• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Урок развития речи: подготовка к написанию сочинения – рассуждения на морально-эстетическую тему «Честь Гринева и бесчестье Швабрина» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Урок развития речи: подготовка к написанию сочинения – рассуждения на морально-эстетическую тему «Честь Гринева и бесчестье Швабрина» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В соответствии с современными требованиями коммуникативной и практической направленности в обучении русскому языку и литературе важное значение имеют уроки развития речи, которые направлены на развитие познавательных, творческих способностей учащихся.

На уроках литературы мы обучаем учеников умению доказывать свои суждения о поступках литературного героя устно и письменно, что развивает их устную и письменную речь.

Рассказываем, как строятся доказательства; обращаем внимание на способы цитирования и оформления цитат.


Урок развития речи


подготовка к написанию сочинения - рассуждения на морально-эстическую тему «Честь Гринева и бесчестье Швабрина» (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)


Цель урока: Обучение умению доказывать свои суждения о поступках литературного героя.

Подготовка урока. Он проводится после прочтения и анализа повести «Капитанская дочка».

На предыдущих занятиях учащиеся выясняли значение слова честь. Поработали со словарями, сделали записи в тетрадях.

Высказывали мнение: честь требует от человека поддерживать свою репутацию, репутацию коллектива, к которому он принадлежит, осмысливали понятия честь семьи, честь школы, честь родины.

Беседа проводилась, когда объясняли содержание эпиграфа «Береги честь смолоду», раскрывали смысл мудрого наставления отца Гринева сыну Петруше.

Работа учителя и учащихся на уроке.

На доске записи:

  1. Честь Гринева и бесчестье Швабрина.

  2. Швабрин и Гринев в повести «Капитанская дочка».

  3. Отношение Гринева и Швабрина к Маше Мироновой.

Учащиеся выясняют, какая из предложенных тем самая широкая, а какая узкая. Так ребята включаются в работу по отбору материала к каждой теме.

Вопросы классу:

  1. Какой материал нужно отбирать для того, чтобы раскрыть первую тему? О чем здесь должна идти речь? Как проявляются человеческое достоинство и честь?

  2. Сравнивая поведение Гринева и Швабрина в схожих обстоятельствах, вместе рассуждать о чести и бесчестии.

  3. От наблюдений - к суждениям о причинах поступков, а от них - к выводам - тезисам. Таков ход работы.

Учащиеся записывают в тетради:

Чтобы тезисы-суждения были правильными, нужно:

- подобрать все факты, относящиеся к теме, и, анализируя, сгруппировать их;

- предвидя другие толкования тех же фактов, попытаться их опровергнуть полностью или частично (глубина доказательства);

- аргументами при доказательстве могут быть ссылки на текст, цитаты.

Эти записи кратко комментируются учителем и учениками. Определяя вопросы, которым необходимо уделить внимание для раскрытия темы «Честь Гринева и бесчестье Швабрина», анализируется отношение молодых людей к воинскому долгу, дружбе, Маше Мироновой, людям, которые их окружают.

Ребята получают карточки с текстом:

Швабрин и Гринев - дворяне, офицеры. Первый старше, опытнее. Казалось бы, он должен проявить себя более стойким, мужественным, умелым, чем его младший товарищ, в сцене захвата крепости.

Мы не знаем, как чувствовал себя Швабрин перед наступлением Пугачева, но в душе Гринева, вместе с грустью, поселилось «нетерпеливое ожидание опасностей и чувство благородного честолюбия».

Когда крепость взяли, Гринев, готовый разделить судьбу командиров, не заметил среди них Швабрина. «К неописуемому моему изумлению увидел я среди мятежных старшин Швабрина, обстриженного в кружок и в казацком кафтане», - говорит он. Значит, за короткое время Швабрин сумел и подстричься, и переодеться в заготовленную одежду. Раз так, предательство было им заранее обдумано.

Почему называем предательством службу Швабрина у Пугачёва, несмотря на сочувствие народу и его предводителю? Но Швабрин вовсе не из преданности делу Пугачева нарушил присягу. Он просто спасал свою жизнь.

Учащиеся читают карточки и определяют, что это - часть, заготовка для будущего сочинения.

Необходимо на этом отрывке показать, как строится доказательство, обратить внимание на способы цитирования и оформления цитат.

Домашнее задание: написать сочинение по заданной теме.



© 2010-2022