Технологическая карта к изучению творчества Толстого, Достоевского, Тургенева в 10-м классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта

к изучению творчества Толстого, Достоевского, Тургенева в 10-м классе

Технологическая карта - интересный опыт планирования занятия по литературе. У неё несколько особенностей. Во-первых, технологическая карта в отличие от поурочного планирования позволяет учителю более чётко спланировать работу на уроке, акцентируя внимание учащихся на самых важных историко- и теоретико-литературных понятиях. Во-вторых, определяя, какие умения необходимо сформировать у учащихся, технологическая карта способствует рациональному формулированию заданий для учащихся. В-третьих, технологическая карта позволяет увидеть систему работы по подготовке учащихся к экзамену: от поурочных заданий и формируемых с их помощью умений к темам сочинений. И, наконец, технологическая карта может быть полезна не только учителю, но и учащемуся, так как предоставляет ему возможность осознанно участвовать в образовательном процессе, демонстрируя его основные этапы и конечные цели, позволяет осуществлять самоконтроль и видеть перспективы учебной деятельности, что в конечном итоге формирует навыки самообразования и чувство ответственности. Таким образом, для учащихся использование технологической карты имеет не только образовательное, но и воспитательное значение.

Предлагаемый вариант технологической карты разработан преподавателями лицея № 1502 при МЭИ. При её построении учитывалась принятая во многих школах лекционно-семинарская система занятий со спаренными уроками.

Виды урока

Тема урока

Литературные произведения

Историко-литературные знания

Теоретико-литературные знания

Формируемые умения

Лекция 1

2-я половина XIX века - время "большой" прозы в русской литературе

Характеристика литературного процесса 2-й половины XIX века

Эпический род литературы. Роман и его жанровые разновидности. Своеобразие русского романа

Характеризовать литературную эпоху. Называть особенности романа как эпического произведения

Семинар 1

Л.Н. Толстой. Ранние рассказы как пролог к «Войне» и миру»

«Набег» или «Севастопольские рассказы»

Творческая биография: история создания произведения, история публикации

Рассказ (очерк) как эпическое произведение. Тема, проблема. Персонаж, пейзаж. Персонаж, пейзаж. Автор и рассказчик

Соотносить биографию писателя и художественное произведение. Различать понятия "автор" и "рассказчик". Определять функцию пейзажа

Лекция 2

Л.Н. Толстой на пути к «Войне и миру». Духовные и творческие искания

Трилогия, «Казаки», «Люцерн», «Три смерти», «Утро помещика»

Автобиографический аспект произведений. Исторический контекст

Трилогия. Смысл названия. Тема. Нравственная, проблематика. Психологизм повествования. Автор и герои. Пейзаж. Композиция. Антитеза

Понимать природу психологизма. Воспринимать произведения в историческом контексте. Видеть автобиографический аспект произведений, единство их нравственной проблематики

Семинар 2

Подготовка к сочинению. Анализ рассказа Л.Н. Толстого

«Набег», «Люцерн», «Утро помещика», «Три смерти»

Автобиографический аспект произведений. Исторический контекст

Смысл названия. Тема. Нравственная, философская, социальная проблематика. Автор и герои. Пейзаж. Композиция. Антитеза

Понимать тему сочинения. Отбирать материал для сочинения. Составлять план сочинения. Строить рассуждение логически. Соблюдать трёхчастную композицию

Лекция 3

Классное сочинение по рассказам Л.Н. Толстого

1. Смысл названия рассказа «Три смерти».
2. Своеобразие конфликта в рассказе «Утро помещика».
3. Авторская позиция и средства её выражения в рассказе «Люцерн».
4. Идейно-композиционная роль пейзажа в рассказе «Набег»

Семинар 3

Смысл названия, история создания, своеобразие жанра произведения

Л.Н. Толстой. «Война и мир»

Взаимосвязь исторических событий, составляющих основу сюжета

Роман и эпопея как эпические жанры. Особенности романа-эпопеи

Отбирать и излагать материал учебной и справочной литературы. Понимать многозначность слов, входящих в название. Различать жанровые разновидности романа

Лекция 4

"Сцепления" эпизодов как основа композиции романа-эпопеи. Проблема истинного и ложного как одна из центральных в произведении

Л.Н. Толстой. «Война и мир». Т. 1. «Салон Шерер», «Именины Ростовых», «Сватовство Анатоля Курагина» и другие эпизоды

Исторический аспект деятельности Наполеона

Эпизод как фрагмент произведения и как часть целого. Антитеза как один из способов "сцепления". Противопоставление истинного и ложного

Определять границы эпизода. Формулировать тезис о роли эпизода в произведении. Находить в эпизоде отдельные сцены и основные сюжетно-композиционные узлы (завязку, кульминацию, развязку). Соотносить отдельные эпизоды с целью обнаружить "сцепление"

Семинар 4

Война 1805-1807 гг. - эпоха "неудач" и "срама" в изображении Толстого. Проблема истинного и ложного героизма и величия

Л.Н. Толстой. «Война и мир». Т. 1. «Первый бой Н.Ростова», «Тушин в Шенграбенском сражении», «Князь Андрей на поле Аустерлица»

Исторический аспект военных событий

Главный, второстепенный, эпизодический персонаж. Литературный характер и средства го изображения (портрет, речь, внутренний мир, поведение, отзывы других персонажей, прямая авторская характеристика)

Называть главных, второстепенных и эпизодических персонажей и характеризовать их в совокупности внешнего и внутреннего. Сравнивать поведение персонажей в рамках эпизода. Понимать проблему и выявлять авторское отношение к ней

Лекция 5

Мастерство Толстого-художника. Психологизм в изображении характеров, внутреннего мира, духовных исканий героев

Л.Н. Толстой. «Война и мир»

Идеалы прогрессивной дворянской интеллигенции преддекабристской эпохи

Психологизм как особенность поэтики Толстого. Приёмы и способы психологического изображения: "диалектика души", психологический анализ, внутренний монолог (поток сознания), пейзаж, портрет, деталь

Видеть богатство и разносторонность внутреннего мира героев. Осмыслять характеры героев в их эволюции. Понимать роль психологизма в изображении процесса нравственногосовершенствования личности. Видеть и характеризовать основные приёмы психологического изображения

Семинар 5

"Настоящая жизнь" в понимании Толстого

Л.Н. Толстой. «Война и мир». Т. 2. «Разговор Пьера и Андрея на пароме», «Поездка князя Андрея в Отрадное», «Первый бал Наташи Ростовой», «Ростовы в гостях у дядюшки»

Масонство как религиозно-этическое движение. Крестьянский вопрос в России начала XIX века. Реформаторская деятельность Сперанского

Диалог как средство создания художественного образа и выражения авторской позиции. Приёмы и способы психологического изображения: "диалектика души", психологический анализ, внутренний монолог (поток сознания), пейзаж, портрет, деталь

Понимать проблему и выявлять авторское отношение к ней. Видеть конкретно-исторический и нравственно-философский аспекты проблемы. Характеризовать, сравнивать и оценивать героев эпизода. Соотносить отдельные эпизоды с целью углубления характеристики персонажей. Выстраивать сравнительную характеристику персонажей

Лекция 6

"Мысль народная" в романе-эпопее. Пацифизм и патриотизм писателя. Философия истории и взгляд Толстого на роль личности в истории

Л.Н. Толстой. «Война и мир». Т. III-IV

Россия в наполеоновских войнах 1805-1807 гг. Отечественная война 1812 г. Наполеон и Кутузов как исторические личности и герои романа

Роль авторского вымысла в создании образов исторических деятелей. Художественное воплощение идей автора в изображении исторических событий и личностей. Антитеза как один из художественных приёмов: две войны, два полководца

Различать литературного героя и его прототип. Осознавать своеобразие и роль авторского вымысла. Строить рассуждение на проблемную тему, отбирая необходимый материал. Понимать идейно-композиционную роль антитезы

Семинар 6

Изображение народной войны в романе-эпопее. Бородинское сражение как идейно- композиционный центр романа

Л.Н. Толстой. «Война и мир». Т. III. Ч. 3-я, главы 19-39. «Разговор Пьера и Андрея накануне сражения», «Пьер на батарее Раевского», «Ранение князя Андрея», массовые сцены

Роль Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 г.

Роль авторских отступлений, их связь с повествованием. Диалог персонажей как средство художественного воплощения авторской позиции. Показ cобытия глазами героя как один из приёмов выражения авторской позиции. Коллективный персонаж - народ в массовых сценах

Видеть взаимосвязь авторских отступлений и основного повествования. Выявлять средства художественного воплощения авторской позиции. Характеризовать коллективный персонаж, отбирая необходимый материал. Определять роль эпизода в произведении

Лекция 7

Толстой - учитель и проповедник

Л.Н. Толстой. «Война и мир». Т. IV, «Исповедь», «В чём моя вера», «Чем люди живы», «Воскресение», «Отец Сергий»

Перелом вмировоззрении ибогоискательство Толстого

Публицистика в творчестве Толстого (тематика, идейная направленность, язык). Своеобразие "народных рассказов" Толстого. Идейно-художественное своеобразие произведений позднего Толстого

Осознавать идею нравственного совершенствования как основную в творчестве писателя, видеть её эволюцию. Знать основные положения христианской этики Толстого и называть произведения, в которых они воплощаются. Отличать публицистику от художественной прозы

Семинар 7

Изображение народной войны в романе-эпопее. Партизанское движение

Л.Н. Толстой. «Война и мир». Т. IV. «Встреча Пьера с Платоном Каратаевым», «Петя Ростов в отряде Денисова»

Роль партизанского движения в победе над Наполеоном

Значение публицистических глав в романе. Художественный смысл метафоры "дубина народной войны". Своеобразие и художественная роль портретной детали (Платон Каратаев). Символика снов героев

Осознавать сочетание эпического и публицистического как элемент своеобразия толстовского стиля. Строить рассуждение на проблемную тему отбирая необходимый материал. Определять роль эпизода в произведении

Лекция 8

Подготовка к домашнему сочинению по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»

I. Роль эпизода в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Например:

1. «Капитан Тушин в Шенграбенском сражении».
2. «Ростовы в гостях у дядюшки».
3. «Встреча Пьера Безухова с Платоном Каратаевым».

II. Сравнение и сопоставление персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Например:

1. Наташа Ростова и... (Элен, княжна Марья, Соня).
2. Князь Андрей и... (Пьер Безухов, Николай Ростов, Борис Друбецкой).
3. Наполеон и Кутузов.

III. Мастерство писателя.

1. Мастерство писателя в создании образов второстепенных персонажей (на примере одного персонажа на выбор).
2. Психологизм Толстого.
3. Пейзаж в романе

Семинар 8

Итоги нравственно-философских исканий героев романа "Мысль семейная Л.Н. Толстой. «Война и мир». Т. I-IV. Эпилог

Л.Н. Толстой. «Война и мир». Т. I-IV. Эпилог

Идеи передовой дворянской интеллигенции 20-х гг. Декабристы. Женский вопрос в России времён Толстого

Место и роль эпилога в художественном произведении. Образ художественный как конкретная и в то же время обобщённая картина человеческой жизни

Отбирать, истематизировать и обобщать необходимый материал для рассуждения об образе героя произведения, учитывая его эволюцию. Строить рассуждение на проблемную тему, отбирая необходимый материал

Лекция 9

Начало творческого пути Достоевского. Писатель в защиту "униженных и оскорблённых". Петербург Достоевского как город "бедных людей" в романе «Преступление и наказание»

Ф.М. Достоевский. «Бедные люди», «Униженные и оскорблённые», «Преступление и наказание»

Традиции Пушкина и Гоголя в изображении маленького человека. Влияние каторги и ссылки на формирование мировоззрения писателя. История создания романа «Преступление и наказание»

Жанр эпистолярного романа. Литературный тип маленького человека. Интерьер и городской пейзаж как средство создания образа Петербурга. Мастерство художественной детали

Понимать связь между событиями жизни писателя и его творчеством. Определять характерные черты типа маленького человека, осмыслять их в контексте литературной традиции. Видеть роль детали интерьера и пейзажа в создании образа города

Семинар 9

Преступление и наказание Раскольникова. Бунт героя как попытка противостоять "безобразию мира". Социально-философская подоплёка "наполеоновской" теории

Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Эпизоды "пробы", чтения письма, убийства старухи и Лизаветы и другие

Социально-политическая картина общества 60-х гг. XIX в. Историческая почва для возникновения индивидуалистических теорий

Смысл названия романа. Символика имени главного героя. Конфликт героя с обществом, внутренний конфликт

Трактовать название романа, опираясь на его идейное содержание. Воспринимать имена персонажей как средство художественного изображения. Определять типологию конфликта. Объяснять социально-историческую обусловленность конфликта героя с обществом

Лекция 10

Психологизм как художественное средство опровержения антигуманной теории Раскольникова

Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Эпизоды снов о лошадке и убитой ростовщице, тексты внутренних монологов и диалогов с Порфирием Петровичем и Свидригайловым

Особенности психологизма Достоевского в изображении трагических противоречий характера Раскольникова: непрерывная смена душевных состояний, максимальная обострённость эмоциональных реакций как проявление интенсивности идейно-нравственных исканий. Способы и средства психологического изображения: авторское психологическое повествование, сны и видения героев, внутренний монолог и диалог, портрет. Понятие о "двойниках" Раскольникова, их место в системе персонажей

Объяснять внутренний конфликт особенностями характера героя. Видеть особенности психологизма Достоевского и понимать их художественное значение для развенчания теории Раскольникова, для изображения человеческой души в её неисчерпаемой глубине и сложности. Находить, называть и характеризовать приёмы психологического изображения. Отмечать взаимопереходы и взаимопроникновение разных форм речи: авторского повествования, несобственно-прямой речи, внутреннего монолога. Осмыслять своеобразие портретных деталей и мимических движений как средств изображения внутреннего мира и душевного состояния. Понимать роль "двойников" в опровержении идеи Раскольникова

Семинар 10

Идея очищения через страдание в романе как реализация христианской концепции Достоевского. Раскольников и Соня: альтернатива индивидуалистическому бунту - христианское смирение

Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Анализ эпизодов: «Чтение Евангелия», «Явка с повинной». Евангелие

Основное содержание христианской концепции Достоевского. Евангельский сюжет о воскрешении Лазаря

Христианская символика как художественное средство углубления и обобщения идейно-философского смысла романа. Особенности речи персонажей и авторского комментария

Понимать основное содержание христианской концепции Достоевского. Находить в тексте произведения евангельские мотивы и образы и объяснять их художественную роль. Отмечать особенности речи персонажей и авторского комментария в создании определённой психологической атмосферы

Лекция 11

Литературный урок-концерт по рассказу Ф.М. Достоевского «Сон смешного человека» или композиция «Об этой муке и Христос говорил...»

Обнаруживать понимание связи прослушанного с изучаемым произведением. Давать письменный развёрнутый ответ на вопросы об идейном содержании прослушанных произведений и их восприятии.

Семинар 11

Нравственно-философские итоги повествования. Проблема самоценности отдельной личности и счастья всего человечества. Подготовка к сочинению

Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Эпизоды исповеди Мармеладова, смерти Катерины Ивановны, сна о трихинах

Значение второстепенных и эпизодических персонажей для освещения проблемы самоценности человеческой личности в романе

Характеризовать второстепенных и эпизодических персонажей в контексте проблематики романа. Выявлять авторское отношение к изображаемому и давать личностную оценку. Осмыслять символику сна о трихинах как нравственно-философский итог повествования. Оценивать произведение как художественное целое

Домашнее сочинение

Темы сочинений по роману «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.
I. Тематика и проблематика произведения.

1. Тема униженных и оскорблённых в романе.
2. Проблема самоценности отдельной личности и счастья всего человечества.
3. "И всё-таки добром только вы уничтожите зло" (Ф.Достоевский).

II. Система персонажей.

1. Раскольников и ... (Соня, Свидригайлов, Разумихин, Порфирий Петрович, Дуня).
2. Художественная роль образа второстепенного или эпизодического персонажа (Мармеладов, старуха процентщица, Катерина Ивановна, Лизавета).
3. Психологизм в изображении внутреннего мира Раскольникова.

III. Роль эпизода.

1. Сон о лошадке.
2. Чтение Евангелия.
3. Явка с повинной

Лекция 12

Тургенев в поисках героя времени: Рудин, Лаврецкий, тургеневские девушки, Базаров. Исследование социально-психологических корней новых явлений - характерная черта Тургенева-романиста. Смысл нигилистической позиции главного героя романа «Отцы и дети»

И.С. Тургенев. «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети»

Общественно-политическая ситуация 40-60-х гг. XIX века. Динамика исторического процесса. Участие писателя в журнальной полемике. Содержание понятия "нигилизм"

Особенности типизации в романах Тургенева. Лишний человек и его психологические особенности. Общее в характерах тургеневских девушек. Приёмы создания образов героев: предыстория героя, портрет, речь, оценка другими персонажами

Видеть социально-исторический аспект проблематики романов Тургенева и оценивать его, опираясь на мировоззренческую позицию писателя. Объяснять близость тематики и героев в разных произведениях писателя. Отмечать характерные приёмы создания образов героев

Семинар 12

Основной конфликт романа «Отцы и дети». Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов

И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Эпизод спора за вечерним чаем (10-я глава)

Общественно-политическая борьба 60-х гг. XIX века. Отношение Тургенева к либеральному дворянству и разночинной интеллигенции

Характер художественного конфликта и способ его реализации. Отражение конфликта в названии произведения. Герои-антиподы. Диалог как определяющая художественная особенность жанра романа-диспута

Характеризовать художественный конфликт в его общественно-исторической обусловленности. Трактовать название романа. Определять узловые моменты в споре Базарова и П.П. Кирсанова. Формулировать позицию каждого персонажа. Отмечать особенности ведения ими спора

Лекция 13

Мастерство писателя в создании характеров героев. Противопоставление и сопоставление персонажей.Сравнительная характеристика как тема сочинения

И.С. Тургенев. «Отцы и дети»

Широкое использование Тургеневым приёма контраста. Позиции, по которым противопоставляются персонажи: происхождение, воспитание, образование, портрет, манера поведения и речи

Определять место и художественную функцию сравниваемых персонажей в соответствии с проблематикой в соответствии с проблематикой и конфликтом произведения. Формулировать тезис о характере и смысле сравнения. Исследовать различные элементы противопоставления. Анализировать ключевые сцены, отражающие взаимоотношения персонажей. Прослеживать эволюцию характеров. Выявлять авторское отношение. Делать итоговый вывод и обобщение

Семинар 13

Одиночество Базарова как отражение этической позиции автора. Базаров и Аркадий. Базаров и родители. Базаров и "прогрессисты". Базаров и Одинцова

И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Эпизоды: «В гостях у родителей Базарова», «В гостях у Кукшиной», «Объяснение Базарова с Одинцовой», «Прощание Базарова с Аркадием»

Ситников и Кукшина как общественно-историческое явление. Тип молодого либерального дворянина эпохи в лице Аркадия Кирсанова

Позиции, по которым сравниваются персонажи: образ жизни, духовный мир, идеалы, нравственные качества, жизненные ценности. Приёмы сатирического изображения. Роль любовной интриги. Принцип "тайного психологизма", проявляющийся в применении средств и приёмов косвенного изображения внутреннего мира (подробности внешнего поведения, детали пейзажа, портрета и интерьера, умолчание). Концентрический принцип построения сюжета романа как средство изображения одиночества героя

Находить в тексте произведения фрагменты, раскрывающие позиции персонажей, и комментировать их. Анализировать ключевые сцены, отражающие взаимоотношения Базарова и других персонажей. Определять второстепенных и эпизодических персонажей в соотнесённости с образом главного героя. Обобщать результаты наблюдений и делать вывод об одиночестве героя

Лекция 14

Развенчание нигилизма как нравственно-философский итог романа. Автор о своём герое. Споры о Базарове. Диапазон оценок Антонович-Писарев-Герцен)

И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Эпизоды: «Дуэль Базарова и Павла Петровича», «Смерть Базарова»

Идейно-эстетическая позиция критиков романа

Представление об авторском идеале как результат осмысления художественной идеи. Критический реализм как художественный метод Тургенева

Выявлять и сопоставлять критические оценки. Аргументированно формулировать свою позицию. Видеть особенности воспроизведения действительности в романе. Обосновать неоднозначную трактовку браза Базарова и идейного смысла романа в целом

Семинар 14

Классное сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Темы сочинений по роману «Отцы и дети» И.С. Тургенева.

I. Сравнительная характеристика персонажей.

1. Базаров и Павел Петрович.
2. Базаров и Аркадий.
3. Базаров и прогрессисты.

II. Мастерство писателя.

1. Мастерство портрета (на примере одного из персонажей).
2. Мастерство создания образа персонажа (на примере образа Н.П. Кирсанова).
3. Мастерство пейзажа (на примере 2-3 описаний).

III. Роль эпизода.

1. Один из эпизодов, содержащих диалог (по выбору учащегося).
2. Объяснение Базарова с Одинцовой.
3. Дуэль (или смерть Базарова)



© 2010-2022