НИР студента о керамике хуннов

В октябре 2012 года в ГБОУ СПО «Бурятский республиканский информационно-экономический техникум»» начата реализация краеведческого проекта «Диалог культур», целью которого является изучение исторического и культурного наследия народов Бурятии для обеспечения исторической преемственности поколений, сохранения, распространения и развития национальной культуры.        «Каждый народ, — писал академик Б. Рыбаков, — должен знать свою историю и уметь соотнести ее с историей других народов. Ведь у каждо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГБОУ СПО «БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНФОРМАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»









КЕРАМИКА ИВОЛГИНСКОГО ГОРОДИЩА

КАК ИСТОЧНИК ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ

НАРОДА ХУННУ

Исследовательская работа в рамках краеведческого проекта «Диалог культур»




Выполнил: Павлова Надежда,

студент 3 курса,

специальность «Банковское дело».

Руководитель: Бадмацыренова Вера Васильевна, преподаватель русского языка и литературы.




Улан-Удэ

2013

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………

3

  1. Обзор источников по проблеме исследования:


  1. Краткая историческая справка о хуннских племенах…………….........

6

  1. История исследований археологических памятников Забайкалья........

7

  1. Описание Иволгинского комплекса……………………………………..

8

  1. Классификация хуннской посуды. Проблемы типологии

гончарной посуды................................................................................

10

  1. Характеристика хуннского керамического производства как

профессионально - ремесленного………………………..………………

12

  1. Разнообразие орнаментации хуннской керамики, её

культурное своеобразие…………………………….……………………

13

  1. Заключение…………………………………………..…………….……

14

  1. Список литературы……………………………………………………….

16

  1. Приложения 1 - 6 .……………………………..………………….……

17






















Введение


В октябре 2012 года в ГБОУ СПО «Бурятский республиканский информационно-экономический техникум»» начата реализация краеведческого проекта «Диалог культур», целью которого является изучение исторического и культурного наследия народов Бурятии для обеспечения исторической преемственности поколений, сохранения, распространения и развития национальной культуры.

«Каждый народ, - писал академик Б. Рыбаков, - должен знать свою историю и уметь соотнести ее с историей других народов. Ведь у каждого из них свое прошлое, своя культура, свой язык»[10].

Многие народы, в том числе и бурят-монгольский, являются потомками хуннских племен. Поэтому постижение прошлого решено было начать с эпохи гуннов.

История изучения хуннского (сюннуского) племенного союза ведет своё начало с трудов знаменитого древнекитайского историка Сыма Цяня (конец II в. до н.э.) и насчитывает к настоящему времени уже более двух тысячелетий. Тем не менее основные вопросы истории этого народа остаются пока нерешёнными. Литература о сюнну насчитывает несколько сотен наименований, однако данные лингвистики, антропологии и письменных памятников поддаются различной трактовке и не могут служить надёжной основой для исследования сюннуской истории. В этой ситуации решающая роль принадлежит археологическим материалам, сохраняющим, как правило, объективную связь с различными аспектами деятельности древних обществ.

Иволгинский комплекс, расположенный вблизи г. Улан-Удэ, является одним их уникальных памятников хуннской эпохи. Планомерные раскопки этого памятника широкими площадями позволили выявить десятки жилищ оригинальной конструкции, сотни хозяйственных сооружений и сложную структуру их расположения. На долю полностью изученного иволгинского могильника приходится сейчас около половины всех раскопанных погребений сюнну. Сделанные находки во всём многообразии показали мир материальной культуры сюнну, наглядно продемонстрировали высокий уровень развития сюннуского ремесла и его самобытность.В слое крепостей и поселений, в погребениях иволгинского комплекса в разнообразных сочетаниях представлена предметно-бытовая культура гуннов: керамика, изделия из кости и рога, из железа, камня, бронзы, из растительного волокна, дерева, зеркала, украшения, художественные изделия. Найденные на месте археологических раскопок черепки посуды побудили нас заняться исследованием именно керамики гуннов.

Итак, актуальность темы нашего исследования обоснована особой потребностью, которую испытывает современное общество в поисках истоков своей истории и культуры, в попытках соотнести ее с историей других народов.

Гипотеза: Мы предполагаем, что самобытная керамика Иволгинского городища является надежным источником изучения истории и культуры народа хунну.

Цель исследования: на основе изучения керамики Иволгинского городища ознакомиться с самобытной хуннской материальной культурой.

Задачи исследования:

  • рассмотреть историю хуннских племен;

  • изучить предметно-материальную культуру хуннов на примере керамики Иволгинского городища, степень развития технологии гончарного производства хуннов;

  • ознакомиться с разработанной учеными-археологами классификацией керамической посуды хуннов;

  • выявить особенности керамики азиатских гуннов, ее своеобразие и самобытность;

  • составить карточку научного описания найденных вещественных материалов (черепков);

  • провести анкетирование студентов и выявить уровень их осведомленности о культуре народа хунну.

Объект исследования: материальная культура хуннских племен, населявших территорию современной Бурятии.

Предмет исследования: керамика Иволгинского городища как источник изучения истории и культуры народа хунну.

Методы исследования: анализ, сравнение, анкетирование, выдвижение гипотез.

Практическая значимость:

  • ознакомление студентов с самобытной и богатой культурой народа хунну, населявшего в древности территорию Бурятии;

  • использование студентами и преподавателями материалов исследования при подготовке к лекционным и семинарским занятиям.




II. Обзор источников по проблеме исследования


  1. Краткая историческая справка о хуннских племенах

В середине I тысячелетия до н.э. на территории Алтая, южной Сибири и Восточного Казахстана начал складываться союз племен, получивший впоследствии название хунну (гунны).

Хунну (монг. хүннү, кит. сюнну) - древний кочевой народ, с 220 года до н. э. по II век н. э. населявший степи к северу от Китая. Корень хyн в переводе с бурятского имеет значение человек. Как отмечалось в генеалогических рассказах гуннов, записанных в начале нашей эры, «они имели тысячелетнюю историю». Эти племена заявили о себе в исторических событиях эпохи «Великого переселения народов».

Территория гуннов в эпоху расцвета империи (177 г. до н.э.) охватывала огромные просторы Евразии - от Тихого океана до берегов Каспийского моря, а позднее и Центральной Европы.

Во П в. до н.э. гунны заставили династию Хань (Китай) подписать «договор о мире и родстве». В это время под властью шаньюев (царей) оказалась территория от современной Кореи до Западного Китая. В эту конфедерацию вошли также забайкальские племена. Вслед за юечжами гунны оказались в Средней Азии и создали там государство белых гуннов (эфталитов). Впоследствии, во времена Атиллы, гунны достигли Центральной Европы и разгромили Римскую империю. Начатое гуннами «Великое переселение народов» стало началом новой эпохи - эпохи средневековья и феодализма. Гунны на рубеже нашей эры диктовали ход исторических событий на Евразийском континенте. Именно с ними связано образование новых государств, этнических структур и культурных тенденций на этой территории.

Таким образом, гунны, возглавлявшие многие столетия восточную коалицию племен, оказали огромное влияние на судьбы всех регионов Евразии.


  1. История исследований археологических памятников Забайкалья

В 1896 г. врач и антрополог Ю. Д. Талько-Гринцевич, приехавший в город Кяхта на границе с Монголией для научных исследований, начал раскопки археологических памятниковЗабайкалья. За несколько лет он исследовал свыше 500 могил различной конструкции и опубликовал результаты своих исследований. Обобщая результаты раскопок и выделив группу погребений в "лиственничных срубах" (находки в них датировались примерно ханьским временем), Ю. Д. Талько-Гринцевич заключил, что похороненные в срубах-люди из тюркских племен, которые в середине III в. до н. э. "сплотились в одно могущественное государство Хун-ну".

В начале 20-х годов 20 века сотрудники Монголо-Тибетской экспедиции известного русского путешественника П. К. Козлова узнали о существовании в горах Ноин-Ула на севере Монголии крупного кладбища, которое было открыто в 1912 г. горным техником А. Я. Баллодом, принявшим воронки в центре курганов за древние выработки. Сотрудникам экспедиции удалось проникнуть в погребальные камеры нескольких курганов, и сделанные там находки произвели в научном мире сенсацию. Воображение ученых поразили сложное устройство могильных сооружений, найденные в них роскошные ковры и шелковые ткани, меховая одежда, бронзовые изделия.

Находки в Ноин-Уле вызвали большой интерес к изучению археологических памятников Забайкалья, для чего была создана специальная Бурят-Монгольская экспедиция АН СССР. Эта экспедиция во главе с Г. П. Сосновским продолжила раскопки Ю. Д. Талько-Гринцевича и открыла новые памятники, в том числе широко известное сейчас Иволгинское городище у г. Улан-Удэ. Исследование этого уникального памятника продолжила экспедиция Ленинградского университета под руководством А. В. Давыдовой.


  1. Описание Иволгинского комплекса

Он включает в себя большое и малое городища и относящийся к ним могильник, на долю которого приходится сейчас свыше половины всех исследованных погребений сюнну. Городище представляло собой мощную крепость квадратной формы размером 340 х 340 м.[1]. Площадь поселения составляла 11,5 га. С внешней стороны стены крепости были "галькобетонные", с внутренней - из толстых деревянных досок. Городище было укреплено мощным оборонительным поясом, состоящим из четырех валов, разделенных рвами, вершины которых укреплялись частоколом из заостренных бревен. Общая ширина укреплений составляла почти 40 м, что превращало этот относительно небольшой поселок (350х200 м) в почти неприступную крепость. Внутри этой крепости ровными рядами располагались жилища-полуземлянки, сгруппированные в несколько "кварталов"; в центре крепости находился самый большой дом прямоугольной формы размером 15 х 11,5 м. Строение было полностью наземным из глинобитных стен толщиной более 1 метра. Система отопления и обогрева была такой же, как и в других жилищах. Скорее всего, это было жилище "правителя".

Иволгинское городище - типичное поселение оседлых жителей, занимавшихся земледелием, скотоводством, рыболовством и различными ремеслами- кузнечным, металлургическим, оружейным, гончарным, косторезным. Охота играла второстепенную роль - среди костей, найденных на поселении, кости диких животных составляли лишь незначительный процент.

Городище было густо заселено, дома его обитателей и ремесленные мастерские располагались очень близко друг к другу, образовывая улицы, жилые и производственные кварталы. Поселение имело крестовую планировку.

Жилые дома (всего раскопано 54 строения) были квадратной формы со сторонами от 3 до 7 метров, с углублением пола в грунт до 1 м, покрывались многослойными двускатными крышами, стены и пол обмазывались глиной. Вход устраивался в юго-восточном углу южной стены. Жилища обогревались очагом, сооруженным из каменных плит. Печь находилась напротив входа, в северо-восточном углу. По северной и западной стенам проходил дымоход, сложенный из каменных плит и завершавшийся вытяжной трубой в юго-западном углу.

Городище просуществовало почти два века и было разорено предположительно в середине I века н. э. в результате военного нападения.

Немало ценных сведений принесло и изучение могильников сюнну. Для погребения знати возводились роскошные гробницы, уступающие по размерам, конечно, египетским пирамидам, но требовавшие все же немало времени и человеческого труда при их сооружении. Для постройки такой гробницы выкапывалась большая яма (глубина свыше 10 м, средние размеры 20х20 м). С южной стороны в яму вел длинный пологий спуск-дромос; на дне ямы устанавливается сруб в 7-10 венцов. В него ставился другой сруб, несколько меньших размеров, а внутрь второго сруба помещали гроб из широких деревянных досок, скрепленных с помощью шипов и пазов. Внутренняя поверхность срубов драпировалась шерстяными коврами и шелковыми тканями, на полу устанавливался разнообразный погребальный инвентарь. На поверхности место погребения отмечалось каменной кладкой, окаймляющей контуры ямы и дромоса.

Погребения представителей военной прослойки, занимавшей, видимо, привилегированное положение в обществе, группируются, как правило, вокруг погребений знати, но отличаются от них меньшими размерами и более простой конструкцией. Рядовое население хоронили в простых деревянных гробах. Низшие слои общества погребены в простых ямах, часто без всякого инвентаря.

Таким образом, археологические материалы засвидетельствовали, что усиление сюнну и связанный с этим "героический период" их истории, выдвинувший легендарных вождей типа Маодуня, обусловлены качественным ростом производительных сил, новым уровнем материального производства.


  1. Классификация хуннской посуды. Проблемы типологии гончарной посуды

Керамика наряду с костями животных является самым массовым материалом в культурном слое городища. Её исследование показывает, что формы сосудов и способ их изготовления не менялись за время существования городища. Керамика обнаруживается в обломках (есть лишь три исключения - два целых сосуда и маленький горшок); на полу жилищ, как правило, сосуды раздавлены упавшими деревянными конструкциями. Все сосуды, за немногими исключениями, изготовлены на примитивном, медленно вращавшемся гончарном круге с ручной подправкой внутренней поверхности стенок (или выбивкой или затиранием пучком травы). В глину добавлялся шамот, реже дресва или крупный речной песок; цвет сосудов преимущественно серый, реже красный. Серый черепок обычно плотный, красный - рыхлый; обжиг сосудов некачественный, они покрыты подпалинами красноватого цвета или чёрными пятнами.

Хуннская керамика Забайкалья подробно исследована А.В. Давыдовой и П.Б. Коноваловым. Каждый из авторов предложил свою классификацию хуннской посуды. А.В. Давыдовой керамика классифицирована по «характерным особенностям формы» сосудов, при этом учитывались отношение диаметра устья к высоте сосуда, высота горла, характер профиля венчика. Вся серия по форме разделена на четыре основные группы: со слабо выраженными плечиками, корчагообразные, кувшинообразные и кувшинообразные больших размеров. Кроме них отмечены редкие формы: открытые миски, сосуды с носиком-сливом, горшки с отверстиями в днище, сосуды с ручками, открытые чаши, стаканообразные, необычные разрезанные пополам сосуды.

П.Б. Коновалов в дополнение к классификации А.В. Давыдовой предложил учесть назначение сосудов и разделил их на «три категории: сосуды для хранения продуктов, для приготовления еды и для приёма пищи». [4]

Ю. С. Худяков счел возможным классифицировать хуннскую керамику по формальным признакам, изложив свои соображения о функции сосудов основных форм.

Тип 1. Вазы. Сосуды больших размеров, вероятнее всего, использовались для хранения вина и молочных продуктов.

Тип 2. Горшки. Сосуды больших размеров, тарные, применялись для хранения сыпучих тел. Небольшие сосуды использовались в качестве кухонной и столовой посуды.( Рис. 5,9,11,12,21,23)

Тип 3. Банки. Сосуды данного типа использовались в качестве кухонной и столовой посуды. Сосуды с отверстиями в днище применялись для изготовления молочных продуктов. (Рис. 3,7, 10, 22, 25)

Тип 4. Кубки. Сосуд с прямым венчиком, налепами, параболоидным туловом, поддоном, без орнамента. Применялся в качестве столовой посуды. (Рис. 16)

Тип 5. Кружки. Применялись для приёма пищи. (Рис. 15).

Тип 6. Банка на поддоне. Применялся в качестве столовой посуды. (Р17)

Тип 7. Чаши. Применялись в качестве кухонной и столовой посуды. (Рис. 4, 8)

Тип 8. Горшок со сливом. Применялся для приготовления и приёма пищи. (Рис. 6).

Тип 9. Разрезанная банка. Назначение не ясно. (Рис. 16).

Итак, к вопросу типологии хуннской керамики у ученых-археологов нет единых подходов. Различный подход к типологии керамики у ряда авторов объясняется объективной причиной - отсутствием жёсткого соответствия между формой и функцией сосудов: сосуды одной и той же формы можно использовать для разных целей и, наоборот, сосуды разных форм - для одной и той же цели.

Существующие классификации керамики дополняют друг друга, тем самым способствуют более полному освещению данного вопроса.


  1. Характеристика хуннского керамического производства как

профессионально-ремесленного


Вопросы технологии изготовления керамики «на примитивном, медленно вращающемся гончарном круге», орнаментации хуннской керамики, её культурного своеобразия рассмотрены А. В. Давыдовой, П. Б. Коноваловым и Ю. С. Худяковым.

Подавляющая часть хуннской керамической посуды изготовлена нагончарномкруге. Лишь незначительная часть - лепная. Разнообразие форм и широкое применение гончарного круга характеризуют хуннское керамическое производство как профессионально-ремесленное. [6] Подобная оценка способствовала развитию представлений о «полуосёдлом» характере образа жизни хуннов, о «комплексном скотоводческо-земледельческом хозяйстве» и о наличии у них городской культуры. [1] В то же время А.В. Давыдова отмечает примитивность технологии гончарного производства у хуннов, указывает, что на Иволгинском городище не обнаружено керамических печей. [1] Как отмечала А.В. Давыдова, «основной уклад общества хунну» оставался «кочевническим». [2].

Вопрос о происхождении хуннской гончарной керамики пока не освещён в научной литературе с достаточной убедительностью. А.В. Давыдова и П.Б. Коновалов писали о значительном своеобразии хуннской керамики в сравнении с комплексами предшествующих и синхронных кочевых культур. [2] Возможно, что традиция изготовления гончарной керамики сформировалась у хуннов ещё в период их обитания в Ордосе в IV-III вв. до н.э. до завоевания степей Монголии и Забайкалья. [9]

О.В. Дьякова считает, что гончарная керамика не может быть этнодифференцирующим признаком, поскольку характеризует специфику ремесленных центров, а не керамическое производство аборигенных культур. [3]. По мнению Ю. С. Худякова, в условиях кочевых культур Центральной Азии ремесленные центры, функционируя в рамках конкретной кочевой аборигенной культуры, становятся её частью, так как обслуживаютнаселение только данной культуры, чем последняя существенно отличается от соседних аборигенных культур, не имеющих гончарной посуды. [13]Поэтому гончарная керамика, спектр её форм и орнаментация, как считает Ю. С. Худяков, могут использоваться в качестве этнокультурных признаков.


  1. Разнообразие орнаментации хуннской керамики, её культурное своеобразие

Если основные формы сосудов немногочисленны, то их орнаментация отличается большим разнообразием. Все сосуды из городища, за редчайшим исключением, украшены орнаментом. Наиболее излюбленные элементы орнамента представлены: лощёными полосками, либо вертикальными, либо наклонными по отношению к оси сосуда, нередко эти полоски образуют узор из перекрещивающихся или арочных линий, округлых завитков, лучеобразно расположенных треугольников. Нередок и орнамент из рельефных полосок, вертикальных или слегка наклонных, нанесенных фигурной лопаточкой по сырой глине. Излюбленным элементом являются волнистые линии, прочерченные (одиночные, сдвоенные и даже строенные), очень часто заключённые между двумя параллельными горизонтальными линиями, или горизонтальными прочерченными полосками.

Таким образом, подробное исследование орнаментации иволгинской керамики позволяет утверждать, что наиболее характернымиособенностями, придающими ей исключительно своеобразный характер, являются обработка поверхности сосудов полосчатым лощением и орнаментация волнистыми линиями, прорезными или налепными. И именно сочетание полосчатого лощения и волнистого орнамента, наиболее характерное для хуннской керамики, не имеет аналогий в других культурах. Поскольку ни одна из культур Сибири не даёт керамики, похожей на хуннскую, её исключительная самобытность является чётким показателем культуры хунну.

Заключение


Эпоха азиатских гуннов занимает особое место в истории Центральной Азии. Эта эпоха начинается с быстрого усиления сюнну в конце III в. до н.э. и заканчивается в первые века н.э. постепенным распадом сюннуской «державы». Завоевания сюнну распространили их власть на огромную территорию от Маньчжурии до Енисея. Активное перемещение больших масс населения и взаимодействие различных культурных традиций заложило в эту эпоху основу для формирования племенных объединений средневековья, во многом определивших этническую ситуацию на востоке степного пояса и в новое время. Ряд современных исследователей считают, что установление сюннуского господства и изменение этнокультурной ситуации в Центральной Азии дало толчок «великому переселению народов» - длительному процессу миграций различных племен в степном поясе Евразии, в результате которого потомки сюнну под именем гуннов могли появиться в Европе.

Как гуннская эпоха занимает особое место в истории Центральной Азии, так и Иволгинский комплекс занимает особое место в гуннской археологии. Не будет преувеличением сказать, что его многолетние исследования, в корне изменившие традиционные представления о сюнну, составили свою, отдельную эпоху в истории центральноазиатской археологии. На долю полностью изученного Иволгинского могильника приходится сейчас около половины всех раскопанных погребений сюнну. Сделанные находки во всём многообразии показали мир материальной культуры сюнну, наглядно продемонстрировали высокий уровень развития сюннуского ремесла и его самобытность.

Все вещественные материалы,в том числе и керамические изделия, найденные во время археологических раскопок в разные времена, представляют большую ценность для ученых, вызывают неподдельный интерес в современном обществе. В настоящее время наиболее полным собранием керамики хунну является именно иволгинская керамика. Аналогичная керамика найдена и во всех уже известных хуннских памятниках - на поселении у с. Дурёны, в могилах Ноин-Улы , в Ильмовой Пади, в Дырестуйскоммогильнике, у с. Бурдун, на могильнике в местности Эдуй, в могиле 3 местности Ургун-Хундуй, у с. Липовского , на выдувах у р. Савы (Кяхтинский музей).

В ходе проведенного нами исследования была доказана выдвинутая гипотеза о том, что керамика Иволгинского городища является надежным источником изучения истории и культуры народа хунну. Глиняная посуда хунну известна по весьма значительному кругу памятников, но только хуннских, в других культурах подобной керамики нет.

Наиболее характерные особенности, придающие ей исключительно своеобразный характер, - обработка поверхности сосудов полосчатым лощением и орнаментация волнистыми линиями, прорезными или налепными. Именно сочетание полосчатого лощения и волнистого орнамента,наиболее характерное для хуннской керамики, не имеет аналогий вдругихкультурах. Поскольку ни одна из культур Сибири не даёт керамики, похожей на хуннскую, её исключительная самобытность является чёткимпоказателем культуры хунну.

Иволгинские материалы (в том числе и предметно-бытовые) выявили наличие у сюнну комплексного хозяйства, где наряду со скотоводством значительное развитие получили ремёсла и земледелие. Таким образом, устоявшаяся в литературе характеристика сюннуского общества как примитивно-скотоводческого может быть оспорена.

Цель и задачи, сформулированные на начальном этапе исследования, реализованы. Изучение материалов по истории хуннов позволило нам составить карточку научного описания вещественного материала: черепков посуды, найденных на месте археологических раскопок на территории Иволгинского городища. Наши представления об истории и культуре древнего народа хунну значительно расширились.

Список литературы


  1. Давыдова, А.В. Иволгинское городище.Археологические памятники

сюнну, вып. 1. - СПб.: Фонд «Азиатика», 1995. - 287 с.

2. Давыдова, А.В. Иволгинский комплекс(городище и могильник) - памятник хунну в Забайкалье. Л., 1985. с. 38-43;

3. Дьякова, О.В. Археология, этнография, фольклор... с. 105

4.Коновалов, П.Б. Хунну в Забайкалье. Улан-Удэ, 1976. с. 193-198;

5.Кубарев, В.Д.,Журавлёва, А.Д. Керамическое производство хуннов Алтая.// Палеоэкономика Сибири. Новосибирск, 1986. с. 111-118.

6. Кызласов, Л.Р. О памятниках ранних гуннов.с. 115-124.

7. Кызласов, Л.Р. История Южной Сибири в средние века. М., 1984. с. 11-15.

8. Кызласов, Л.Р. Средневековые памятники Западного Забайкалья (IX-X вв.) // Степи Евразии в эпоху средневековья. М., 1981. с. 59.

9.Миняев, С.С. Культуры скифского времени Центральной Азии и сложение племенного союза сюнну. Кемерово, 1979. с. 75-76

10. Рыбаков, Б. История и перестройка. М. 1989. с. 18

11. Талько-Грынцевич, Ю.Д. Материалы кпалеоэтнологии Забайкалья. Иркутск, 1902. Т. 3, вып. 1. с. 53, табл. XI, а.

12. Хамзина, Е.А. Археологические памятники Западного Забайкалья. Улан-Удэ, 1970. с. 86-87.

13.Худяков, Ю. С. К истории гончарной керамики в Южной Сибири и Центральной Азии// Керамика как исторический источник. Новосибирск: 1989. с. 134-152.

14. Уран-Кехальми, К.К вопросу об образовании кочевых государств //Урало-алтаистика: Археология. Этнография. Язык. Новосибирск, 1985. с 129.

15. Гусейнова, Т. Н. Народные промыслы Сибири: программа и методические рекомендации для студентов квалификации «Музеевед». Улан-Удэ: Изд.-полиграфический комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2007. с 24

Приложение1

Анкетирование

  1. Известно ли Вам, кто такие гунны (хунны, сюнны)?

  2. Какие современные народы могут считаться потомками хуннов (гуннов)? (Можно выбрать несколько ответов).

  3. Назовите археологические памятники хуннской культуры, существующие на территории современной Бурятии.

  4. На чем основана инициатива Фонда гуннской культуры изменить возраст Улан-Удэ?

  5. Поддерживаете ли Вы ее?

  6. Насколько интересна Вам история хуннов?

  7. Посещали ли Вы Иволгинский комплекс?





Приложение 2

Таблица. Данные анкетирования студентов БРИЭТ. В анкетировании приняли студенты 112, 114 групп. Всего 30 чел. Из них 2 преподавателей.

Вопросы

На начальном этапе проекта

После экскурсии на Гуннское городище

1

Да

нет



3,3%

96,6%



93,3%

6,66%

2.

а) монголы

б) татары

в) киргизы

г) чуваши

д) венгры

е) русские

ж)финны

з)китайцы

и) корейцы

к) буряты

и) не знаю

20% (6 чел)

0

10% (3 чел)

0

0

0

0

20% (6 чел)

20 % (6 чел)

10% (3 чел)

20% (6 чел)

40% (12 чел)

0

0

23% (7 чел)

10% (3 чел)

0

10% (3 чел)

10 % (3 чел)

23% (7 чел)

66,6% (20 чел)

0

3 вопрос

0

100%

4 вопрос

Не знаю - 93,4%

Знаю - 100%

5 вопрос

0

100%

6. Очень интересна

Мало интересна

Совсем не интересна

16,6%

73,3%

10%

66,6%

26,6%

6,7%

7. да

нет

0

100%

100%

0










Приложение 3

  1. Известно ли Вам, кто такие гунны (хунны, сюнны)?



  1. Насколько интересна Вам история хуннов?

До поездки


После экскурсии






Приложение 4

Рис. 1. Хуннская гончарная керамика Забайкалья. [13]

НИР студента о керамике хуннов

1-10 - Иволгинское городище; 11-18, 20, 21 - Иволгинский могильник;19, 24, 25 - Эдуй; 22 - Ильмовая падь; 23 - Черёмуховая падь.












Приложение 5

Карточка научного описания вещественного материала (составлена для музея БРИЭТ)

Наименование: черепки керамической посуды в количестве 4 штук.

Источник и время поступления: 5 октября 2012 г. во время экскурсии на Гуннское городище, расположенное в Иволгинском районе Республики Бурятия.

Внешнее описание:

а) Материал: глина, песок.

б) Форма: черепки четырехугольной формы с неровными краями.

в)Состав неоднородный. Черепок № 1 - плотный, хорошо сохранившийся; № 2 - рыхлый, на местах скола заметны три слоя; № 3 - рыхлый, с песчинками; № 4 - хрупкий, по сравнению с другими.

г) Размеры:

№ 1

4,5 х 4,5см

№ 3

2,5 х 2,5 см

№ 2

3 х 4см

№ 4

5,5 х 3,5см

толщина:

№ 1

1,3см

№ 3

0,5 см

№ 2

1см

№ 4

0,8 см

д) Цвет:

№ 1 -выпуклая сторона - светло-коричневый цвет; вогнутая - темно-коричневый цвет;

№ 2 - выпуклая сторона - темно-серый цвет; вогнутая сторона - серый цвет;

№ 3 -светло-серый;

№ 4 -наружная сторона на месте сохранившегося рисунка - черного цвета, внутренняя сторона - однородный светло-серый цвет;

е) Техника изготовления: обжиг.

ж) Описание: четыре черепка разных оттенков серого и коричневого цветовс неровными краями. Поверхность черепков 1-3 заметно изогнутая. На черепке № 4 проступает геометрический орнамент в виде линий, расположенных диагонально, и более широкие горизонтальные полоски, полученные тиснением. Поверхность черепка № 4 повреждена. Рисунок сохранился в правом верхнем углу черепка, виден отчетливо.

Заметные слои поверхности на черепке № 2 свидетельствуют о технологии изготовления керамической посуды.Изготовление примитивное, возможно, на гончарном круге с ручной лепкой.

Разные цвета, формы и толщина черепков говорят о том, что это черепки разной посуды.

з) Назначение: посуда, предположительно, для приготовления пищи.

и) Изображения и надписи - нет;

История предмета до поступления в музей. Черепки керамической посуды найдены студентами и преподавателями техникума во время экскурсии на Гуннское городище в Иволгинском районе Республики Бурятия в октябре 2012 года. Автор неизвестен. Посуда изготовлена в IIIвеке до н.э. в городе хуннов.

Источники, использованные при описании:

  • Информация о принадлежности черепков хуннской культуре подтверждена директором Фонда гуннской культурыОлегом Игнатьевичем Булутовым во время экскурсии, фотоматериалами экскурсии.

  • Место экскурсии - Иволгинское городище -археологический памятник хуннской культуры, исследованием которого занимаются ученые РАН.

  • Гусейнова Т. Н. Народные промыслы Сибири: программа и методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов очного и заочного отделений квалификации «Музеевед». - Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2007. - 24 с.

Приложение: фотографии.

Автор описания: Павлова Н.Е.

Время составления описания: декабрь 2012 г.


Приложение 6

Фотоматериалы. Экскурсия на Гуннское городище. 05. 10. 2012.

НИР студента о керамике хуннов

Карта. Держава хунну при шаньюеМодэНИР студента о керамике хуннов

Фотографии вещественного материала (черепков хуннской посуды)


НИР студента о керамике хуннов


НИР студента о керамике хуннов

НИР студента о керамике хуннов

Вид черепка № 2 сбоку


НИР студента о керамике хуннов


НИР студента о керамике хуннов


НИР студента о керамике хуннов


Геометрический орнамент на черепке № 4


НИР студента о керамике хуннов


Вид сбоку черепка № 4


НИР студента о керамике хуннов






© 2010-2022