- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русскому языку
Урок по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Уринова Н.Н. |
Дата | 19.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Морфемика»
Сценарий урока в 5 классе
Разработку выполнила учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №3
Уринова Наталья Николаевна
МОРФЕМИКА. ПОНЯТИЕ О МОРФЕМИКЕ. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА И ФОРМЫ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ СЛОВА.
Цели деятельности учителя
Дать понятие морфемики как раздела языкознания, подвести к пониманию морфемы как значимой части слова, повторить понятия «однокоренные слова», «форма слова».
Тип урока
Урок объяснения нового материала.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: уметь различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, производить морфемный разбор; понятие морфемы как значимой части слова.
Матепредметные: умение находить и передавать информацию, умение работать в группе, коллективе, использовать современные коммуникативные технологии.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного зыка в развитии способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения образования.
Методы и формы обучения
Наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование
Экран, компьютер, мультимедийный проектор.
Наглядный демонстрационный материал
Презентация по теме урока.
Основные понятия и термины
Форма слова, способы образования форм слова различных частей речи, однокоренные слова, морфемы, морфемика как раздел языкознания.
Организационная структура урока.
Этапы
рока.
Обучающие и развиваю-
щие задания и
упражнения.
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы
организа-
ции совместного
взаимодей-
ствия
Формирование
УУД
Контроль
1.Мотивация
2.Актуализация
и проблемное изучение материала
Эмоциональная,
психологическая
и мотивационная
подготовка учащихся к усвоению
изучаемого
материала.
Выявление изученного ранее, установление преемственных связей прежних и новых знаний, применение их в новых ситуациях.
Русский язык - один из богатейших языков мира. Основным его достоянием является слово. А слов в русском языке столько, что их невозможно подсчитать.
Некоторые слова пришли в наш язык из других языков.
Русский язык устроен так, что самостоятельно постоянно обогащается новыми словами. Для этой работы у нас есть МОРФЕМЫ, то есть значимые части слова.
Какие морфемы знаете вы?
Правильно, это приставка, корень, суффикс и окончание.
Итак, мы сегодня знакомимся с вами с новыми разделами лингвистики: морфемикой и словообразованием.
Ай да Я!
Всем на свете буква «Я»
Доложить готова:
-А вы знаете, кто я?
Вы не знаете, кто я.
Я не только буква «Я»-
Буква,
Слог,
Морфема,
Слово! (А. Шибаев)
Задания:
-
Расскажите, что вы знаете о слове Я.
-
Покажите на примерах, что Я может быть буквой, словом, морфемой.
-
Каждая морфема в слове имеет своё значение
Слушают
учителя,
принимают участие в беседе.
Читают стихотворение, понимают его и отвечают на вопросы.
Составляют предложения, в которых Я является подлежащим,
подбирают слова, где Я является окончанием (полЯ), где Я является слогом
(Я-ма).
Фронталь-
ная
Личностные:положительно
относятся к учению, желают приобретать новые знания, умения совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: осознают
познавательную задачу.
Регулятивные: планируют совместную деятельность.
Коммуникативные: работают в парах, обмениваясь мнениями, учатся понимать позицию партнера.
Листы обратной
связи.
3)Выявление места и причины затруднений
Возможен просмотр презентации о морфемах или устная работа по принципу: вопрос-ответ.
Итак, мы пришли к выводу, что слова сделаны из своего строительного материала: корня, приставки, суффикса и окончания. Изучаются они в разделе «Морфемика».
Слово делится на части.
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
Соберем в корзину все наши морфемы, вспомним их определения.
Корень -это..
Приставка - это..
Суффикс - это..
Окончание - это…
Приводим обязательно примеры, используя при этом корень (например: СВЕТ, добавим приставку - РАС-СВЕТ, добавим только суффикс - СВЕТ-ИК и так далее).
Что у всех этих слов общего? КОРЕНЬ.
Как называются такие слова? ОДНОКОРЕННЫЕ.
Для чего нам нужно определять однокоренные слова? -
Как отличать однокоренные слова от формы одного и того же слова?
Сравним слова: свет, света, свету, светом, о свете. Эти слова отличаются своим окончанием, потому что это - форма одного и того же слова.
Какая морфема отличает их? (Окончание)..
Что обозначает окончание? Оно обозначает, что слово употреблено в определенном падеже или числе и помогает связывать слова в предложении. Но при этом лексическое значение слова не меняется.
(Приложение 1 )
В диалоге с учителем формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Демонстриру-
ют свои знания теоретического материала.
Отвечают на вопросы, доказывают свою точку зрения.
Большинство корней не изменяются на письме и сохраняются во всех родственных словах. Одно слово может быть проверочным для другого.
Выполняют практическую работу .
Работа в парах для обсуждения правильного ответа.
Личностные: положительно
относятся к учению, желают приобретать новые знания, умения совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: осознают
познавательную задачу.
Регулятивные: планируют совместную деятельность.
Коммуникативные: работают в парах, обмениваясь мнениями, учатся понимать позицию партнера.
Работа на листах или в тетрадях дается для последующей проверки учителем.
В некоторых парах можно доверить проверку соседу по парте.
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Беседа, обучающая практическая работа.
Когда говорят о главном, употребляют выражение:
«Смотри в корень». Начнем свою работу, чтобы научиться отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова.
Письменное выполнение
теста: (Приложение 2)
Формулируют свою точку зрения и обосновывают её, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод
Работа в парах для обсуждения правильного решения.
Личностные: положительно
относятся к учению, желают приобретать новые знания, умения совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: осознают
познавательную задачу.
Регулятивные: планируют совместную деятельность.
Коммуникативные: работают в парах, обмениваясь мнениями, учатся понимать позицию партнера.
5.
Физкультминутка
Раз - подняться, потянуться.
Два - нагнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - на место тихо сесть.
Проявляют заботу о своем физическом и психологическом благополучии.
6.Творческая
практическая
деятельность
по реализации
построенного
проекта
Раскрытие сущности новых понятий.
Выполнение обучающих упражнений.
На чужбине, далеко от родины
Вспоминаю я сад свой и дом,
Там сейчас расцветает смородина
И под окнами птичий содом.
Там над садом луна величавая,
Низко свесившись, смотрится в пруд,
Где бубенчики желтые плавают
И в осоке русалки живут…
(С. Клычков)
Найдите в стихотворении форму одного и того же слова, выпишите.
К выделенным словам подберите однокоренные слова для проверки безударной гласной в корне.
Запишите слова парами.
Выполняют упражнение,
Формулируют свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.
Индивидуальная работа.
Работа в парах.
Групповая работа.
Личностные: положительно
относятся к учению, желают приобретать новые знания, умения совершенствовать имеющиеся.
Письменная работа в тетрадях.
7. Включение в
систему
знаний и
повторение
Произвести в тетрадях запись терминов, которые сегодня на уроке прозвучали.
Составляем кластер из терминов.
Термины: Морфемика, формы слова, морфемы, приставка, корень, суффикс, окончание, основа, однокоренные слова.
Морфемика
Форма Однокоренные
слова слова
окончание корень единый
приставка
суффикс
окончание
Записывают термины, о которых говорили на уроке, проверяют друг у друга верность записи.
Индивидуальная работа
с проверкой по парам
Личностные: положительно
относятся к учению, желают приобретать новые знания, умения совершенствовать имеющиеся.
Письменная работа.
8. Рефлексия
учебной
деятельности
Заключительная беседа на уроке по вопросам.
-Что нового узнали на уроке?
-Какие трудности у вас появились в процессе работы?
-Понравилось ли вам на уроке?
-Дайте оценку вашей работе: зеленая карточка-отлично, всё понятно,
желтая карточка-хорошо, но есть вопросы,
красная карточка -плохо, многого не знаю.
Определяют свое эмоциональное состояние.
Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.
Познавательные: приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.
Регулятивные: оценивают свою работу.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.
9. Объяснение домашнего задания.
10.
Использованная литература:
-
Дидактические материалы по русскому языку 5 класс Купалова А. Ю. Москва, «Просвещение», 1997
-
Русский язык 5 класс Технологические карты уроков по УМК В.В. Бабайцевой. Цветкова Г.В. Волгоград, «Учитель», 2013
-
Русский язык. 5 класс. Тематический контроль под редакцией Цыбулько И.П. Москва, «Национальное образование», 2012
11