• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Урок литературы в 9 «Б» классе Педагогическая мастерская «Нужны ли человечеству пророки?» (По стихотворениям А. С. Пушкина «Пророк» и М. Ю. Лермонтова «Пророк»)

Урок литературы в 9 «Б» классе Педагогическая мастерская «Нужны ли человечеству пророки?» (По стихотворениям А. С. Пушкина «Пророк» и М. Ю. Лермонтова «Пророк»)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 9 «Б» классе

Педагогическая мастерская

«Нужны ли человечеству пророки?»

(По стихотворениям А.С. Пушкина «Пророк» и

М.Ю. Лермонтова «Пророк»)

Дата:14.12.2011


Цели урока:

1) Образовательные:

- познакомить учащихся с двумя стихотворениями «Пророк», пушкинским и лермонтовским;

- определить особое место этих произведений в философской лирике авторов, а также их философскую глубину (в том числе подвести к мысли о поэтическом самоопределении писателей).

2) Развивающие:

- развивать умения анализировать художественный текст, устанавливать смысловые связи между произведениями разных авторов, определять общечеловеческую значимость произведений;

- развивать умения применять имеющиеся знания как инструмент познания нового;

- развивать способность свободного выбора способов деятельности;

- развивать умения представлять анализ художественного произведения как лично и общественно значимое дело;

3) Воспитательные:

- воспитывать внимательное отношение к слову, активную читательскую и творческую позицию, понимание «неисчерпаемости содержания» художественного произведения, его высокой духовной ценности;

- воспитывать инициативность, самостоятельность, потребность в сотрудничестве, сотворчестве;

- воспитывать потребность в достижении личностных результатов.

Оборудование: словарь, тексты стихотворений А.С. Пушкина «Пророк» и

М.Ю. Лермонтова «Пророк».

Образовательные технологии: педагогическая мастерская, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии.

Нет пророка в своём отечестве

(Из Библии)


I. Индуктор (начало, мотивирующее творческую деятельность каждого/ апелляция к ассоциативному и образному мышлению)

1. Кто такой пророк? (Запишите своими словами)

2. Слово «пророк» пришло в русский язык из греческого через старославянский и древнерусский языки. В его состав входят две морфемы: корень и окончание.

А если немножечко «поиграть» с этим словом, разбить его, предположим, на две части (про - и - рок)?

Подумайте, что меняет или что открывает такой подход к толкованию слова? (Приставка про- образует глаголы со значением действия, направленного сквозь что-то (например, сквозь пространство и годы); синонимы к слову «рок» - судьба, фатум.)

II. Самоконструкция (создание первичной гипотезы, первичного решения проблемы)

Обратимся к «Словарю» (см. «Приложение») и сверим своё представление о пророке с существующим толкованием.

Пророк -

1. Избранник Бога на земле, открывающий его волю и смысл истории - прошедшее, настоящее и будущее.

2. Перен. Тот, кто пророчит, предсказывает что-либо.

Смоделируем такую ситуацию.

Пророк подходил к шумному городу людей. Вы шли по той же дороге, что и путник, но из города. И вот вы поравнялись. Вы знаете, кто стоит перед вами. Подумайте, о чём бы вы завели беседу с этим человеком? На какие вопросы хотелось бы вам услышать ответ мудреца? Запишите эти вопросы (их может быть 3-4-5).

Ну что ж, мы видим: вопросы очень серьёзные, касающиеся самого главного в жизни человека, касающиеся самой сути человека.

А много ли на земле людей, обладающих даром пророчества? (Нет)

Сейчас вы будете работать в парах. Составьте таблицу, состоящую из 2-х колонок. Из предложенных словосочетаний создайте духовный облик пророка и впишите его в левую часть таблицы. (Прочитайте, что получилось.)

Остальные словосочетания выпишите в правую часть таблицы. Кто теперь перед вами? (Лжец, лжепророк, шарлатан.)

Словосочетания:

Говорит правду;

обманывает ради денег;

говорит правду, часто нелицеприятную, ведь безгрешных людей нет;

говорит людям то, что они хотят услышать («сладкую ложь»);

посвящает свою жизнь людям;

отрекается от личного во имя общего, человеческого;

никакой пользы в его деятельности людям нет;

бескорыстен, не требует платы, наград за то, что творит;

несёт с собой зло;

вся его деятельность подчинена служению добру;

заботится об улучшении человеческой природы.

Пророк

Лжепророк, шарлатан

говорит правду;

говорит правду, часто нелицеприятную, ведь безгрешных людей нет;

посвящает свою жизнь людям;

отрекается от личного во имя общего, человеческого;

бескорыстен, не требует платы, наград за то, что творит;

вся его деятельность подчинена служению добру;

заботится об улучшении человеческой природы.

обманывает ради денег;

говорит людям то, что они хотят услышать («сладкую ложь»);

несёт с собой зло;

Вернёмся к вопросам, которые вы задавали пророку. Ещё раз их перечитайте. Определите для себя, какой ответ вы хотите услышать: правду, пусть и нелицеприятную, или «сладкую ложь»? А всю ли правду вы готовы услышать о себе?

Этот вопрос, пожалуй, самый трудный для вас на уроке, зато не нужно отвечать на него вслух.

III. Социализация (Результаты работы в малой группе, в диалоге; представление всем промежуточного результата труда. Задача этого этапа - дать самооценку и провести самокоррекцию.)

Сейчас вы продолжаете работать в парах. Если у кого-то не получается сотрудничать, работайте самостоятельно.

Ваша задача: создайте мини-текст, рассуждая над вопросом «Зачем человеку знать правду о себе настоящем?» Своё мини-сочинение озаглавьте этим вопросом. (Выслушиваем тексты, по желанию корректируем свои записи. Учитель, возможно, читает свой текст.)

Задача при слушании: отметить про себя единомышленников; это будет важно для следующего этапа работы.

(Учительский вариант сочинения:

Настоящее… Оно обязательно сопряжено с прошлым, твоим вчера. Настоящее… Оно обязательно ворвётся вихрем в твоё завтра, и это не будет зависеть от твоего желания.

Все люди мечтательны. Каждый желает себе в будущем только хорошего. А можно ли проектировать своё будущее? И да и нет. Да, если учитывать ошибки настоящего и стараться больше их не повторять. Нет, это в смысле того, что от ошибок никто не застрахован.

Многие ли из нас знают правду о себе настоящем? Да, она известна каждому: кто как не сам человек знает о себе всё. Нет, это в смысле того, что многое из того, что мы знаем о себе, нам всего лишь кажется…

Как хорошо, если рядом с тобой вдруг окажется мудрец, способный что-то подсказать.)

А сейчас вы будете работать в группах. Предупреждаю: будет непросто. Объединитесь в творческие группы единомышленников. (Объединяются)

А.С. Пушкин одно из своих стихотворений назвал словом «Пророк». Попытаемся понять, какой смысл он вложил в это слово.

Для того чтобы нам открылось глубинное содержание стихотворения, нужно познакомиться с библейской легендой о пророке Исайе. Именно она лежит в основе этого стихотворения. (См. «Приложение»)

Задание: Прочитайте легенду, сформулируйте её основную мысль и запишите.

Библия. Ветхий Завет.

Книга пророка Исайи.

Глава 6.

Стихи 2-7 (пересказ)

Однажды Исайя в отчаянии за свой грешный народ воскликнул: «Во что бить ещё, продолжающие упорство?» (т.е. он не знал, как можно образумить грешный народ.) А далее сказал: «Горе мне! Погиб я. Ибо я - человек с нечистыми устами и живу среди народа с нечистыми устами…» (т.е. такой же грешный, как и люди, среди которых живу.) И тогда к нему прилетел шестикрылый Серафим (в христианской мифологии Серафим - особо приближённый к Богу ангел, изображающийся на иконах шестикрылым; двумя крыльями он закрывает лицо своё, двумя - ноги и двумя летает).

В руках у Серафима был горящий уголь, который был взят клещами из жертвенника. (Жертвенник - место, на котором приносятся жертвы.) Серафим коснулся им уст Исайи и сказал: «Беззаконие удалено от тебя, и грех твой очищен».

И тут Исайя услышал голос Господа, спрашивающего, кого послать к народу с пророчеством (т.е. с предсказанием его судьбы.) Исайя вызвался. И Господь ему сказал: «Поди и скажи этому грешному народу: слухом услышите и не уразумеете, и очами будете смотреть и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего…» На вопрос Исайи «надолго ли?» Господь ответил: «Доколе не опустеют города и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет» (т.е. народ, глухой к добру, будет терпеть наказание вечно).

Положите теперь перед собой текст пушкинского стихотворения «Пророк» (см. «Приложение»). Познакомьтесь с его содержанием. Сверьте значение устаревших слов по словарю.

Ваша задача: создайте мини-текст, опираясь на вопросы.

Вопросы:

1. Как даётся человеку божественный дар пророчества?

2. Какую цену он должен заплатить за ниспосланный талант?

3. Какая миссия возложена теперь на него?

4. Что, по-вашему, значат слова «глаголом жги сердца людей»?

Озаглавьте свой текст.

Если у кого-нибудь не получается работать в группе, работайте в парах или индивидуально. Возьмите необходимые рабочие материалы и займите свободную парту.

Давайте посмотрим, что получилось. Выступать можно одному представителю от группы или от пары. Тот, кто работает индивидуально, зачитывает интересные мысли одноклассников.

IV. «Разрыв» (Кульминация творческого процесса. Озарение. Переход к новому осознанию явления.)

Положите перед собой стихотворение «Пророк» М.Ю. Лермонтова (см. «Приложение»). Внимательно прочитайте его. Сопоставьте со словами эпиграфа урока «Нет пророка в своём отечестве».

Уточните значение пословицы по словарю («Нет пророка в своём отечестве» (книжное выражение) - о верных суждениях, уме, которые у себя, среди своих, часто оказываются не оценены.)

Ваша задача: создайте небольшой текст на тему: «Насколько изменилось ваше представление о пророке?»

V. Рефлексия (Самоанализ: анализ движения собственной мысли, чувств, знаний, мироощущения).

Занятие подошло к концу. В качестве последнего задания вам предлагается провести самоанализ движения мыслей, чувств, знаний, мироощущения.

Сейчас вы поработаете индивидуально. Ваша задача: продолжите фразу, начинающуюся словами:

- На уроке я испытывал(а) чувство…

- Интересно было…

- Оказалось, что…

- Начал(а) думать о том, что…

- Трудно было…

- Больше всего понравилось…

- Вопросы…

А теперь выслушаем всех.

Приложение

(к этапам урока «Самоконструкция», «Социализация», «Разрыв»; выдаётся каждому ученику для индивидуальной работы, а также для работы в творческих группах единомышленников)


Словарик №1

I. Пророк -

1) Избранник Бога на земле, открывающий его волю и смысл истории - прошедшее, настоящее, будущее.

2) перен. Тот, кто пророчит, предсказывает что-нибудь.

__________________________________________________________________


Словарик №2

II. Архаизмы и старославянизмы:

1) Перст - палец;

перен. значение - указание, мистическое предопределение.

2) Зеница - глаз, зрачок.

3) Десница - правая рука.

4) Глагол - речь, слово.

5) Внемли - форма повелительного наклонения глагола «внимать» (т.е. слушай и понимай, вникай в суть происходящего).

6) Виждь - форма повелительного наклонения глагола «видеть» (т.е. смотри и понимай, вникай).

7) Влачился - тащился, шёл с трудом.

III. Пословица «Нет пророка в своём отечестве» (книжное выражение, происходящее из Библии) - о верных суждениях, уме, которые у себя, среди своих, часто оказываются не оценены.



V. Библия. Ветхий Завет. Книга пророка Исайи. Глава 6.

Стихи 2-7 (пересказ)

Однажды Исайя в отчаянии за свой грешный народ воскликнул: «Во что бить ещё, продолжающие упорство?» (т.е. он не знал, как можно образумить грешный народ.) А далее сказал: «Горе мне! Погиб я. Ибо я - человек с нечистыми устами и живу среди народа с нечистыми устами…» (т.е. такой же грешный, как и люди, среди которых живу.) И тогда к нему прилетел шестикрылый Серафим (в христианской мифологии Серафим - особо приближённый к Богу ангел, изображающийся на иконах шестикрылым; двумя крыльями он закрывает лицо своё, двумя - ноги и двумя летает).

В руках у Серафима был горящий уголь, который был взят клещами из жертвенника. (Жертвенник - место, на котором приносятся жертвы.) Серафим коснулся им уст Исайи и сказал: «Беззаконие удалено от тебя, и грех твой очищен».

И тут Исайя услышал голос Господа, спрашивающего, кого послать к народу с пророчеством (т.е. с предсказанием его судьбы.) Исайя вызвался. И Господь ему сказал: «Поди и скажи этому грешному народу: слухом услышите и не уразумеете, и очами будете смотреть и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего…» На вопрос Исайи «надолго ли?» Господь ответил: «Доколе не опустеют города и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет». (т.е. народ, глухой к добру, будет терпеть наказание вечно.)

__________________________________________________________________

VI. Создайте мини-текст, опираясь на вопросы:

1. Как даётся человеку божественный дар пророчества?

2. Какую цену он должен заплатить за ниспосланный талант?

3. Какая миссия теперь возложена на него?

4. Нужны ли человечеству пророки?



__________________________________________________________________

VII. Создайте небольшой текст на тему:

«Насколько изменилось моё представление о пророке?»

Урок литературы в 9 «Б» классе Педагогическая мастерская «Нужны ли человечеству пророки?» (По стихотворениям А.С. Пушкина «Пророк» и М.Ю. Лермонтова «Пророк»)




Урок литературы в 9 «Б» классе Педагогическая мастерская «Нужны ли человечеству пророки?» (По стихотворениям А.С. Пушкина «Пророк» и М.Ю. Лермонтова «Пророк»)


Урок литературы в 9 «Б» классе Педагогическая мастерская «Нужны ли человечеству пророки?» (По стихотворениям А.С. Пушкина «Пророк» и М.Ю. Лермонтова «Пророк»)

















































Урок литературы в 9 «Б» классе Педагогическая мастерская «Нужны ли человечеству пророки?» (По стихотворениям А.С. Пушкина «Пророк» и М.Ю. Лермонтова «Пророк»)Урок литературы в 9 «Б» классе Педагогическая мастерская «Нужны ли человечеству пророки?» (По стихотворениям А.С. Пушкина «Пророк» и М.Ю. Лермонтова «Пророк»)



Урок литературы в 9 «Б» классе Педагогическая мастерская «Нужны ли человечеству пророки?» (По стихотворениям А.С. Пушкина «Пророк» и М.Ю. Лермонтова «Пророк»)

Урок литературы в 9 «Б» классе Педагогическая мастерская «Нужны ли человечеству пророки?» (По стихотворениям А.С. Пушкина «Пророк» и М.Ю. Лермонтова «Пророк»)




Урок литературы в 9 «Б» классе Педагогическая мастерская «Нужны ли человечеству пророки?» (По стихотворениям А.С. Пушкина «Пророк» и М.Ю. Лермонтова «Пророк»)




Урок литературы в 9 «Б» классе Педагогическая мастерская «Нужны ли человечеству пророки?» (По стихотворениям А.С. Пушкина «Пророк» и М.Ю. Лермонтова «Пророк»)



Урок литературы в 9 «Б» классе Педагогическая мастерская «Нужны ли человечеству пророки?» (По стихотворениям А.С. Пушкина «Пророк» и М.Ю. Лермонтова «Пророк»)

Урок литературы в 9 «Б» классе Педагогическая мастерская «Нужны ли человечеству пророки?» (По стихотворениям А.С. Пушкина «Пророк» и М.Ю. Лермонтова «Пророк»)




Урок литературы в 9 «Б» классе Педагогическая мастерская «Нужны ли человечеству пророки?» (По стихотворениям А.С. Пушкина «Пророк» и М.Ю. Лермонтова «Пророк»)




Урок литературы в 9 «Б» классе Педагогическая мастерская «Нужны ли человечеству пророки?» (По стихотворениям А.С. Пушкина «Пророк» и М.Ю. Лермонтова «Пророк»)




Урок литературы в 9 «Б» классе Педагогическая мастерская «Нужны ли человечеству пророки?» (По стихотворениям А.С. Пушкина «Пророк» и М.Ю. Лермонтова «Пророк»)

Урок литературы в 9 «Б» классе Педагогическая мастерская «Нужны ли человечеству пророки?» (По стихотворениям А.С. Пушкина «Пророк» и М.Ю. Лермонтова «Пророк»)




Урок литературы в 9 «Б» классе Педагогическая мастерская «Нужны ли человечеству пророки?» (По стихотворениям А.С. Пушкина «Пророк» и М.Ю. Лермонтова «Пророк»)



Урок литературы в 9 «Б» классе Педагогическая мастерская «Нужны ли человечеству пророки?» (По стихотворениям А.С. Пушкина «Пророк» и М.Ю. Лермонтова «Пророк»)






















© 2010-2022