А. С. Пушкин. Роман Дубровский (6 класс, А. Г. Кутузов)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СЛОВО ОБ А.С. ПУШКИНЕ.

РОМАН «ДУБРОВСКИЙ»

Класс - 6 «А»

Цели урока:

  1. Помочь учащимся осознать особенности А.С. Пушкина как романиста;

  2. Дать представление об устройстве и жизни дворянских усадеб начала XIX века;

  3. Познакомить учащихся с героями 1-й главы романа.

Оборудование урока:

- Видеоматериалы по биографии поэта (Приложение 1);

- Иллюстрации к роману «Дубровский» (Приложение 2).

План урока (хронометраж):

  1. Вступительное слово учителя о А.С. Пушкине - 4 минуты;

  2. Экскурсия по Михайловскому - 13 минут;

  3. Работа над содержанием 1-й главы - 20 минут;

  4. Домашнее задание - 3 минуты.

ХОД УРОКА.


  1. Вступительное слово учителя о А.С. Пушкине (на экране - его портрет - Приложение 1):

Но, тень мою любя,

Храните рукопись, о други, для себя!

Сбирайтесь иногда читать

Мой свиток верный

И, долго слушая, скажите: это он;

Вот речь его. А я, забыв могильный сон,

Взойду невидимо и сяду между вами

И сам заслушаюсь…

А.С. Пушкин

Как часто, читая произведения этого поэта, мы ощущали его присутствие. Он приходит к нам то поэтической сказкой, то зимним ярким солнцем, то мягкой иронией. Для каждого из нас Пушкин - великий русский поэт, гордость русского искусства. Для многих он еще и самый близкий друг, источник радости и мудрости. А.Т. Твардовский говорил: «Если Пушкин приходит к нам с детства, то мы по-настоящему приходим к нему лишь с годами». И с этим нельзя не согласиться. Сколько бы мы ни перечитывали его произведения, сколько бы ни читали о нем самом, невозможно до конца осмыслить всю мудрость жизни, которую он хотел донести до читателя.

Сегодня мы знакомимся с новым для нас жанром, в котором работал Пушкин, - с романом «Дубровский». Но сначала совершим небольшую экскурсию.


  1. Экскурсия по Михайловскому.

Цель экскурсии: погрузиться в атмосферу барской усадьбы того времени; познакомить с социальными отношениями на барском дворе и особенностью жизни в поместье.

Ход экскурсии.

  1. Низовье неширокой реки Сороти, впадающей в реку Великую. Небольшие озера вблизи Сороти, иногда соединенные с нею протоками. Погост воронич на городище древнего, давно исчезнувшего града. Парки, сады, леса усадеб Михайловского, Тригорского, Петровского, Савкина. Старый Святогорский монастырь с могилой Пушкина у древнего собора на Синичьей горе. Таков ныне пушкинский приют на площади в двадцать - двадцать пять квадратных километров.

  2. Сельцо Михайловское было некогда частью Михайловской губы, входившей в состав дворцовых земель, и принадлежало царевне Екатерине Ивановне, племяннице Петра I. Указом императрицы Елизаветы Петровны в 1742 году эта вотчина была пожалована в вечное владение Абраму Петровичу Ганнибалу - «арапу Петра Великого» в «воздаяние заслуг, оказанных им отечеству». (Фото.)

  3. Когда умер Абрам Петрович, село Михайловское досталось Осипу Абрамовичу, который построил в нем господский дом и усадьбу, разбил парк с картинами и цветниками по «аглицкому манеру». (Фото.)

  4. После смерти Осипа Абрамовича Михайловское перешло к его жене Марии Алексеевне, урожденной Пушкиной, а затем досталось их дочери Надежде Осиповне, матери поэта. (Фото.)

  5. Первый строитель Михайловского, О.А. Ганнибал, соорудил свой господский дом согласно общепринятому в XVIII веке плану помещичьих усадеб. Дом был поставлен в центре прямоугольного двора, огражденного деревянным забором, перед домом устроены круглая куртина, цветники и дорожки. По обе стороны от него находились служебные флигеля. Дальше шли службы, огород. Фруктовый сад с оранжереей, теплицей, пасекой, птичником и голубятней и парк, окруженный рощами, за ними поля и деревни. (Фото.)

  6. Липовая аллея сохранилась лучше. Это одна из красивейших аллей парка расположена под углом к еловой аллее, начинается сразу за прудом, примыкающим к ней, и проходит через еловую часть парка. Древние липы аллеи - старожилы Михайловского. Предание присвоило липовой аллее название «аллея Керн» в честь бессмертного лирического стихотворения Пушкина «Я помню чудное мгновенье», посвященного Анне Петровне Керн, посетившей село Михайловское летом 1825 года. (Фото.)

  7. В центре усадьбы над рекой Соротью стоит дом Пушкина: «скромная семьи моей обитель», «опальный домик», как называл его поэт. (Фото.)

  8. Рядом с домом - музеем Пушкина. Под сенью большого двухвекового клена (последнего пушкинского клена в Михайловском), среди густых кустов сирени, акации и жасмина, кое-где увитых зеленым хмелем, стоит маленький деревянный флигелек. Это знаменитый домик няни Арины Родионовны.

  9. Мы заканчиваем прогулку по Михайловскому. Надеюсь, что она помогла окунуться в мир, в котором живут герои романа «Дубровский».


  1. Слово учителя.

Действие романа происходит в 1820-е годы, т.е. в годы молодости Пушкина. Автор пишет о том, что хорошо знает, что его волнует. Постараемся внимательно прочитать роман и увидеть, что он не только о событиях почти двухсотлетней давности, но и о нашем времени.

Работа над содержанием 1 главы.

- О каком времени говорится в романе? Где происходит действие первой главы? Прочитайте описание Кистеневки и покровского. Как это описание помогает понять имущественное положение героев романа?

- Обратите внимание на замечание автора о Троекурове и Андрее Дубровском: «Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти и в характерах и наклонностях. В некоторых отношениях и судьба их была одинакова». Обоснуйте мысль автора, сопоставляя известное о героях.

(Судьбы обоих похожи: соседи по имению, вместе служили, женились по любви, рано овдовели, один растит сына, другой дочь.)

- Что значит - Троекуров имел «большой вес в губерниях, где находилось его имение»?

(Это значит, что Троекуров имел власть над людьми, мог поступать как ему заблагорассудится.)

- Что давало ему такую власть?

(«Богатство, знатный род и связи».)

- Какие отношения сложились у Троекурова с окрестными помещиками и чиновниками? Чем это объяснить? Каких людей подбирал Троекуров для исполнения своих прихотей?

(Соседи-помещики и чиновники относились к Троекурову льстиво, подобострастно, «рады были угождать малейшим его прихотям»; «губернские чиновники трепетали при его имени». Для автора важно показать, что богатство не делает людей лучше: наоборот, исполнение всех прихотей, безнаказанность делают Троекурова мстительным, жестоким и бездушным человеком, который ни во что не ставит других людей. К таким можно отнести Спицына, который дал показания на суде в пользу Троекурова, Шабашкина, с помощью которого было отнято у Дубровских имение.)

- Почему Троекуров был так груб и своенравен? Чем занимался Троекуров, как проводил время?

(Троекуров пользовался всеми правами владетельного барина, не знающего ни в чем отказа. Он был «необразован», избалован, своеволен, при «довольно ограниченном уме». Время проводил в шумных, а иногда и буйных увеселениях, пировал, «страдал от обжорства», пил, ежедневно изобретал «проказы», жертвами которых становились его знакомые - от по существу издевался над ними.)

- Почему Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего знания», уважал Дубровского?

(«Некогда они были товарищами по службе»» «Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях. Андрей Гаврилович Дубровский, как и Троекуров, был горд и независим, хотя и беден, «прямо высказывал свое мнение»; Дубровский был «опытным и тонким ценителем псовых достоинств», «горячим охотником» - все это вызывало уважение Троекурова.)

- Прочитайте эпизод «На псарне» и проследите, как автор оценивает внутреннее состояние героев. Как во время ссоры проявились характеры героев?

(Дубровский «молчал и хмурился», «он не мог удержаться от некоторой зависти при виде всего великолепного заведения», «отвечал сурово», «побледнел и не сказал ни слова». Видно, что Дубровский - прямой, смелый человек. Троекуров «гордился», «не упускал случая похвастаться» своей псарней. Он громко смеялся при «при дерзком замечании» своего холопа. Он не придал значения тому, что Парамошка оскорбил и унизил Андрея Гавриловича. Дерзкая выходка псаря, чувствовавшего свою безнаказанность, вывела Дубровского из себя - «побледнел» и вскоре «скрылся» незаметно: он был глубоко оскорблен и не мог стерпеть унижения. После того как Троекуров узнал об отъезде Дубровского, он не попросил его вернуться, а «велел тотчас его догнать и воротить непременно».)

- Как Троекуров отнесся к исчезновению Дубровского? Хотел ли Троекуров обидеть своего приятеля? Выделим глаголы, характеризующие действия и поступки Троекурова.

(«Велел тотчас его догнать и воротить непременно», «вторично послал» за соседом. Получив письмо оскорбленного Дубровского: «Я не шут, а старинный дворянин», Троекуров «загремел», «вскочил», потом «разбранил гостей», «нарочно поехал полями Дубровского», «без него скучал». Обидеть Дубровского Троекуров не хотел.)

- Что чувствовал Дубровский, покинув Покровское?

(Оскорбленный Дубровский уехал домой и потребовал письменного извинения, на что имел полное право. Он возмущен тем, что Троекуров посмеялся над ним, поддержав дерзкую шутку своего холопа, что он не уважает в нем «старинного русского дворянина» и не внушает этого своим крепостным.)

- Какое обстоятельство сделало примирение невозможным?

(Дубровский наказал воровавших у него лес мужиков Троекурова - «известных разбойников». Троекуров «вышел из себя», «хотел было со всеми дворовыми учинить нападение на Кистенёвку, разорить дотла и осадить самого помещика в усадьбе. Таковы подвиги были ему не в диковину» - в Троекурове вспыхивает жажда мести.)

- Обратим внимание на иронический тон автора, когда он пишет о «войне» между соседями. Какой способ мести избирает Троекуров?

(Троекуров выбрал самый подлый способ мести - он решил незаконно отобрать имение у своего бывшего товарища: «В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение». Причем сделать это под видом законности, чужими руками.)

- Мог ли Дубровский догадываться о черных замыслах Троекурова?

(Андрей Гаврилович даже не мог представить размеров опасности, которая его подстерегает. Человек честный и прямой, он и не предполагал, что может стать «жертвой ябеды».)

- Опишите заседателя Шабашкина.

(Об этом человеке говорит уже его фамилия. Внешность: «Маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели». Поведение: отвешивает «поклон за поклоном», «с благоговением ожидая», приказаний Троекурова, «поклонился до земли» - он готов с рвением выполнить противозаконные замыслы Троекурова, то есть нарушить закон, представителем которого сам являлся.)

- Как действует Шабашкин, выполняя желание Троекурова?

(«Шабашкин за него хлопотал, действуя от его имени, стращая и подкупая судей и толкуя вкривь и впрямь всевозможные указы».)

- Что чувствует Дубровский, получив письмо из суда?

(Дубровский «изумлен», он не допускает мысли, что кто-то может посягнуть на его законную собственность. Шабашкин понимает, «что Дубровский мало знает толку в делах» и «что человека столь горячего и неосмотрительного нетрудно будет поставить в самое невыгодное положение».)


  1. Домашнее задание:

  • Прочитать главы 3-6.

  • Индивидуальное задание: подготовить пересказ от имени Владимира Дубровского на примере 3-й главы о том, как он узнал о болезни своего отца и решил к нему приехать.

  • Сообщение о прототипах образа Дубровского.

Использованная литература:

  1. В мире литературы. 6 кл. В 2 ч. Ч. 2: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений/ авт.-сост. А.Г. Кутузов, В.В. Леденева, Е.С. Романичева, А.К. Киселев; под ред. А.Г. Кутузова. - 11-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007.-316, [4] с. : ил.

  2. Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс./авт. Н. В. Егорова, Б. А. Макарова.- М.: «ВАКО», 2011.

  3. Ельцова О.В. поурочные разработки по литературе по программе по редакцией А.Г. Кутузова: 6 класс.-М.: ВАКО,2009.-208с.-(В помощь школьному учителю).











ОБРАЗ ВЛАДИМИРА ДУБРОВСКОГО.

Класс - 6 «А»

Цели урока:

  1. помочь учащимся осмыслить образ Владимира Дубровского;

  2. показать, как изображаются автором чувства, переживания героя;

  3. выяснить мотивировку поступков героев; развивать навыки анализа текста.

Методы:

репродуктивный метод - прием: слово учителя; устное рисование.

метод творческого чтения - приемы: выразительное чтение и анализ описанных чувств.

эвристический метод - приемы: пересказ с элементами рассуждения: беседа.

Виды учебной деятельности: комментированное чтение; работа в группах, анализ прочитанных отрывков, устное рисование, пересказ.

Оборудование урока:

- Иллюстрации к роману «Дубровский» (Приложение 1).

План урока (хронометраж):

1. Вступительное слово учителя о встрече Отца и сына Дубровских - 2 минуты;

2. Работа над 4-й главой - 12 минут;

3. Работа над содержанием 5-й главы - 12 минут;

4. Работа в группах - 10 минут;

5. Домашнее задание - 4 минуты.

ХОД УРОКА.

I. Слово учителя

Отец и сын Дубровские встретились при драматических обстоятельствах. Налаженная, беззаботная в общем-то жизнь рушилась на глазах. В третьей главе мы оставили молодого Дубровского наедине с отцом. Четвертой главе предпослан эпиграф: "Где стол был яств, там гроб стоит".

Заметим, что остальные главы эпиграфа не имеют. Значит, этой главе придается особое значение.

II. Работа над 4 главой

1. Краткий пересказ.

В результате пересказа учащиеся выяснили, что Владимир не мог разобраться, что же на самом деле произошло и какую роль играет во всем деле Троекуров - отец был не в состоянии сделать это, поверенного у них не было. Кистеневка официально отошла Троекурову. Дубровские уже не были хозяевами в своем имении.

2. Беседа по вопросам.

- Можно ли, наблюдая за поведением Владимира, догадаться, что у него на душе?

- Зачитайте те строки, которые прямо говорят о том, что переживает Владимир?

- Какие чувства испытывает Троекуров при сообщении о том, что хозяин Кистеневки теперь он?

- Как эти чувства становятся понятны нам, как их изобразил Пушкин?

("Kиpилa Петрович смутился. От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала... Победа не радовала его сердца". Смятение Троекурова показано так: он "стал расхаживать взад и вперед, насвистывая "Гром победы раздавайся", что всегда означало в нем необыкновенное волнение мыслей". Троекуров хочет выместить необычное для него состояние смущения, недовольства собой на других: "Он грозно взглянул на Шабашкина, ища, к чему привязаться, чтоб его выбранить...". "Удовлетворенное мщение и властолюбие заглушали до некоторой степени чувства более благородные, но последние наконец восторжествовали. В конце концов Троекуров решает помириться с соседом и "возвратить ему его достояние".)

- Почему Владимир велел выгнать Троекурова?

(Он увидел, что отец "с видом ужаса и гнева" показывает на Троекурова и падает без чувств. Владимир понял, что виновником бед является Троекуров.)

3. Устное рисование.

Представьте себе сцену во дворе дома Дубровских. Опиши, как выглядят и как ведут себя слуга, крепостные люди Дубровских и Троекуров.

("Слуга радостно побежал исполнять приказание своего барина" и при всей дворне, сбежавшейся посмотреть на Троекурова, объявляет, что барин велит Троекурову убираться или велит "выгнать его со двора". Изобразим любопытство, торжествующую затаенную радость крепостных. Покажем, как мгновенно меняется выражение лица Кирилы Петровича: лицо Троекурова "стало мрачнее ночи, он с презрением улыбнулся, грозно взглянул на дворню и поехал шагом около двора".)

4. Работа с эпиграфом.

Как вы понимаете эпиграф к 4 главе?

(Эпиграф имеет прямое значение - он описывает смерть старого Дубровского. Его положили на тот самый стол, за которым столько лет он сидел, принимал гостей, обедал... Другое значение эпиграфа более общее, более глубокое: вот так проходит жизнь, ее радости мгновенно сменяются горем, сила человека ничто перед торжеством смерти.)

5. Озаглавим 4 главу: "Смерть старого Дубровского.

III. Работа над 5 главой

1. Выразительное чтение.

Выразительное чтение эпизода - начала 5 главы (озаглавим ее "Похороны"). Отметим, что выражение лица Владимира Дубровского - "лицо его было страшно" - говорило о том, что творится в его душе.

2. Беседа по вопросам.

- Какую роль играет пейзаж в 5 главе?

(Итак мы видим, что осенний пейзаж передает состояние Владимира после смерти отца, его "душевную скорбь". Душевному состоянию героя соответствует состояние природы: осень, холодный день, полуобнаженные деревья, "сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте", "сел на холодный дерн". "Будущее для него являлось покрытым грозными тучами". Метафора "грозные тучи" соединяет эти состояния человека и природы. Он "долго блуждал по незнакомому лесу" - эта фраза тоже является метафорой, передает и внутреннее "блуждание" героя, не решившего, что предпринять.)

- Как вы понимаете строку "Долго сидел он... взирая на тихое течение ручья, уносящего несколько поблёклых листьев и живо представляющего ему верное подобие жизни..."

(Ручей, уносящий поблеклые листья, представился Владимиру "верным подобием жизни". Владимир понимает, что жизнь его теперь похожа на осенний листок, который оторвался от ветки " теперь плывёт, пока не прибьётся к берегу. Такое сравнение называется аллегорией.)

3. Выразительное комментированное чтение.

Читаем по ролям сцены приезда приказных чиновников и возмущения крестьян.

- Как ведут себя судейские чиновники, приехавшие отнимать имение?

- Кик ведет себя Шабашкин в начале и в конце сцены?

(Сначала Шабашкин "стоял подбочась и гордо взирал около себя". Когда толпа крестьян взбунтовалась и двинулась на чиновников, Шабашкин с другими бросился в сени и запер за собой дверь. После он "тихонько отпер двери... и с униженными поклонами стал благодарить Дубровского за его милостивое заступление". -Как нарастало возмущение крестьян? (Крестьяне сначала возражали исправнику, потом "поднялся ропот" в рядах крестьян, потом дворовые закричали: "Ребята' Долой их!... Вязать!" - и едва не схватили чиновников.)

- Как ведет себя Владимир? Как его это характеризует?

В ходе чтения дети выяснили, что Шабашкин трус и подлец, он боится силы, готов унижаться и угодничать. А Владимир Дубровский по существу спасает чиновников от расправы. Он поступает благородно.

IV. Работа в группах

1 группа.

Работа над 6 главой (эпизод "Пожар в Кистенёвке")

Задание: Пересказ по плану. (план на доске)

- Расскажите о событиях 6 главы, используя план ответа:

- "Итак, всё кончено". Комната Дубровского.

- "Зачем ты здесь?" Разговор с Архипом.

- ".. .дом, где я родился..." Обход дома.

- "...чтоб ни одной души в нём не оставалось, кроме приказных ..." Поджог. - "...вопль и крики". Гибель приказных.

- "Бедное животное". Спасение кошки.

- "Груды углей..." Пепелище.

2 группа. Пока 1 группа готовится, работаем со 2-й группой по вопросам.

Задание: Приготовить ответы на поставленные вопросы.

- Какие чувства испытывает Владимир Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные?

Владимир понимает, что жизнь его сломана: "Все кончено" Его мучит, что надо оставить родной дом виновнику смерти отца, человеку, разорившему семью. Он с ужасом думает, что ему дорого, надругаются презренные люди. "Страшные мысли рождались в уме его", но он еще не решил, что делать.

- Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом?

- Что затевал кузнец Архип?

- Хотел ли Дубровский смерти приказных? Осознавал ли Владимир, кто явился настоящим виновником его несчастий?

Владимир отговаривал Архипа убивать их: "Не приказные виноваты": он велел Архипу отпереть двери в переднюю, чтобы при пожаре приказные могли спастись. Архип же не послушался барина, запер двери на ключ. Уехав, Дубровский не застал сам пожар и не сразу узнал о гибели приказных.

- Почему кузнец Архип не пожалел приказных, а с риском для жизни спасает кошку?

(Архип "со злобной улыбкой" взирал на пожар, ему не .жаль было "окаянных" подьячих, в них он видел виновников бедствий господ и всех их крепостных, считал месть справедливой, Зaтo Архип спас кошку - беспомощное существо ) - Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому?

Таким образом, мы сделали вывод, что Дубровский благороден и добр. Об этом говорит тот факт, что все жители бывшего имения отца тут же перешли на его сторону и готовы были сложить за него свои головы. Но принять такую жертву Владимир не согласился. Понимая обреченность своего и их положения, Дубровский в конце повести велит крестьянам разойтись и смириться. Это самое лучшее, что мог он для них сделать.

Дубровский - сильный, смелый, бесстрашный.

Если собрать все вышесказанное о Дубровском воедино, то получится образ весьма привлекательный. Именно таким: честным, благородным, смелым, добрым и нежным хотел показать своего героя А.С. Пушкин.

V. Сообщение учащегося о прототипах образа Дубровского

Домашнее задание

Подготовить развернутый ответ на вопрос: какую роль сыграл Шабашкин в судьбе Дубровских?

Урок помогает учащимся осмыслить образ Владимира Дубровского. Автор показывает, как изображаются автором чувства, переживания героя. Ученики выясняют мотивы поступков героев; развивают навыки анализа текста.

Использованная литература:

1. В мире литературы. 6 кл. В 2 ч. Ч. 2: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений/ авт.-сост. А.Г. Кутузов, В.В. Леденева, Е.С. Романичева, А.К. Киселев; под ред. А.Г. Кутузова. - 11-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007.-316, [4] с. : ил.

2. Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс./авт. Н. В. Егорова, Б. А. Макарова.- М.: «ВАКО», 2011.

3. Ельцова О.В. поурочные разработки по литературе по программе по редакцией А.Г. Кутузова: 6 класс.-М.: ВАКО,2009.-208с.-(В помощь школьному учителю).








© 2010-2022