- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа. Русский язык. 10 класс. Власенков А. И. , Рыбченкова Л. М
Рабочая программа. Русский язык. 10 класс. Власенков А. И. , Рыбченкова Л. М
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Котлова Л.В. |
Дата | 07.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку к учебнику:
Власенков А. И. Русский язык. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - М.: Просвещение, 2011.
Основные цели обучения русскому языку в 10 классе по данной программе: обеспечить владение русским языком как средством межнационального общения; обеспечить социально-речевую подготовку учащихся к будущей трудовой деятельности; обеспечить уровень владения языком, необходимым для получения высшего и среднего специального образования на русском языке.
Задачи курса русского языка в 10 классе: обобщение, закрепление, углубление ранее полученных знаний, развитие умений и навыков учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, словообразованию, грамматике, правописанию; раскрытие стилистических ресурсов русского языка, развитие навыков и умений выбора и употребления лексико-грамматических средств языка адекватно условиям общения; развитие и совершенствование культуры русской речи учащихся; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; расширение знаний о тексте; совершенствование навыков конструирования текста.
На изучение предмета отводится 1 час в неделю. Итого 34 часа за учебный год. Из них контрольных диктантов-4, контрольных сочинений-4.
-
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ,
УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 10 КЛАССА
По окончании 10 класса учащиеся должны:
знать/понимать
-
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
-
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
-
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
-
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
-
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
-
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
-
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
-
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
-
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
-
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
-
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
-
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
-
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
-
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.
-
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ
-обобщающая беседа по изученному материалу;
- различные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа ит.д);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
-письмо под диктовку;
-комментирование орфограмм и пунктограмм.
-
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ
- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-взаиморецензирование;
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;
- аудирование;
- информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста с использованием цитат;
переложение текста;
продолжение текста;
составление тезисов;
редактирование;
-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
реферирование;
докладирование;
рецензирование;
аннотирование и т.д.
- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
- участие в дискуссии;
- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации ( в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
-
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Общие сведения о языке (3 ч)
Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.
Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.
Фонетика, орфоэпия, орфография (4 ч)
Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.
Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.
Фонетический разбор.
Лексика и фразеология (6 ч)
Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.
Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.
Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.
Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
Лексические и фразеологические словари.
Лексико-фразеологический разбор.
Морфемика (состав слова) и словообразование (5 ч)
Обобщающее повторение ранее изученного.
Выразительные словообразовательные средства.
Словообразовательный разбор.
Морфология и орфография (5 ч)
Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.
Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.
Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.
Морфологический разбор частей речи.
Язык и речь (3 ч)
Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.
Функциональные стили речи. (8 ч)
Функциональные стили речи и их особенности.
Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.
Использование учащимися средств научного стиля.
Особенности публицистического стиля речи. Жанровое своеобразие подстилей. Сфера употребления. Лексика, синтаксические особенности.
Использование учениками средств публицистического стиля при создании собственного высказывания.
Стиль художественной литературы.
-
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Общее количество часов: 34
Количество часов в неделю: 1
Контрольных работ (тестирование по материалам ЕГЭ части А и В) - 3 ,
контрольных сочинений - 3
№ п/п
Тема
Часы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Общие сведения о языке
Фонетика. Орфоэпия. Орфография.
Лексика и фразеология.
Морфемика и словообразование.
Морфология и орфография.
Язык и речь.
Функциональные стили речи.
3
4
6
5
5
3
8
Итого: 34
-
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Власенков А. И. Русский язык. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - М.: Просвещение, 2014.
2. Русский язык. 10-11 классы: рабочие программы по учебнику
А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой. Базовый и профильный уровни / авт.-сост. Г. В. Цветкова. - Волгоград: Учитель, 2012.
3. И. В. Золотарёва, Л. П. Дмитриева «Поурочные разработки по русскому языку к УМК А. И. Власенкова». - М.: ВАКО, 2008.
4. Рабочие программы по русскому языку: 10-11 классы / Сост.
М. М. Баронова. - М.: ВАКО, 2011.
5. Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. - М.: Просвещение, 1984.
6. Львов В. В. ЕГЭ 2013. Русский язык. 30 вариантов.
-
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Сроки проведения
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки учащихся
Вид контроля, самостоятельной работы
Домашнее задание
Нестандартные формы проведения уроков
Общие сведения о языке (4 часа+ 1 РР)
1
Язык и общество.
Язык и культура.
1
Язык и общество. Язык и культура. Взаимосвязь языка и культуры, отражение культуры в языке.
Знать о связи происхождения языка с возникновением человеческого общества, об основном предназначении языка, о взаимосвязи языка и культуры, об отражении культуры в языке.
Уметь работать с текстом научного стиля, лингвистической терминологией, составлять план, на его основе- устное сообщение.
Работа
с книгой, беседа.
Урок-беседа
2
Язык и история народа. Русский язык в современном мире - в международном и межнациональном общении.
1
Язык и история народа. Три периода в истории русского языка. Русский язык в современном мире. Функции русского языка.
Знать о взаимосвязи языка и истории народа.
Знать понятие "мировой язык; иметь представление о русском языке как родном и русском языке как государственном, понятие о функциях русского языка как государственного, его функциях в школьном изучении.
Уметь составлять план, тезисы статьи, готовить сообщение на их основе, Уметь толковать слова и обороты из текста.
Составление развёрнутого плана текста, сообщения, беседа.
Урок-открытие
3
Язык и речь.
1
Понятия язык, речь, слово, их сходство и различие. Лингвистические термины. Виды речевой деятельности. Виды чтения. Устная и письменная речь. Диалог и монолог.
Знать значение терминов язык, речь, слово; виды речевой деятельности; виды чтения; особенности монологической и диалогической деятельности.
Уметь составлять тезисный, простой и сложный планы; создавать письменное сообщение на лингвистическую тему; выполнять орфографический разбор слов, синтаксический разбор сложных предложений.
Составление тезисного плана статьи учебника, комментированное письмо, составление сложного плана текста, письменное сообщение на одну из тем («Язык и речь», «Монолог и диалог»), синтаксический разбор сложных предложений.
Интеллектуальный марафон
4
Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.
1
Система языка. Единицы и уровни языка. Звук речи. Морфема. Слово. Предложение.
Знать уровни языка и их основные единицы.
Уметь выполнять основные виды разбора; создавать устное сообщение на лингвистическую тему; выполнять комплексный анализ текста; конструировать предложения.
Комментирован-ное письмо, комплексный анализ текста, конструирова-ние предложений, основные виды разбора.
Урок-практикум
5
РР. Контрольное сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста.
1
Структура сочинения-рассуждения.
Знать: структуру написания сочинения- рассуждения на основе прочитанного текста.
Уметь: последовательно излагать мысли, приводить аргументы
Написание сочинения-рассуждения по предложенным темам.
6
Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии.
1
Разделы науки о русском языке. Фонетика. Графика. Орфоэпия и орфография. Единицы языка. Фонетический разбор с элементами анализа орфографических трудностей. Правописание гласных в корня слов.
Знать: разделы науки о языке; языковые единицы; порядок фонетического разбора; условия написания проверяемых и чередующихся гласных в корнях слов.
Уметь: выполнять фонетический разбор слов; различать буквы и звуки; транскрибировать слова; писать гласные в корнях слов в соответствии с орфографическими нормами.
Фонетический разбор слов; комментир. письмо; речеведческий анализ отрывка из повести Л.Н.Толстого «Крейцерова соната».
Урок-путешествие
7
Основные нормы современного литературного произношения
и ударения в русском языке.
1
Основные нормы произношения. Открытые и закрытые слоги. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие. Звукопись.
Знать основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке, выразительные средства русской фонетики.
Уметь использовать в собственной речи. Уметь видеть произносительные недочеты и индивидуальные нарушения орфоэпической нормы и исправлять их.
Фонетический разбор слов, работа с орфоэпическим словарем, подбор слов с подвижным ударением из литературных произведений.
Урок-открытие
8
Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор.
1
Понятия орфограммы, сильной и слабой позиции фонемы. Основные принципы и нормы современной русской орфографии. Систематизация изученного по фонетике: общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора.
Знать морфологический, фонетический, традиционный принципы русской орфографии.
Уметь комментировать орфограммы, определять принципы написания.
Комментирован-ное письмо, орфографичес-кий разбор слов, объяснительный диктант с обозначение орфограмм и пунктограмм, конструирова-ние словосочетаний и предложений, работа с толковым и орфографичес-ким словарями, фонетический разбор слов.
Урок-практикум
9
К.р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография».
1
Воспроизведение аудированного текста в письменной форме с учётом орфографических и пунктуационных норм русского языка; фонетический разбор слов.
Уметь воспроизводить текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы русского языка; выполнять фонетический разбор слов.
Диктант с грамматическим заданием.
10
Повторение ранее приобретенных знаний о лексике русского языка.
1
Лексическая система русского языка.
Знать лексическое и грамматическое значение слова, контекстуальные синонимы и антонимы, русская лексика с точки зрения ее происхождения, изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов.
Уметь видеть в тексте и использовать изобразительные возможности лексики в речи.
Монологическое высказывание по теме.
Вид контроля: тестовые задания типа В 8
Урок-практикум
11
РР. Контрольное сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста.
1
Структура сочинения-рассуждения.
Знать: структуру написания сочинения- рассуждения на основе прочитанного текста.
Уметь: последовательно излагать мысли, приводить аргументы
Написание сочинения-рассуждения по предложенным темам.
12
Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления.
1
Русская лексика с точки зрения её происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова Русская лексика с точки зрения её употребления диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная лексика.
Знать: понятие заимствованные слова, пути проникновения заимствованных слов в язык и речь. Знать сферы употребления русской лексики.
Уметь: определять заимствованные слова в тексте, уместно употреблять заимствованные слова в речи.
Лексический анализ текста, работа с толковым словарём, словарём иностранных слов, определение значения слов путём подбора синонимов, развёрнутого толкования слова с использованием толкового словаря, объяснительный диктант с графическим обозначением орфограмм.
Урок-открытие
13
Русская фразеология.
1
Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.
Знать: фразеологические единицы русского языка; источники происхождения фразеологизмов. Уметь: выполнять лексический разбор слов; анализировать лексические средства выразительности; различать свободные и несвободные сочетания; использовать фразеологизмы в устной и письменной речи в соответствии с лексическими нормами.
Составление подробного плана статьи учебника, лексико-фразеологичес-кий разбор предложений, подбор синонимичных оборотов, фразеологизмов-синонимов и фразеологизмов-антонимов к данным фразеологиз-мам, работа с этимологичес-ким словарем, словарем фразеологизмов
Урок-КВН
14
Словари русского языка.
1
Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический анализ текста. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальне синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
Знать: виды словарей, их назначение и использование
Уметь: пользоваться разными видами словарей
Работа со словарями.
Урок-путешествие
15
К.р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Лексика и фразеология»
1
Воспроизведение аудированного текста в письменной форме с учётом орфографических и пунктуационных норм русского языка.
Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками.
Диктант с грамматическим заданием.
16
К.р. Полугодовая контрольная работа (диктант) с грамматическим заданием.
1
Воспроизведение аудированного текста в письменной форме с учётом орфографических и пунктуационных норм русского языка.
Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками.
Диктант с грамматическим заданием.
17
Повторение. Морфемика и словообразование.
1
Основные понятия морфемики и словообразования. Морфема. Виды морфем. Морфемный и словообразовательный разборы.
Знать: виды морфем, чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов.
Уметь: выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов; различать однокоренные слова и формы слова; различать слова с омонимичными корнями по значению.
Морфемный и словообразова-тельный разбор слов; подбор примеров на случаи словообразова-ния; образование однокоренных слов и форм слова от данного слова; группировка слов с омонимичными корнями по значению корня.
Урок-практикум
18
Способы словообразования. Словообразова-тельный разбор.
1
Словообразование. Морфологический и неморфологический способы словообразования.
Знать: основные способы образования слов.
Уметь: выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов; расшифровывать сложносокращённые слова и определять их род; подбирать однокоренные слова с чередующимися гласными или согласными в корне.
Конструирова-ние слов по схемам, морфемный и словообразова-тельный разбор слов, расшифровка сложносокра-щённых слов, подбор однокоренных слов с чередующимися гласными или согласными в корне.
Урок-практикум
19
Выразительные средства словообразования.
1
Изобразительно-выразительные средства словообразования.
Знать: основные выразительные средства словообразования.
Уметь: осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Морфемный и словообразова-тельный разбор слов, комплексный анализ текста.
Урок-викторина
20
РР. Контрольное сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста.
1
Структура сочинения-рассуждения.
Знать: структуру написания сочинения- рассуждения на основе прочитанного текста.
Уметь: последовательно излагать мысли, приводить аргументы.
Написание сочинения-рассуждения по предложенным темам.
21
Обобщающее повторение морфологии. Части речи.
1
Морфология. Классификация частей речи. Критерии выделения частей речи. Слова, находящиеся вне системы частей речи. Переходные явления в области частей речи.
Знать: классификацию частей речи; критерии выделения частей речи; переходные явления в области частей речи.
Уметь: определять части речи и обосновывать свой выбор.
Составление таблицы «Самостоя- тельные и служебные части речи», определение синтаксической роли существит., выборочный диктант
(существитель-ные, имеющие форму только множественного и только единственного числа).
Урок-беседа
22
Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, их словообразование и правописание.
1
Грамматические категории. Грамматические формы. Способы выражения грамматических значений. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. Грамматические признаки служебных частей речи.
Знать: отличительные признаки самостоятельных и служебных частей речи, способы выражения грамматического значения.
Уметь: производить морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, анализировать их словообразование и правописание.
Морфологи-ческий разбор самостоятельных и служебных частей речи, объяснитель-ный диктант, анализ текста.
Урок-практикум
23
Трудные вопросы правописания окончаний и суффиксов разных частей речи.
1
Орфографические нормы. Орфограмма. Тип орфограммы.
Знать: орфографические нормы, принципы русской орфографии.
Уметь: определять типы орфограмм, писать слова в соответствии с орфографическими нормами.
Объяснитель-ный диктант, морфологичес-кий разбор глаголов, причастий, деепричастий.
Урок-практикум
24
Что такое текст?
1
Текст. Признаки текста. Строение текста. Виды преобразования текста. Функционально-смысловые типы текста. Тема, основная мысль текста. Структура и языковые особенности текста.
Знать: признаки текста, способы и средства связи между частями текста, основные типы речи, и признаки.
Уметь: определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста, оценивать свою речь с точки зрения её правильности.
Работа с теоретическим материалом учебника, написание аннотации, составление плана текста
Урок-открытие
25
Типы речи.
1
Типы речи (описание, повествование, рассуждение). Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Знать: типы речи: повествование, описание, рассуждение, их отличительные признаки.
Уметь:
производить речеведческий анализ художественного и научно-популярного текстов; создавать тексты разных типов речи, редактировать написанное.
Работа с текстами художествен-ного и научно-популярного стилей, понимание их специфики, владение навыками редактирования текста.
Урок-практикум
26
Виды преобразования текста. Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат. Аннотация
1
Виды преобразования текста.
Знать об основных видах преобразования текста, отличительных чертах тезисов, конспекта, выписок, реферата, аннотации.
Уметь создавать данные виды текстов, самостоятельно редактировать тексты.
Редактирование текста, создание собственного текста.
Урок-практикум
27-28
Функциональные стили речи, их общая характеристика.
2
Стили речи (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный).
Знать о функциональных стилях речи (разговорном, научном, официально-деловом, публицистическом, художественном), их общей характеристике: назначении, сферах использования, речевых жанрах стилевых особенностях.
Уметь определять стиль текста,
Работа с текстами разных стилей: определение стилевой принадлежности текста. Работа с толковым словарём. Речеведческий анализ текста.
Урок-путешествие
29
РР. Контрольное сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста.
1
Структура сочинения-рассуждения.
Знать: структуру написания сочинения- рассуждения на основе прочитанного текста.
Уметь: последовательно излагать мысли, приводить аргументы.
Написание сочинения-рассуждения по предложенным темам.
30
Назначение, стилевые признаки, подстили научного стиля речи.
1
Научный стиль. Стилевые признаки и разновидности (подстили). Жанровое разнообразие.
Знать: признаки научного стиля речи, его разновидности и жанры.
Уметь: определять жанр текста научного стиля.
Составление тезисов статьи, определение типа речи, определение стиля текста с доказатель-ством.
Интеллектуальный марафон
31
Лексика научного стиля речи.
1
Лексика научного стиля: нейтральная, общенаучная, специальная. Термин и терминология. Этимология слов-терминов.
Знать: лексические особенности научного стиля речи.
Уметь: распределять слова по сферам употребления; определять способ образования терминов; определять предмет по его описанию, толкованию.
Комплексный анализ текста, определение способа образования слов-терминов, работа с толковым, этимологичес-ким словарями, со словарем иностранных слов.
Урок-практикум
32
Морфологические и синтаксические особенности научного стиля.
1
Морфологические и синтаксические особенности научного стиля.
Знать: морфологические и синтаксические особенности научного стиля.
Уметь: анализировать морфологические и синтаксические особенности научного текста.
Составление сложного плана научной статьи, сравнительное научно-популярное описание предмета, анализ морфологичес-ких и синтаксических особенностей текста.
Урок-открытие
33
Терминологичес-кие энциклопедии, словари и справочники.
1
Терминологические энциклопедии, словари и справочники.
Знать названия основных терминологических словарей, справочников,
Уметь работать со справочными источниками
Работа со словарями и справочника-ми.
Урок-путешествие
34
К.р. Годовая контрольная работа (диктант) с грамматическим заданием.
1
Воспроизведение аудированного текста в письменной форме с учётом орфографических и пунктуационных норм русского языка.
Уметь воспроизводить текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы русского языка.
Диктант с грамматическим заданием.