Технологическая карта к уроку литературы (5 класс) по теме УНТ. Сказки

технологическая карта к уроку литературы по теме "УНТ. Народные сказки (5 класс). Тема урока: Русский народные сказки. Сказка «Царевна-лягушка» Тип урока: Урок изучения нового материала (урок изучающего чтения) Планируемые результаты обучения: личностные (Л): Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; Высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника; предметные (П): 1)Умение отличать произведения фольклорной литературы от авторской. 2)Ученик научится отличать сказку от других фольклорных жанров, опираясь на ее особенности, выразительно-изобразительные средства; Осмысление содержания сказки, ее идеи и характеров героев; развитие навыков художественного пересказа. метапредметные (М): Музыка (умение эмоционально выражать свои эмоции. Информатика (поиск и анализ нужнойинформации в сети Интернет). Русский язык (смысловое чтение, владение навыками создания собственного текста; отделение основной информации от второстепенной). Для всех предметов. Формирование способности определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной); последовательность действий, оценивание достигнутых результатов и адекватное формулирование их в устной речи; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета. Педагогические технологии: ТРКМ («Толстые и тонкие вопросы»; «Ромашка Блума»; «Двухрядный круглый стол»; «Синквейн»; создание проблемной ситуации); Игровые технологии; Компьютерные технологии. Работа в группах     Педагогические техники:
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Технологическая карта урока по литературе, 5 класс



Автор: Елисеева Л.И,учитель русского языка и литературы



Предмет: литература

Класс: пятый

Тема урока: Русский народные сказки. Сказка «Царевна-лягушка»

Тип урока: Урок изучения нового материала (урок изучающего чтения)

Планируемые результаты обучения:

личностные (Л):

  1. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  2. Высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;

предметные (П):

  1. 1)Умение отличать произведения фольклорной литературы от авторской.

  2. 2)Ученик научится отличать сказку от других фольклорных жанров, опираясь на ее особенности, выразительно-изобразительные средства;

  3. Осмысление содержания сказки, ее идеи и характеров героев; развитие навыков художественного пересказа.

метапредметные (М):

  1. Музыка (умение эмоционально выражать свои эмоции.

  2. Информатика (поиск и анализ нужнойинформации в сети Интернет).

  3. Русский язык (смысловое чтение, владение навыками создания собственного текста; отделение основной информации от второстепенной).

  4. Для всех предметов. Формирование способности определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной); последовательность действий, оценивание достигнутых результатов и адекватное формулирование их в устной речи; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

Педагогические технологии:

  • ТРКМ («Толстые и тонкие вопросы»; «Ромашка Блума»; «Двухрядный круглый стол»; «Синквейн»; создание проблемной ситуации);

  • Игровые технологии;

  • Компьютерные технологии.

  • Работа в группах

Педагогические техники:

  • умение выбирать нужный тон и стиль общения с детьми, т. е. Иметь индивидуальный подход к обучаемым;

  • умение управлять своим вниманием и вниманием учащихся;

  • умение по внешним признакам поведения ребенка определять его душевное состояние;

  • чувство темпа в педагогических действиях;

  • приемы выразительного показа своих определенных чувств, своего субъективногоотношения к тем или иным действиям школьников;

  • проявление учителем своих моральных качеств;

  • благожелательность, но и настойчивость;

  • находчивость;

  • способность к импровизации.

Ресурсы (учебники, наглядные пособия, информационные источники и т.д.):

Учебник литературы (1 часть); авторы-составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин; Москва «Просвещение» 2013 год;

иллюстрации к сказке художников Т. Мавриной, Ю. Васнецова, И. Кузнецова, И. Билибина, В. Васнецова;

презентация, предложеннная учителем.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTOMAaAjASN59j4aOrGA3DC8oQrGkCd-tbn1.gstatic.com/0iug6mI99vhmhOSWmByrL2kCvi0loFDyyIjGzLsCIYZEaQ

encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTBinNhyKrSGhHF34M0gwM3mxHUAGB39N0FmC1BV79NH9VrRomS

encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQlleKZDORWOpU19Mq6O6yK7NWtZPFv12jYF8soCpeFYTgGkyKJpA

multiki-online.net/carevna-lyagushka/

encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSLAY6Bsmva-Z2TjB0guuoUGxK-nrLarVFYMB7xxK0r8Kd-IIKxkQ

t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTe2iLZg5Bf3scL0oo3ZrawU9adVdbBEbJF1lY_2pted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTBinNhyKrSGhHF34M0gwM3mxHUAGB39N0FmC1BV79


Учебные задачи:

  1. обучающие: Дать понятие о типах сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных); знать сюжет сказки «Царевна-лягушка»; рассмотреть особенности и своеобразие волшебных сказок.

  2. развивающие: выразительно читать сказку, определить действующих лиц, уметь пересказывать текст, составлять план, находить в сказке зачин, присказку, концовку, развивать умения обобщать полученные знания о волшебных сказках, выделять главное, научить работать с дополнительной литературой;

  3. воспитательные: учить быть честными, смелыми, храбрыми, добрыми по отношению к животным и людям; воспитание уважения к истории и культуре своей родины, края; чувства справедливости и милосердия.

-ученик научится определять особенности жанров устного народного творчества.


Этапы урока

(время)

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД


Формы оценивания

Личност

ные

Регулятив

ные

Коммуника

тивные

Познаватель

ные


Организаци

онный

момент(организация начала урока) - 1минута

Цель деятельности учителя: организация направленного внимания на начало урока.

Деятельность учителя: включение в деловой ритм урока.

Устное сообщение учителя.

Эмоциональная подготовка детей к уроку.


Подготовка класса к работе.

Дети настраиваются на рабочую установку, включаются в деловой ритм.



Само-определение

Саморегуляция

Соблюдение правил речевого поведения. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Ориентирова-ться в учебнике


Оценка психологического настроя учащихся на урок

2.Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности - 5 минут

Цель: повторение понятий «устное народное творчество, жанры фольклора». Деятельность учителя: индивидуальный опрос.

1.Прочитайте загадки, которые вы должны были придумать дома.

2. Что такое пословицы?

3. Что такое поговорки?

4. Что такое загадки

Учитель выявляет уровень знаний.

Определяет типичные недостатки, делит детей на группы (Прием «Двухрядный круглый стол»)

Проверка выполнения задания-стр.8 (задание № 3)

-Проверьте правильность выполнения задания по материалу на странице 7и 8. Встаньте ребята той группы, которая не допустила ошибок.

Дети второй группы пусть исправят ошибки.

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки

Различение фольклорных и авторских художественных произведений. Отвечают на вопросы учителя.

Высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника

Целеполагание. Анализ объекта с целью выделения признаков жанров фольклора;

Самостоятельно оформлять свои мысли в устной форме; выполнять задание; оценивать свою работу

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение взаимодейство-вать в группах; находить ответы на вопросы в тексте.

Классифицировать жанры фольклора; произведения фольклорной литературы от авторской

Оценка осознанного отношения к началу учебной деятельности, самоорганизация обучаемых. Выявление уровня знаний; определение типичных недостатков в ответах; проверка выполнения задания с его оцениванием в виде комментарий учителя.

Более активным детям из группы, в которой не допустили ошибок, можно поставить оценки.

3.Формулирование темы урока.

Постановка учебных задач (см. выше) Открытие нового знания

-8 минут

Цель: формирование представления о том, что нового дети узнают, чему научатся; рассмотрение особенностей и своеобразия волшебных сказок. Деятельность учителя: активирует знания учащихся,

(текст на странице8; вопрос к нему № 2).

Сегодня на уроке мы будем работать с понятиями о малых жанрах фольклора и народных сказках.

-Кто может назвать тему урока?

-Чем же мы будем заниматься на уроке?

- Прочитайте вслух названия жанров устного народного творчества.

Учитель читает слова Л.Лутина о сказках: «Эти сказки вы читаете не только забавы ради, чтобы «слегка поразвлечься». Они лучше помогают понять самих себя и те отношения, которые вас связывают с окружающими людьми». «Сказка -ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Проблемный вопрос: Как вы понимаете эти слова? Какое отношение они имеют к нашему уроку?

Расказ учителя о сказках и их разновидностях


Ставят цели, формулируют (уточняют тему урока)

Высказывают свои предположения.

Один ученик читает выразительно вслух текст на странице 8 «УНТ».

Узнавание, различение признаков жанров УНТ (вопрос № 2)


Дети формулируют ответ на проблемный вопрос, предложенный учителем.




самостоятельное выделение признаков фольклора, формулирова-ние познаватель-ной цели;

формулирование проблемы.

Выполнять задания (отвечать на вопросы)

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.

Высказывать свою точку зрения, обязательно уважая мнение собеседника


Постановка вопросов; ответы на вопросы; приведение примеров; анализировать информацию в тексте.

Фронталь-ный опрос с последующим выведением итоговой оценки в клнце урока (поурочного балла); выявление уровня знаний; определение типичных недостатков в ответах; проверка выполнения задания с его оцениванием в виде комментарий учителя.


4.Повторение теоретических пнятийи знакомство с новыми теоретическими понятиями, их освоение.

Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: работа над умением определять жанр фольклорного произведения по их характерным особенностям; более близкое знакомство с жанром сказка.

Сейчас вам нужно будет, работая в группе,(учитель раздает лепестки из бумаги для создания цветка) выложить лепестки в определенной последовательности. Я буду быстро называть характерные особенности малого фольклорного жанра, а вам нужно узнать, о чем идет речь.

*произведение фольклора, которое имеет поучительный смысл, оно учит, осуждает, одобряет (пословица)

*в этом произведении не назван предмет, но даются его признаки и особенности, по которым можно дать ответ (загадка)

*словесная забава, слова путаются, когда их произносят быстро (скороговорка)

*веселые произведения, которыми забавляли детей (потешки)

небольшой стихотворный текст в шутливой форме, задача которого выбрать одного участника из множества (считалка)

Самопроверка, оценка.

Встаньте ребята той группы, которая не допустила ошибок.

- Какой лепесток остался неиспользованным? (сказки)

- Что же такое сказка?

-Как думаете, для чего народ использовал сказки? (Прием «Толстые и тонкие вопросы»)

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Вопрос: «Как украшают сказ ее премудрости?»

Поможет нам материал в учебнике на стр.13 (Своеобразие русской народной сказки . Далее рассказ учителя о жанре сказки.

Учитель задает учащимся вопросы:

1. Что такое сказка?

2. На какие группы делятся сказки?

3. Составьте соответствие «Герои и вид сказки» (слайд № 2)


(стр.7-8) Работая в группе, дети обсуждают находят общее решение, выкладывают листочки на парте.

Один ученик работает у доски у доски.

Узнавание, различение, определение основного смысла малых фольклорных форм. Отвечают на вопросы учителя

Учащиеся сверяют свои ответы с эталоном. Оценивают свою работу.

Высказывают свои предположения.

Ученик читает статью в учебнике странице 8-9.

Ученики (по цепочке) далее читают и выполняют задания в учебнике на стр. 10-11.

Дети решают типовые задания (алгоритм выполнения).

Формулирование проблемы; высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника

постановка вопросов другим детям и учителю; оценивать свою работу

Слушать и понимать речь учителя, умение взаимодействовать в группах

формулирование познавательной цели; различать жанры фольклора. Осваивать теоретические понятия по теме «Народная сказка»

Фронтальный опрос; определение типичных недостатков в ответах; проверка выполнения задания с его оцениванием в виде комментарий учителя.


5 Физминутка

Цель: смена вида деятельности.

Деятельность учителя:предложить выполнить упражнения для снятия усталости.

Встанем в круг, идя по часовой стрелке, будем по цепочке называть черты народной волшебной сказки «У сказочных ворот» (слайд №3)

Выделение особенностей народной волшебной сказки (слайд № 3)


Выполнить задание

Выполнить задание и оценить свою работу

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; слушать и понимать речь учителя, умение взаимодействовать в группе

анализ объекта с целью выделения признаков


6.Первичное закрепление.

Самостоятельное использование сформированных умений и навыков.

Цель: продолжение знакомства с жанром сказка;

подробное изучение русской народной сказки «Царевна-лягушка»;

формирование уменияотличать сказку от других жанров устного народного творчества; развитие умения классифицировать изученные сказки, выявлять связи между произведениями устного народного творчества, формулировать выводы.

Деятельность учителя:включает диск для прослушивания сказки.

Устанавливает осознанность восприятия.

Первичное обобщение материала о сказках. Задания на слайдах №4,5,6

Вопросы учителя: -По какому признаку можно поделить сказки?
- Перечислите признаки волшебной сказки.
- Пользуясь текстом сказки, докажите, что «Царевна-лягушка» волшебная сказка.
-Сформулируйте свой ответ в виде умозаключения,


Слушают внимательно сказку и следят по тексту учебника (включаем диск -приложение). Некоторые фрагменты дети читают вслух.

Дети выполняют задание , предложенное учителем, самостоятельно, при необходимости обращаются за помощьюк учителю.

Выполняют задания задания с проговариванием вслух.

Выполнение заданий на слайдах №4,5,6

Далее дети отвечают на вопросы учителя.

Эмоционально «Проживать» текст, выражать свои эмоции

Контроль оценка , коррекция ответа своего и партнеров; ученик научится отличать сказку от других фольклорных жанров.

управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера; формировать навык выразительного чтения

структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; умение отличать сказку от других фольклорных жанров, опираясь на ее особенности изобразительно-выразительные средства

Оценка выполнения заданий от «Василисы Премудрой»

7.Творческое использование сформированных умений и навыков.

Самостоятельная работа

Цель: обеспечение усвоения новых знаний на уровне применения нестандартных ситуаций. Деятельность учителя: Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. задание на закрепление полученных сведений об особенностях волшебных сказок «Задания от Василисы Премудрой»:
-каких добрых и злых героев можете назвать (Слайд № 4),

-перечислите волшебные предметы и расставьте(Слайд № 5),

-укажите постоянные сказочные эпитеты (Слайд № 6) (Можно использовать эффект шторки, если это возможно)-

Организация деятельности по применению новых знаний. Предлагаем учащимся составить маленькую сказку. Учитель выдает на каждую парту деформированный текст (разрезанные строчки).

Нужно составить текст сказки Одним детям достаются злые, другим добрые герои (Слайды № 7 и 8)

Проверка выполнения задания - чтение полученного текста ученикам.



1.Отвечают, дополняют и исправляют ответы товарищей.

2. Делят героев на группы (с последующей самопроверкой)- слайд № 4; 3.Перечисляют сказочные предметы и (работая в группах) - слайд №5; находят постоянные эпитеты (Слайд № 6), затем проверяют свои ответы, используя подсказки учеников из других групп.

Учащиеся восстанавливают из строк текст сказки «Злые и добрые герои»

Читают выразительно по очереди.

Самостоятельная работа (слайды № 7 и 8).

Осуществляют самопроверку пошагового сравнения с эталоном

Высказывать с вою точку зрения и уважать мнение собеседника

Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Оформлять свои мысли в устной (возможно письменной форме); у мение взаимодействовать в парах

Правильно находить в тексте изобразительно-выразительные средства в тексте определять черты вошебных сказок; умение составлять заданный учителем текст

Оценивание умения отвечать на вопросы и составлять текст

8.Контроль и оценка результатов деятельности


Цель: работа над умением самоорганизовываться при выполнении учебного задания.

Деятельность учителя: помогает учащимся разделиться на творческие и исследовательские группы для работы над последующим проектом; сообщает источники для получения дополнительной информации;

задает вопросы по теме урока;

выявляет разделы, непонятые учащимися. Обучает работе с дополнительной литературой, информационными ресурсами.

4. Поощряет учащихся, помогает, направляет, показывает алгоритм ответа (схема создания волшебной сказки, особенности композиции)

Обучаемые делятся с помощью учителя на группы для последующей работы над проектом. Учащиеся на листах бумаги пишут ответы;

но сначала находят по тексту зачин, присказку, концовку сказки и выразительно читают;

называют главных героев и действующих лиц сказки. Создают синквейны По наличию времени и сравнивают их.

Высказывать свою точку зрения, сопереживая положительным героям; через выразительное чтение выражают свои чувства

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексию способов и условий действия


При этом работают в коллективе, учитывая мнение других, включая в тексты своих выступлений. Учатся слушать внимательно других и анализировать услышанное и самим задавать вопросы

Обобщать полученные знания в виде текста; умение определять особенности волшебных сказок и их композицию; находить ответы на вопросы в тексте.

Оценивание работы в группах

мало!!!!Еще-

9. Рефлексия деятельности.

Цель: формирование личной ответственности за результаты своего труда.

Деятельность учителя: предложить ответить на вопросы:

-Понравился ли вам сегодняшний урок?

_Что больше всего запомнилось?

С какими новыми понятиями познакомились?

-Что такое сказка?

-Можно ли назвать изучаемую нами сказку волшебной?

- Почему? Чем она отличается от других сказок?
Учитель демонстрирует иллюстрации к русским народным сказкам,

предлагает оценить свою работу самостоятельно.

Организует рефлексию

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Смысло

образование; высказывание своей точки зрения, уважая мнение собеседника


Оценивать свою работу

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли о новом материале, иллюстрациях художников и их замыслах, о работе на уроке

Рефлексия.

Оценивание







10. Домашнее задание

Цель: развитие в детях актерских способностей (подготовка к художественному пересказу сказки) Деятельность учителя: задает домашнее задание: «Выразительно прочитать сказку, определить ее главную мысль. Подготовиться к ее художественному пересказу.

Можно предложить разноуровневые задания (для сильных учащихся придумать свою сказку (задание на слайде №9) . Всем составить синквейн (Слайд № 9) Учитель называет источники для получения новой информации ( в том числе и электронные ресурсы (к домашнему заданию слайд № 10.

Записывают в дневники домашнее задание.

Можно выбрать задание соответствии с желанием и способностями (к домашнему заданию - слайд № 9; в том числе и электронные ресурсы - слайд 10)


Через художественный пересказ передавать свои мысли и чувства

Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Подготовка домашнегозадания совместно; оформлять свои мысли в устной форме .

Чтение материала о народных сказках и самой сказки, подготовка к художественному пересказу и другим заданиям, предложенным учителем.

Оценивание активности обучаемых в процессе урока. Оцениваниелучших ответов. Выведение поурочных баллов.


© 2010-2022