Конспект урока по литературе на тему От тайны слова к тайне факта (9 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«От тайны слова к тайне факта»

(урок анализа лирического стихотворения в 9 классе)

Цели урока:

  • обучение учащихся необходимым навыкам использования средств ИКТ в литературе; создание учебных материалов к уроку, совершенствование работы в творческих группах, формирование умения различать точку зрения автора и героев; выражать собственную позицию;

  • развитие творческих способностей и информационно-технологических навыков; повышение творческого потенциала учащихся, необходимого для дальнейшего самообучения и самореализации в условиях развития и совершенствования средств ИКТ; «погружение» в удивительный мир поэтического слова; развитие умений работы в группе, навыков общения в группе;

  • воспитание нравственных качеств личности, приобщение к общечеловеческим духовным ценностям.

Эпиграфы к уроку:

До тех пор, пока ребёнок не почувствовал аромат слова, не увидел его тончайших оттенков, - нельзя вообще начинать обучение грамоте.

В.А. Сухомлинский.

Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.

Б. Шоу.

Самое главное - научить человека мыслить.

Б. Брехт.

Всего и надо, что вчитаться, - боже мой,

Всего и дела, что помедлить над строкою.

Не пролистнуть нетерпеливою рукою,

А задержаться, прочитать и перечесть.

Юрий Левитанский.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная и групповая работа.

Одна группа учащихся работает с ПК, чтобы подготовить свою работу для дальнейшего представления.

Учащимся предоставлена возможность выхода в Интернет для получения необходимых справок.

Данная тема предполагает двухчасовое учебное занятие.

Ход урока

  1. Организационный этап. Формулирование темы и целей урока.

  2. Мотивационный этап. Слово учителя.

Русский язык очень богат. Для выражения различных мыслей и чувств в нём есть огромное количество слов. Мы же порой, владея таким языком, не используем даже половины его богатств. Поэтому нам необходимо быть внимательными и бережливыми к слову. Этому мы учимся на многих уроках, этим мы займёмся и сегодня.

III. Актуализация учебного материала:

  1. работа по выбору эпиграфа к уроку: учащиеся читают приготовленный дома материал, аргументируя свой выбор эпиграфа;

  2. работа с понятиями «лирический герой», «характер лирического героя», «настроение в лирическом стихотворении» (используются анимационные схемы)

IV. Анализ лирического стихотворения с использованием творческих карт наблюдения (самостоятельная индивидуальная и групповая работа)

Вам предлагается для анализа неизвестное стихотворение неизвестного автора. Ваша задача - определить и разгадать тайны этого произведения через анализ конкретных слов и их связей.



V. Проверка результатов самостоятельной работы

VI. Выступления учащихся с заранее приготовленными заданиями (открывают «тайну факта» - имя автора стихотворения, рассказывают о нём, читают его стихи).

VII. Подведение итогов урока

Русский язык необычайно богат и красив. Мы с вами могли это сегодня увидеть на примере произведений мастеров слова и на примере тех текстов, которые вы создали сами. Для выражения различных мыслей и чувств в нашем родном языке есть огромное количество слов. Мы убедились сегодня, как важно и интересно быть внимательными к слову, постоянно стремиться к приобретению новых знаний о возможностях русского языка, развивать в себе умение вдумываться, вслушиваться в слово, чтобы лучше понимать друг друга, чтобы понимать произведения великих писателей, которые помогают нам почувствовать "волшебство" знакомых слов, услышать известные нам давно слова как бы впервые, насладиться красотой их звучания и вдуматься в неисчерпаемую глубину их значения. «В умелых руках язык способен творить чудеса». Многое зависит от нас, от нашего отношения к языку. Закончить наш урок мне хотелось бы словами стихотворения Н.Рыленкова:

Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни,-
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты.

VIII. Домашнее задание и его комментирование: используя творческую карту наблюдений №2, провести работу над словом.

Индивидуальные задания: подготовить сообщения об А.А. Ахматовой, выразительное чтение её стихов.

Литература

  1. Вартаньянц, М.Д. Поэтика: Комплексный анализ художествен­ного текста./ М.Д Вартаньянц - М., 1994.

  2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте./ Л.С. Выготский,- М., 1991.

  3. Выготский Л.С. Психология искусства./ Л.С. Выготский - М., 1998.

  4. Граник, Г.Г. Литература: Учимся понимать художественный текст: Задачник-практикум. 8-11 классы./ Г.Г. Граник, Л А. Шаповал- М.: НПО «Образование от А до Я», 1999.

5. Современная русская литература. Анализ произведений школьной программы: Справочное пособие./ сост. Д.И. Довнор, А.И. Запольский. - М.: Книжный Дом, 2003

6. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произве­дения/ А.Б. Есин. - М., 1998.

7. Каганович, С.Л. Обучение анализу поэтического текста: Методическое пособие для учителей-словесников./ С.Л. Каганович. М.: Русское слово. - 2007.

8. Кац, Л.В. Азбука лингвистического исследования./Кац Л.В. - М., 1994.

9. Лотман, Ю.М. О поэте и поэзии: Анализ поэтического текста. / Ю.М. Лотман- СПб., 1996.

10. Маранцман, В.Т. Интерпретация художественного текста как тех­нология общения с искусством //Литература в школе. 1998. № 8.

11. Тамберг, Ю.Г. Как научить ребенка думать./ Ю.Г. Тамберг- СПб.: - 1999.

  1. Шрагина, Л.И. Логика воображения./ Л.И. Шрагина. - М.,: Просвещение - 2001.



© 2010-2022