Тема урока: Назывные предложения

Цели урока: 1.Выработать умение находить назывные предложения, отличать их от других односоставных предложений.2.Научиться отличать назывные предложения от двусоставных с составнымименным сказуемым.3.Научиться определять роль назывных предложений в художественной речи.4.Сформировать умение составлять и использовать назывные предложения в собственной речи.5.Подготовиться к выполнению заданий творческого характера.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Средняя школа Ш.Уалиханова

Учительница русского языка и литературы

Тулегенова Сара Календаровна

Тема урока: Назывные предложения


Цели урока:

1.Выработать умение находить назывные предложения, отличать их от других односоставных предложений.

2.Научиться отличать назывные предложения от двусоставных с составным

именным сказуемым.

3.Научиться определять роль назывных предложений в художественной речи.

4.Сформировать умение составлять и использовать назывные предложения в собственной речи.

5.Подготовиться к выполнению заданий творческого характера.

Оборудование:

мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку,

дидактические папки с текстами

Ход урока:

I. Организационный момент.

Слайд - заставка №1

Слово учителя. Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка будет проходить в форме состязания.

Класс разделён на четыре группы: «Лингвисты», «Русисты», «Синтаксисты», «Языковеды». Состязаться вы будете по группам. За правильный ответ или существенное дополнение вы будете получать по фишке (т. е. по баллу), а группе будет вручена ромашка. В итоге выставим отметки, выяснив, для кого наступил звёздный час.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Блиц - опрос:

- Какое предложение называется двусоставным? - Односоставным?

Какие виды односоставных предложений вы знаете?

(Определённо - личные, неопределённо - личные, безличные. )

Какова структурная особенность этих предложений? (Один главный член - сказуемое).

( Стратегия «Карусель»: учащиеся заполняют листочки и передают по часовой стрелке)

2. Работа по семантической карте:

  1. Люблю зимний лес.

  2. Мне не спится.

  3. Снегу намело в деревне почти до крыш.

  4. В поселке строят новую школу.

  5. Слезами горю не поможешь.

  6. Цыплят по осени считают

Правильные ответы: 1- О.Л. 4- Н.Л. 5-6 - Об.Л. 2-3 БЛ

III. Изучение новой темы.

Посмотрите на предложения:

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

  • Как вы думаете, какова функция каждого из данных предложений?

  • Чем являются главные члены предложений?

  • Как называются такие предложения?

  • Назывные предложения (Признаки: 1.Имеют один главный член предложения - подлежащее. 2.Утверждается наличие предмета интонацией. 3. Предложения могут быть распространенными и нераспространенными)

- Верно. Поэтому такие односоставные предложения именуются назывными.

Посмотрите, как красиво, ярко описывает автор картину летней ночи с помощью только подлежащего.

- Да, действительно, А. Фет нарисовал картину, не использовав ни одного глагола - сказуемого. Л. Н. Толстой восторженно восклицал:

«В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина!»

IV Физминутка

V. Работа с учебником

Даётся понятие назывных предложений. Выполнение упражнений по группам. Задание: Найти назывные предложения (Упр.4 стр.117)

VI. Закрепление: Записать номера назывных предложений:

1. В хорошую погоду не сидишь дома.

2. В лесу потемнело.

3. Слезами горю не поможешь.

4. Укутанные инеем, притихшие леса.

5. Светлые дали.

6. Вход в музей.

7. Ясный день.

8. Пахнет прибитой дождём пылью.

9. Мне не работалось.

10.Я не работал.

11. Первый звонок.

Правильные ответы: № 4, 5, 6, 7, 11.

VII. Тест

1. На сколько групп делятся односоставные предложения?

а). 10

б). 2

в). 3

г). 4

2.Какое из этих предложений не является односоставным?

а). На морозном воздухе было трудно дышать.

б). На востоке синело.

в). Дело словом не заменишь.

г). Свод неба был тих и чист.

3. Укажите односоставное предложение.

а).Наступил вечер.

б).Вечереет.

в).Вечером мы пойдём в кино.

г). Как хороши в России летом вечера!

4. Найдите назывное предложение.

а). Светало.

б). Утро.

в). Наступило зимнее холодное утро.

г). В дверь постучали.

5. Укажите определённо-личное предложение.

а). Утренний сон сладок.

б). Не забуду этой встречи.

в). В тот вечер долго спорили и говорили буквально обо всём.

г). Я люблю Балтийское море.

VIII. Итоги урока (слайд 21)

- Что узнали нового?

- Что осталось непонятным?

- Что понравилось больше всего?

- Что показалось самым трудным?

IX. Домашнее задание:

Подготовиться к контрольной работе по теме «Односоставные предложения».




© 2010-2022