План-конспект урока русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Корень. Однокоренные слова»

Цели урока:

1. Обучающие: Организовать углубленное изучение сведений об однокоренных словах на основе повторения изученного, установления взаимосвязи между однокоренными словами; усвоения понятия «корень».

2. Развивающие: Развивать умения слушать, рассуждать, размышлять, развивать творческие способности.

3. Воспитывающие: Формировать способности к самооценке, самоконтролю, рефлексии.

Оборудование: плакаты, таблицы, кроссворды, рисунки, электронный учебник 5 класс

АО «Нац.центр информатизации»

1. Орг. момент.

- Учащиеся встают в круг, желают друг другу теплые пожелания:

- Я желаю тебе - радости ! -успеха ! удачи ! много пятерок ! и т.д.

Задание 1. Дидактическая игра «Убери лишний слово».

Цель игры: создать условия для закрепления состава слова, учить видеть слово, отличающееся от остальных по своему составу.

Теперь ребята немножко поиграем. На станцию прибыло три поезда. Каждый поезд состоит из четырех вагонов. Когда вагоны присоединяли к поезду, совершили ошибку, присоединив лишний вагон, не подходящий к этому составу (на доске появляются три поезда). Вам, ребята, необходимо найти этот лишний вагон. Сделать это вам помогут слова, написанные на каждом вагоне.

Подсказка: Лишние слова отличается от других слов, написанных на вагонах, по своему составу.

Каждому ряду достается свой поезд, прежде чем принять решение, обсудите его вместе со своим рядом, определите человека, который будет высказывать общее мнение.

Поезд №1.

Забег, заплыв, закон, запуск.

на каком вагоне лишнее слово?

Лишнее слово закон, на третьем вагоне?

Почему?

Слова, написанные на остальных трех вагонах, имеют приставку, а у слова закон нет приставки.

Верно ребята, молодцы. Теперь запишите все слова, кроме слова закон, и выделите в них приставки.

Поезд №2.

Чайник, кофейник, молочник, веник.

Какое слово лишнее?

Лишнее слово веник, так как оно, в отличие от остальных слов не имеет суффикса.

Запишите слова с суффиксам.

Поезд №2 может продолжать путь. Молодцы, ребята.

Поезд №3.

Посмотреть, победить, подумать, погрустить.

Какой вагон, здесь лишний?

Вагон со словом победить, так как в этом слове нет приставки.

Запишите слова с приставками.

Молодцы ребята. Вы хорошо поработали.

2.Изучение новой темы.

- Давайте вспомним «Что такое корень?» Прослушаем электронный учебник 5 м.

Смотри.ЭУ 5 класс.Модуль 2.

- Итак, корень - это общая часть родственных слов. Слова с одинаковым корнем называется однокоренными словами.

Н-р: Школа - школьный, школьник.

Что надо делать,чтобы правильно определить корень слова.Упр.5 стр.57

3. Закрепление.

Задание 3. Найдите общую часть.

Светлый, светить, светло, рассвет.

Больной, больно, больница, болеть.

Почта, почтовый, почтальон.

Работа по рисункам.упр.7 стр.58

Обратите внимание: Однокоренные ли эти слова?

Горец, гореть, горе, горит.

Подберите однокоренные слова и объясните лексические значения слов.

Задание 4. Найдите лишнее слова.

Борьба, борец, бороться, бортик.

Седой, сиденье, седина.

Запугать, путь, путник, распутица.

Лететь, отлет, летний, летчик.

Вода, водить, водица, водяной.

Горделивый, гореть, гордость, гордо.

4.Применение знаний.Творческая работа.ЭУ .Модуль2.Задание 2

Задание 5. Индивидуальная работа по карточке.

Н- уровень:

Найдите общую часть слова. Выделите корень. Составьте словосочетание.

Нож, ножницы, ножик.

Прибежать, забежать, бежать.

Зверь, зверек, звериный.

Обида, обидеть, обидчик.

С- уровень:

Найдите лишнее слова. Выпишите однокоренные слова. Выделите корень. Составьте с ними предложение.

Чудо, чудный, чувство, чудесный.

Обидчик, обедать, обида, обидеть.

Запугать, попутчик, путь.

В- уровень:

Спишите. Выпишите однокоренные слова и выделите корень. Составьте свой рассказ с данными однокоренными словами.

На берегу Белого моря живут люди. Они называют себя поморами. Поморы хорошие моряки. Они смело бороздят морские просторы.

Б) Прочитайте текст Упр.9 стр.59.Построойте своё чудо-дерево.Подберите пословицу к тексту.

4.Нарисуйте, что вы узнали и как поняли тему урока.

Домашняя работа: УПР.2 стр.57,упр.8 стр.58.Составьте грамматическую сказку .

Комментирование оценок.

Школа-гимназия № 26



Разработка открытого урока в 6 «ә» классе

по русской речи на тему «Корень слова.Однокоренные слова.»

(использование электронного учебника)



Составила: ЗекеноваБ.Ш.

25.10.2011год




Екибастуз,2015

© 2010-2022