- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Правописание корней -раст-, - рос-
Правописание корней -раст-, - рос-
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Никонова А.Г. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока
Предмет- русский язык. Дата проведения урока - 5 февраля 2016 года
Класс 5 Учитель Никонова А.Г.
Тема
Правописание корней -раст-, - рос-
Тип урока
Урок «открытия» новых знаний
Планируемые результаты (УУД)
Предметные: научиться выбирать гласную в орфограмме а-о в корнях -раст-, -ращ-, -рос-. Понимать, что корни с чередованием вызывают затруднения.
Метапредметные:
1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.
3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.
Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности.
Основные понятия
Чередование, корень
Деятельностный компонент урока
Уметь:
- находить орфограмму ;
- научиться пользоваться алгоритмом выбора гласной
- уметь пользоваться интерактивной доской
Формы обучения
Индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения
По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный.
По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный.
Приемы обучения
Фронтальный опрос,индивидуальные задания.
Эмоционально-ценностный компонент урока
Знакомство с новыми словами.
Оборудование
ЭОР: презентация, компьютер, проектор, программа С1 по р/я, тренажер по русскому языку.
Бумажные: карточки для этапа рефлексии, учебник.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечание
Организационный момент
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу. Здравствуйте, ребята!
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность.
Организация учебного процесса на этапе 1
Бе..сменный, ра..дать, прил..гательное, р..стет, ра..писание, выр..сли, бе..болезненный, ..делать, сл..жение.
- Вставьте буквы, в каких словах затруднились вставить буквы? Почему?
Формулируют ответы на вопросы учителя.
Работа выполняется на интерактивной доске
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Организация учебного процесса на этапе 2
-- Какие буквы вы поставили? Что нам нужно сделать? Какое правило вспомнили?
Отвечают на вопросы учителя.
3. Выявление места и причины затруднения
Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений.
Организация учебного процесса на этапе 3
Итак, цель наша на сегодняшнем уроке какая? Тема урока? (формулируем, записываем)
Выберите из слов однокоренные слова. Выделите в них корень. Почему в родственных словах разное написание корня?
( происходит чередование)
РАСТЕТ ВЫРОСЛА ВРАЩЕНИЕ РОСКОШЬ РАСТВОР ВЫРАЩЕННЫЙ РОСЛИ
Напишите эти слова в два столбика - с буквой А и с буквой О, выделяя корень
О А
Выросла растет
Росли выращенный
Подумайте: от какого условия зависит написание гласной в этих корнях? (От конечного согласного корня.)
- Сравните ваши размышления с правилом в учебнике. Насколько мы оказались правы? С.101 Корни -рос-раст- ращ- это варианты одного корня. В тех корнях, в которых есть буквы т или щ, пишется А. а если этих букв нет, в корне пишется О
Учащиеся обсуждают ситуацию.
Учащиеся формулируют тему урока.
Слайд 2-4
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для достижения целей.
Организация учебного процесса на этапе 4
Чтобы найти ответы на эти вопросы, давайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий?
-Ребята, давайте составим схему, чтобы легче запомнить правило. ( Дети проговаривают шаги алгоритма).
(выделить корень; подчеркнуть согласную корня: в корне рос \ раст \ращ перед С пишем О. перед СТ и Щ пишем А) -
В чём сходство между правилами о правописании корней -раст- //-рос- // -ращ- (написание безударных гласных корня зависит от последующих согласных)
2)- Правил без исключений не бывает. Посмотрите и запомните слова-исключения.
слайд (программа С1) Ростов, Ростислав, росток, отрасль, на вырост.
- Значение каких слов вам не совсем понятны?
. Словарно-орфографическая работа.
Где его можно узнать лексическое значение слов? (В толковом словаре). Обратимся к толковому словарю. Каково лексическое значение слова?
Отрасль - 1. Ветвь растения (устар.) 2. Потомок, потомство (устар.) 3.Отдельная область деятельности, науки, производства.
Вспомним исключения из правил, запишем в тетрадь ( минутка чистописания)
Росток, Ростов, Ростислав, ростовщик ,отрасль, полог
Главное, что нужно запомнить:
Никогда не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне!
А теперь сверим наши выводы с выводами учебника. Совпадают?
Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей
Составление учащимися плана действий.
Записывают слова с соблюдением правил каллиграфии
Слайд 5-7
5. Реализация построенного проекта
- А теперь давайте вернемся к первому заданию нашего урока. Давайте расставим буквы правильно, сверяясь с алгоритмом. Сделайте вывод о чередовании гласных в корнях - раст-, -ращ-, - рос-.
Делают вывод.
Анализируют, сопоставляют и обобщают.
Слой №1 на интерактивной доске
Физкультминутка
Я вижу, что вы уже засиделись, давайте с вами проведем физкультминутку.
Упражнения для глаз9 посмотрели направо, налево, вверх, вниз)
Выполняют упражнения
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.
Организация учебного процесса на этапе 6
Орфограмму выделите, выбор объясните.
Густо р…сти, разложить р…стения, дубы разр…слись, зар…сли тростника, выр…щенные арбузы, р…стовская земля, длинные водор…сли.
Учащиеся работают, выступают с сообщениями.
Карточка
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
Организация учебного процесса на этапе 7
Задание: упр. 451. Списать, обозначая изученную орфограмму.
Проверяя упражнение, учащиеся отмечают ошибки, выставляют себе оценку по шкале баллов. Проводится анализ и исправление ошибок.
8. Включение в систему знаний и повторения
Цель этапа: повторить и закрепить
Задание выполняется на интерактивной доске. Вставить пропущенные буквы, выбор объяснить.
Работает самостоятельно.
Тренажер по р/я 5 класс
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.
Организация учебного процесса на этапе 9
- Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите.
- В чём испытывали трудности?
- Что помогло нам их преодолеть?
- Оцените свою деятельность на уроке.
Осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Упр. 453 или 458. Инструкция по выполнению заданий.
Записывают задание.