Развитие коммуникативных качеств на уроке литературы через проектную деятельность

1.      Цели: а)образовательная – познакомить учащихся с термином “характеристика литературного героя”,научить давать характеристику литературного героя на примере барыни или Герасима, продолжать учить правильной, грамотной работе с текстом, анализировать изобразительные средства, использованные автором в тексте; б)развивающая – развивать умения и навыки учащихся работы с текстом, навык анализа характера и поступков героя с помощью различных видов творческой деятельности (рисунки, инсценировани...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:













Развитие коммуникативных качеств на уроке литературы через проектную деятельность































Маршева Татьяна Константиновна


Тема: «Характеристика литературного героя»
(И.С.Тургенев "Муму".

Герасим и барыня)

Развитие коммуникативных качеств на уроке литературы через проектную деятельность



  1. Цели:
    а)образовательная - познакомить учащихся с термином "характеристика литературного героя",научить давать характеристику литературного героя на примере барыни или Герасима, продолжать учить правильной, грамотной работе с текстом, анализировать изобразительные средства, использованные автором в тексте;

б)развивающая - развивать умения и навыки учащихся работы с текстом, навык анализа характера и поступков героя с помощью различных видов творческой деятельности (рисунки, инсценирование, мини-характеристики),развивать умение доказывать своё мнение, развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, зрительную, слуховую, ретроспективную память, воображение, творческое мышление, актёрские качества

в) воспитывающая -воспитывать мировоззренческую культуру личности учащихся, эстетическое восприятие реальности, самостоятельность суждений и выводов, аккуратность, дисциплинированность, любовь к чтению.

II. Интегрирование урока: данный урок является третьим при изучении рассказа И.С. Тургенева «Муму», заключительным. Он входит, которые систему уроков литературы, которые объединены темой «Русская классическая литература XIX века». Учащиеся уже познакомились с творчеством И.С. Крылова, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, и И.С. Тургенев далее изучается по хронологическому порядку. Данный урок тесно связан с историей литературы, историей России, культурологией, языкознанием, культурой речи, психологией, биологией и другими науками.

III. Оборудование урока: презентация урока со слайдами (см. презентация); карточки с индивидуальным заданием по слайдам к рассказу, костюмы для инсценирования по эпизодам из рассказа, музыка (Глинка, опера «Жизнь за царя, Чайковский «Детский альбом»-«Камаринская»).

IY.Тип урока:
комбинированный

Y. Методы и приёмы:
метод чтения, анализа, комментирования, литературного произведения внетекстовыми материалами, метод творческого чтения, эвристический метод; приём постижения авторской позиции в тексте(прототипы),приёмы, активизирующие ученика как читателя (устное словесное рисование, инсценирование, включение смежных искусств).

YI.План урока:
1.Организационный момент(2мин.)
2.Постановка целей урока для учащихся(2мин.)
3.Переход к изучению нового материала(1мин)
4.Защита иллюстраций по рассказу(5мин.)
5.Инсценирование(10мин.)
6.Изучение нового материала(6мин.)
7.Закрепление(15мин.)
8.Домашнее задание(2мин.)
9.Подведение итогов урока(2мин.)

YI Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг.момент

включает музыку (Чайковский «Камаринская»).

-Здравствуйте, ребята, садитесь

(Выключает музыку)

Слушают

Садятся

2.Постановка

целей для учащихся

-Сегодня, ребята, у нас с вами заключительный урок по рассказу И.С. Тургенева «Муму». Давайте посмотрим, что мы должны узнать на нашем уроке по развитию речи.

Посмотрим на экран

Цели урока:

а) образовательная-

Слушают

Смотрят

научиться давать характеристику литературного героя;

б)развивающая - развивать монологическую и диалогическую устную и письменную речь, память, воображение, артистизм с помощью различных видов творческой деятельности;

в) воспитывающая -воспитывать мировоззренческую культуру личности, самостоятельность суждений и выводов, аккуратность.

3.Переход к новому материалу

4.Защита презентации

-Я вас разделила на 4 творческие группы. Группа 1 и 2 будут работать над характеристикой Герасима, группы 3 и 4 дадут характеристику барыне.

Наш урок состоит из трех ступенек, причем первые две, подготовленные вами заранее, помогут вам успешно выполнить третью.

1.ступенька-защита 1-го слайда презентации





2.ступенька-защита 2-го слайда презентации



3.ступенька-защита 3-го слайда презентации



С первым этапом нашего урока мы справились хорошо. Молодцы. Переходим ко второму этапу.

Слушают





Выходит учащийся и рассказывает о 1-ом слайде презентации.

-На первом слайде презентации мы наблюдаем, как Герасим кормит свою Муму, Герасим любит свою питомицу, заботится о ней.

На 2-ом слайде мы видим, как барыня пугается Муму, когда та на барыню оскалилась. На нашем слайде видно, что барыня не любит животных, она капризна и своенравна.

На нашем слайде мы видим, как Герасим прощается со своей любимицей. Он не хочет ее топить, но не может ослушаться барыню. Это последняя сцена Герасима с Муму.

5.Инсценирование

Дима и Антон покажут нам фрагмент из рассказа. По инсценированной сценке вам будут заданы вопросы. Дополнительно я раздаю индивидуальное задание по художественным иллюстрациям И.И. Пчелко с вопросами 4 учащимся

Смотрят и слушают

Герасим (Дима) метет пол. Мимо, покачиваясь, проходит «пьяный» (Антон). Герасим презрительно, с негодованием, отворачивается.

-Что можно сказать о Герасиме, исходя из этого фрагмента?

-Следующую сценку нам покажут Оля(барыня) и Вадим (Гаврила)

-Герасим никогда не пил и не любил пьяных.

Сидит барыня (Оля) с капризным выражением лица. Входит Гаврила (Вадим),управляющий.

Барыня сварливо говорит:

-Скажи, пожалуйста, что это за собака у нас на дворе всю ночь лаяла. Мне спать не дала!

-Собака-с…какая-с…, может быть, немого собака-с….-нетвердо отвечает Гаврила.

Она мне спать не давала. У нас есть дворная собака?

-Как же-с, есть-с.

-Так на что нам еще собака? Только одни беспорядки заводить. И на что немому собака? Кто ему позволил собак у меня на дворе держать? Вчера она в палисаднике лежала, какую-то мерзость притащила, грызет, а у меня там розы посажены…Чтоб ее сегодня же здесь не было, слышишь?

-Слушаю-с.

-Сегодня же!

-Как характеризует барыню этот эпизод?

-Барыня-капризная, сварливая, властолюбивая, мстительная, своевольная, не любит животных, не интересуется чувствами крепостных.

6. Изучение нового материала

-Сейчас мы подошли к третьей ступеньке нашего урока. На экране дано определение характеристики литературного героя.

«Характеристика литературного героя-это выявление особенностей характера, внешности и речи героя, его деятельности». Сюда входят сведения о принадлежности героя к тому или иному обществу, его моральных качествах, взглядах. способностях, интересах.

Сейчас мы с вами в течение 10 мин. по плану ( план на слайде) дадим характеристику своего литературного героя.

1,2группы-Герасим, 3,4 группы-барыня.

Затем мы послушаем одного ученика из группы «Герасим» и одного ученика из группы «барыня», посмотрим, как вы справились с заданием, оценим ваши мысли и добавим свои рассуждения. (Собираю индивидуальные карточки).

Читаю на экране:

1.внешние черты (портрет):лицо, фигура, одежда;

2. характер героя ( через поступки, отношение к другим людям, описание чувства героя, его речи

3. сравнение с другими героями и противопоставление им;

4. условия, в которых живет и действует персонаж, социальная среда;

5. наличие или отсутствие прототипа.

Слушают и смотрят

7. Закрепление

-А теперь приступаем к заданию. Я включаю музыка, которая вам поможет в написании вашей работы (Глинка- увертюра к опере «Жизнь за царя»

Выставляю оценки выступившим ребятам.

Через 10 мин. 2-е учащихся зачитывают свои работы, а остальные в течение 5 мин. дополняют их.

8. Домашнее задание



9.Подведение итогов урока

-Сейчас запишите в тетради домашнее задание:

1 и 2 группа- выразительное чтение стих. Н.А. Некрасова « На Волге»; 3 и 4 группы-выписать художественные тропы из этого стихотворения.

Общее задание: письменно ответить на вопрос: «Что общего у героев И.С, Тургенева и Н.А. Некрасова?»

-А теперь пришло время подвести итоги нашего урока. Чему мы с вами сегодня на уроке, ребята, учились?

-Спасибо, ребята. Сегодня мы с вами многому научились. Урок закончен. До свидания.





-Правильно давать характеристику литературному герою, развивали нашу речь, память, воображение, актерские качества, доказывать свое мнение, учились социализироваться в обществе,(продолжают отвечать)…

До свидания.



© 2010-2022