Таблица по литературе на тему Теория литературы. Роды литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классицизм.

Художественный стиль и литературное направление в европейской литературе и искусстве 17-нач. 19 веков. От лат. - образцовый.

Особенности:

  1. Обращение к образам и формам античных литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону, выдвижение на этой почве принципа «подражания природе», который подразумевает строгое соблюдение незыблемых правил, почерпнутых из античной эстетики (Аристотель, Гораций).

  2. В основу эстетики положены принципы рационализма, которые утверждают взгляд на художественное произведение как на создание искусственное - сознательно сотворённое, разумно организованное, логически построенное.

  3. Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые, родовые, непреходящие со временем признаки, выступающие как воплощение каких-либо социальных или духовных сил.

  4. Общественно-воспитательная функция искусства - воспитание гармонической личности.

  5. Установлена строгая иерархия жанров, которые делятся на «высокие» (трагедия, эпопея, ода; их сфера - государственная жизнь, исторические события, мифология; их герои - монархи, полководцы, мифологические персонажи, религиозные подвижники) и «низкие» (комедия, сатира, басня, которые изображали частную повседневную жизнь людей средних сословий). Каждый жанр имеет строгие границы и чёткие формальные признаки, не допускалось никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного. Ведущий жанр - трагедия.

  6. Классицистическая драматургия утвердила так называемый принцип «единства времени, места и действия», что означало - действие пьесы должно происходить в одном месте, время действия должно быть ограничено временем продолжительности спектакля, единство действия подразумевало, что в пьесе должна быть отражена одна центральная интрига, не перебиваемая никакими побочными действиями.

Классицизм в России. 2 четв. 18 в.

Характерные особенности:

  • Сатирическая направленность - важное место занимают такие жанры, как сатира, басня, комедия, непосредственно обращённые к конкретным явлениям русской жизни.

  • Преобладание национально-исторической тематики над античной.

  • Высокий уровень развития жанра оды.

  • Общий патриотический пафос русского классицизма.

Художественное произведение - литературное произведение, отличительной чертой которого является изображение жизни, создание художественного образа при помощи слова.


Ход событий в произведении определяют:

композиция

конфликт

сюжет

фабула

Построение произведения, расположение его составных частей, порядок изложения событий.

Разногласие, столкновение, лежащее в основе борьбы действующих лиц в художественном произведении.

Ряд связанных между собой и последовательно развивающихся жизненных событий, составляющих непосредственное содержание эпического произведения.

Последовательное изложение событий или происшествий (в хронологической последовательности), изображённых в художественном произведении.

Одно из основных средств, при помощи которого писатель характеризует действующих лиц.

Конфликт может быть как внешним (герой и обстоятельства), так и внутренним (герой борется со своими недостатками).

В сюжете отражаются характерные для жизни столкновения и противоречия, взаимоотношения людей и оценка, отношение к ним писателя.

Фабула может совпадать с сюжетом, а может и расходиться с ним.

Основные элементы сюжета.


Пролог

Своеобразное вступление к произведению, эмоционально и событийно настраивает читателя к восприятию содержания произведения.

Экспозиция

Вступительная, исходная часть сюжета, изображение внешних условий, жизненной обстановки, исторических событий. Не влияет на ход последующих событий в произведении.

Завязка

Событие, с которого начинается действие, влекущее за собой все последующие существенные события в нём.

Развитие действия

Описание всего происходящего, ход событий.

Кульминация

Момент наибольшего напряжения в развитии действия художественного произведения.

Развязка.

Положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображённых в нём событий, - заключительные сцены.

Эпилог

Заключительная часть произведения, в которой может быть определена дальнейшая судьба героев и развитие событий. Это может быть и краткий рассказ о том, что произошло после завершения основной сюжетной линии.

Внесюжетные элементы.


Вводные эпизоды

«Вставные» эпизоды, которые непосредственно не связаны с сюжетом произведения, а даются как воспоминание в связи с описываемыми событиями.

Лирические отступления

Могут быть собственно лирическими, философскими и публицистическими. С их помощью автор передаёт свои чувства и мысли по поводу изображённого. Это могут быть авторские оценки героев и событий или общие рассуждения по какому-либо поводу, объяснение своей цели, позиции.

Художественное обрамление

Сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, дополняя его особым смыслом.

Жанры литературного произведения.


ЖАНР

Определённое сочетание качеств литературного произведения.

Сочетание своеобразных свойств, объединяющих произведения данного вида.

Исторически сложившийся тип литературного произведения.

Разновидность устойчивой структуры произведения.

Основные литературные жанры.

Драма.

Трагедия

В этом произведении характер героя раскрывается в безвыходном положении, в неравной, напряжённой борьбе, обрекающей его на гибель.

Драма

Всякое произведение, написанное в форме разговора действующих лиц, без авторской речи.

Произведение, которое изображает сложный и серьёзный конфликт, напряжённую борьбу между действующими лицами.

Комедия

Произведение, в котором отражается смешное и несообразное в жизни, осмеивается какое-либо нездоровое общественное или бытовое явление, смешные черты человеческого характера.


Реализм.

(от лат. - вещественный, действительный) - метод ли литературное напрвление, воплотившее принципы жизнеправдивого отношения к действительности, устремлённые к художественному познаниючеловека и мира. Течение в искусстве и литературе, основным принципом которого является наиболее полное и верное отображение действительности посредством типизации. Появился в России в 19 веке.


  1. Принцип историзма в основе художественного изображения действительности.

  2. Дух эпохи передан в художественном произведении прототипами (изображение типичного героя в типическихобстоятельствах). Типизация характеров - слитность типичного и индивидуального, неповторимо-личностного. Основные типы героев - тип «маленького человека» (Вырин, Башмачкин, Мармеладов), тип «лишнего человека» (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов), тип «нового героя» (нигилист Базаров, «новые люди» Чернышевского).

  3. Герои - не только порождение определённого времени, но и общечеловеческие типы.

  4. Характеры героев даны в развитии, многоплановы и сложны, социально и психологически мотивированы.

  5. Живой разговорный язык, разговорная лексика.

4

© 2010-2022