Конспект урока по литературе на тему: Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным

Цель урока: Рассмотреть кульминационный эпизод поэмы М.Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова", раскрыть смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и выяснить идейно-композиционное значение этого эпизода. Развивать умение анализировать образы героев, используя компаративный метод. Учащиеся обдумывают и переживают конфликт, связанный с защитой чести и человеческого достоинства, учатся высказывать свое мнение.Для понимания идеи произвед...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Макарова Н.А

РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

8 класс


ТЕМА: СМЫСЛ СТОЛКНОВЕНИЯ КАЛАШНИКОВА С КИРИБЕЕВИЧЕМ И ИВАНОМ ГРОЗНЫМ (по «Песне про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова)

Цели:

а) образовательные:

• Рассмотреть кульминационный эпизод поэмы М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова".

• Раскрыть смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и выяснить идейно-композиционное значение этого эпизода.

• Показать, что Степан Калашников - носитель лучших черт русского национального характера.

• Повторение и обогащение знаний об эпохе Ивана Грозного, обстоятельствах и причинах учреждения опричнины, о некоторых личных качествах самодержца.

• Беседа о многообразии и сложности человеческих характеров.

б) развивающие:

• Совершенствование выразительного чтения и продуктивного монологического высказывания.

• Развитие умения сравнивать героев и на этом основании проникать в глубины их характеров.

• Обучение анализу эпизода, сопоставлению параллельных эпизодов.

в) воспитательные:

• Побудить учащихся обдумать и пережить конфликт, связанный с защитой чести и человеческого достоинства, выразить своё отношение.

• Воспитание высоких нравственных качеств (благородства, уважения к семье, к национальным традициям) в работе с художественным текстом.

• Формирование сотруднических отношений.

Оборудование:

• портрет М.Ю. Лермонтова,

• репродукция картины в. Васнецова "Иван Грозный",

• иллюстрации художника Билибина к поэме М.Ю. Лермонтова.

· репродукции картин А.Васнецова «Отъезд с кулачного боя», «Кремль времен Василия III»

ХОД УРОКА

Высшая и самая характерная черта нашего народа

- это чувство справедливости и жажда ее

Ф.М.Васнецов


I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

1. Вступительное слово учителя

2. Беседа

  • История создания произведения

  • Что вам известно об Иване Грозном? (Первый русский царь, на престол взошел в 16 лет. 34 года правил. К концу царствования Ивана Грозного Русь окончательно стала единой страной.)

  • Что такое опричнина? (Объявленная цель опричнины - борьба с "боярской изменой" - предполагаемыми заговорами олигархических боярских кланов против целостности государства. Фактическая цель - установление единоличной неограниченной власти царя Ивана Грозного. Методы опричнины - устрашение собственного народа путем государственного террора. Само слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричь», что означает «особый», «кроме». На опричников не распространялись ни государственные, ни церковные, ни моральные законы. Им было позволено всё, что было угодно царю. Главным критерием опричника была безусловная личная преданность государю. Опричники были фактически личной карательной гвардией Ивана Грозного. Социальный состав опричников - мелкопоместные землевладельцы, исходно ненавидевшие крупную родовую знать.)

  • Что такое домострой?

  • Почему Лермонтов обращается к историческому прошлому страны? (поиск героя). Обратимся к отрывку из стихотворения «Дума»

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно малодушны

И перед властию - презренные рабы.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.


  • Жанр произведения (Поэма является стилизацией русского фольклора в большой эпической форме. Поэма Лермонтова названа песней, так как поэт создаёт произведение, очень близкое по содержанию, форме и по духу к русским народным историческим песням.)

  • Найдите признаки фольклора в произведении.

  • Почему герои песни расположены в названии в таком порядке?

  • Назовите приметы времени, изображенные в поэме.

II. ПОСТАНОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА

III. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1.Столкновение Калашникова и Кирибеевича

  • Что узнаем о Калашникове?

Поэма, которая имеет такое длинное название, известна читателям как «Песня про купца Калашникова..». Это не случайно. Главный герой поэмы - Степан Парамонович Калашников. С ним встречаемся во 2-й главе.

Дома он узнает о беде , которая приключилась с его женой, Аленой Дмитриевной. Речь его, обращенная к жене, строгая, даже грубая:

«Уж ты где, жена, жена, шаталася?...»

Степан Парамонович - глава семьи, дома. Он - опора семьи, защитник чести и жены, и всего своего рода, он старший брат. Услышав рассказ Алены Дмитриевны о Кирибеевиче, Калашников понял, что его честное имя, честное имя его жены опозорены.


  • Что мы узнаем о Кирибеевиче в первой части поэмы?

Имя Кирибеевича стоит вторым в названии поэмы, это любимый опричник царя Ивана Грозного. Он из роду Скуратовых и семьей вскормлен Малютиной (Малюта Скуратов- приближенный Ивана Грозного, глава опричников, отличался крайней жестокостью.) С ним мы встречаемся впервые на пиру у Ивана Грозного.

Он себя считает недостойным рабом царя, говорит о том, что не дорожит своей жизнью. Кирибеевич хвастлив, никто не может его сбить на кулачном бою. «Не родилась та рука заколдованная ни в боярском роду, ни в купеческом». Но не всю правду сказал Кирибеевич, он не сказал царю, что Алена Дмитриевна замужем.

Критик В.Г.Белинский писал о Кирибеевиче: «Для этого человека нет середины: или получить, или погибнуть! Он вышел из-под опеки естественной нравственности своего общества, а другой, более высшей, более человеческой, не приобрел: такой разврат, такая безнравственность в человеке с сильною натурою и дикими страстями опасны и страшны. И при всем этом он имеет опору в грозном царе…»

«Власть прежде всего должна быть разумной».(А.де Сент-Экзюпери)

  • Для чего Кирибеевич выходит на кулачный бой? («Разгуляться для праздника», «потешить царя-батюшку».)

  • Зачем Калашников идет на кулачный бой? (Защитить честь семьи)

Учитель (работа с эпиграфом): Ф.М. Достоевский писал: «Высшая и самая характерная черта нашего народа - это чувство справедливости и жажда ее»

Калашников жаждет справедливости, поэтому идет на кулачный бой - это единственный шанс отстоять эту справедливость.

« Это один из тех упругих и тяжелых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят, и сдачи дадут... Есть души, лозунг которых- все или ничего, которые не хотят запятнанного блаженства, раз потемненной славы...» (Белинский)


  • Давайте вспомним правила кулачного боя (Кулачные бои обычно проводились по праздникам с Рождества до Троицы, местами до Петрова дня, а разгул боёв начинался во время Масленицы. По количеству участников они делились на: «улица на улицу», «деревня на деревню», «слобода на слободу». Летом бой проходил на площадях, зимой - на замёрзших реках и озёрах. Существовали виды кулачного боя: «один на один», «стенка на стенку»).

  • Кто сталкивается в бою, по мнению автора? (Столкнулись в поединке «сын честнова отца» и «басурманский сын».)

  • Почему в бою побеждает Калашников? (Здесь, на поединке, вершится Божий суд. Справедливый суд.)

  • В стихотворении «Смерть поэта» М.Ю. Лермонтова есть такие строки:

Но есть и божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждет;

Он не доступен звону злата,

И мысли, и дела он знает наперед.

  • Литература всегда была тесно связана с христианскими традициями. Кирибеевич преступает христианские законы:

  • «Не создавай себе кумира» - для Кирибеевича кумиром является царь Иван Васильевич. Ему он поклоняется, служит верой и правдой

  • «Не желай жены ближнего твоего».

Учитель: Христианский закон на стороне Калашникова, а значит и Бог на его стороне. Купец защищает не только честь жены, но и христианские законы, национальные традиции. Перед боем Калашников кланяется не только царю, но и Кремлю со святыми церквями, как будто прося благословения на честный бой. И Бог помогает купцу. Крест со святыми мощами спасает Калашникова от смертельного удара Кирибеевича. Степан Парамонович выступает орудием в карающей руке Господа.

2. Калашников и Иван Грозный.

  • Слово учителя:

Обратимся к образу царя. «...Взгляд очей его- молния, звук речей его- гром небесный,порыв гнева его - смерть и пытка; но сквозь все это, как молния сквозь тучи, проблескивает величие падшего...но сильного и благородного по силе своей духа....»(Белинский)

Кто являлся на Руси хранителем обычаев и христианских законов? Царь, в данном случае - Иван Грозный, так как он православный царь, Помазанник Божий. Царь, конечно, мог наказать того, кто «позорил чужую жену», кто преступил «закон Господний», если бы знал о преступлении Кирибеевича. Но это только с одной стороны. А с другой - именно царь создал опричнину и наделил своих любимцев-опричников безграничной властью, а, следовательно, и возможностью нарушать безнаказанно православные законы. Следовательно, главным разрушителем основ национальной жизни выступает царь.

Вопросы к учащимся:

  • Как ведет себя Калашников с царем?

(Калашников разговаривает с царем, как с равным, потому что выступает не как «слуга царю», а как христианин перед христианином; заявляет, что есть стороны жизни, которые неподсудны царю, а подсудны «только богу единому».)

Учитель: Брак для Калашникова - святыня, узы, которыми он связан с женою, от Бога (браки заключаются на небесах), поэтому не видит необходимости обращаться к царю; Калашников понимает, что нарушил христианскую заповедь: не убивать, не мстить, и в этом его трагедия - он не мог восстановить честь семьи и не нарушить при этом христианской заповеди. Поэтому Калашников смиренно идет на казнь - это расплата за грех убийства.)


  • Проблемный вопрос: Мог ли Калашников избежать казни?

Спрашивая Калашникова: «Волей вольною или нехотя ты убил насмерть мово верного слугу…?», царь будто дает купцу право выбора.

В.Г. Белинский: «Калашников мог бы еще спасти себя ложью, но для этой благородной души, дважды так страшно потрясенной - и позором жены, разрушившим его семейное блаженство, и кровавою местью врагу, не возвратившею ему прежнего блаженства, - для этой благородной души жизнь уже не представляла ничего обольстительного, а смерть казалась необходимою для уврачевания ее неисцелимых ран… Есть души, которые довольстуются кое-чем - даже остатками бывшего счастья; но есть души, лозунг которых - всё или ничего, которые не хотят запятнанного блаженства, раз потемненной славы: такова была и душа удалого купца, статного молодца , Степана Парамоновича Калашникова!».

  • Вы согласны с оценкой Белинского?

4. Вывод

Учитель: Давайте теперь ответим на вопрос, поставленный в начале урока? В чем смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным?

Ответ: столкновение силы власти и силы правды.

И побеждает в этом столкновении правда. Даже после смерти подвиг купца Калашникова помнят и чтут. Почему? Потому что сила в правде.

 Вот скажи мне, американец, в чём сила? Разве в деньгах? Вот и брат говорит, что в деньгах. У тебя много денег, и чего? Я вот думаю, что сила в правде. У кого правда - тот и сильней. («Брат2»)

Похоронили купца Калашникова как разбойника, за кладбищем, в безымянной могиле.

Простые люди считают поступок купца правильным, поэтому, проходя мимо его могилы, люди вспоминают о Калашникове. По преданиям восточных славян клен - дерево, в которое превращен («заклят») человек. Кленовый крест на могиле купца - символ того, что смерть во имя справедливости не забывается.

IV. ИТОГИ УРОКА

V.Д/З Отрывок наизусть

© 2010-2022