Конспект занятия элективного курса «Деловое письмо»

данный материал представляет собой конспект занятия элективного курса «Деловое письмо» по теме «Автобиография». Занятие предполагает использование групповой работы, выступление лидеров групп, на занятии разбирается автобиография делового стиля и автобиография художественного стиля, в ходе занятия есть возможность повторить биографию уже известных старщеклассникам писателей, а можно, что интереснее, взять биографии писателей незнакомых детям, это повышает интерес обучающихся к предложенному матер...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия элективного курса «Деловой язык» по теме «Автобиография как жанр официально - делового стиля»

Цель: изучить структуру автобиографии и научить создавать данный текст самостоятельно;

Прививать культуру оформления документов;

Через овладение жанром помочь осознать себя как личность.

Ход занятия

1.Организационный момент. Мотивация.

Начинаем наше занятие, тему которого мы назовём с вами вместе,но немного позже. А сейчас я приглашаю вас к размышлению…

Что представляет собой «я» каждого из вас? Бесспорно,что в разные периоды жизни важным будет разное,а сейчас? Назовите хотя бы несколько составляющих ваше «я».

(ответы учащихся)

-Значит,всё вместе: отношение к учёбе,ваши занятия вне школы, ваш характер -составляют ваше «я». Посмотрите на слова, записанные на доске. Они станут эпиграфом к нашему уроку.

«Познай самого себя и через это познай мир» (Сократ)

Великий мыслитель древности Сократ призывал: познай не вообще человека или людей,но познай именно самого себя,своё место в жизни,свой внутренний мир.

-Согласны вы с ним?

-У футуристов в начале 20 века был прекрасный лозунг: «Мы- лицо своего времени». А вы могли бы так сказать сегодня?

2.Выход на тему.

Сложно познать самого себя…Порой на это уходит вся жизнь. Русский писатель и философ Василий Розанов писал: «Собственно, есть одна книга, которую человек обязан внимательно прочитать,-это книга его собственной жизни». Чтобы её прочитать,надо чтобы она была написана,правда? Скажите, а в какой литературной форме можно описать свою жизнь?

(ответы учащихся)

Последовательное расположение фотографий с подписями - это тоже своеобразная автобиография. В такой форме рассказ о своей жизни нам приготовила Лейла. (презентация ученицы).

- развитие жанров,связанных с описанием своей жизни,шло по пути познания своего «я» человеком.Чем глубже и интереснее человек,тем интереснее его автобиография.Из дневниковых записей хотелось бы вспомнить дневники Л.Толстого, великого писателя, мыслителя. Именно его дневники дают нам представление о том,как трудно шёл Л.Толстой к познанию своего «я».

-А вы,живущие в 21 веке, ведёте дневники? Помогает ли он познать вам себя?

-Обратили внимание, что дневники мы не ведем, может так случиться,что и мемуаров вы не напишете. И всё-таки,к одному из жанров описания своей жизни вы непременно обратитесь. Назовите этот жанр и назовите тему нашего занятия.

( запись темы в тетрадь)

Слайд. «Мы - лицо нашего времени». Автобиография.

3. Работа с определением (дано на слайде)

-Обратите внимание на три составляющих наше определение: сам,жизнь,пишу,т.е. автобиография начинается с обращения человека внутрь себя, с поисков в себе самом,своей жизни того, о чём можно рассказать.А как вы думаете, о чём говорит вводная конструкция в определении: как правило, последовательное описание своей жизни?

-Действительно, различают два вида автобиографии: деловую (служебную) и литературную (творческую). Давайте выявим различия той и другой. Для этого мы разделимся на две группы. Каждая группа будет работать с одним из видов автобиографии. Ваша задача:провести небольшое исследование по алгоритму, данному вам, но вначале мы поработаем с таблицей. (на слайде)

Изучение структуры автобиографии.

Рассмотрите таблицу. Особенности автобиографии.

Параметры сравнения

Служебная

автобиография

Литературная автобиография

1. Цель

Сообщение точных данных о себе

Осмысление своего прошлого

2. Стиль

Особенности синтаксических конструкций

Эмоциональность

Изобразительные средства

Официально - деловой стиль

Стандартные обороты

Прямой порядок слов, повествовательные предложения, слова в своем номинативном значении

Отсутствие экспресии

Отсутствие эмоциональности и экспрессивности

Элементы официально-делового и художественного стиля

Осложненные простые предложения различной структуры; обособленные обороты

Эмоциональность, экспрессивность, изобразительные средства языка(метафоры,олицетворения, сравнения и т.д.)

3. Форма

Стандартное расположение частей текста

Возможны отступления от стандартов

4. Время

По мере необходимости

Время неограниченное

Вопросы по таблице.

1.С чего мы начинаем создание любого текста? (с цели)

2. Цель определяет стиль. Какой стиль соответствует каждому виду автобиографии?

3. Какие языковые средства использует каждый стиль?

Обратите внимание на дату написания литературной и служебной автобиографии. К литературной автобиографии авторы прибегают в течение всей жизни,т.к.её цель - осмысление прожитого. Служебную автобиографию пишут по мере необходимости.

Работа групп. Лидер группы должен будет представить отчёт о ваших наблюдениях. Докажите,что перед вами служебная автобиография (первая группа), литературная (вторая группа).

Учащимся даётся служебная автобиография М.Булгакова и литературная С.Есенина.

Выступления лидеров групп .

- итак, перед нами две автобиографии и обе они написаны писателями,но одна из них служебная, а другая литературная. Вы нашли отличия ,исходя из данных таблицы. А теперь остановимся ещё раз на служебной .

Слайд .Основные структурные компоненты автобиографии

-Пишут автобиографию от руки, запрещены зелёные и красные чернила,используется шариковая ручка, пишут на листе формата А4 или на специальных бланках, внизу обязательно дата (слева) и подпись (справа).Используя данные слайда,напишите свою биографию,найдите в своей жизни то, чем вы можете гордиться. Скажите о себе гордо и уверенно: «Мы - лицо нашего времени».

(чтение учащимися автобиографий)

Заключительное слово учителя.

Познание самого себя, осознание себя как личности будет продолжаться у вас всю жизнь. Вы будете открывать в себе новые, удивительные черты и качества, и, я надеюсь, что сегодняшний урок ещё один шаг к самим себе. Пусть книга вашей жизни будет содержательной и красиво написанной. Я верю, что вы красивое, умное, доброе лицо нашего времени.

© 2010-2022