Урок русского языка на тему Обобщение сложного предложения 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка нетрадиционного урока по русскому языку в 5-м классе по теме "Сложное предложение"

Терентьева Антонина Васильевна, учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №3 г. Маркса Саратовской обл.

Цели:

  • Познавательные: познакомить учащихся с основными признаками сложного предложения (интонационной целостностью, наличие более одной грамматической основы); научить приему распознавания сложного предложения (нахождение грамматических его основ) и пунктуационному оформлению на письме; познакомить обучающихся с видами сложных предложений по способу связи простых в составе сложных.

  • Развивающие: способствовать развитию познавательной активности, творческого мышления, воображения, эмоциональной сферы детей; развивать речевую и коммуникативную активность ребят; формировать и развивать у учащихся умение высказывать и обосновывать свою точку зрения на рассмотренную проблему; учить слушать других учеников, оценивать правильность их ответов.

  • Воспитывающие: воспитывать у учащихся чуткость к богатству и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению; способствовать воспитанию личности сложной, многогранной, креативной; приучать детей работать как коллективно, так и в малых группах; учить обучающихся взаимодействовать в группе, вежливо и доброжелательно общаться друг с другом, воспитывать взаимопомощь, чувство ответственности не только за свои собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса.

Оборудование:

  • компьютер, проектор, экран для презентации Microsoft Power Point

  • карточки с заданиями,

  • музыкальное оформление,

  • кружки трех цветов (зеленые, красные, желтые), звезды в качестве поощрения Урок русского языка на тему Обобщение сложного предложения 5 класс,

  • листы бумаги и фломастеры для составления кластеров (выделение смысловых единиц и графическое оформление в определенном порядке в виде схемы).

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, это учителя русского языка и литературы нашего района.

И всем хочу представить вас, как замечательных, любознательных, активных ребятишек, которые очень внимательны на уроках, которые любят и умеют узнавать все больше и больше с удовольствием.

II. Сообщение темы и целей урока

Ну а теперь начнем работу. Ведь урок- это именно работа для нас.

  • Открываем рабочие тетради. Мы уже записали число, классная работа. А тему урока мы сформулируем вместе.


  • Какую единицу синтаксиса мы называем предложением? (Предложение- это слова, связанные по смыслу и грамматически, в предложении есть грамматическая основа, интонационная законченность.)


  • Я предлагаю вам прочитать следующие предложения. (Предложения записаны на доске)

  1. Восемнадцатого ноября празднует свой день рождения Дед Мороз, и торжества проходят в Великом Утюге.

  2. Здесь находится вотчина Деда Мороза, которая стала официально его родиной в 1999 году.

  3. В это время зима вступает в свои права, земля покрывается снегом, начинаются настоящие морозы.

  • Какие предложения мы прочитали? (Сложные предложения)

  • Почему вы так считаете? (Ученик у доски подчеркивает основы предложений и выделяет союзы)

  • Итак, мы будем работать сегодня со сложными предложениями. Записываем в тетрадях тему урока.

  • Какие вы знаете виды сложных предложений?

  • Начертить схему названных предложений.

III. Работа по теме урока:

А) Давайте разберемся, зачем простые предложения объединяют в сложное? Приводит ли это к чему-то новому? Прочитаем на слайде два простых предложения:

Песенка о дедушке Морозе была на английском языке. Мальчик не понял её.

Кроме того, что написано, ничего извлечь нельзя.

Теперь составим сложное предложение с союзом «и»:

Песенка о дедушке Морозе была на английском языке, и мальчик не понял её.

Узнаем ли мы новую информацию? Да, мы дополнительно узнаем, что мальчик не знал английского языка, хотя прямо об этом не говорится. Теперь переменим союз:

Песенка о дедушке Морозе была на английском языке, но мальчик не понял её.

Это дает новые сведения: мальчик знал английский язык.

И, наконец, еще раз переменим союз:

Хотя песенка о дедушке Морозе была на английском языке, мальчик не понял её.

Дополнительный смысл: мальчик обязательно должен был понять эту песенку.

Эти дополнительные сведения появились потому, что части сложного предложения вступают в разные отношения друг с другом. Что же богаче: простые предложения или сложное, объединившее в себе эти простые? Да, сложное предложение богаче объединившихся в него простых. А происходит это оттого, что соединение частей рождает новое качество.


Б) Составить кластер - Сложное предложение

Бессоюзные Союзные

1 БСП 2 СПП 3 ССП

Схема схема схема

Интонация что, какой, который и т.д. и, а, но, или

В) Синтаксическая разминка. Слуховой диктант. Работа с сигнальными картами (либо в форме игры, например, поднимаем руку, если предложение сложное). Знаки препинания не расставлены. После каждой сигнальной карточки щелкать на слайд для показа предложения.

1) Холодный зимний ветер обрывал засохшие листья и уносил их.

2) Утром я увидел что выпал снег.

3) Зима ещё хлопочет и на весну ворчит.

4) Смотрю я в стекляшку зеленого цвета и сразу зима превращается в лето.

5) Ночью ветер злится и стучит в окно.

6) Когда ветка закачалась с неё посыпался снег.

7) Ёлка стояла посредине комнаты и Мишка ловко развешивал на неё игрушки.

Самым ошибкоопасным союзом считается союз и. Почему? (Может соединять однородные члены (запятая перед союзом не нужна) и части сложного предложения (запятая нужна). Сформулируйте правило постановки или непостановки запятой перед союзом и на примере 1-го и последнего предложения.

Г) Синтаксическая разбор предложения.

Слово учителя. Почему именно 18 ноября считается днем рождения Деда Мороза? Кудеснику немало веков, явно больше 2000 лет, скорее всего, живет он столько, сколько существует русская зима. Но день рождения бывает раз в году. В Великом Устюге во время строительства гостиницы «Морозко» в 2005 году в раскопе были найдены и расшифрованы древние письмена, в которых дату 18 ноября несложно прочитать. Дата была поддержана детьми, и губернатор Вологодской области в сентябре 2005 г. утвердил ее. Запишем предложение:

Дату рождения Деда Мороза придумали дети, потому что с этого дня наступает настоящая зима.4 (Повест, невоскл, слож, СПП)



Памятка.

Синтаксический разбор сложного предложения.

1) По цели высказывания.

2) По эмоциональной окраске.

3) Предложение сложное, состоящее из ... простых (читается каждое простое),

Это предложение сложносочинённое (ССП), потому что

а) части сложного предложения можно прочитать как самостоятельные предложения,

б) простые предложения, входящие в состав сложного, равноправны по отношению друг к другу (от одного предложения к другому нельзя задать вопрос),

в) союз, использованный между частями сложного предложения, употребляется для связи однородных членов предложения.

Это предложение сложноподчинённое (СПП), так как

а) при чтении простых предложений как самостоятельных, сложное предложение теряет смысл,

б) простые предложения, входящие в состав сложного, неравноправны по отношению друг к другу (от одного предложения к другому можно поставить вопрос),

в) союз, соединяющий простые предложения, не может быть использован для связи однородных членов предложения.

Это предложение сложное, бессоюзное (БСП), потому что простые предложения в составе сложного объединяются с помощью интонаций.









Д) Работа в группах. Задание дифференцировано по сложности. Из записанных на доске двух простых предложений составить и записать сложное, используя на выбор разные способы соединения простых предложений в сложные.

Однажды в день рождения Деда Мороза была очень холодная погода. Дед Мороз забеспокоился - не замерзнут гости на его празднике? Пришлось взять в руки волшебный посох и произнести волшебные слова, после чего погода наладилась.


Неожиданно между облаками появилось солнце. Снег заискрился и засверкал крошечными радугами. (и, когда, нет союза)

После выполнения прочесть, объяснить знаки препинания, указать союзные и бессоюзные предложения.

Е) Синтаксическая дуэль. «Составь предложение»

К доске выходят два ученика.

Задание: правильно записать предложение под диктовку, подчеркнуть грамматическую основу, полученное предложение сделать сложным, добавив к нему вторую часть, связанную с нашим сегодняшним героем. «Дуэль» выигрывает тот, кто запишет предложение без ошибок. Класс тоже записывает предложение под диктовку.

Всю ночь в лесу зима вязала кружевные узоры… (чтобы Дед Мороз порадовался красоте)

IV. Работа с текстом. Из истории образа Деда Мороза Работа по вариантам:

Выразительно прочитать и озаглавить текст.

1 вариант Указать номера сложных предложений, подчеркнуть грамматические основы. (1, 6, 7)

2 вариант Указать номера простых предложений, подчеркнуть грамматические основы. (2,3,4,5,8)

(1)У славян сложился сказочный образ богатыря, который сковывает воду "железными морозами". (2)Часто Морозами называли суровые зимние ветры. (3)Во многих народных сказках Северный ветер (Мороз) помогает заблудившимся путникам.
(4)Прямой предок современного Деда Мороза - русский Дед Трескун. (5)Этот старик был известен своей своенравностью и злобой. (6)Но с веками Дед Трескун подобрел, а потом у него появилась внучка Снегурочка.(7)В 1873 году русский драматург А.Н. Островский написал пьесу "Снегурочка", а в 1881 году композитор Н.А. Римский-Корсаков создал одноименную оперу.
(8)Образ славянского Деда Мороза отражен в древних сказаниях, русских народных сказках, фольклоре, русской литературе.

- Какие произведения, в которых героем был Дед Мороз, помните? - Сказки «Морозко», «Два мороза», «Мороз Иваныч», «Снегурочка»

После выполнения учитель предлагает ученикам прочесть, назвать грамматические основы. Вместе сделать выводы:

  • количество простых предложений в сложном определяется по числу грамматических основ;

  • у каждого из простых предложений своя территория, границы которой отмечаются знаками препинания;

  • смысл, интонация и в особенности слова-ориентиры (союзы, местоимения) - вот что подсказывает границы простых предложений в составе сложного.

VI.Закрепление нового материала:

Тест.

1.Какое предложение является сложным бессоюзным?

А) Ракиты тревожно шевелились, лепетали что-то на ветру.

Б) Лошади тронулись, колокольчик зазвенел.

В) Когда солнце выглянуло из-за тучи, мы двинулись в путь.

2. В каком предложении перед союзом ( и) нужно поставить запятую?

А) Набежал ветерок и поднял пыль по дороге.

Б) Распустил глухарь веером хвост и запел свою песню.

В) Дождь прекратился и капельки его заблестели на солнце.

3. Укажите ошибку в характеристике предложения:

Когда закончился снегопад, мы все выбежали на улицу.

А) Повествовательное

Б) Сложное бессоюзное.

В) Сложноподчиненное.

За время самостоятельной работы учащихся учитель приготовил на доске предложения для следующей работы по заданию: определи смысл простых предложений в сложном и устрани нелепости, переставив знаки препинания. Устно учащиеся выполняют это задание.

1. Стояла холодная зима на подоконнике, расцвели кактусы. 2. Закачались ветки, на березе и в кустарнике замяукал котенок. 3. Заяц задрожал: от страха прямо на него шел охотник. 4. Мы замерли: с испуганным выражением лица ёлочная игрушка упала на пол.

- Правильно ли в предложении определены границы простых предложений?

- Если неправильно, то почему?

Далее учащиеся индивидуально расставляют знаки препинания в тексте, учитывая необходимость смысловой связи слов в предложении. После этого один из учеников читает вслух, показывая интонацией границы простых предложений.

Делают заключение о том, что предложение - это связанные между собой по смыслу и грамматически слова, а также о том, что предложение отличается интонационной законченностью.

V. Чтение обращения Деда Мороза

Мы, великие зимние волшебники, творцы новогодних и рождественских сказок, исполнители самых заветных желаний, обращаемся ко всем детям мира.

Облеченные чудотворной властью, данной нам по канонам новогоднего времени, провозглашаем грядущий XXI век Веком Добрых Чудес.

Вы такие юные, смелые и азартные вызываете у нас чувства восхищения и радости. Сегодня, в канун третьего тысячелетия мы вручаем Вам в руки наш общий дом - планету Земля, такую красивую и удивительно хрупкую.

Берегите ее! Берегите мир на планете. Ведь только там, где царят мир и дружба, где один человек стремится понять другого, происходят настоящие чудеса. Не забывайте каждый день делать хотя бы одно маленькое чудо. Вам предстоит совершить великое множество чудес и сделать мир лучше, добрее и счастливее. Да будет так отныне и на протяжении всего XXI столетия! Уверены, что у вас все получится. Пусть Ваши новогодние желания сбудутся.

Дед Мороз Санта Клаус

Россия, Москва, 22 ноября 2000г



  1. Задание1: Давайте пофантазируем: закройте глаза, представьте, что вы вдруг на одно мгновенье стали волшебниками и можете исполнить своё или чьё-то желание. Домашнее задание: мини - сочинение «Маленькое чудо, сделанное моими руками»

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Сделаем вывод, как правильно определить, какое предложение называется сложным?
(Предложение, состоящее из нескольких простых, называется сложным)

- Что еще нового вы узнали на уроке?
(Сложное предложение богаче объединившихся в него простых)

- Что помогает нам определить границы простых предложений в составе сложного?
(Грамматические основы предложений, смысловая и интонационная законченность, союзы)

А сейчас последняя игра "Закончи предложение" (слайд 12).

  • "Сегодня я узнал, что…"

  • "Теперь я умею …"

  • "Я знаю, что …"

Выставление оценок.






© 2010-2022