Повторение по теме Имя существительное

Тема: Повторение по теме «Имя существительное» (1-й урок)Цели: 1.     Организовать повторение, обобщение и систематизацию имеющихся у детей знаний об имени существительном как части речи; способствовать формированию умений  использовать усвоенные знания и умения в стандартной и новой нестандартной ситуации.2.     Способствовать развитию речи, внимания, мышления, восприятия: слухового и зрительного,  орфографических и пунктуационных навыков, навыков контроля и самоконтроля, грамматической зоркост...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МБОУ Новодроковская СОШ







Разработка урока русского языка










Повторение по теме «Имя существительное»

(5 класс)











Подготовила

учитель русского языка и литературы

Новодроковской общеобразовательной

школы Суражского района

Щеглова Ольга Николаевна








Сураж

Тема: Повторение по теме «Имя существительное» (1-й урок)

Цели:

  1. Организовать повторение, обобщение и систематизацию имеющихся у детей знаний об имени существительном как части речи; способствовать формированию умений использовать усвоенные знания и умения в стандартной и новой нестандартной ситуации.

  2. Способствовать развитию речи, внимания, мышления, восприятия: слухового и зрительного, орфографических и пунктуационных навыков, навыков контроля и самоконтроля, грамматической зоркости, творческих способностей учащихся, умения обобщать и систематизировать.

  3. Прививать интерес к русскому языку, к изучению морфологии; способствовать воспитанию требовательности к себе, самостоятельности, активности, трудолюбия; товарищества, гуманности, способности к взаимовыручке; способности радоваться успехам других.

Тип урока: урок обобщения и систематизации.

Форма проведения: урок-путешествие.

Оборудование и наглядность: компьютер, мультимедийный проектор, экран; карта путешествия, жетоны, дерево настроений, разноуровневые карточки для самостоятельной работы, карточки-подсказки для выполнения заданий 1 уровня.

Ход урока:

  1. Оргмомент:

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. - Как настроение? Мне хочется, чтобы после нашего урока у наших уважаемых гостей было такое же настроение. - Все ли готовы к уроку? - Есть ли вопросы по домашнему заданию?

- Сдайте тетради. Запишите число, классная работа.

Эмоциональный настрой

  1. Целеполагание и мотивация:

- Ребята, мы закончили изучение одной из самостоятельных частей речи. Напомните мне, какой. Впереди у нас диктант. А к изучению имени существительного в 5 классе мы больше не вернёмся. Каждое второе слово в нашей речи - имя существительное. В русском языке на 9 тыс. слов приходится 4 тыс. имён существительных, что составляет 44%, следовательно, это самая частотная часть речи.

- Чем, по вашему мнению, лучше завершить изучение темы?

Всякий шаг вперёд должен опираться на повторение прежнего, - сказал К.Д.Ушинский. - Поэтому тема нашего урока: «Повторение по теме «Имя существительное»

- Как вы считаете, что нам необходимо повторить?

- Какие цели вы поставите перед собой? Чего вы хотите достичь к концу урока?

- Чтобы вам было интереснее, сегодня мы отправимся в небольшое путешествие в государство Имя существительное. Путешествуя по его просторам, мы постараемся повторить всё, что изучили по теме «Имя существительное», работая под девизом: «Знания имей отличные по теме «Имя существительное»

Пусть с вами весь урок будут эти весёлые мордашки.

- Вы помните, для чего они нам?

- В добрый путь! Всем желаю удачи!





Слайд1

Слайд2

Слайд3

Слайд4




Повышение познавательного интереса

Осознание темы и целей повышают активность,

Ученик - субъект

Вызвать интерес

Положительный эмоц. Настрой

Повышают активность

III. Повторение и закрепление материала по теме «Имя существительное»

- Для посадки в поезд, нужны билеты. Чтобы их приобрести, скажите, какие слова живут в этом государстве. (Определение сущ.)

- Поехали!!!

Граница

- Стоп! Граница! Чтобы её пересечь, нужно выполнить небольшое задание. Каждый из вас может выбрать то задание, которое понравится. (Карточка №1)

Проверка. (3 задания вслух после проверки 1 и 2)

Поехали!



Слайд5

Слайд6

Слайд7

Слайд8



ЛОО

Холмы одушевлённости и Собственно-нарицательное плоскогорье

- Слева от дороги Холмы одушевлённости, справа - Собственно-нарицательное плоскогорье. Остановимся, чтобы получше их рассмотреть.

- Почему эти объекты носят такие названия?

- Задайте друг другу вопросы, которые помогут нам повторить теорию, необходимую для высадки на этой станции.

- Какие сущ. называются одушевлёнными, а какие неодушевлёнными?

- Чем отличаются сущ. собственные от нарицательных?

- Как эти задания вы можете применять на практике, мы сейчас проверим. Чтобы отправиться дальше, нам предстоит выполнить небольшое задание. (Карточка №2)

Проверка 1 и 2

- Поднимите руки те, у кого задание выполнено верно. Объясните свои ошибки.

Задание 3 проверяем вслух.

- В добрый путь!

Слайд9





Слайд9

Сл. 10

Сл. 11



Диалог между учащимися

Посёлок рода и склонения

- В этом посёлке 3 главных улицы.

- Какие?

- Посмотрите на карту и объясните, почему улицы соединяются такими переулками.

- Проверим теоретический материал. Задайте друг другу вопросы.

- И отсюда нам без выполнения задания не уехать. (Карточка №3)

Проверка вслух.

- Что называется склонением?

Вперёд!

Сл. 12



Сл. 13

Сл. 14

Сл. 15





Способствует запоминанию

Станция непостоянных признаков

- Какие признаки существительного живут на этой станции? Сколько их?

- А какие признаки мы уже повторили? Сколько их?

- От этой станции берёт начало Падежный проспект. Он пересекается с шестью улицами.

- Как вы думаете, что это за улицы?

- Жители этих улиц могут гулять в любом направлении, но каждый раз, пересекая Падежный проспект, они меняются. И здесь нам тоже предлагают выполнить задание.

(Карточка №4)

Проверка

- Жители этой станции не хотят нас отпускать и просят посетить их парки. Это парк Единственного числа и парк Множественного числа. Жителей долгое время беспокоит один вопрос: почему большинство жителей могут посещать оба парка, а некоторым вход воспрещён либо в один, либо во второй? Помогите ответить на вопрос.

- Пришло время и нам отдохнуть.

Сл. 16



Сл. 17

Сл. 18

Сл. 19

Сл. 20





Линвистич. сказка

Проблема.

Метод частично-поисковый

Физпауза

- Встали.

Слово стоит в единственном числе (хлопок руками над головой).

Слово стоит во множественном числе (руки к плечам).

Имеет форму только одного числа (руки на пояс).

Снег, леса, сугроб, деревья, вьюга, снежинки, мороз, лыжи, сани, пороша, охотник, зайцы, белизна, молодцы, очарование.

Посмотрите в окно. Какое настроение создаёт картина за окном?

- В путь! Не будем терять времени.

Сл. 21





Сл. 22

Экономия времени, дети не выключаются из работы.

Дублирование (визуалы, аудиалы)

Эмоц. настрой, зрение

Орфографический лес

Наш поезд въехал в Орфографический лес.

- Какие орфограммы мы изучили в теме «Имя существительное»? - В какой морфеме эти орфограммы находятся?

- Орфографический лес предлагает нам поиграть в деловую игру «Я учитель». Если вы не желаете в неё играть, то для вас есть другое задание. (Карточка №5)

Поехали!

Сл. 23



Сл. 24

Сл. 25



Проблемная задача, исслед.деят., проблемно- творч. хар-р

Развитие орфографической зоркости

Станция «Синтаксическая»

- С этой станции жители государства «Имя существительное» уезжают на работу с соседнее государство «Синтаксис».

- Кем они работают там?

- Проверим, как вы можете определять, какую функцию выполняет сущ. в предложении. Выполните синтаксический разбор предложения

Пушистым инеем февраль щедро украшает деревья.

- Пришло время прощаться с государством «Имя существительное». Поблагодарим за гостеприимство и помашем жителям рукой.

Счастливо оставаться!

Сл. 26



Сл. 27

Сл. 28

-Стоп! Снова граница.

Граница

- Чтобы выехать из государства, нам предстоит отчитаться в том, что мы увозим.

- Что же мы повторили, путешествуя по этому государству?

- Отчитаться нам поможет морфологический разбор. Выполните разбор 1 сущ. из разобранного предложения. (1 ученик работает у доски).



Сл. 29

IV.Рефлексия:

- Обратимся к целям и посмотрим, чего мы достигли, а над чем ещё надо работать.

  • Чему учились на уроке?

  • Что вам запомнилось?

  • Кто запомнился?

  • А что хотели бы повторить (изменить)?

Сл. 30

Сл. 31

V. Домашнее задание:

1 . Упражнение № 561. (по заданию)

2 . Подготовьте текст для контрольного списывания.

Требования к готовому заданию: текст должен помочь проверить, как учащимися освоен пройденный материал по теме «Имя существительное».

Петя добрался до первой мели. Сердце у мальчика забилось от радости. У него в коллекции был всего один морской конёк, а здесь их было так много. Но вдруг Петя увидел на обрыве отца, который звал его. Голос отца вернул мальчика к горькому чувству разлуки с морем.

Порядок выполнения работы.

1. Подчеркните в тексте «ошибкоопасные» места.

2. Обозначьте орфограммы.

3. Продумайте дополнительные задания.

4. Покажите образец выполнения всех заданий.

- Вспомните, слова на какую тему чаще всего встречались на уроке. (Зима)

3 . Составьте текст для контрольного списывания по теме «Зима в лесу».

Требования к готовому заданию: текст должен помочь проверить, как учащимися освоен пройденный материал по теме «Имя существительное».

Сл. 32

Вытекает из хода урока, дифференцированно с учетом реальных учебных возможностей учащихся: трехуровневые задания (по степени сложности).

VI. Оценка деятельности:

- Подсчитайте свои жетоны. У вас, как всегда, есть возможность отдать один жетон. Кому? Почему? Поясните товарищу.

За работу на уроке вы получаете следующие отметки… (дать словесную оценку работы каждого ученика). Спасибо всем за урок!

- Уходя, не забудьте показать нам своё настроение. (Дерево настроений)



Сл. 33

Оценка работы товарищей, анализ раб. всех одноклассников, ситуация выбора, аргументация

Словесная оценка, учитыв. самост., оригинальность.

Рефлексия. Позволяет учителю увидеть настроение уч-ся после урока, выявить степень усвоения темы

© 2010-2022