Конспект урока по литературе Интрига под «риторическим микроскопом»: виды, особенности, речевое воплощение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока литературы

Предмет: литература

Класс 10

Тема урока: Интрига под «риторическим микроскопом»: виды, особенности, речевое воплощение

Тип урока: изучение новой темы

Цель: сформировать теоретические представления учащихся об интриге и ее видах

Оборудование: ноутбук, мультимедийная доска, проектор.

План и хронометраж урока:

  1. Организационный момент (5мин).

  2. Подготовительный этап (5 мин.)

  3. Изучение нового материала (15 мин.)

  4. Закрепление изученного материала (10 мин.)

  5. Итог (5 мин).

Методическое обоснование урока:

На тему «Интрига под «риторическим микроскопом»: виды, особенности, речевое воплощение» отводится два урока: на первом уроке рассматриваются понятие интриги, её виды, особенности той или иной интриги, а на втором уроке уже подробно изучается любовная интрига в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Вначале урока ученикам предлагается заполнить анкету, чтобы выяснить, какие знания у них есть об интриге как коммуникативном жанре, параллельно повторяются ранее изученные тексты (учащимся нужно вспомнить, в каких текстах художественной литературы встречается интрига). После заполнения анкет учителем организуется эвристическая беседа, в ходе которой ребята приходят к выводу, что такое интрига, вспоминают, были ли они сами объектами или субъектами интриги. Далее на уроке рассматриваются виды интриг, специфика каждой из них, отдельное место занимает любовная интрига. В конце этого урока уже делается «мостик» к следующему: учащиеся вспоминают, есть ли любовная интрига в романе «Герой нашего времени», кто является участниками данной интриги, далее организуется работа с отрывком из романа, в ходе которого учащиеся обращают внимание на внешние признаки человека, который затевает интригу и человека, который становится жертвой интриги. Так как в этот день запланировано два урока, то домашнее задание не задаётся.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Орг.момент

Метод: слово учителя

Прием: приветственное слово учителя

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя.

Открываем тетради по литературе, записываем дату, тему урока. Пишите в тетради аккуратно и красиво, чтобы на ваши записи было приятно посмотреть.

Метод: слово учителя

Прием: вводное слово учителя.

Сегодня на двух уроках литературы мы с вами поговорим о таком явлении, как интрига. Наверное, этот материал будет для вас новым, так как на уроках литературы вы не говорили об интриге. Особое внимание мы уделим любовной интриге и попробуем порассуждать: встречается ли любовная интрига в текстах М.Ю. Лермонтова? Творчество этого поэта мы с вами изучили, поэтому, я надеюсь, наши уроки будут очень интересными и плодотворными.

Глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Образец записи в тетрадях учащихся:

Тридцатое октября

Интрига под «риторическим микроскопом: виды, особенности, речевое воплощение.

Детальное, оценочное, нерефлексивное слушание

II Подготовительный этап





















III Изучение нового материала

























IV Закрепление изученного материала




Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

Но прежде чем приступить к этой теме, я хочу узнать, что вы сами знаете об интриге, поэтому я предлагаю вам заполнить анкеты. Не волнуйтесь, если какие-то вопросы вызовут у вас затруднение, подумайте, не торопитесь.

Анкета:

  1. Сформулируйте, пожалуйста, определение: «интрига - это …_____________________

  2. Приходилось ли вам сталкиваться с ситуациями интриги? Приведите примеры.

  3. Назовите художественные произведения, в которых присутствуют элементы интриги.

  4. Существуют ли у интриги разновидности? Если да, то какие?

  5. Как вы понимаете термин «любовная интрига?» Охарактеризуйте его содержание.

  6. Какими, на ваш взгляд, особенностями обладает любовная интрига?

  7. Стоит ли, на ваш взгляд, изучать интригу как особое коммуникативное явление? Свой ответ обоснуйте.

Метод: беседа

Прием: эвристическая беседа

Ребята, вы уже люди взрослые и о таком понятии, как «интрига» знаете не понаслышке.

Как вы понимаете, что такое интрига?

Какие чувства вызывает у вас слово «интрига»?

Приходилось ли вам самим быть объектом или субъектом интриги?

Как вы думаете, что чувствует человек, когда он становится жертвой интриги?

Метод: слово учителя

Прием: сообщающее слово учителя

Ребята, не зря термин «интрига» с французского переводится как «запутывать». То есть интрига-это заинтересованность вокруг события, явления или личности за счёт неопределённости события, явления или личности.

В русском языке применительно к ситуациям обыденной жизни слово используется в контексте с негативной моральной оценкой создателя интриги.

Кроме того, понятие «интрига» порождает формы «заинтриговать», «интригующий», что обозначает «заинтересовывать, возбуждать чем-нибудь любопытство» и получается в основном в результате умышленных или неумышленных недомолвок, умолчаний и двусмысленных намёков. В небольших количествах целенаправленно интригующие высказывания могут помогать делу и не восприниматься негативно, но злоупотребление такой формой речи может собеседников напрягать.

Интригу можно рассматривать как способ достижения цели путём манипуляции другими людьми.

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

Так как у слова «интрига» несколько значений, то давайте запишем в тетрадь то определение интриги,

с которым мы с вами будем работать.

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

Ребята, так как с интригой человек сталкивается довольно часто, следовательно, писатели и поэты не могли обойти это явление стороной. Но каждый писатель особое место в своём творчестве уделял разным видам интриги. Какие виды интриги вы можете назвать?

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

Конечно, существует много разновидностей интриг, но мы с вами рассмотрим эти виды.

Как вы думаете, чем они отличаются друг от друга?





Давайте вспомним, в каких текстах художественной литературы мы встречаемся с политической интригой? По каким особенностям мы определяем, что это политическая интрига?

В каких текстах художественной литературы мы встречаемся с детективной интригой? В чем ее специфика?


В каких текстах художественной литературы мы встречаемся с любовной интригой? В чем ее специфика?

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

Ребята, различного рода интриги встречаются уже в произведениях античной литературы, но самый популярный в реальном речевом общении, а, следовательно, и в литературе вид интриг - это любовная интрига. Сегодня мы попытаемся рассмотреть этот вид интриги в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». У вас на столах лежат тексты романа. Но прежде я хочу узнать ваше мнение: как вы думаете, есть ли в тексте «Герой нашего времени» любовная интрига? Если есть, то в какой части романа и кто является героем интриги?

Что происходит с героями?

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

Давайте прочтем фрагмент произведения, в котором Грушницкий вызывает Печорина на дуэль и в котором Грушницкий с драгунским офицером затевают интригу против Печорина. Ваша задача - определить особенности описания героев, участвующих в интриге. Это нам нужно для того, чтобы научиться выявлять интригу как особое коммуникативное явление в общем речевом потоке.

Мы уселись завтракать возле двери, ведущей в угловую комнату, где находилось человек десять молодежи, в числе которых был и Грушницкий. Судьба вторично доставила мне случай подслушать разговор, который должен был решить его участь. Он меня не видал, и, следственно, я не мог подозревать умысла; но это только увеличивало его вину в моих глазах.

- Да неужели в самом деле это были черкесы? - сказал кто-то, - видел ли их кто-нибудь?

- Я вам расскажу всю историю, - отвечал Грушницкий, - только, пожалуйста, не выдавайте меня; вот как это было: вчерась один человек, которого я вам не назову, приходит ко мне и рассказывает, что видел в десятом часу вечера, как кто-то прокрался в дом к Лиговским. Надо вам заметить, что княгиня была здесь, а княжна дома. Вот мы с ним и отправились под окна, чтоб подстеречь счастливца.

- Вот видите ли, - продолжал Грушницкий, - мы и отправились, взявши с собой ружье, заряженное холостым патроном, только так, чтобы попугать. До двух часов ждали в саду. Наконец - уж бог знает откуда он явился, только не

из окна, потому что оно не отворялось, а должно быть, он вышел в стеклянную дверь, что за колонной, - наконец, говорю я, видим мы, сходит кто-то с балкона... Какова княжна? а? Ну, уж признаюсь, московские барышни! после этого чему же можно верить? Мы хотели его схватить, только он вырвался и, как заяц, бросился в кусты; тут я по нем выстрелил.

Вокруг Грушницкого раздался ропот недоверчивости.

- Вы не верите? - продолжал он, - даю вам честное, благородное слово, что все это сущая правда, и в доказательство я вам, пожалуй, назову этого

господина.

- Скажи, скажи, кто ж он! - раздалось со всех сторон.

- Печорин, - отвечал Грушницкий.

В эту минуту он поднял глаза - я стоял в дверях против него; он ужасно покраснел. Я подошел к нему и сказал медленно и внятно:

- Мне очень жаль, что я вошел после того, как вы уж дали честное слово в подтверждение самой отвратительной клеветы. Мое присутствие избавило бы вас от лишней подлости.

Грушницкий вскочил с своего места и хотел разгорячиться.

- Прошу вас, - продолжал я тем же тоном, - прошу вас сейчас же отказаться от ваших слов; вы очень хорошо знаете, что это выдумка. Я не думаю, чтобы равнодушие женщины к вашим блестящим достоинствам заслуживало

такое ужасное мщение. Подумайте хорошенько: поддерживая ваше мнение, вы теряете право на имя благородного человека и рискуете жизнью.

Грушницкий стоял передо мною, опустив глаза, в сильном волнении. Но борьба совести с самолюбием была непродолжительна. Драгунский капитан, сидевший возле него, толкнул его локтем; он вздрогнул и быстро отвечал мне, не поднимая глаз:

- Милостивый государь, когда я что говорю, так я это думаю и готов повторить... Я не боюсь ваших угроз и готов на все...

- Последнее вы уж доказали, - отвечал я ему холодно и, взяв под руку драгунского капитана, вышел из комнаты.

- Что вам угодно? - спросил капитан.

- Вы приятель Грушницкого - и, вероятно, будете его секундантом?

Капитан поклонился очень важно.

- Вы отгадали, - отвечал он, - я даже обязан быть его секундантом, потому что обида, нанесенная ему, относится и ко мне: я был с ним вчера ночью, - прибавил он, выпрямляя свой сутуловатый стан.

- А! так это вас ударил я так неловко по голове?

Он пожелтел, посинел; скрытая злоба изобразилась на лице его.

- Я буду иметь честь прислать к вам нониче моего секунданта, - прибавил я, раскланявшись очень вежливо и показывая вид, будто не обращаю внимания на его бешенство.

Я пошел прямо к Вернеру, застал его дома и рассказал ему все - отношения мои к Вере и княжне и разговор, подслушанный мною, из которого я узнал намерение этих господ подурачить меня, заставив стреляться холостыми

зарядами. Но теперь дело выходило их границ шутки: они, вероятно, не ожидали такой развязки. Доктор согласился быть моим секундантом; я дал ему несколько наставлений насчет условий поединка; он должен был настоять на том, чтобы дело обошлось как можно секретнее, потому что хотя я когда угодно готов подвергать себя смерти, но нимало не расположен испортить навсегда свою будущность в здешнем мире.

После этого я пошел домой. Через час доктор вернулся из своей экспедиции.

- Против вас точно есть заговор, - сказал он. - Я нашел у Грушницкого драгунского капитана и еще одного господина, которого фамилии не помню. Я на минуту остановился в передней, чтоб снять галоши. У них был ужасный шум и

спор... "Ни за что не соглашусь! - говорил Грушницкий, - он меня оскорбил публично; тогда было совсем другое..." - "Какое тебе дело? - отвечал капитан, - я все беру на себя. Я был секундантом на пяти дуэлях и уж знаю, как это устроить. Я все придумал. Пожалуйста, только мне не мешай. Постращать не худо. А зачем подвергать себя опасности, если можно избавиться?.." В эту минуту я взошел. Они замолчали. Переговоры наши продолжались довольно долго; наконец мы решили дело вот как: верстах в пяти отсюда есть глухое ущелье; они туда поедут завтра в четыре часа утра, а мы выедем полчаса после них; стреляться будете на шести шагах - этого требовал Грушницкий. Убитого - на счет черкесов. Теперь вот какие у меня подозрения: они, то есть секунданты, должно быть, несколько переменили свой прежний план и хотят зарядить пулею один пистолет Грушницкого. Это немножко похоже на убийство, но в военное время, и особенно в азиатской войне, хитрости позволяются; только Грушницкий, кажется, поблагороднее своих товарищей. Как

вы думаете? Должны ли мы показать им, что догадались?

- Ни за что на свете, доктор! будьте спокойны, я им не поддамся.

- Что же вы хотите делать?

- Это моя тайна.

- Смотрите не попадитесь... ведь на шести шагах!

- Доктор, я вас жду завтра в четыре часа; лошади будут готовы...Прощайте.

Я до дома вечера просидел, запершись в своей комнате. Приходил лакей

звать меня к княгине, - я велел сказать, что болен.

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

Итак, как описываются герои, участвующие в интриге?

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

Таким образом, мы видим, что Грушницкому не удаётся затеять против Печорина интригу, он сразу внешне выдал себя, в то время как Печорин, затевая интригу, никак себя не выдаёт.

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя.

Ребята, наверное, каждый из нас хочет уметь отличить интригана по внешним признакам. Давайте сейчас в тетради начертим таблицу, которую на следующем уроке мы с вами заполним. Мы запишем вербальные особенности интриги как речевого явления и отметим пантомимику и голосовые особенности человека, затевающего интригу. Также на следующем уроке мы разберём особенности любовной интриги в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Метод: этикетная рамка

Прием: заключительное слово

Урок закончен. Отдыхайте.

Детальное, оценочное, нерефлексивное слушание



Индивидуальные ответы учащихся




Ответ по предмету:

Интрига - это манипулирование другими людьми ради достижения своей цели.

Чаще всего слово «интрига» носит отрицательный характер.

Наверное, каждый человек хоть раз в жизни был объектом и субъектом интриги, то есть сам плёл интриги и был жертвами интриги.

Всё зависит от человека, который затеял интригу. Если он всё сделал грамотно, то человек до конца не понимает, сто он - жертва интриги, но бывает и так, что человек с самого начала чувствует интригу.

Детальное, оценочное, нерефлексивное слушание






Образец записи в тетрадях учащихся:

Интрига - это способ заинтересовать, возбудить чем-нибудь любопытство. Интрига получается в основном в результате умышленных или неумышленных недомолвок, умолчаний и двусмысленных намёков. Интригу можно рассматривать как способ достижения цели путём манипуляции другими людьми.

Ответ по предмету:

Можно выделить следующие виды интриг: политическая, любовная, детективная.


Детальное, оценочное, нерефлексивное слушание

Главными отличиями этих видов интриг являются цели достижения и способы достижения результата интриг, то есть целью любовной интриги может быть: поссорить любимых людей, «увести», «отбить» парня или девушку у другого парня или другой девушки и т.д.

Способы достижения любовной интриги: любовный приворот, клевета на парня/девушку и т.д.

Целью политической интриги может быть пре­следующие целью физическую ликвидацию отдельного политического персонажа; отстранение его от власти, политическую дискредитацию и морально-нравственную компрометацию и т. д. Способы достижения: угрозы, бунты, забастовки и т.д.

Детективная интрига - завязка, вокруг которой развивается действие в детективе. Цель такой интриги: завлечь читателя, придать интерес к книге. Она может достигаться следующими способами: происходит убийство и неизвестно, кто его совершил. На месте преступления находят вещи, следы и т.д.

С политической интригой мы сталкиваемся в произведениях В. Шекспира «Отелло», «Король Лир» (например, когда три дочери короля Лира, когда он отдал им все свои земли, не захотели оставить отца у себя).

С детективной интригой мы встречаемся в произведениях Агаты Кристи, А.К. Дойля, Э. По и др. Практически в каждом произведении этих писателей совершается убийство (или крупная кража), это преступление совершено при загадочных обстоятельствах, которые проясняются только к концу произведения.

С любовной интригой мы сталкиваемся в произведениях В. Шекспира, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, в произведениях Гончарова, Тургенева, Толстого «Война и мир» (любовная интрига А.П. Шерер, Элен Безуховой).

Ответ по предмету:

Да, любовная интрига, безусловно, есть в романе. Эту интригу затевает Печорин. Основными героями интриги являются сам Печорин, княжна Мери и Грушницкий. Всё действие происходит в главе «Княжна Мери». Эта глава входит в журнал Печорина, поэтому все происходящие события (в частности, любовную интригу) мы видим глазами Печорина.

Печорин от скуки начинает ухаживать за княжной Мери, прекрасно зная, что её любит Грушницкий. В результате интриги Печорина (а также ещё в романе есть ещё интрига, которую затевают Грушницкий и драгунский капитан против Печорина) Грушницкий вызывает Печорина на дуэль, в результате которой Грушницкий погибает.

Детальное, оценочное, нерефлексивное слушание






























Ответ по предмету:

Печорин очень спокоен, он говорит чётко и внятно, он не выдаёт своего волнения, он отвечает Грушницкому холодно, в то время как сам Грушницкий «хочет разгорячиться», он краснеет, стоит перед Печориным, опустив глаза, видно, что он очень волнуется.




Образец записи в тетрадях учащихся:

Признаки интриги как коммуникативного явления

Вербальные особенности интриги

Ритмико-интонационные особенности интриги

Пантомимические особенности интриги




© 2010-2022