Правописание корней -раст-, - рос-

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Предмет- русский язык. Дата проведения урока - 5 февраля 2016 года

Класс 5 Учитель Никонова А.Г.

Тема

Правописание корней -раст-, - рос-

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Планируемые результаты (УУД)

Предметные: научиться выбирать гласную в орфограмме а-о в корнях -раст-, -ращ-, -рос-. Понимать, что корни с чередованием вызывают затруднения.

Метапредметные:

1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности.

Основные понятия

Чередование, корень

Деятельностный компонент урока

Уметь:

- находить орфограмму ;

- научиться пользоваться алгоритмом выбора гласной

- уметь пользоваться интерактивной доской

Формы обучения

Индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения

По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный.

По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный.

Приемы обучения

Фронтальный опрос,индивидуальные задания.

Эмоционально-ценностный компонент урока

Знакомство с новыми словами.

Оборудование

ЭОР: презентация, компьютер, проектор, программа С1 по р/я, тренажер по русскому языку.

Бумажные: карточки для этапа рефлексии, учебник.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу. Здравствуйте, ребята!

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.



1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность.

Организация учебного процесса на этапе 1

Бе..сменный, ра..дать, прил..гательное, р..стет, ра..писание, выр..сли, бе..болезненный, ..делать, сл..жение.

- Вставьте буквы, в каких словах затруднились вставить буквы? Почему?

Формулируют ответы на вопросы учителя.

Работа выполняется на интерактивной доске

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Организация учебного процесса на этапе 2

-- Какие буквы вы поставили? Что нам нужно сделать? Какое правило вспомнили?

Отвечают на вопросы учителя.


3. Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений.

Организация учебного процесса на этапе 3

Итак, цель наша на сегодняшнем уроке какая? Тема урока? (формулируем, записываем)

Выберите из слов однокоренные слова. Выделите в них корень. Почему в родственных словах разное написание корня?

( происходит чередование)

РАСТЕТ ВЫРОСЛА ВРАЩЕНИЕ РОСКОШЬ РАСТВОР ВЫРАЩЕННЫЙ РОСЛИ
Напишите эти слова в два столбика - с буквой А и с буквой О, выделяя корень

О А

Выросла растет

Росли выращенный

Подумайте: от какого условия зависит написание гласной в этих корнях? (От конечного согласного корня.)

- Сравните ваши размышления с правилом в учебнике. Насколько мы оказались правы? С.101 Корни -рос-раст- ращ- это варианты одного корня. В тех корнях, в которых есть буквы т или щ, пишется А. а если этих букв нет, в корне пишется О

Учащиеся обсуждают ситуацию.



Учащиеся формулируют тему урока.

Слайд 2-4

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для достижения целей.

Организация учебного процесса на этапе 4

Чтобы найти ответы на эти вопросы, давайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий?

-Ребята, давайте составим схему, чтобы легче запомнить правило. ( Дети проговаривают шаги алгоритма).

(выделить корень; подчеркнуть согласную корня: в корне рос \ раст \ращ перед С пишем О. перед СТ и Щ пишем А) -

В чём сходство между правилами о правописании корней -раст- //-рос- // -ращ- (написание безударных гласных корня зависит от последующих согласных)

2)- Правил без исключений не бывает. Посмотрите и запомните слова-исключения.

слайд (программа С1) Ростов, Ростислав, росток, отрасль, на вырост.

- Значение каких слов вам не совсем понятны?

. Словарно-орфографическая работа.

Где его можно узнать лексическое значение слов? (В толковом словаре). Обратимся к толковому словарю. Каково лексическое значение слова?

Отрасль - 1. Ветвь растения (устар.) 2. Потомок, потомство (устар.) 3.Отдельная область деятельности, науки, производства.

Вспомним исключения из правил, запишем в тетрадь ( минутка чистописания)

Росток, Ростов, Ростислав, ростовщик ,отрасль, полог

Главное, что нужно запомнить:

Никогда не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне!

А теперь сверим наши выводы с выводами учебника. Совпадают?

Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей

Составление учащимися плана действий.









Записывают слова с соблюдением правил каллиграфии

Слайд 5-7

5. Реализация построенного проекта

- А теперь давайте вернемся к первому заданию нашего урока. Давайте расставим буквы правильно, сверяясь с алгоритмом. Сделайте вывод о чередовании гласных в корнях - раст-, -ращ-, - рос-.

Делают вывод.

Анализируют, сопоставляют и обобщают.

Слой №1 на интерактивной доске

Физкультминутка

Я вижу, что вы уже засиделись, давайте с вами проведем физкультминутку.
Упражнения для глаз9 посмотрели направо, налево, вверх, вниз)

Выполняют упражнения

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.

Организация учебного процесса на этапе 6

Орфограмму выделите, выбор объясните.

Густо р…сти, разложить р…стения, дубы разр…слись, зар…сли тростника, выр…щенные арбузы, р…стовская земля, длинные водор…сли.

Учащиеся работают, выступают с сообщениями.

Карточка

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Организация учебного процесса на этапе 7

Задание: упр. 451. Списать, обозначая изученную орфограмму.

Проверяя упражнение, учащиеся отмечают ошибки, выставляют себе оценку по шкале баллов. Проводится анализ и исправление ошибок.

8. Включение в систему знаний и повторения

Цель этапа: повторить и закрепить

Задание выполняется на интерактивной доске. Вставить пропущенные буквы, выбор объяснить.

Работает самостоятельно.

Тренажер по р/я 5 класс

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.

Организация учебного процесса на этапе 9

- Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите.

- В чём испытывали трудности?

- Что помогло нам их преодолеть?

- Оцените свою деятельность на уроке.

Осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Упр. 453 или 458. Инструкция по выполнению заданий.

Записывают задание.



© 2010-2022