- Преподавателю
- Русский язык и литература
- «Имя прилагательное» по ФГОС
«Имя прилагательное» по ФГОС
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Осипова Т.В. |
Дата | 16.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок по теме «Имя прилагательное» 5 класс
учитель: Осипова Т.В. ГБОУ СОШ №352 г.Санкт-Петербург
Тип урока: комбинированный
Цель урока: актуализировать знания по теме «Имя прилагательное», полученные в начальной школе для дальнейшего изучения данной темы в 5 классе.
Новые понятия: согласование.
Формирование межпредметных УУД:
Регулятивные УУД:
- обучение постановке проблемы
- поиск решения проблемы, выдвижение гипотез
- оценка усвоенного материала
Коммуникативные УУД:
- сотрудничество с учителем в поиске материала для решения учебной задачи
- умение выражать мысли в устной и письменной речи
Познавательные УУД:
- смысловое чтение стихотворения
- самостоятельное создание алгоритма действий при изучении данной темы
Карта урока
Стадии урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1. Стадия вызова.
- Сегодня мы начнем изучать новую часть речи» Имя прилагательное».
- Как вы думаете, какова будет цель нашего сегодняшнего урока? Надеюсь, что сегодня вы покажете свои знания, но и сделаете определенные новые открытия.
А вот для того, чтобы эти открытия у нас были зафиксированы, мне потребуется 3 человека, которые в течение урока будут запоминать , записывать эти открытия, а в конце урока они поделятся с нами своими мыслями.
- Далее идет чтение стихотворения
Ф.И.Тютчева
«Весенние воды»
Обсуждение стихотворения:
- Понравилось вам стих-ие?
- Какое настроение присутствует в этом стих-ии?
- О чем стихотворение?
- А что такое весенние воды?
- Какие картины природы создал поэт в каждой строфе?
С помощью каких художеств. приемов автор нарисовал эти картины?
- Кто такие гонцы? (работа с Толковым словарем)
- А что такое ЭПИТЕТЫ? (термин на доске)
Создание деформированного текста: уберем все прилагательные из стих-ия, что произойдет со стихотворением?
- Какая строфа совсем разрушится? Почему?
- Слова какой части речи создавали эту красоту? Создавали образ ВЕСНЫ? (открытие темы урока)
- Что же такое ИП? (слайд на доске)
постановка цели урока
3 назначенных ученика на отдельном листочке будут фиксировать открытия урока.
Активная дискуссия
(поиск худож. приемов)
метафоры: воды гласят, хоровод толпится.
Сравнения: воды - это гонцы.
Эпитеты: сонный брег, румяный, светлый хоровод.
Первое открытие - понятие эпитета.
Второе открытие: ИП нужны для украшения нашей речи, они передают эмоции, чувства человека, создают яркий образ.
2. Постановка проблемы, поиски ее решения.
- Изучать ИП мы будем несколько уроков. Предложите план нашего сегодняшнего урока: что и в какой последовательности мы будем вспоминать об ИП?
- - Тогда попробуйте предложить нам план урока. В какой последовательности, о чем именно мы будем говорить?
После предложенных вариантов делается вывод: какой разбор нам поможет вспомнить все об ИП? ( слайд «Морфологический разбор)
Формулируют гипотезы
Предлагают свои варианты изучения данной темы.
3. Стадия осмысления. Актуализация знаний.
- Итак, чтобы вспомнить морфологические признаки ИП, мы снов обратимся к нашему стихотворению.
- Чтобы наше впечатление о стихотворении было более ярким, я подобрала вам иллюстрации, на которых изображена весна.
- Скажите, как называются в живописи такие картины? (пейзаж)
- А что еще можно описывать с помощью как слов, так и красок? (натюрморт, интерьер, портрет) (слайд с различными картинами)
- В основу всех этих описаний положено ОПОРНОЕ СЛОВО - КАРТИНА, которое нам сейчас понадобиться.
Задание: подобрать к оставшимся буквам опорного слова ИП, с помощью которых можно было бы описать свои эмоции от картины природы, созданной Тютчевым.
Красивая
УдивительнАя
Радостная
Теплая
Изумительная
Необычная
замечательнАя
Проявление ЗУН:
- А вот теперь применим ваши знания из начальной школы.
- Итак, как же может изменяться ИП?
- Докажем это, используя наши слова и не забудем про опорное слово КАРТИНА.
По числам: красивая (картина)- красивые
по родам: удивительная- удивительный- удивительное
По падежам: радостный-радостного-радостному
- А зачем нам понадобилось опорное слово?
- А как же связано ИП с ИС? Сегодня мы познакомимся с новым понятием - СОГЛАСОВАНИЕ.
(понятие фиксируется на доске)
- Дайте свое определение новому термину. (а как трактует словарь)
- И снова обратимся к стих-ию. Скажите, а каким членом предложения будут наши ИП?
- Итак, подведем уже некоторые итоги.
- Что же такое ИМЯ прилагательное?
3 открытие: новые термины
(пейзаж, интерьер,
натюрморт)
.
Работа всего класса
Анализ объекта с целью выделения признаков.
ответы учеников на поставленные вопросы
4 открытие: новое понятие СОГЛАСОВАНИЕ
слайд: как изменяется ИП
4. Рефлексия.
- Слово экспертам.
Эксперты называют свои открытия, которые они сделали в течение урока.
Остальные учащиеся могут добавить свои замечания, если эксперты что-то упустили.
5.Оценивание работы учащихся на уроке.
6.Домашенее задание.
Приложение
Федор Тютчев
«Весенние воды»
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят -
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед».
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!
Бланк заполнения для экспертов
Открытия
Примеры
-
Термины (понятия)
-
Слова