Урок по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Морфемика»

Сценарий урока в 5 классе

Разработку выполнила учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №3

Уринова Наталья Николаевна









МОРФЕМИКА. ПОНЯТИЕ О МОРФЕМИКЕ. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА И ФОРМЫ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ СЛОВА.

Цели деятельности учителя

Дать понятие морфемики как раздела языкознания, подвести к пониманию морфемы как значимой части слова, повторить понятия «однокоренные слова», «форма слова».

Тип урока

Урок объяснения нового материала.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: уметь различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, производить морфемный разбор; понятие морфемы как значимой части слова.

Матепредметные: умение находить и передавать информацию, умение работать в группе, коллективе, использовать современные коммуникативные технологии.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного зыка в развитии способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения образования.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование

Экран, компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядный демонстрационный материал

Презентация по теме урока.

Основные понятия и термины

Форма слова, способы образования форм слова различных частей речи, однокоренные слова, морфемы, морфемика как раздел языкознания.

Организационная структура урока.

Этапы

рока.

Обучающие и развиваю-

щие задания и

упражнения.

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы

организа-

ции совместного

взаимодей-

ствия

Формирование

УУД

Контроль

1.Мотивация



2.Актуализация

и проблемное изучение материала

Эмоциональная,

психологическая

и мотивационная

подготовка учащихся к усвоению

изучаемого

материала.

Выявление изученного ранее, установление преемственных связей прежних и новых знаний, применение их в новых ситуациях.

Русский язык - один из богатейших языков мира. Основным его достоянием является слово. А слов в русском языке столько, что их невозможно подсчитать.

Некоторые слова пришли в наш язык из других языков.

Русский язык устроен так, что самостоятельно постоянно обогащается новыми словами. Для этой работы у нас есть МОРФЕМЫ, то есть значимые части слова.

Какие морфемы знаете вы?

Правильно, это приставка, корень, суффикс и окончание.

Итак, мы сегодня знакомимся с вами с новыми разделами лингвистики: морфемикой и словообразованием.

Ай да Я!

Всем на свете буква «Я»

Доложить готова:

-А вы знаете, кто я?

Вы не знаете, кто я.

Я не только буква «Я»-

Буква,

Слог,

Морфема,

Слово! (А. Шибаев)

Задания:

  1. Расскажите, что вы знаете о слове Я.

  2. Покажите на примерах, что Я может быть буквой, словом, морфемой.

  3. Каждая морфема в слове имеет своё значение

Слушают

учителя,

принимают участие в беседе.






Читают стихотворение, понимают его и отвечают на вопросы.


Составляют предложения, в которых Я является подлежащим,

подбирают слова, где Я является окончанием (полЯ), где Я является слогом

(Я-ма).

Фронталь-

ная













Личностные:положительно

относятся к учению, желают приобретать новые знания, умения совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают

познавательную задачу.

Регулятивные: планируют совместную деятельность.

Коммуникативные: работают в парах, обмениваясь мнениями, учатся понимать позицию партнера.

Листы обратной

связи.













3)Выявление места и причины затруднений

Возможен просмотр презентации о морфемах или устная работа по принципу: вопрос-ответ.

Итак, мы пришли к выводу, что слова сделаны из своего строительного материала: корня, приставки, суффикса и окончания. Изучаются они в разделе «Морфемика».

Слово делится на части.

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей.

Соберем в корзину все наши морфемы, вспомним их определения.

Корень -это..

Приставка - это..

Суффикс - это..

Окончание - это…

Приводим обязательно примеры, используя при этом корень (например: СВЕТ, добавим приставку - РАС-СВЕТ, добавим только суффикс - СВЕТ-ИК и так далее).

Что у всех этих слов общего? КОРЕНЬ.

Как называются такие слова? ОДНОКОРЕННЫЕ.

Для чего нам нужно определять однокоренные слова? -

Как отличать однокоренные слова от формы одного и того же слова?

Сравним слова: свет, света, свету, светом, о свете. Эти слова отличаются своим окончанием, потому что это - форма одного и того же слова.

Какая морфема отличает их? (Окончание)..

Что обозначает окончание? Оно обозначает, что слово употреблено в определенном падеже или числе и помогает связывать слова в предложении. Но при этом лексическое значение слова не меняется.

(Приложение 1 )

В диалоге с учителем формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Демонстриру-

ют свои знания теоретического материала.


Отвечают на вопросы, доказывают свою точку зрения.

Большинство корней не изменяются на письме и сохраняются во всех родственных словах. Одно слово может быть проверочным для другого.



Выполняют практическую работу .

























Работа в парах для обсуждения правильного ответа.

Личностные: положительно

относятся к учению, желают приобретать новые знания, умения совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают

познавательную задачу.

Регулятивные: планируют совместную деятельность.

Коммуникативные: работают в парах, обмениваясь мнениями, учатся понимать позицию партнера.





















Работа на листах или в тетрадях дается для последующей проверки учителем.

В некоторых парах можно доверить проверку соседу по парте.

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Беседа, обучающая практическая работа.

Когда говорят о главном, употребляют выражение:

«Смотри в корень». Начнем свою работу, чтобы научиться отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова.

Письменное выполнение

теста: (Приложение 2)

Формулируют свою точку зрения и обосновывают её, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод

Работа в парах для обсуждения правильного решения.

Личностные: положительно

относятся к учению, желают приобретать новые знания, умения совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают

познавательную задачу.

Регулятивные: планируют совместную деятельность.

Коммуникативные: работают в парах, обмениваясь мнениями, учатся понимать позицию партнера.

5.

Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться.

Два - нагнуться, разогнуться.

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать.

Шесть - на место тихо сесть.

Проявляют заботу о своем физическом и психологическом благополучии.

6.Творческая

практическая

деятельность

по реализации

построенного

проекта

Раскрытие сущности новых понятий.

Выполнение обучающих упражнений.

На чужбине, далеко от родины

Вспоминаю я сад свой и дом,

Там сейчас расцветает смородина

И под окнами птичий содом.

Там над садом луна величавая,

Низко свесившись, смотрится в пруд,

Где бубенчики желтые плавают

И в осоке русалки живут…

(С. Клычков)

Найдите в стихотворении форму одного и того же слова, выпишите.

К выделенным словам подберите однокоренные слова для проверки безударной гласной в корне.

Запишите слова парами.

Выполняют упражнение,

Формулируют свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Индивидуальная работа.

Работа в парах.

Групповая работа.

Личностные: положительно

относятся к учению, желают приобретать новые знания, умения совершенствовать имеющиеся.

Письменная работа в тетрадях.

7. Включение в

систему

знаний и

повторение

Произвести в тетрадях запись терминов, которые сегодня на уроке прозвучали.

Составляем кластер из терминов.

Термины: Морфемика, формы слова, морфемы, приставка, корень, суффикс, окончание, основа, однокоренные слова.

Морфемика

Форма Однокоренные

слова слова

окончание корень единый

приставка

суффикс

окончание

Записывают термины, о которых говорили на уроке, проверяют друг у друга верность записи.

Индивидуальная работа

с проверкой по парам

Личностные: положительно

относятся к учению, желают приобретать новые знания, умения совершенствовать имеющиеся.

Письменная работа.

8. Рефлексия

учебной

деятельности

Заключительная беседа на уроке по вопросам.

-Что нового узнали на уроке?

-Какие трудности у вас появились в процессе работы?

-Понравилось ли вам на уроке?

-Дайте оценку вашей работе: зеленая карточка-отлично, всё понятно,

желтая карточка-хорошо, но есть вопросы,

красная карточка -плохо, многого не знаю.

Определяют свое эмоциональное состояние.

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

Познавательные: приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

9. Объяснение домашнего задания.


10.






Использованная литература:

  1. Дидактические материалы по русскому языку 5 класс Купалова А. Ю. Москва, «Просвещение», 1997

  2. Русский язык 5 класс Технологические карты уроков по УМК В.В. Бабайцевой. Цветкова Г.В. Волгоград, «Учитель», 2013

  3. Русский язык. 5 класс. Тематический контроль под редакцией Цыбулько И.П. Москва, «Национальное образование», 2012

11


© 2010-2022