Программа и практика сочинений разных жанров

Разработка методической программы «Теория и практика сочинений разных жанров  9-11 классы»  Факультативный курс обучения сочинению тесно связан с программой по развитию связной устной и письменной речи. Основные его задачи  - вооружить учащихся речевыми умениями, необходимыми для формирования социально активной личности, пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству, развить литературно-творческие способности у учащихся. Программа позволяет также решать вопросы идейно-нравственн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 87»








УТВЕРЖДАЮ

Директор

ОГКОУ «Школы-интерната №87»

___________ Н.А. Полина

Приказ №___78___

« __29_» ___08___ 2014





Разработка методической программы

«Теория и практика сочинений разных жанров

9-11 классы»




Продолжительность программы 3 года




Разработчик программы

Плотникова Любовь Николаевна,

учитель русского языка и литературы



Рассмотрено

На заседании педагогического совета

«__29__» ___08__ 20__14_ г


г. Ульяновск

2014

Пояснительная записка


Факультативный курс обучения сочинению тесно связан с программой по развитию связной устной и письменной речи. Основные его задачи - вооружить учащихся речевыми умениями, необходимыми для формирования социально активной личности, пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству, развить литературно-творческие способности у учащихся. Программа позволяет также решать вопросы идейно-нравственного воспитания учащихся.








Тема и основная мысль сочинения

Заглавие, тема и основная мысль сочинения. Тема и план сочинения. Способы раскрытия основной мысли в устных и письменных сочинениях. Эпиграф.

Тема и жанр сочинения.

Собирание и систематизация материала для сочинения.

Простой и сложный план. Тезисы и конспекты. Подготовка доклада, его особенности. Культура оформления рукописи. Библиография. Аннотация. Цитаты, ссылки, их оформление.

Собирание материала по литературным источникам. Записные книжки писателей как форма литературных «заготовок».

Наблюдения и методы фиксации материала для сочинений газетных жанров (репортаж, интервью).

Совершенствование написанного

Работа мастеров слова над совершенствованием произведения. Приемы правки рукописи.

Аннотация, отзыв и рецензия.

Сочинения разных жанров

Описание научное, деловое, художественное и публицистическое. Описание местности; путевые заметки, портретный очерк.

Рассуждения проблемного характера. Сравнительная характеристика, её особенности. Статья в газету.

Рассказ как один из видов повествовательных произведений; рассказ с необычным построением; юмористический рассказ; фельетон; устный рассказ, его особенности.

Литература

  1. Система обучения сочинениям в 4-8 классах/Под ред. Т.А. Ладыженской. 3-е изд. М. 1978.

  2. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров»/сост. Т.А. Ладыженская и Т.С. Зепалова. М., 1977.

  3. Никольская С.А. Сочинения-рецензии (материалы для факультативных занятий по курсу «Теория и практика сочинений разных жанров»). - рус. Яз. В школе, 1975, №6.

  4. Щепина К.П. Работа над очерком в 7 классе (материалы для факультативных занятий). - рус. яз. в школе, 1976, №2.

  5. Ивченков П.Ф. работа над юмористическим рассказом на факультативных занятиях. - рус. яз. в школе, 1976, №3.

  6. Мастерство устной речи/под ред. В.В. Голубкова, М., 1965.

  7. Пленкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста. 2-е изд. испр. и доп. М., 1978.

  8. Равенский Ю.И. Тезисы и конспект (материалы к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров). - рус. яз. в школе, 1975, №5.

  9. Теория и практика сочинений разных жанров/под ред. Т.А. Ладыженской и Т.С. Зепаловой, М., 1970.

  10. Развивайте дар слова. Факультативный курс «теория и практика сочинений разных жанров (9-11 классы)»/под ред. Т.А. Ладыженской и Т.С. Зепаловой

© 2010-2022