Cпп с придаточными изъявительными

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта использования дидактического материала для ИД по русскому языку

Класс: 9

Автор:

Тема урока: Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.

Продолжительность учебного занятия: 45 мин.

Тип учебного занятия: урок изучения нового материала.

Цели урока:

  1. Обучающие:

1) знакомство с новым видом придаточных предложений - с придаточными изъяснительными;

2) наблюдение над использованием союзов и союзных слов в предложениях подобного вида данных предложениях;

3) формирование правильной, грамотной устной речи


  1. Развивающие:

1) развитие устной речи учащихся, навыков монологического высказывания на лингвистическую тему;

2) развитие навыков самостоятельной работы с лингвистическим текстом при изучении нового материала, умений аргументированно доказывать свою точку зрения;

3) развитие навыков групповой работы, умения принять чужую точку зрения, давать объективную оценку ответам одноклассников.


  1. Воспитательные:

1) воспитание сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний;

2) воспитание любви к русской литературе, уважения к творчеству великих писателей;

3) воспитание дружелюбных отношений между учащимися, поощрение стремления к совместной деятельности и взаимопомощи.

Задачи урока:

1) изучить теоретический блок по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»;

2) уметь применить полученные знания на практике:

  • находить придаточные изъяснительные в составе сложноподчиненного предложения;

  • определять место придаточных изъяснительных по отношению к главному предложению; средства связи с главным предложением;

  • правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными;

  • составлять схемы предложений с указанными придаточными;

различать придаточные определительные и изъяснительные с одинаковыми средствами связи.

Необходимое оборудование: компьютер / ноутбук, проектор, экран / интерактивная доска, учебник, тетрадь

Дидактические материалы к учебному занятию: карточки, учебник.

Ход учебного занятия:

Этап учебного занятия

время

Цель этапа

Компетенции

методы

формы

Используемые ЦОРы

знания

умения

1.

Организация начала урока.





2 мин.




Подготовка учащихся к работе.


организация внимания и внутренней готовности

умение организоваться

словесный


фронтальный


Cпп с придаточными изъявительными

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку.

Включение в деловой ритм, подготовка к работе.

Этап учебного занятия

время

Цель этапа

Компетенции

Методы

Формы

Используемые ЦОРы

знания

умения

2.

Повторение изученного материала







9 мин.







Выявление уровня знаний изученного ранее учебного материала. Подготовка к ГИА.

владение навыками грамотного письма.


умение работать с заданиями тестового характера.

метод словесный






коллективная







Cпп с придаточными изъявительными

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  • Организация индивидуальной работы (карточки)

Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения.

В сложной би_графии Андерсена трудно установить то время когда он начал писать свои прелес_ные ска_ки.4 (Повеств., невоскл., сложное, союзное, СПП с придаточным определительным, состоит из 2 предложений:

1. Главное, односоставное, безличное, распространенное, полное;

2. Придаточное, двусоставное, распространенное, полное.)


  • Лингвистическая разминка

.

Cпп с придаточными изъявительными


  • Фронтальный опрос.

Cпп с придаточными изъявительными

1. На какие группы делятся СПП по их значению?

(Выделяют СПП с придаточными определительными (какой? чей?), изъяснительными (вопросы косвенных падежей) и обстоятельственными (отвечают на вопросы обстоятельства). Легче всего тип придаточного предложения определить по вопросу, который к нему можно поставить).

2. Каким образом связаны главное и придаточное предложения?

(Главное и придаточное предложение связываются по смыслу, интонационно и с помощью подчинительных союзов или союзных слов).

3. Как различить союз и союзное слово?

(Союз - это служебная часть речи, поэтому он не является членом предложения, его можно опустить, заменить другим подчинительным союзом; в роли союзного слова всегда выступает самостоятельная часть речи (местоимение или наречие), поэтому оно является членом предложения, его нельзя опустить без ущерба для предложения, можно заменить другим значимым словом, иногда на союзное слово падает логическое ударение)

4. Какую функцию выполняют указательные слова? Какими частями речи они могут выражаться?

(Указательные слова находятся в главном предложении и обычно отвечают на те же вопросы, имеют то же синтаксическое значение, что и придаточное предложение.

Основная функция указательных слов - быть предвестником придаточного предложения, поэтому в большинстве случаев указательное слово может подсказать, к какому типу относится придаточное предложение. В роли указательных слов выступают местоимения и наречия)

5. Расскажите об особенностях СПП с придаточными определительными.

(Придаточное в таких предложениях отвечает на вопросы определения и присоединяется только с помощью союзных слов. Придаточное предложение всегда относится к имени существительному или слову, выступающему в его значении. Положение придаточного предложения - всегда после определяемого слова. В главном предложении могут также находиться указательные слова. Выделяют еще и местоименно-определительные предложения. Контактным словом в таком случае будет местоимение (все, всякий, каждый)

Трое учащихся работают с карточками.

Выполняют синтаксический разбор предложения, вставляют пропущенные буквы и знаки препинания.




  • Учащиеся выполняют пять тестовых заданий на ИД



  • Учащиеся отвечают на вопросы учителя, приводят примеры.

Этап учебного занятия

Время

Цель этапа

Компетенции

Методы

Формы

Используемые ЦОРы

знания

умения

3. Изучение нового материала
































6

мин.




























1. Познакомить учащихся с особенностями структуры сложносочинённых предложений с придаточными изъяснительными;

2. Научить учащихся: а) находить СПП с придаточными изъяснит. в тексте; знать, на какие вопросы они отвечают;

в) правильно расставлять знаки препинания.

знать особенности СПП с придаточными изъяснительными, на какие вопросы они отвечают.






уметь своевременно вести записи в тетради, работать с таблицей.


























словесный (объяснение, беседа, работа с таблицей)























коллективная, индивидуальная























Cпп с придаточными изъявительными


Cпп с придаточными изъявительными


Cпп с придаточными изъявительными

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Определение целей и задач урока.

На прошлых уроках мы познакомились с придаточными определительными. Сегодня нам предстоит изучить СПП с придаточными изъяснительными. Давайте попробуем сформулировать цели и задачи нашего занятия:

- познакомимся с новым видом придаточных предложений - с придаточными изъяснительными,

- проведем наблюдение над использованием подчинительных «скреп» в данных предложениях,

- продолжим работать над составлением схем СПП,

- продолжим работу по формированию правильной, грамотной устной речи.

2. Работа с лингвистическим текстом.

Изучив параграф 23, составьте опорную схему «СПП с придаточным изъяснительным». При составлении схемы опирайтесь на следующие вопросы:

  • К чему относятся придаточные изъяснительные?

  • Какие части речи выступают в качестве контактного слова?

  • На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?

- С помощью чего присоединяются придаточные изъяснительные к главному предложению?

Презентация опорной схемы (слайд 7)

Cпп с придаточными изъявительными


  • Учащиеся вместе с

учителем формулируют цели и задачи занятия

Работают с лингвистическим текстом. Изучают параграф 23, составляют опорную схему «СПП с придаточным изъяснительным». При составлении схемы должны опираться на следующие вопросы.

Этап учебного занятия

Время

Цель этапа

Компетенции

методы

Формы

Используемые ЦОРы

знания

умения

5.

Первичная проверка понимания изученного и закрепления новых знаний.





















5 мин















Установить, усвоили или нет учащиеся содержание новых понятий, устранить обнаруженные пробелы




знать особенности СПП с придаточными изъявит., отличительные признаки СПП с придаточными изъявит. от СПП с придаточными, по форме сходными с ними.


уметь применять

полученные знания на практике.














словесный (беседа), наглядные.











фронтальная.














ИД











Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Запишите предложения. Выделите грамматические основы. Определите, на какой вопрос отвечает придаточное изъяснительное предложение и с помощью чего присоединяется к главному.

Образец:
[Арсеньева поразило ( что?)] , (насколько точно запомнил я путешествие двадцатилетней давности).

[ ],(насколько ).

1.Эти люди знали ( ), как не любят Лермонтова при дворе.

2. Приятно было смотреть ( ), какие они загорелые, независимые.

3. Уверен ( ), что он справится с заданием.

4. Известно ( ) что слоны в диковинку у нас.

5. Что волки жадны всякий знает ( ).

6. Сколько он так просидел трудно сказать ( ).

7. Боюсь предугадать ( ) какова будет его реакция и волнуюсь

8. Он поинтересовался ( ) крепка ли наша дружба.

Учащиеся записывают предложения. Выделяют грамматические основы. Определяют, на какой вопрос отвечает придаточное изъяснительное предложение и с помощью чего присоединяется к главному.

Cпп с придаточными изъявительными

Cпп с придаточными изъявительными

Этап учебного занятия

Время

Цель этапа

Компетенции

Методы

Формы

Используемые ЦОРы

знания

умения

6.

Закрепление нового материала






























5 мин.













Научить учащихся: а) отличать СПП с придаточными изъявит. от СПП с придаточными, внешне сходными с ними.

знать отличительные признаки СПП с придаточными изъявит. от СПП с придаточными, внешне сходными с ними.






уметь своевременно вести записи в тетради, работать с таблицей.



словесный (беседа), наглядные.









фронтальная.












презентация Power Point Слайд № 12 - 14









Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Распределительный цифровой диктант.

Прослушать предложения, определить тип придаточного и распределить номера предложений в 2 столбика: СПП с придаточным определительными, местоименно-определительными и СПП с придаточными изъяснительными. (В слабом классе предложения лучше показать на слайдах 10 - 11)

  1. На обрыве, что возвышался сзади, в светлом небе, чернела одинокая скамья. (И. Бунин)

  2. Казалось, что город устал от зимы. (Д. Гранин)

  3. Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.

  4. Нередко в вагоне происходят такие интересные разговоры, каких не услышишь даже в кругу друзей.

  5. По старым охотам знаю, какими прекрасными могут быть последние деньки осени. (М. Пришвин)

  6. В бурные осенние ночи, когда гиганты-тополи качались и гудели от налетавшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого замка. (В. Короленко)

  7. Узнайте, пожалуйста, когда прибывает поезд из Самары.

  8. Следователь догадался, где может скрываться преступник.

  9. Я уже знаю, кто будет сегодня петь.

  10. Кто сеет да веет, тот не обеднеет. (Пословица).

Вывод:

В СПП с придаточными определительными придаточное отвечает на вопрос какой?, выполняет функцию определения; в СПП с придаточными изъяснительными придаточное отвечает на падежный вопрос и относится к словам со значением речи, мысли, чувства.

Ключ

I столбик: № 1, 3, 4, 6, 10.

II столбик: № 2, 5, 7, 8, 9.

Учащиеся анализируют предложения, определяют вид придаточного работают с распределительным диктантом с последующей взаимопроверкой .




Cпп с придаточными изъявительными





Cпп с придаточными изъявительными





Этап учебного занятия

Время

Цель этапа

Компетенции

Методы

Формы

Используемые ЦОРы

знания

умения

8.

Применение полученных знаний.

























5 мин.
















Установить, усвоили или нет учащиеся содержание новых понятий.



знать особенности структуры сложносочинённых предложений с придаточными изъяснит.; на какой вопрос они отвечают; отличительные признаки СПП с придаточным изъяснит. и СПП с придаточным, внешне сходным с ним.


уметь: а) находить СПП с придаточными изъяснит. в тексте; знать, на какой вопрос они отвечают;

б) отличать СПП с придаточным изъяснит. от СПП с придаточным, внешне сходным с ним;

б) использовать СПП с придаточными изъяснит. в речи.

практический, самоконтроля













индивидуальная, коллективная, групповая











презентация Power Point Слайды













Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  • Запишите текст. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

1. Вскоре после создания памятника Пушкину А.М. Опекушин пр..ступает к другой крупной работе к памятнику Лермонтову. 2. Реше..но было что он будет стоять в Пятигорске. 3.Это поставило перед в..ятелем сл..жнейшую задачу соч..тания скульптуры с окружающей природой Кавказа. 4. Мастер стремился к тому что (бы) пейзаж.. был не только дек..рацией но и дополнял характеристику скульптурного облика.

Cпп с придаточными изъявительными

Задания к тексту:

Выпишите контекстуальные синонимы, использованные в тексте.

( А.М. Опекушин - ваятель - мастер)

Объясните лексическое значение слова «ваятель» (предложение 3)

Произведите полный синтаксический разбор 2 предложения Решено было, что он будет стоять в Пятигорске.

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, СПП с придаточным изъяснительным, придаточное присоединяется к главному при помощи подчинительного союза «что», состоит из двух простых:

  1. Главное, односоставное, безличное, нераспространенное, полное;

  2. Придаточное, двусоставное, распространенное, полное).

  • Расставьте знаки препинания, затем преобразуйте данные высказывания в СПП с придаточными изъяснительными.

Цель задания: вспомнить расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью, развивать навык замены предложений с прямой речью предложениями с косвенной речью (СПП с придаточными изъяснитCпп с придаточными изъявительными

  1. Аристотель писал Ясность главное достоинство речи.

(Аристотель писал, что ясность - главное достоинство речи)

  1. Чехов настаивал Язык должен быть прост и изящен.

(Чехов настаивал на том, что язык должен быть прост и изящен)

  1. Во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом утверждал А.П. Чехов.

(А.П. Чехов утверждал, что богатство языка и ораторское искусство во все времена шли рядом).

  • Развитие речи учащихся.

Cпп с придаточными изъявительными

  1. Скалозуб удовлетворенно замечает, что «счастлив я в товарищах моих».

(Смешение прямой и косвенной речи. Скалозуб удовлетворенно замечает, что он счастлив среди товарищей)

  1. В кабинете Онегина Татьяна находит на стенах портреты Байрона, книги, разложенные на столе и на которых были пометки карандаша Евгения.

(В кабинете Онегина Татьяна видит развешанные на стенах портреты Байрона, разложенные на столе книги с карандашными пометами Евгения.)

  • Учащиеся записывают текст, расставляют знаки препинания и вставляют пропущенные буквы.

Cпп с придаточными изъявительными

  • Учащиеся выполняют

дополнительные задания, работая в парах

Cпп с придаточными изъявительными




  • Учащиеся расставляют знаки препинания, затем преобразуют данные высказывания в СПП с придаточными изъяснительными.




Задание: исправление ошибки в построении предложений.

редактирование предложений.

Этап учебного занятия

Время

Цель этапа

Компетенции

Методы

Формы

Используемые ЦОРы

знания

умения


9. Подведение итогов и информация о домашнем задании.















2 мин.



Подвести итоги работы и сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.


внимательно слушать, своевременно вести записи в дневнике, делать пометки (если нужно)



словесный











фронтальный











Cпп с придаточными изъявительными





Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Подведение итогов урока.


  1. Проводится инструктаж по домашнему заданию -

  2. Разбор случаев, вызвавших затруднение у учащихся

Слушают, записывают домашнее задание.

Задают вопросы по наиболее трудным случаям.



© 2010-2022