Открытый урок на тему «Причастие как особая форма глагола. Разряды причастий»

Предмет: русский язык Класс: 7 «Б» Тема урока: « Причастие как особая  форма глагола. Разряды причастий». Цель урока: Познакомить учащихся с причастием  как особой формой глагола  и его разрядами.                                                                                                                                                                     Этапы урока:               Деятельность учителя                         Деятельность учащихся   1.Стадия вызова (15 мин.)                       1.Орг. момент. Приветствие  учащихся.                2.Создает эмоциональный фон с  помощью  тренинга «Я люблю солнце- оно  любит меня !».                                                   3.Учитель делит детей на  группы с помощью мозаики. (глагол, имя прилагательное, морфологический  разбор) 4.Актуализа...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: русский язык

Класс: 7 «Б»

Тема урока: « Причастие как особая форма глагола. Разряды причастий».

Цель урока: Познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и его разрядами.

Этапы урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Стадия вызова

(15 мин.)



1.Орг. момент. Приветствие учащихся. 2.Создает эмоциональный фон с помощью тренинга «Я люблю солнце- оно любит меня !». 3.Учитель делит детей на группы с помощью мозаики.

(глагол, имя прилагательное, морфологический разбор)

4.Актуализация пройденного материала.

Слово учителя

- А сейчас, ребята, от каждой группы выйдут представители и возьмут задания в конвертах для своей группы. 1 группа- отвечает на вопросы по теме «Глагол» 2группа - отвечает на вопросы по теме «Имя прилагательное» 3 группа- выполняет морфологический разбор имени прилагательного и глагола.

(у доски)

5.Учитель предлагает первой группе составить «кластер» на тему «Глагол», второй группе составить пятистишье на тему «Имя прилагательное», третьей группе составить Диаграмму Венна ( глагол + прилагательное).

6.Презентация работ.

7. Введение в тему урока с помощью эпиграфа.

Эпиграф к сегодняшнему уроку послужат слова В. Даля: «Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного».

Слово учителя:

- Как вы думаете, зачем мы повторили имя прилагательное и глагол?

( Значит, та часть речи, которую мы должны изучить, имеет что-то общее и с глаголом, и с прилагательным).

Ученики приветствуют учителя.

Взявшись за руки создают круг и повторяют слова :- Я люблю солнце- оно любит меня! Я люблю землю - она любит меня! Я люблю людей - они любят меня!

После тренинга делятся на группы с помощью мозаики.

Каждая группа берет свое задание в конвертах и выполняют их.

Первая группа отвечает на вопросы по теме «Глагол»

- Что такое глагол?

- На какие вопросы отвечают глаголы несовершенного и совершенного вида?

-Какие окончания имеют глаголы I и II спряжения?

- Какие наклонения глагола вы знаете?

- Какие временные формы глагола вы знаете?

- В каких формах пишется - ться?

Составляют кластер на тему «Глагол»

Защита работы.

Вторая группа отвечает на вопросы по теме «Имя прилагательное».

- Что называется именем прилагательным?

- Какие прилагательные называются качественными, относительными и притяжательными?

- Каким членом в предложении является имя прилагательное?

Составляют пятистишье к слову« Прилагательное».

Третья группа выполняет морфологический разбор прилагательного и глагола. ( у доски )

С юга надвигалась3 черная3 туча.

Составляют Диаграмму Венна.

Защита работы.

С помощью эпиграфа определяют тему урока.

2. Осмысление

(25мин.)




8. Учитель знакомит учащихся с новой темой.

9. Раздает разноуровневые задания.

1уровень

С помощью, каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени?

С помощью, каких суффиксов образуются страдательные причастия настоящего и прошедшего времени?

2 уровень

1. Распределите слова по разрядам: действительное или страдательное?

Читающий мальчик, таявший снег, подстреленный заяц, читаемый документ, накормленный ребенок, погасший костер, связанная веревка.

2. От данных глаголов образуйте страдательные причастия настоящего времени.

Образец: обладать- обладает- обладаемый.

Распространять, утверждать, охранять.

3уровень

С помощью причастий: посаженный, написанная, выращенная составьте три предложения.

Самостоятельно знакомятся с новой темой.

Для закрепления новой темы, выполняют уровневые задания.

1уровень

Действительные причастия настоящего времени образуются с помощью суффиксов -ущ(-ющ); -ащ(-ящ)

Действительные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов -вш,-ш.

Страдательные причастия настоящего времени образуются с помощью суффиксов - ем(-им);

Страдательные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов - нн, - ённ, - енн,-т-.

2 уровень

1.Действительные причастия- читающий, таявший, погасший.

Страдательные причастия- подстреленный, накормленный, связанная.

2. Распространять- распространяет- распространяемый; утверждать - утверждает- утверждаемый; охранять- охраняет- охраняемый.

3уровень

Яблоня, посаженная дедушкой, расцвела весной.

Сочинение, написанное мной, лежит на столе.

Овощи, выращенные мамой, очень популярны.

Рефлексия

(5 мин.)

Ученики заполняют лист обратной связи и оценочные листы.

Д/з: Составить пять-шесть предложений употребив причастия.

Заполняют оценочные листы и записывают домашнее задание.


© 2010-2022