- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по литературе Интрига под «риторическим микроскопом»: виды, особенности, речевое воплощение
Конспект урока по литературе Интрига под «риторическим микроскопом»: виды, особенности, речевое воплощение
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кузнецова А.О. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект урока литературы
Предмет: литература
Класс 10
Тема урока: Интрига под «риторическим микроскопом»: виды, особенности, речевое воплощение
Тип урока: изучение новой темы
Цель: сформировать теоретические представления учащихся об интриге и ее видах
Оборудование: ноутбук, мультимедийная доска, проектор.
План и хронометраж урока:
-
Организационный момент (5мин).
-
Подготовительный этап (5 мин.)
-
Изучение нового материала (15 мин.)
-
Закрепление изученного материала (10 мин.)
-
Итог (5 мин).
Методическое обоснование урока:
На тему «Интрига под «риторическим микроскопом»: виды, особенности, речевое воплощение» отводится два урока: на первом уроке рассматриваются понятие интриги, её виды, особенности той или иной интриги, а на втором уроке уже подробно изучается любовная интрига в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Вначале урока ученикам предлагается заполнить анкету, чтобы выяснить, какие знания у них есть об интриге как коммуникативном жанре, параллельно повторяются ранее изученные тексты (учащимся нужно вспомнить, в каких текстах художественной литературы встречается интрига). После заполнения анкет учителем организуется эвристическая беседа, в ходе которой ребята приходят к выводу, что такое интрига, вспоминают, были ли они сами объектами или субъектами интриги. Далее на уроке рассматриваются виды интриг, специфика каждой из них, отдельное место занимает любовная интрига. В конце этого урока уже делается «мостик» к следующему: учащиеся вспоминают, есть ли любовная интрига в романе «Герой нашего времени», кто является участниками данной интриги, далее организуется работа с отрывком из романа, в ходе которого учащиеся обращают внимание на внешние признаки человека, который затевает интригу и человека, который становится жертвой интриги. Так как в этот день запланировано два урока, то домашнее задание не задаётся.
Ход урока:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I.Орг.момент
Метод: слово учителя
Прием: приветственное слово учителя
- Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Метод: слово учителя
Прием: ведущее слово учителя.
Открываем тетради по литературе, записываем дату, тему урока. Пишите в тетради аккуратно и красиво, чтобы на ваши записи было приятно посмотреть.
Метод: слово учителя
Прием: вводное слово учителя.
Сегодня на двух уроках литературы мы с вами поговорим о таком явлении, как интрига. Наверное, этот материал будет для вас новым, так как на уроках литературы вы не говорили об интриге. Особое внимание мы уделим любовной интриге и попробуем порассуждать: встречается ли любовная интрига в текстах М.Ю. Лермонтова? Творчество этого поэта мы с вами изучили, поэтому, я надеюсь, наши уроки будут очень интересными и плодотворными.
Глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание
Образец записи в тетрадях учащихся:
Тридцатое октября
Интрига под «риторическим микроскопом: виды, особенности, речевое воплощение.
Детальное, оценочное, нерефлексивное слушание
II Подготовительный этап
III Изучение нового материала
IV Закрепление изученного материала
Метод: слово учителя
Прием: ведущее слово учителя
Но прежде чем приступить к этой теме, я хочу узнать, что вы сами знаете об интриге, поэтому я предлагаю вам заполнить анкеты. Не волнуйтесь, если какие-то вопросы вызовут у вас затруднение, подумайте, не торопитесь.
Анкета:
-
Сформулируйте, пожалуйста, определение: «интрига - это …_____________________
-
Приходилось ли вам сталкиваться с ситуациями интриги? Приведите примеры.
-
Назовите художественные произведения, в которых присутствуют элементы интриги.
-
Существуют ли у интриги разновидности? Если да, то какие?
-
Как вы понимаете термин «любовная интрига?» Охарактеризуйте его содержание.
-
Какими, на ваш взгляд, особенностями обладает любовная интрига?
-
Стоит ли, на ваш взгляд, изучать интригу как особое коммуникативное явление? Свой ответ обоснуйте.
Метод: беседа
Прием: эвристическая беседа
Ребята, вы уже люди взрослые и о таком понятии, как «интрига» знаете не понаслышке.
Как вы понимаете, что такое интрига?
Какие чувства вызывает у вас слово «интрига»?
Приходилось ли вам самим быть объектом или субъектом интриги?
Как вы думаете, что чувствует человек, когда он становится жертвой интриги?
Метод: слово учителя
Прием: сообщающее слово учителя
Ребята, не зря термин «интрига» с французского переводится как «запутывать». То есть интрига-это заинтересованность вокруг события, явления или личности за счёт неопределённости события, явления или личности.
В русском языке применительно к ситуациям обыденной жизни слово используется в контексте с негативной моральной оценкой создателя интриги.
Кроме того, понятие «интрига» порождает формы «заинтриговать», «интригующий», что обозначает «заинтересовывать, возбуждать чем-нибудь любопытство» и получается в основном в результате умышленных или неумышленных недомолвок, умолчаний и двусмысленных намёков. В небольших количествах целенаправленно интригующие высказывания могут помогать делу и не восприниматься негативно, но злоупотребление такой формой речи может собеседников напрягать.
Интригу можно рассматривать как способ достижения цели путём манипуляции другими людьми.
Метод: слово учителя
Прием: ведущее слово учителя
Так как у слова «интрига» несколько значений, то давайте запишем в тетрадь то определение интриги,
с которым мы с вами будем работать.
Метод: слово учителя
Прием: ведущее слово учителя
Ребята, так как с интригой человек сталкивается довольно часто, следовательно, писатели и поэты не могли обойти это явление стороной. Но каждый писатель особое место в своём творчестве уделял разным видам интриги. Какие виды интриги вы можете назвать?
Метод: слово учителя
Прием: ведущее слово учителя
Конечно, существует много разновидностей интриг, но мы с вами рассмотрим эти виды.
Как вы думаете, чем они отличаются друг от друга?
Давайте вспомним, в каких текстах художественной литературы мы встречаемся с политической интригой? По каким особенностям мы определяем, что это политическая интрига?
В каких текстах художественной литературы мы встречаемся с детективной интригой? В чем ее специфика?
В каких текстах художественной литературы мы встречаемся с любовной интригой? В чем ее специфика?
Метод: слово учителя
Прием: ведущее слово учителя
Ребята, различного рода интриги встречаются уже в произведениях античной литературы, но самый популярный в реальном речевом общении, а, следовательно, и в литературе вид интриг - это любовная интрига. Сегодня мы попытаемся рассмотреть этот вид интриги в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». У вас на столах лежат тексты романа. Но прежде я хочу узнать ваше мнение: как вы думаете, есть ли в тексте «Герой нашего времени» любовная интрига? Если есть, то в какой части романа и кто является героем интриги?
Что происходит с героями?
Метод: слово учителя
Прием: ведущее слово учителя
Давайте прочтем фрагмент произведения, в котором Грушницкий вызывает Печорина на дуэль и в котором Грушницкий с драгунским офицером затевают интригу против Печорина. Ваша задача - определить особенности описания героев, участвующих в интриге. Это нам нужно для того, чтобы научиться выявлять интригу как особое коммуникативное явление в общем речевом потоке.
Мы уселись завтракать возле двери, ведущей в угловую комнату, где находилось человек десять молодежи, в числе которых был и Грушницкий. Судьба вторично доставила мне случай подслушать разговор, который должен был решить его участь. Он меня не видал, и, следственно, я не мог подозревать умысла; но это только увеличивало его вину в моих глазах.
- Да неужели в самом деле это были черкесы? - сказал кто-то, - видел ли их кто-нибудь?
- Я вам расскажу всю историю, - отвечал Грушницкий, - только, пожалуйста, не выдавайте меня; вот как это было: вчерась один человек, которого я вам не назову, приходит ко мне и рассказывает, что видел в десятом часу вечера, как кто-то прокрался в дом к Лиговским. Надо вам заметить, что княгиня была здесь, а княжна дома. Вот мы с ним и отправились под окна, чтоб подстеречь счастливца.
- Вот видите ли, - продолжал Грушницкий, - мы и отправились, взявши с собой ружье, заряженное холостым патроном, только так, чтобы попугать. До двух часов ждали в саду. Наконец - уж бог знает откуда он явился, только не
из окна, потому что оно не отворялось, а должно быть, он вышел в стеклянную дверь, что за колонной, - наконец, говорю я, видим мы, сходит кто-то с балкона... Какова княжна? а? Ну, уж признаюсь, московские барышни! после этого чему же можно верить? Мы хотели его схватить, только он вырвался и, как заяц, бросился в кусты; тут я по нем выстрелил.
Вокруг Грушницкого раздался ропот недоверчивости.
- Вы не верите? - продолжал он, - даю вам честное, благородное слово, что все это сущая правда, и в доказательство я вам, пожалуй, назову этого
господина.
- Скажи, скажи, кто ж он! - раздалось со всех сторон.
- Печорин, - отвечал Грушницкий.
В эту минуту он поднял глаза - я стоял в дверях против него; он ужасно покраснел. Я подошел к нему и сказал медленно и внятно:
- Мне очень жаль, что я вошел после того, как вы уж дали честное слово в подтверждение самой отвратительной клеветы. Мое присутствие избавило бы вас от лишней подлости.
Грушницкий вскочил с своего места и хотел разгорячиться.
- Прошу вас, - продолжал я тем же тоном, - прошу вас сейчас же отказаться от ваших слов; вы очень хорошо знаете, что это выдумка. Я не думаю, чтобы равнодушие женщины к вашим блестящим достоинствам заслуживало
такое ужасное мщение. Подумайте хорошенько: поддерживая ваше мнение, вы теряете право на имя благородного человека и рискуете жизнью.
Грушницкий стоял передо мною, опустив глаза, в сильном волнении. Но борьба совести с самолюбием была непродолжительна. Драгунский капитан, сидевший возле него, толкнул его локтем; он вздрогнул и быстро отвечал мне, не поднимая глаз:
- Милостивый государь, когда я что говорю, так я это думаю и готов повторить... Я не боюсь ваших угроз и готов на все...
- Последнее вы уж доказали, - отвечал я ему холодно и, взяв под руку драгунского капитана, вышел из комнаты.
- Что вам угодно? - спросил капитан.
- Вы приятель Грушницкого - и, вероятно, будете его секундантом?
Капитан поклонился очень важно.
- Вы отгадали, - отвечал он, - я даже обязан быть его секундантом, потому что обида, нанесенная ему, относится и ко мне: я был с ним вчера ночью, - прибавил он, выпрямляя свой сутуловатый стан.
- А! так это вас ударил я так неловко по голове?
Он пожелтел, посинел; скрытая злоба изобразилась на лице его.
- Я буду иметь честь прислать к вам нониче моего секунданта, - прибавил я, раскланявшись очень вежливо и показывая вид, будто не обращаю внимания на его бешенство.
Я пошел прямо к Вернеру, застал его дома и рассказал ему все - отношения мои к Вере и княжне и разговор, подслушанный мною, из которого я узнал намерение этих господ подурачить меня, заставив стреляться холостыми
зарядами. Но теперь дело выходило их границ шутки: они, вероятно, не ожидали такой развязки. Доктор согласился быть моим секундантом; я дал ему несколько наставлений насчет условий поединка; он должен был настоять на том, чтобы дело обошлось как можно секретнее, потому что хотя я когда угодно готов подвергать себя смерти, но нимало не расположен испортить навсегда свою будущность в здешнем мире.
После этого я пошел домой. Через час доктор вернулся из своей экспедиции.
- Против вас точно есть заговор, - сказал он. - Я нашел у Грушницкого драгунского капитана и еще одного господина, которого фамилии не помню. Я на минуту остановился в передней, чтоб снять галоши. У них был ужасный шум и
спор... "Ни за что не соглашусь! - говорил Грушницкий, - он меня оскорбил публично; тогда было совсем другое..." - "Какое тебе дело? - отвечал капитан, - я все беру на себя. Я был секундантом на пяти дуэлях и уж знаю, как это устроить. Я все придумал. Пожалуйста, только мне не мешай. Постращать не худо. А зачем подвергать себя опасности, если можно избавиться?.." В эту минуту я взошел. Они замолчали. Переговоры наши продолжались довольно долго; наконец мы решили дело вот как: верстах в пяти отсюда есть глухое ущелье; они туда поедут завтра в четыре часа утра, а мы выедем полчаса после них; стреляться будете на шести шагах - этого требовал Грушницкий. Убитого - на счет черкесов. Теперь вот какие у меня подозрения: они, то есть секунданты, должно быть, несколько переменили свой прежний план и хотят зарядить пулею один пистолет Грушницкого. Это немножко похоже на убийство, но в военное время, и особенно в азиатской войне, хитрости позволяются; только Грушницкий, кажется, поблагороднее своих товарищей. Как
вы думаете? Должны ли мы показать им, что догадались?
- Ни за что на свете, доктор! будьте спокойны, я им не поддамся.
- Что же вы хотите делать?
- Это моя тайна.
- Смотрите не попадитесь... ведь на шести шагах!
- Доктор, я вас жду завтра в четыре часа; лошади будут готовы...Прощайте.
Я до дома вечера просидел, запершись в своей комнате. Приходил лакей
звать меня к княгине, - я велел сказать, что болен.
Метод: слово учителя
Прием: ведущее слово учителя
Итак, как описываются герои, участвующие в интриге?
Метод: слово учителя
Прием: ведущее слово учителя
Таким образом, мы видим, что Грушницкому не удаётся затеять против Печорина интригу, он сразу внешне выдал себя, в то время как Печорин, затевая интригу, никак себя не выдаёт.
Метод: слово учителя
Прием: ведущее слово учителя.
Ребята, наверное, каждый из нас хочет уметь отличить интригана по внешним признакам. Давайте сейчас в тетради начертим таблицу, которую на следующем уроке мы с вами заполним. Мы запишем вербальные особенности интриги как речевого явления и отметим пантомимику и голосовые особенности человека, затевающего интригу. Также на следующем уроке мы разберём особенности любовной интриги в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Метод: этикетная рамка
Прием: заключительное слово
Урок закончен. Отдыхайте.
Детальное, оценочное, нерефлексивное слушание
Индивидуальные ответы учащихся
Ответ по предмету:
Интрига - это манипулирование другими людьми ради достижения своей цели.
Чаще всего слово «интрига» носит отрицательный характер.
Наверное, каждый человек хоть раз в жизни был объектом и субъектом интриги, то есть сам плёл интриги и был жертвами интриги.
Всё зависит от человека, который затеял интригу. Если он всё сделал грамотно, то человек до конца не понимает, сто он - жертва интриги, но бывает и так, что человек с самого начала чувствует интригу.
Детальное, оценочное, нерефлексивное слушание
Образец записи в тетрадях учащихся:
Интрига - это способ заинтересовать, возбудить чем-нибудь любопытство. Интрига получается в основном в результате умышленных или неумышленных недомолвок, умолчаний и двусмысленных намёков. Интригу можно рассматривать как способ достижения цели путём манипуляции другими людьми.
Ответ по предмету:
Можно выделить следующие виды интриг: политическая, любовная, детективная.
Детальное, оценочное, нерефлексивное слушание
Главными отличиями этих видов интриг являются цели достижения и способы достижения результата интриг, то есть целью любовной интриги может быть: поссорить любимых людей, «увести», «отбить» парня или девушку у другого парня или другой девушки и т.д.
Способы достижения любовной интриги: любовный приворот, клевета на парня/девушку и т.д.
Целью политической интриги может быть преследующие целью физическую ликвидацию отдельного политического персонажа; отстранение его от власти, политическую дискредитацию и морально-нравственную компрометацию и т. д. Способы достижения: угрозы, бунты, забастовки и т.д.
Детективная интрига - завязка, вокруг которой развивается действие в детективе. Цель такой интриги: завлечь читателя, придать интерес к книге. Она может достигаться следующими способами: происходит убийство и неизвестно, кто его совершил. На месте преступления находят вещи, следы и т.д.
С политической интригой мы сталкиваемся в произведениях В. Шекспира «Отелло», «Король Лир» (например, когда три дочери короля Лира, когда он отдал им все свои земли, не захотели оставить отца у себя).
С детективной интригой мы встречаемся в произведениях Агаты Кристи, А.К. Дойля, Э. По и др. Практически в каждом произведении этих писателей совершается убийство (или крупная кража), это преступление совершено при загадочных обстоятельствах, которые проясняются только к концу произведения.
С любовной интригой мы сталкиваемся в произведениях В. Шекспира, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, в произведениях Гончарова, Тургенева, Толстого «Война и мир» (любовная интрига А.П. Шерер, Элен Безуховой).
Ответ по предмету:
Да, любовная интрига, безусловно, есть в романе. Эту интригу затевает Печорин. Основными героями интриги являются сам Печорин, княжна Мери и Грушницкий. Всё действие происходит в главе «Княжна Мери». Эта глава входит в журнал Печорина, поэтому все происходящие события (в частности, любовную интригу) мы видим глазами Печорина.
Печорин от скуки начинает ухаживать за княжной Мери, прекрасно зная, что её любит Грушницкий. В результате интриги Печорина (а также ещё в романе есть ещё интрига, которую затевают Грушницкий и драгунский капитан против Печорина) Грушницкий вызывает Печорина на дуэль, в результате которой Грушницкий погибает.
Детальное, оценочное, нерефлексивное слушание
Ответ по предмету:
Печорин очень спокоен, он говорит чётко и внятно, он не выдаёт своего волнения, он отвечает Грушницкому холодно, в то время как сам Грушницкий «хочет разгорячиться», он краснеет, стоит перед Печориным, опустив глаза, видно, что он очень волнуется.
Образец записи в тетрадях учащихся:
Признаки интриги как коммуникативного явления
Вербальные особенности интриги
Ритмико-интонационные особенности интриги
Пантомимические особенности интриги