- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Технологическая карта Неопределенная форма глагола
Технологическая карта Неопределенная форма глагола
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Котловская Е.В. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Технологическая карта урока русского языка
Учитель: Котловская Е.В.
Класс: 5
Дата: 24.04.2015
Тема урока: Неопределенная форма глагола.
Тип урока
Урок открытия нового знания.
Предметные результаты
Распознавать инфинитив и личные формы глагола. Приводить соответствующие примеры.
Личностные результаты
Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения
Метапредметные результаты
Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные: самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Коммуникативные: понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1.Орг. момент.
Мотивация к деятельности
Цель этапа: включение учащихся
в деятельность.
Здравствуйте, ребята! Посмотрите на свои рабочие места. Все ли у вас готово к уроку? Улыбнитесь друг другу. Получите заряд положительных эмоций, которые пригодятся вам в дальнейшей работе.
Запишите число и классная работа.
Приветствие учителя
2.Актуализация и пробное учебное действие
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
-
Словарно-орфографическая работа.
ЦЕЛЬ: учить находить орфограммы, объяснять их написание, развивать память)
На доске предложение:
Молодые листочки березы трепещут и переливаются на_ весеннем солнце.
ЗАДАНИЯ:
- Прочитайте запись. Что это?
(Предложение.)
-Докажите.
(Несколько слов связанных между собой по смыслу и имеющие законченную мысль. Начало предложения написано с большой буквы, в конце - знак препинания.)
- Дайте характеристику этому предложению.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми)
-Исследуйте это предложение. Найдите и объясните орфограммы.
(Учащиеся находят и объясняют орфограммы)
-Какие орфограммы не встретились?
-ЗАПИШИТЕ ЭТО ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО ПАМЯТИ.
Выполняют задания, коллективная и индивидуальная работа.
3.Постановка учебной задачи и пробное учебное действие
Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).
1.Давайте запишем под диктовку буквы: Т, г, с, ф, ш, л, а, к, г, о, п, л
Теперь исключите все буквы обозначающие глухие согласные звуки, а оставшиеся постройте по порядку. И тогда вы узнаете, о чем пойдет речь на уроке.
Мы будем говорить о глаголе.
-Что же такое глагол?
Выпишите из данных слов глаголы:
Цыпленок, выкопал, прилагательное, сбегут, молодежный, решить, крыжовник, выдержал, угрожают, растение, приближение, шагает, стемнеет, плач, беречь, привезти.
- Найдите в них общее (глаголы, все слова имеют безударную гласную)
- Какие можете назвать различия? (число, с приставками и без приставок, время)
- Групповая работа: каждому ряду найти глаголы.
п.в. н.в. б.в.
-Проверяем.
- С чем согласны? Какие слова вызвали затруднения?
- Слова « решить, беречь, привезти» в какой столбик записали вы?
- Какая перед нами возникла проблема?
- Почему эти глаголы оказался лишними, не попали ни в одну из трех групп. Ваши предположения……
- Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке?
- Какие учебные задачи необходимо решить на уроке.
Записывают буквы, называют слово.
Работают индивидуально.
Групповая работа.
Формулируют тему, ставят задачу.
4.Этап построения проекта выхода из затруднения.
-Почему же данные глаголы мы называем глаголами неопределенной формы? (нельзя определить время, число и лицо)
- Чем эти глаголы отличаются от других глаголов? (Вопросами)
- На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы? (что делать? Что сделать?)
Обратимся к учебнику на стр.103.
-Как вы понимаете слова В.Каверина?
Назовите глаголы, задайте к ним вопросы.
-А кто знает, как мы по-другому называем глаголы неопределенной формы? (ИНФИНИТИВ).
Приведите свои примеры глаголов неопределенной формы.
Отвечают на вопросы.
Работают с учебником.
Приводят примеры.
5.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи
1. Выполнение упр.620 по заданию.
-Какие глаголы в современном русском языке не употребляются?
-Как вы их понимаете?
2. Обратите внимание на последние 2 глагола в упражнении 620.Как вы их записали?
-Как вы думаете, почему? (можно задать вопрос что сделать?)
Выполнение упр.622
Индивидуально. Самопроверка.
Отвечают на вопросы.
2 человека у доски.Самопроверка.
6.Физкультминутка.
Давайте немного отдохнем.
- Я называю глаголы, если это глагол неопределённой формы - вы встаете на носочки тянете руки вверх, если это любой другой глагол - встаёте в и.п..
Гудеть, пишет, бежать, читает, стеречь, рисует, шьёт, научить, поёт, блестит, блистать, желаю, иметь, пляшет.
Игра «Будь внимателен!» (Коллективно)
Я называю устойчивое словосочетание, вы заменяете его инфинитивом:
Зарубить на носу; - запомнить
Клевать носом; - дремать
Пропустить мимо ушей; - прослушать
Вставлять палки в колёса; - мешать
Делать из мухи слона; - преувеличивать
Обвести вокруг пальца; - обмануть
Держать язык за зубами. - молчать
Выполняют движения.
Коллективно
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи
Выполняют упражнение 627.
Самостоятельно, самопроверка.
8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности
Домашнее задание.
Тестовое задание «Продолжи мысль»
1. Неопределенная форма глагола не указывает на …. (время и число)
2. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы…. (что делать? Что сделать?)
3.Эти глаголы заканчиваются на …… (-ть, -ти, -чь)
- Какие открытия сделали на уроке?
-О какой форме глагола мы сегодня говорили?
- Как она называется по-другому?
-Какие теперь отличительные черты неопределенной формы глагола вы знаете?
-Какая была цель?
-Давайте подумаем и оценим свою работу на уроке. Дайте оценку своей работе на уроке (5, 3,0)
Упр.623, выучить правило на стр. 103-104.
Делают выводы, оценивают урок
Записывают Д/З в тетрадь.