- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Повторение по теме Имя существительное
Повторение по теме Имя существительное
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Щеглова О.Н. |
Дата | 05.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МБОУ Новодроковская СОШ
Разработка урока русского языка
Повторение по теме «Имя существительное»
(5 класс)
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Новодроковской общеобразовательной
школы Суражского района
Щеглова Ольга Николаевна
Сураж
Тема: Повторение по теме «Имя существительное» (1-й урок)
Цели:
-
Организовать повторение, обобщение и систематизацию имеющихся у детей знаний об имени существительном как части речи; способствовать формированию умений использовать усвоенные знания и умения в стандартной и новой нестандартной ситуации.
-
Способствовать развитию речи, внимания, мышления, восприятия: слухового и зрительного, орфографических и пунктуационных навыков, навыков контроля и самоконтроля, грамматической зоркости, творческих способностей учащихся, умения обобщать и систематизировать.
-
Прививать интерес к русскому языку, к изучению морфологии; способствовать воспитанию требовательности к себе, самостоятельности, активности, трудолюбия; товарищества, гуманности, способности к взаимовыручке; способности радоваться успехам других.
Тип урока: урок обобщения и систематизации.
Форма проведения: урок-путешествие.
Оборудование и наглядность: компьютер, мультимедийный проектор, экран; карта путешествия, жетоны, дерево настроений, разноуровневые карточки для самостоятельной работы, карточки-подсказки для выполнения заданий 1 уровня.
Ход урока:
-
Оргмомент:
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. - Как настроение? Мне хочется, чтобы после нашего урока у наших уважаемых гостей было такое же настроение. - Все ли готовы к уроку? - Есть ли вопросы по домашнему заданию?
- Сдайте тетради. Запишите число, классная работа.
Эмоциональный настрой
-
Целеполагание и мотивация:
- Ребята, мы закончили изучение одной из самостоятельных частей речи. Напомните мне, какой. Впереди у нас диктант. А к изучению имени существительного в 5 классе мы больше не вернёмся. Каждое второе слово в нашей речи - имя существительное. В русском языке на 9 тыс. слов приходится 4 тыс. имён существительных, что составляет 44%, следовательно, это самая частотная часть речи.
- Чем, по вашему мнению, лучше завершить изучение темы?
Всякий шаг вперёд должен опираться на повторение прежнего, - сказал К.Д.Ушинский. - Поэтому тема нашего урока: «Повторение по теме «Имя существительное»
- Как вы считаете, что нам необходимо повторить?
- Какие цели вы поставите перед собой? Чего вы хотите достичь к концу урока?
- Чтобы вам было интереснее, сегодня мы отправимся в небольшое путешествие в государство Имя существительное. Путешествуя по его просторам, мы постараемся повторить всё, что изучили по теме «Имя существительное», работая под девизом: «Знания имей отличные по теме «Имя существительное»
Пусть с вами весь урок будут эти весёлые мордашки.
- Вы помните, для чего они нам?
- В добрый путь! Всем желаю удачи!
Слайд1
Слайд2
Слайд3
Слайд4
Повышение познавательного интереса
Осознание темы и целей повышают активность,
Ученик - субъект
Вызвать интерес
Положительный эмоц. Настрой
Повышают активность
III. Повторение и закрепление материала по теме «Имя существительное»
- Для посадки в поезд, нужны билеты. Чтобы их приобрести, скажите, какие слова живут в этом государстве. (Определение сущ.)
- Поехали!!!
Граница
- Стоп! Граница! Чтобы её пересечь, нужно выполнить небольшое задание. Каждый из вас может выбрать то задание, которое понравится. (Карточка №1)
Проверка. (3 задания вслух после проверки 1 и 2)
Поехали!
Слайд5
Слайд6
Слайд7
Слайд8
ЛОО
Холмы одушевлённости и Собственно-нарицательное плоскогорье
- Слева от дороги Холмы одушевлённости, справа - Собственно-нарицательное плоскогорье. Остановимся, чтобы получше их рассмотреть.
- Почему эти объекты носят такие названия?
- Задайте друг другу вопросы, которые помогут нам повторить теорию, необходимую для высадки на этой станции.
- Какие сущ. называются одушевлёнными, а какие неодушевлёнными?
- Чем отличаются сущ. собственные от нарицательных?
- Как эти задания вы можете применять на практике, мы сейчас проверим. Чтобы отправиться дальше, нам предстоит выполнить небольшое задание. (Карточка №2)
Проверка 1 и 2
- Поднимите руки те, у кого задание выполнено верно. Объясните свои ошибки.
Задание 3 проверяем вслух.
- В добрый путь!
Слайд9
Слайд9
Сл. 10
Сл. 11
Диалог между учащимися
Посёлок рода и склонения
- В этом посёлке 3 главных улицы.
- Какие?
- Посмотрите на карту и объясните, почему улицы соединяются такими переулками.
- Проверим теоретический материал. Задайте друг другу вопросы.
- И отсюда нам без выполнения задания не уехать. (Карточка №3)
Проверка вслух.
- Что называется склонением?
Вперёд!
Сл. 12
Сл. 13
Сл. 14
Сл. 15
Способствует запоминанию
Станция непостоянных признаков
- Какие признаки существительного живут на этой станции? Сколько их?
- А какие признаки мы уже повторили? Сколько их?
- От этой станции берёт начало Падежный проспект. Он пересекается с шестью улицами.
- Как вы думаете, что это за улицы?
- Жители этих улиц могут гулять в любом направлении, но каждый раз, пересекая Падежный проспект, они меняются. И здесь нам тоже предлагают выполнить задание.
(Карточка №4)
Проверка
- Жители этой станции не хотят нас отпускать и просят посетить их парки. Это парк Единственного числа и парк Множественного числа. Жителей долгое время беспокоит один вопрос: почему большинство жителей могут посещать оба парка, а некоторым вход воспрещён либо в один, либо во второй? Помогите ответить на вопрос.
- Пришло время и нам отдохнуть.
Сл. 16
Сл. 17
Сл. 18
Сл. 19
Сл. 20
Линвистич. сказка
Проблема.
Метод частично-поисковый
Физпауза
- Встали.
Слово стоит в единственном числе (хлопок руками над головой).
Слово стоит во множественном числе (руки к плечам).
Имеет форму только одного числа (руки на пояс).
Снег, леса, сугроб, деревья, вьюга, снежинки, мороз, лыжи, сани, пороша, охотник, зайцы, белизна, молодцы, очарование.
Посмотрите в окно. Какое настроение создаёт картина за окном?
- В путь! Не будем терять времени.
Сл. 21
Сл. 22
Экономия времени, дети не выключаются из работы.
Дублирование (визуалы, аудиалы)
Эмоц. настрой, зрение
Орфографический лес
Наш поезд въехал в Орфографический лес.
- Какие орфограммы мы изучили в теме «Имя существительное»? - В какой морфеме эти орфограммы находятся?
- Орфографический лес предлагает нам поиграть в деловую игру «Я учитель». Если вы не желаете в неё играть, то для вас есть другое задание. (Карточка №5)
Поехали!
Сл. 23
Сл. 24
Сл. 25
Проблемная задача, исслед.деят., проблемно- творч. хар-р
Развитие орфографической зоркости
Станция «Синтаксическая»
- С этой станции жители государства «Имя существительное» уезжают на работу с соседнее государство «Синтаксис».
- Кем они работают там?
- Проверим, как вы можете определять, какую функцию выполняет сущ. в предложении. Выполните синтаксический разбор предложения
Пушистым инеем февраль щедро украшает деревья.
- Пришло время прощаться с государством «Имя существительное». Поблагодарим за гостеприимство и помашем жителям рукой.
Счастливо оставаться!
Сл. 26
Сл. 27
Сл. 28
-Стоп! Снова граница.
Граница
- Чтобы выехать из государства, нам предстоит отчитаться в том, что мы увозим.
- Что же мы повторили, путешествуя по этому государству?
- Отчитаться нам поможет морфологический разбор. Выполните разбор 1 сущ. из разобранного предложения. (1 ученик работает у доски).
Сл. 29
IV.Рефлексия:
- Обратимся к целям и посмотрим, чего мы достигли, а над чем ещё надо работать.
-
Чему учились на уроке?
-
Что вам запомнилось?
-
Кто запомнился?
-
А что хотели бы повторить (изменить)?
Сл. 30
Сл. 31
V. Домашнее задание:
1 . Упражнение № 561. (по заданию)
2 . Подготовьте текст для контрольного списывания.
Требования к готовому заданию: текст должен помочь проверить, как учащимися освоен пройденный материал по теме «Имя существительное».
Петя добрался до первой мели. Сердце у мальчика забилось от радости. У него в коллекции был всего один морской конёк, а здесь их было так много. Но вдруг Петя увидел на обрыве отца, который звал его. Голос отца вернул мальчика к горькому чувству разлуки с морем.
Порядок выполнения работы.
1. Подчеркните в тексте «ошибкоопасные» места.
2. Обозначьте орфограммы.
3. Продумайте дополнительные задания.
4. Покажите образец выполнения всех заданий.
- Вспомните, слова на какую тему чаще всего встречались на уроке. (Зима)
3 . Составьте текст для контрольного списывания по теме «Зима в лесу».
Требования к готовому заданию: текст должен помочь проверить, как учащимися освоен пройденный материал по теме «Имя существительное».
Сл. 32
Вытекает из хода урока, дифференцированно с учетом реальных учебных возможностей учащихся: трехуровневые задания (по степени сложности).
VI. Оценка деятельности:
- Подсчитайте свои жетоны. У вас, как всегда, есть возможность отдать один жетон. Кому? Почему? Поясните товарищу.
За работу на уроке вы получаете следующие отметки… (дать словесную оценку работы каждого ученика). Спасибо всем за урок!
- Уходя, не забудьте показать нам своё настроение. (Дерево настроений)
Сл. 33
Оценка работы товарищей, анализ раб. всех одноклассников, ситуация выбора, аргументация
Словесная оценка, учитыв. самост., оригинальность.
Рефлексия. Позволяет учителю увидеть настроение уч-ся после урока, выявить степень усвоения темы