- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Тема урока: Назывные предложения
Тема урока: Назывные предложения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Тулегенова К.С. |
Дата | 18.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Средняя школа Ш.Уалиханова
Учительница русского языка и литературы
Тулегенова Сара Календаровна
Тема урока: Назывные предложения
Цели урока:
1.Выработать умение находить назывные предложения, отличать их от других односоставных предложений.
2.Научиться отличать назывные предложения от двусоставных с составным
именным сказуемым.
3.Научиться определять роль назывных предложений в художественной речи.
4.Сформировать умение составлять и использовать назывные предложения в собственной речи.
5.Подготовиться к выполнению заданий творческого характера.
Оборудование:
мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку,
дидактические папки с текстами
Ход урока:
I. Организационный момент.
Слайд - заставка №1
Слово учителя. Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка будет проходить в форме состязания.
Класс разделён на четыре группы: «Лингвисты», «Русисты», «Синтаксисты», «Языковеды». Состязаться вы будете по группам. За правильный ответ или существенное дополнение вы будете получать по фишке (т. е. по баллу), а группе будет вручена ромашка. В итоге выставим отметки, выяснив, для кого наступил звёздный час.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Блиц - опрос:
- Какое предложение называется двусоставным? - Односоставным?
Какие виды односоставных предложений вы знаете?
(Определённо - личные, неопределённо - личные, безличные. )
Какова структурная особенность этих предложений? (Один главный член - сказуемое).
( Стратегия «Карусель»: учащиеся заполняют листочки и передают по часовой стрелке)
2. Работа по семантической карте:
-
Люблю зимний лес.
-
Мне не спится.
-
Снегу намело в деревне почти до крыш.
-
В поселке строят новую школу.
-
Слезами горю не поможешь.
-
Цыплят по осени считают
Правильные ответы: 1- О.Л. 4- Н.Л. 5-6 - Об.Л. 2-3 БЛ
III. Изучение новой темы.
Посмотрите на предложения:
Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
-
Как вы думаете, какова функция каждого из данных предложений?
-
Чем являются главные члены предложений?
-
Как называются такие предложения?
-
Назывные предложения (Признаки: 1.Имеют один главный член предложения - подлежащее. 2.Утверждается наличие предмета интонацией. 3. Предложения могут быть распространенными и нераспространенными)
- Верно. Поэтому такие односоставные предложения именуются назывными.
Посмотрите, как красиво, ярко описывает автор картину летней ночи с помощью только подлежащего.
- Да, действительно, А. Фет нарисовал картину, не использовав ни одного глагола - сказуемого. Л. Н. Толстой восторженно восклицал:
«В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина!»
IV Физминутка
V. Работа с учебником
Даётся понятие назывных предложений. Выполнение упражнений по группам. Задание: Найти назывные предложения (Упр.4 стр.117)
VI. Закрепление: Записать номера назывных предложений:
1. В хорошую погоду не сидишь дома.
2. В лесу потемнело.
3. Слезами горю не поможешь.
4. Укутанные инеем, притихшие леса.
5. Светлые дали.
6. Вход в музей.
7. Ясный день.
8. Пахнет прибитой дождём пылью.
9. Мне не работалось.
10.Я не работал.
11. Первый звонок.
Правильные ответы: № 4, 5, 6, 7, 11.
VII. Тест
1. На сколько групп делятся односоставные предложения?
а). 10
б). 2
в). 3
г). 4
2.Какое из этих предложений не является односоставным?
а). На морозном воздухе было трудно дышать.
б). На востоке синело.
в). Дело словом не заменишь.
г). Свод неба был тих и чист.
3. Укажите односоставное предложение.
а).Наступил вечер.
б).Вечереет.
в).Вечером мы пойдём в кино.
г). Как хороши в России летом вечера!
4. Найдите назывное предложение.
а). Светало.
б). Утро.
в). Наступило зимнее холодное утро.
г). В дверь постучали.
5. Укажите определённо-личное предложение.
а). Утренний сон сладок.
б). Не забуду этой встречи.
в). В тот вечер долго спорили и говорили буквально обо всём.
г). Я люблю Балтийское море.
VIII. Итоги урока (слайд 21)
- Что узнали нового?
- Что осталось непонятным?
- Что понравилось больше всего?
- Что показалось самым трудным?
IX. Домашнее задание:
Подготовиться к контрольной работе по теме «Односоставные предложения».