного материала



Сведения из биографии. Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта

1

2


Практическое занятие

-


Тема 4. 4.

Основные темы и проблемы творчества Маяковского. Сатира Маяковского.

Содержание учебного материала



Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Скрипка и немножко нервно…», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Про это», «Лиличка!», «Люблю». Обличение мещанства и «новообращенных». Стихотворения: «Нате!», «Послушайте!», «Прозаседавшиеся». Пьесы «Клоп», «Баня».

Новаторство поэзии Маяковского. Образ поэта-гражданина. «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», Поэма «Во весь голос».

Теория литературы: традиции и новаторство в литературе. Новая система стихосложения. Тоническое стихосложение.

2

2


Практическое занятие

-


Тема 4. 5.

С.А. ЕСЕНИН. Основные темы и проблемы творчества.

Содержание учебного материала



Сведения из биографии. Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России. «Гой ты, Русь моя родная!», «Русь», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…». Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов. Теория литературы: развитие понятия о поэтических средствах художественной выразительности. Стихотворения: «Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст», «Русь Советская», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…».

2

2


Практическое занятие

-


Тема 4. 6.

Творчество Есенина в 1923-1925 гг. Поэма «Анна Снегина».

Содержание учебного материала



Поэма «Анна Снегина» - поэма о судьбе человека и Родины. Лирическое и эпическое в поэме

1

2


Практическое занятие

-


Тема 4. 7.

А.А.Фадеев. Роман «Разгром».


Содержание учебного материала



Сведения из биографии. Роман «Разгром». Гуманистическая направленность романа. Долг и преданность идее. Проблема человека и революции. Новаторский характер романа. Психологическая глубина изображения характеров. Революционная романтика. Полемика вокруг романа.

Теория литературы. Проблема положительного героя в литературе.

1

2


Практическое занятие

-




Раздел 5. Особенности развития литературы 30-40 х годов (обзор)



Содержание учебного материала



Тема 5. 1.

Особенности развития литературы 30- 40 -х годов (обзор)


Становление новой культуры в 30-е годы. Поворот к патриотизму в середине 30-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Единство и многообразие русской литературы («Серапионовы братья», «Кузница» и др.). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении. . Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала в творчестве Н. Островского, Л. Леонова, В. Катаева, М. Шолохова, Ф. Гладкова, М. Шагинян, Вс. Вишневского, Н. Погодина, Э. Багрицкого, М. Светлова, В. Луговского, Н. Тихонова, П. Васильева и др. Историческая тема в творчестве А. Толстого, Ю. Тынянова, А. Чапыгина. Объекты сатирического изображения в прозе 20-х годов (творчество М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, М. Булгакова, А. Аверченко и др.).

1

2


Практическое занятие

-


Тема 5. 2.

М.И. ЦВЕТАЕВА. Жизненный и творческий путь.

Содержание учебного материала



Сведения из биографии. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…». Основные темы творчества Цветаевой.

1

2


Практическое занятие

-


Тема 5. 3.

Основные мотивы лирики.

Содержание учебного материала



Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие стиля поэтессы. Теория литературы: развитие понятия о средствах поэтической выразительности.

1

2


Практическое занятие

-


Тема 5. 4.

Художественный мир А. Платонова.

Повесть «Котлован» (обзор)

Содержание учебного материала



Сведения из биографии. Рассказы «Усомнившийся Макар» «В прекрасном и яростном мире». Социально-философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Традиции русской сатиры в творчестве писателя. Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя. Повесть «Котлован». Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров.

2

2


Практическое занятие

-


Тема 5. 5.

О. Э. Мандельштам.

Содержание учебного материала



Сведения из биографии Идейно-тематические и художественные особенности поэзии О. Э. Мандельштама. Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Теория поэтического слова О. Мандельштама.

Стихотворения: «Selentium», «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Ленинград» («Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»),

«За гремучую доблесть грядущих веков…», «Квартира тиха, как бумага…», «Золотистого меда струя из бутылки текла…». Теория литературы. Развитие понятия о средствах поэтической выразительности.

2

2


Практическое занятие

-


Тема 5. 6.

И. Э. Бабель.

Содержание учебного материала



Сведения из биографии писателя. Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля. Изображение событий Гражданской войны в книге рассказов «Конармия».

Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Бабеля.

«Конармия» (обзор с чтением фрагментов рассказов).

Тема революции и Гражданской войны в русской литературе.

Теория литературы. Развитие понятия о рассказе.

2

2


Практическое занятие

-


Тема 5. 7.

М.А. БУЛГАКОВ. Жизненный и творческий путь.

Содержание учебного материала



Сведения из биографии.

1

2


Практическое занятие

-


Тема 5. 8.

Роман «Белая гвардия» (обзор)

Содержание учебного материала



Анализ романа. Судьба людей в годы Гражданской войны. Изображение войны и офицеров белой гвардии как обычных людей. Отношение автора к героям романа. Честь - лейтмотив произведения. Тема Дома как основы миропорядка. Женские образы на страницах романа. Сценическая жизнь пьесы «Дни Турбиных».

2

2


Практическое занятие

-


Тема 5. 9.

История создания романа «Мастер и Маргарита». Ершалаимские главы. Нечистая сила в романе.

Содержание учебного материала



«Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Теория литературы: разнообразие типов романа в советской литературе. Система образов. Ершалаимские главы. Москва 30-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе.

2

2


Практическое занятие

-


Тема 5. 10.

Московские главы романа. Литературный мир на страницах романа.

Содержание учебного материала



Анализ сцен - «сеанс чёрной магии». Анализ главы 5, 28.

1

2


Практическое занятие

-


Тема 5.11.

Тема любви в романе. Образы Мастера, Иешуа, Понтия Пилата.

Содержание учебного материала



Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры.

2

2


Практическое занятие

-


Тема 5. 12.

Смысл финала романа.

Содержание учебного материала



Анализ главы 31.

1

2


Практическое занятие

-


Тема 5. 13.

А. Н.Толстой

Содержание учебного материала



Сведения из биографии. Тема русской истории в творчестве писателя. Роман «Петр Первый» - художественная история России XVIII века. Единство исторического материала и художественного вымысла в романе. Образ Петра. Проблема личности и ее роль в судьбе страны. Народ в романе. Пафос борьбы за могущество и величие России. Художественное своеобразие романа. Экранизация произведения.

Развитие жанра исторического романа (А. С. Пушкин. «Капитанская дочка», Л. Н. Толстой. «Война и мир»).

Теория литературы. Исторический роман.

2

2


Практическое занятие

-


Тема 5. 14.

М.А. ШОЛОХОВ. Личность и судьба писателя. Особенности жанра и композиции романа «Тихий Дон»

Содержание учебного материала



Сведения из биографии. «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа.

1

2

Практическое занятие

-


Тема 5. 15.

Образ Григория Мелехова. Тема любви в романе.

Содержание учебного материала



Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа

1

2

Практическое занятие

-


Тема 5. 16.

Изображение народной жизни в романе - эпопее.

Содержание учебного материала



Многоплановость повествования. Традиции Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя.

1

2

Практическое занятие

-


Содержание учебного материала



Тема 5. 17.

Семинар «Изображение гражданской войны в романе «Тихий Дон»

Практическая работа. Гуманистические традиции русской литературы в изображении войны и её влияние на человека.

2

3

Раздел 6. Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

Тема 6. 1.

Литература периода ВОВ и первых послевоенных лет.

Содержание учебного материала



Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись А. Дейнеки и А. Пластова. Музыка Д. Шостаковича и песни военных лет (С. Соловьев-Седой, В. Лебедев-Кумач, И. Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др. Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др. Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др. Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека, В. Ажаева и др.

1

2


Практическое занятие

-


Тема 6. 2.

А.А.АХМАТОВА. Основные мотивы лирики.

Содержание учебного материала



Жизненный и творческий путь. Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога. Тематика и тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…». Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, к Родине, к России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы.

«Не с теми я, кто бросил земли..», «Родная земля», «Мне голос был».

1

2


Практическое занятие

-


Тема 6. 3.

Тема народного страдания и скорби в поэме «Реквием».

Содержание учебного материала



Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой. Теория литературы: проблема традиций и новаторства в поэзии. Поэтическое мастерство

1

2


Практическое занятие

-


Тема 6. 4.

Б.Л.ПАСТЕРНАК. Жизненный и творческий путь.

Содержание учебного материала



Сведения из биографии. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Про эти стихи», «Определение поэзии», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь». Эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике. Философичность лирики. Тема пути - ведущая в поэзии Пастернака.

2

2


Практическое занятие

-


Тема 6.5.

Основные мотивы лирики.

Содержание учебного материала



Особенности поэтического восприятия. Простота и легкость поздней лирики. Своеобразие художественной формы стихотворений

1

2

Раздел 7. Литература 50-80-х годов (обзор)


Тема 7.1.

Развитие прозы во второй половине 20 века.(обзор)

Содержание учебного материала



«Деревенская проза». Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного жизнью своей с землей, в произведениях Ф. Абрамова, М. Алексеева, С. Белова, С. Залыгина, В. Крупина, П. Проскурина, Б. Можаева, В. Шукшина, и др«Городская проза». Тематика, нравственная проблематика, художественные особенности произведений В. Аксенова, Д. Гранина, Ю. Трифонова, В. Дудинцева и др. Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина «Пять вечеров», А. Арбузова «Иркутская история», «Жестокие игры», В. Розова «В добрый час», «Гнездо глухаря», А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын», «Утиная охота» и др.

1

2

Практическое занятие

-


Тема 7.2.

«Деревенская проза»: истоки, проблемы, герои. Анализ повести В.Распутина «Прощание с Матёрой».

Содержание учебного материала



Специфика прозы писателей - «деревенщиков», связь с национальными традициями русской культуры. Жизнь и творчество писателя, повесть, как одно из важнейших произведений писателя.

2

2

Практическое занятие

-


Тема 7.3.

Особенности творчества В.М. ШУКШИНА.

Содержание учебного материала



Сведения из биографии. Рассказы: «Чудик», «Выбираю деревню на жительство», «Срезал», «Микроскоп», «Ораторский прием». Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека. Художественные особенности прозы В. Шукшина.

2

2

Практическое занятие

-


Тема 7.4.

«Городская проза» Повесть Ю. Трифонова «Обмен»

Содержание учебного материала



Понятие «городская проза». Анализ повести.

2

2

Практическое занятие

-


Тема 7.5.

Ф. Искандер. Повесть «Колчерукий»

Содержание учебного материала



Художественный мир писателя, художественная модель мира. Анализ повести.

1

2

Практическое занятие

-


Тема 7.6.

Поэзия 60-х годов.

Содержание учебного материала



Практическая работа. Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии Б.Ахмадуллиной, Е.Винокурова, Р.Рождественского, А.Вознесенского, Е.Евтушенко, Б.Окуджавы и др. Развитие традиций русской классики в поэзии Н.Федорова, Н.Рубцова, С.Наровчатова, Д.Самойлова, Л.Мартынова, Е.Винокурова, Н.Старшинова, Ю.Друниной, Б.Слуцкого, С.Орлова, И.Бродского, Р.Гамзатова и др.

1

2

Тема 7.7.

Авторская песня.

Содержание учебного материала



Ее место в историко-культурном процессе (содержательность, искренность, внимание к личности). Значение творчества А. Галича, В. Высоцкого, Ю. Визбора, Б. Окуджавы и др. в развитии жанра авторской песни. Многонациональность советской литературы. Восприятие и истолкование стихотворений данного периода.

1

2

Практическое занятие

-


Тема 7.8.

Новое осмысление проблемы человека на войне.

Содержание учебного материала



Ю.Бондарев «Горячий снег», В.Богомолов «Момент истины» и др. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации в произведениях В.Быкова «Сотников», Б.Окуджавы «Будь здоров, школяр» и др. Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения.

1

2

Практическое занятие

-


Тема 7.9.

Анализ повести В.Кондратьев «Сашка»

Содержание учебного материала



«Лейтенантская проза». Анализ повести - испытания героя.

1

2



Тема 7.10.

Особенности творчества В.Т. ШАЛАМОВА.

Содержание учебного материала



Сведения из биографии. «Колымские рассказы» (два рассказа по выбору). Художественное своеобразие прозы Шаламова: отсутствие деклараций, простота, ясность.

1


Практическое занятие

-


Тема 7.11.

Обзор творчества Н. Рубцова.

Содержание учебного материала



Сведения из биографии поэта. Стихотворения Н.М.Рубцова: «Видения на холме», «Листья осенние» (возможен выбор других стихотворений).Тема родины в лирике поэта, острая боль за ее судьбу, вера в ее неисчерпаемые духовные силы. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Рубцова. Чтение и истолкование стихотворений.

1

2

Практическое занятие

--


Тема 7.12.

Обзор творчества Н. Заболоцкого.

Содержание учебного материала



Сведения из биографии поэта. Анализ стихотворений.

1


Практическое занятие

-


Тема 7.13.

Жизненный и творческий путь А. Т. Твардовского.

Содержание учебного материала



Сведения из биографии. Тема войны и памяти в лирике А. Твардовского. Утверждение нравственных ценностей. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…», «К обидам горьким собственной персоны...», «В тот день, когда кончилась война…», «Ты дура, смерть, грозишься людям». Теория литературы: традиции русской классической литературы и новаторство в поэзии.

Поэма «По праву памяти» - искупление и предостережение, поэтическое и гражданское осмысление трагического прошлого. Лирический герой поэмы, его жизненная позиция.

1

2

Практическое занятие

-


Тема 7.14.

Жизненный и творческий путь А. И. Солженицына. Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича»

Содержание учебного материала



Сведения из биографии. Размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести. Мастерство А. Солженицына - психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя. «Один день Ивана Денисовича». Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений.

2

2

Практическое занятие

-


Тема 7.15.

Жизненный и творческий путь А. В. Вампилова. Обзор творчества А. Вампилова.

Содержание учебного материала



Сведения из биографии. Пьеса «Провинциальные анекдоты». Образ вечного, неистребимого бюрократа. Утверждение добра, любви и милосердия. Гоголевские традиции в драматургии Вампилова. Анализ драмы «Утиная охота», «Старший сын»

1

2

Практическое занятие

-


Тема 7.16.

Многообразие художественно- стилевых поисков в современной поэзии 20 века.

Содержание учебного материала



Творчество Л. Мартынова, А. Тарковского, Б. Слуцкого, Д. Самойлова.

1

2

Тема 7.17.

«Гражданская» (эстрадная) лирика.

Содержание учебного материала



Творчество А. Вознесенского, Е. Евтушенко.

1

2

Тема 7.18.

Поэзия И. Бродского.

Содержание учебного материала



Обзор поэзии, основы поэтики.

1

2

Раздел 8. Русское литературное Зарубежье (обзор


Тема 8.1.

Литература русского Зарубежья.

Жизненный и творческий путь В. В. Набокова.

Обзор творчества.

Содержание учебного материала



Лекция «Три волны эмиграции». Сведения из биографии. Краткий анализ произведений.

2

2

Раздел 9. Особенности развития литературы 1980-2000 х гг.(обзор)-


Содержание учебного материала



Тема 9.1.

Литература последних лет(обзор)

Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ - начала ХХI века. Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров. Всплеск антитоталитарных настроений на рубеже 1980-1990-х годов. «Задержанная» и «возвращенная» литература. Произведения А. Бека, А. Рыбакова, В. Дудинцева, В. Войновича. Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе. Основные направления развития современной литературы.

Драматургия постперестроечного времени. Обзор произведений, опубликованных в последние годы в журналах и отдельными изданиями. Споры о путях развития культуры. Позиция современных журналов. Теория литературы. Литературное направление. Художественный метод. Пост-модернизм.

2

2

Практическое занятие

-


Содержание учебного материала



Тема 9.2.

Новейшая русская поэзия.

Направления, школы, группы в современной поэзии. Развитие рок-поэзии.

2

2

Внеаудиторная самостоятельная работа

анализ поэтического произведения; составление литературного монтажа и синквейна; подготовка сообщений и заочных экскурсий; написание творческих работ, докладов, аннотаций; сочинений рецензии и отзыва; заполнение таблиц; составление кроссвордов и тестов; речеведческий анализ текста; сравнительный анализ главных героев; разработка сценариев; составление развернутого плана и т. п.

80


Дифференцированный зачет по дисциплине

2


Всего:


251ч




3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение

Реализуется программа учебной дисциплины «Литература» в учебном кабинете, помещение которого удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемио­логических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типо­вым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализи­рованной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения програм­мы учебной дисциплины «Литература» входят:

  • мультимедийное оборудование

  • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов писателей и др.);

  • информационно-коммуникативные средства;

  • экранно-звуковые пособия;

  • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обуче­ния, инструкции по их использованию и технике безопасности;

  • библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Литература», рекомендованные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

В процессе освоения программы студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по литературе, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронные книги, тесты и др.)








3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

Для студентов

Литература (ч. 1, 2). / под ред. Обернихиной Г.А. - М., 2012.

Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. - М., 2012.

Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. - М., 2010.

Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. - М., 2011.

Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.

Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. - М., 2010.

Маранцман В.Г. и д. Литературе. Программа (ч. 1, 2). 10 кл. - М., 2012.

Для преподавателей

История русской литературы XIX в., 1800-1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. - М., 2000.

История русской литературы ХI-XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. - М., 2001.

История русской литературы ХIХ в. / Под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. - М., 2001.

Кожинов В. Пророк в своем Отечестве. - М., 2002.

Литературные манифесты от символизма до наших дней. - М., 2000.

Михайлов А. Жизнь В. Маяковского. - М., 2003.

Михайлов О. Жизнь Бунина. - М., 2002.

Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. - М., 2001.

Набоков В. Лекции по русской литературе. - М., 2001.

Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. - М., 2002.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. - М., 2009.

Дополнительная литература

Егорова Н.В., Золотарева И.В. и др. «Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс (в 2-х частях)». М.: «ВАКО», 4-е изд., перераб. и допол., 2009 год.

Коровина В.Я. «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11, 10-11 классы». М.: «Просвещение», 2008 год.

Королева Н.С., Мошенская Т.Н. «Открытые уроки литературы.5-9 классы». М.: «ВАКО», 2010 год.

Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. «Гоголь в школе». М.: «ВАКО», 2007 год.

Нигматуллина Л.М. «Литературные версты. Методическое пособие». г. Набережные Челны.

Нигматуллина Л.М. «Литературные версты - 2. Методическое пособие». г. Набережные Челны.

Обернихина Г.А., Мацыяка Е.В. «Литература». Учебник для 10-11 класса (среднее профессиональное образование). М.: «Акадеимя», 2008 год.

Обернихина Г.А., Мацыяка Е.В. «Литература». Книга для преподавателя (среднее профессиональное образование). М.: «Акадеимя», 2008 год.

Поурочные планы по программе А.Г. Кутузова для преподавателей. 11 класс. В 2-х частях». Волгоград: «Учитель», 2007 год.

Агеносов В.В. «Русская литература XX века. Учебник для общеобразовательных учебных дисциплин в 2-х частях». М.: «Дрофа», 2000 год.

Аристова М.А., Макарова М.А. и др. «Русская литература для школьников. Справочник». М.: «Экзамен», 2008 г.

Крутецкая В.А. «Литература в таблицах и схемах. 11 класс». Санкт-Петербург: 2008 год.

Кучина Т.Г. «ЕГЭ. Литература. Тематические тестовые задания. Уровни В, С. 10-11 классы». Ярославль: Академия развития, 2011 г.

Лебедев Ю.В. «Русская литература XIX века. 10 класс. В двух частях». М.: «Дрофа», 2002 год.

Мещерякова М. «Литература в таблицах и схемах». М.: Рольф, 2-е изд., испр., 2001 г.

Электронные пособия:

Миронова Ю.С. «Литература в схемах и таблицах». Санкт-Петербург: «Тритон», 2008 г.

Санкт-Петербург и пригороды. Санкт-Петербург: «П-2», 2011 год.

Современная универсальная российская энциклопедия. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007 год.

Уроки литературы с применением информационных технологий. Мультимедийное приложение к урокам. М.:. «Планета», 2011 год.

Интернет - ресурсы:

Электронный ресурс «ГРАМОТА.РУ». Форма доступа:gramota.ru

Электронный ресурс «Электронная версия газеты « Литература». Форма доступа: rus.1september.ru

Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: alleng.

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется в процессе проведения практических занятий, презентаций, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Текущий контроль проводится в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачета.

Для промежуточной аттестации и текущего контроля создаются фонды оценочных средств (ФОС).

ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки (таблицы).

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

умения:

  • Характеризовать основные проблемы, родо-жанровые и композиционные особенности изученных произведений; определять авторскую позицию и формулировать свое отношение к ней;

  • Характеризовать, сопоставлять главных героев эпических и драматических произведений;

  • Выявлять особенности поэтической речи изученных стихотворений и давать им обоснованную оценку;

  • Читать выразительно прозу и стихи;

  • Составлять план, тезисы, конспекты своих выступлений на литературные темы;

  • Писать сочинения различных жанров: сочинения -рассуждения, анализ эпизода, лирического стихотворения, эссе;

  • Писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение или критическую статью.

ЗНАНИЯ:

Осваивая художественные произведения, указанные в программе, обучающиеся овладевают знаниями:

  • Историко-литературными: о наиболее существенных литературных направлениях (классицизме, романтизме, реализме, символизме, акмеизме, футуризме); о жизни и творчестве писателей.

  • Теоретико-литературными: об общечеловеческом и конкретно-историческом значении художественных произведений; о родах, жанрах литературы и основных способах выражения в них авторского сознания; о литературном произведении как художественном единстве и о его компонентах.

- сообщения

- тестовые задания

- доклад



- самостоятельная работа

- тестовые задания

-доклад

- реферат

- презентация

- практические занятия

-тестирование

- практические занятия

- тестирование

- контрольные работы

-презентация, доклад







ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТОВ

Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности

студентов (на уровне учебных действий)

Введение

Аудирование; участие в беседе, ответы на вопросы; чтение

Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века

Аудирование; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); участие в беседе, ответы на вопросы;

чтение; комментированное чтение; аналитическая работа с текстами художественных произведений; подготовка докладов и сообщений; самостоятельная и групповая работа по заданиям учебника; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выступления на семинаре; выразительное чтение стихотворений наизусть; конспектирование; написание сочинения; работа с иллюстративным

материалом; самооценивание и взаимооценивание

Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века

Аудирование; конспектирование; чтение;

Поэзия второй половины XIX века

Аудирование; чтение комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; участие в беседе; самостоятельная работа с учебником; аналитическая работа

с текстами стихотворений; составление тезисного плана

выступления и сочинения; подготовка сообщения; выступление

на семинаре

Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века

Аудирование, участие в эвристической беседе; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники),

составление тезисного плана; составление плана сочинения; аналитическая работа с текстом художественного произведения; чтение; подготовка докладов и выступлений на семинаре (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выразительное чтение и чтение наизусть;

составление тезисного и цитатного планов; работа в группах по подготовке ответов на проблемные вопросы; проектная и учебно-исследовательская работа

Особенности развития литературы

1920-х годов

Аудирование, участие в эвристической беседе, ответы на

проблемные вопросы; конспектирование; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художе-

ственных произведений и учебника; составление систематизирующей таблицы; составление тезисного и цитатного планов сочинения; написание сочинения; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение

наизусть; работа с иллюстративным материалом

Особенности развития литературы 1930 - начала 1940-х годов

Аудирование; чтение и комментированное чтение; самостоятельная и групповая работа с текстом учебника; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений (устная и письменная);

выразительное чтение и чтение наизусть; подготовка докладов и сообщений; составление тезисного и цитатного

планов сочинения; работа с иллюстративным материалом; проектная и учебно-исследовательская работа

Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

Аудирование; чтение и комментированное чтение; подготовка литературной композиции; подготовка сообщений и докладов; выразительное чтение и чтение наизусть;

групповая и индивидуальная работа с текстами художественных произведений; реферирование текста; написание сочинения

Особенности развития литературы 1950-1980-х годов

Аудирование; групповая аналитическая работа с текстами литературных произведений; выразительное чтение

и чтение наизусть; самооценивание и взаимооценивание; составление тезисного плана

Русское литературное зарубежье 1920-1990-х годов

(три волны эмиграции)

Аудирование; участие в эвристической беседе; чтение; самостоятельная аналитическая работа с текстами художе-

ственных произведений

Особенности развития литературы конца

1980-2000-х годов

Аудирование; чтение; самостоятельная аналитическая работа с текстами художественных произведений, анноти-

рование; подготовка докладов и сообщений





Рецензия

на рабочую программу по дисциплине «Литература»


Рабочая программа составлена преподавателем ГБОУ СПО (ССУЗ) «КМТ» Асташенко С. Н.


Рабочая программа по учебной дисциплине «Литература» составлена в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.01.05. «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»

Учебная дисциплина «Литература» входит в общеобразовательный цикл учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

Тематическое планирование соответствует содержанию программы. В тематическом плане указано количество учебных часов, которые целесообразно отводить на изучение материала, практические и самостоятельные работы.

В рабочей программе дисциплины «Литература» 2 больших раздела («Литература 19 века» и «Литература 20 века»), которые в свою очередь делятся на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соответствует принципу построения курса на историко-литературной основе.

В программе приведена тематика практических занятий и заданий для внеаудиторной работы. Программа рассчитана на 171 аудиторных и 80 внеаудиторных часов и предназначена для базового уровня подготовки специалистов в учебных заведениях среднего профессионального образования.

Форма промежуточного контроля по дисциплине - дифференцированный зачёт.

Рабочую программу одобряю и рекомендую к использованию в учебном процессе.


© 2010-2022