Открытый урок по литературе на тему И. А. Крылов (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литература 5 класс Дата:

Урок № 13.

Тема. И.А. Крылов. Развитие речи. Сатирическое и нравоучительное в баснях «Ворона и лисица», «Квартет», «Демьянова уха» и др.

Цель:

  • обобщить и систематизировать знания, полученные в ходе изучения раздела «Русская басня»; выявить мораль басен И.А.Крылова «Ворона и лисица», «Квартет», «Демьянова уха»;

  • формировать навыки выразительного чтения, работы с иллюстрациями, лексической работы, умения выделять главное в прослушанном сообщении;

  • формирование нравственно-эстетических представлений учащихся, воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

Оборудование: мультимедийная презентация, выставка книг И.А.Крылова; музыкальные инструменты, запись mp3 - русские наигрыши.

Эпиграф.

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта - наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят:

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.

П.А.Вяземский

Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей'! Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва, И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова

М. Исаковский.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

Прозвенел звонок

Начинается урок.

Нам надо многое понять,

Чтоб читателями стать.


  • Повернитесь лицом друг к другу, положите ладони в ладони друг другу и улыбнитесь, пожелайте хорошей дружной работы на весь урок, а теперь посмотрите на меня. Я вам желаю успехов на уроке.

  • Запишите сегодняшнее число, классная работа.

II. Сообщение темы урока, постановка целей и задач, работа с эпиграфом урока.

Эпиграф.

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта - наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят:

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.

П.А.Вяземский

Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей! Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва, И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова

М. Исаковский.

- Скажите, о каком великом писателе пойдет речь на нашем уроке?

- Согласны ли вы со словами русского советского поэта?

- Почему крыловские слова названы «крылатыми»?

IIІ. Проверка домашнего задания.

  1. Рассказ учащихся о творчестве И.А.Крылова. (Работа со статьёй учебника об И.А.Крылове, с.71-72, ч.1.)

  2. Биография Крылова.

И.А. Крылов родился в Москве в бедной дворянской семье. Десять лет было мальчику, когда умер отец. Детство и отрочество его прошли в тяжелых условиях. Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя, был армейским офицером. Своему сыну он оставил в наследство солдатский сундучок с книгами. Мать Крылова, Мария Алексеевна, не знала грамоты, но была добра и умна от природы. Крыловы жили в глубокой нищете.

Будущий писатель не учился в школе. Первоначально письму и чтению обучал Ивана Андреевича отец, а затем у него появилась охота к литературе благодаря матери.

В Крылове жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными. Он самоучкой овладел иностранными языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Жизнь не баловала Крылова, и каждый шаг к успеху давался ему с трудностями. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал "Зритель". Но именно басня сделала его известным. Свою первую басню Крылов написал в 11 лет. Известным всей России сделали Крылова басни, написанные в 1812 году по поводу Отечественной войны.

Крылов написал более двухсот басен. Он любил родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. Выражения басенных персонажей близки и понятны самому широкому читателю. Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие свои сюжеты. По воспоминаниям одного из современников, Крылов "посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, кулачные бои, где толкался между пестрою толпою, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов ..."

Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца "дедушки Крылова", как любовно называет его народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт. Басни Крылова переведены на 60 языков.

В баснях Крылова воедино слились речь поэтическая и разговорная; по форме басни очень близки к драматическому произведению. Особенность басен Крылова - новизна образа рассказчика, его умение смеяться вместе с персонажами, смотреть на жизнь их глазами.

В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник великому русскому баснописцу И.А.Крылову, созданный скульптором П.Клодтом. Памятник Крылову был торжественно открыт 12 мая 1855 года.

Пьедесталом памятника служит гранитный куб, полностью покрытый рельефами на сюжеты 36 басен Крылова. На нём можно увидеть героев басен «Квартет», «Лиса и виноград», «Мартышка и очки» и многих других. Памятник окружён оградой, установленной через 20 лет после открытия памятника.

Иван Андреевич Крылов был очень трудолюбивым человеком. А знаете ли вы, что для того, чтобы написать хорошие басни, надо много работать? Только к одной басне «Кукушка и петух», в которой всего 21 строка, в черновых набросках он сделал около 200 строк.

3. Обращение к выставке книг И.А.Крылова.

4. Вступительное слово учителя.

Что такое басня?

В баснях И.А.Крылова широко используется приём аллегории (вывешивается на доске).

Что обозначает термин «аллегория»?

И самое главное, в баснях есть мораль. Объясните это понятие.

Аллегория пришла в литературу из притчи, сказки, особенно из сказок о животных, где действовали традиционные персонажи, - такие, как Лиса, Медведь, Заяц, Волк. Каждый из них был наделён определённой чертой характера.

Басенный Муравей - олицетворение трудолюбия («Стрекоза и Муравей»), Свинья - невежества («Свинья под дубом»), Ягнёнок - кротости («Волк и Ягнёнок»). Иван Андреевич Крылов считал, что искоренить пороки человечества можно через их осмеяние. В его баснях высмеиваются жадность, невежество, глупость. Но Крылов по сравнению с Эзопом не ограничивается только простыми аллегориями. Образы животных у Крылова играют более важную роль - они несут в себе не только отдельные черты, но и целые характеры. Басни Крылова имеют не только богатый бытовой характер, чисто бытовыми можно назвать лишь некоторые из них.

5. Работа над басней И.А.Крылова «Ворона и лисица».

Отгадайте ребус и мы узнаем, о какой басне пойдет речь.

Открытый урок по литературе на тему И.А.Крылов (5 класс)

5.1. Инсценирование басни «Ворона и лисица».

Кто из героев актеров басни вам понравился больше всего и почему?

5.2. Анализ содержания басни «Ворона и лисица».

- Назовите героев басни и охарактеризуйте их на основании анализа их поступков и речи.

4.3. Задание по карточкам. Охарактеризуйте главных героев.

Двое учеников у доски по карточкам, а все остальные в тетради, опираясь на слайды.

Умная глупая

Думающая примитивная

Трудолюбивая ленивая

Воспитанная нахальная, грубая

Думает о других думает только о себе

- Какие аллегорические образы есть в басне?

Прочитайте первые три строчки басни (мораль басни)

-Скажите, о чём предупреждает своих читателей И.А.Крылов.

-Что он советует помнить постоянно?

6. Работа над басней И.А.Крылова «Квартет»

6.1. Игра-загадка.

Сегодня мы будем читать басню, а чтобы узнать, как она называется, нужно прочитать эту строку справа налево.

Т е т р а в К (квартет)

А что такое квартет?

Где четыре музыканта
Замечательно играют
Этот маленький оркестрик
Все квартетом называют.


  1. Словарная работа.

Квартет - музыкальное произведение для четырёх исполнителей.

Показ слайда с музыкальными инструментами. Все эти инструменты называются СМЫЧКОВЫЕ, так как звук извлекается смычком.

А сейчас мы послушаем басню. Вы должны определить, сколько действующих лиц участвуют в этой басне?


  1. Прослушивание басни.

- Так, сколько же действующих лиц вы услышали?

- А можете их назвать?

- О ком и о чём эта басня? (о зверях, которые решили сыграть квартет)

Где происходит действие басни? (Сели на лужок под липки)

- Прочитайте, пожалуйста, начало басни ( 9 строк).

- Всего девять строк, а понять из них можно очень много, если внимательно вчитаться.

-Найдите здесь такие слова, в которых бы выразилось отношение баснописца к своим героям.

- Верит он в то, что у них что-нибудь получится?

"...ударяли в смычки, дерут, а толку нет»

Объясните, как поняли.

- "Играть не умеют. Крылов им не верит. Разве можно так обращаться с музыкальными инструментами-ударили, дерут. Конечно, толку нет и не будет". Начали одновременно, но фальшиво, так, что "слух дерут".

- Как относится Крылов к своим героям?

Иронически, насмешливо, это видно уже с первых строчек басни.

-Давайте рассмотрим иллюстрацию. Она поможет лучше представить горе - музыкантов.

-Как они держат инструменты?

- Они не только играть, они и держать-то инструменты не умеют. Козел своим копытом уже порвал струну, Осел сунул скрипку под горло, а снизу поддерживает инструмент копытом, Мартышка перевернула скрипку, гриф положила на плечо, размахивает смычком, как дирижерской палочкой, а Медведь навалился всей тушей на альт и дерет, как будто бревно перепилить хочет.

-Давайте послушаем голоса этих музыкантов. Как вы думаете, есть у них музыкальный слух? (Слушание)

Да, не музыкальные звери собрались играть Квартет.

  1. Кто же играет? Дайте характеристику этим животным.

  • Проказница- Мартышка, существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое,

  • Козел, лишенный всяких музыкальных способностей (вспоминаем: "козлиный голос"), упрямый, туповатый

  • Осел и

  • косолапый Мишка - неуклюжий увалень с хрупким музыкальным инструментом.

- А как много скрывается за словом Крылова!

- Почему собрались эти музыканты? Затеяли сыграть квартет

-Подберите синонимы: "задумали сыграть", "попытались сыграть"...

-Нет, Крылов нашел такое слово, в самой основе которого содержится что-то случайное, легкое, развлекательное,-"затеяли". Вот так сразу, без подготовки, без умения. Достали инструменты... и сели на лужок играть Квартет.

-В каком значении употребляется глагол затеяли - в его значении чувствуется что-то легковесное, несерьезное, ироническое.

- Дальше лукавинка, насмешка усиливается (как будто большой и мудрый человек покачивает головой:"Ай да хвастунишки!"). Сели не просто играть для себя. А сели что делать? пленять (т. е. очаровывать своим искусством) весь свет. Какая самонадеянность, какое самомнение!

- Как вы думаете, получится у них музыка? Почему?

-В каких строках басни заключена мораль? Кто произносит эти слова?

А главная мысль в словах Соловья: "Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней». Мораль может быть выражена словами героя басни. Суть морали: важно не только уметь играть, но и иметь способности.

  1. Почему ее произносит Соловей? Соловей. Самая музыкальная птичка.

  2. Ребята, а как вы думаете, в чем вина героев, чего им не хватает для осуществления мечты? Нужно учиться

6.3. Разыгрывание басни на музыкальных инструментах.

Давайте, мы с вами попробуем представить себя в роли музыкантов басни «Квартет» и сыграть на музыкальных инструментах веселую мелодию.

Получились ли с нас настоящие музыканты?

7. Работа над басней И.А.Крылова «Демьянова уха».

7.1. Из истории создания басни.

Часто басни И.А.Крылова являются откликами на реальные события общественной жизни. Басня «Демьянова уха» связана с современной писателю литературной жизнью.

«Беседа любителей русского слова» - литературное общество, существовавшее в Петербурге в 1811-1816 гг. Его возглавляли Г.Р.Державин, в доме которого происходили собрания общества, и А.С.Шишков. Большинство членов «Беседы…» придерживались консервативных взглядов, выступали против реформы литературного языка, проводившейся сторонниками Н.М.Карамзина. В 1811 г. Крылов избирается членом «Беседы русского слова». Это не помешало ему иронически относиться к высокопоставленным участникам «Беседы…», в большинстве своём бездарным поэтам, сторонникам отживших литературных традиций, которых он и высмеял в басне «Демьянова уха».

7.2. Выразительное чтение басни или слушание аудиозаписи.

7.3. Анализ содержания басни «Демьянова уха».

- Басня является сценкой, которую легко представить в лицах. Это образный рассказ, в котором не только сюжет, но и персонажи, и фон, на котором разыгрывается действие басни, приобретают реалистический характер. Как достигает этого баснописец? (Прежде всего, разговорными интонациями, простотой, которые помогают обыденному житейскому случаю, бытовому анекдоту приобрести глубокое психологическое значение. В "Демьяновой ухе" даны бытовые зарисовки, тщательно выписаны все детали разыгравшейся сценки. Она настолько выразительна, что нравоучительное заключение кажется излишним, оно заложено во всем образном строе басни.)

- Басня "Демьянова уха" начинается сразу с диалога, в котором раскрываются характеры персонажей, настолько жизненные, что перед читателем не возникает вопрос о морали. Мы словно нечаянно ворвались в чужой спор. Крылов психологически верно и тонко разыгрывает сценку. Проследим поведение хозяина. Каков он в начале басни? (Демьян вначале выглядит просто радушным хозяином, хлебосолом, широкой натурой. Но уже после третьей тарелки он становится мучителем и деспотом.)

- Как показано в басне, что Фока ел уху через силу? Почему он продолжал есть? (Фоку не в силах отказать хозяину, пересиливает себя, боясь показаться невежливым и неблагодарным, хотя уха стала для него настоящим мучением. Этот забавный поединок заканчивается бегством Фоки, не выдержавшего гостеприимства Демьяна.)

- Теперь представим себе место, где происходит действие. (Очевидно, что это крестьянская изба. Крестьянский уклад передан в языке персонажей.)

- В чём особенность языка басни? (Много обращений ("Соседушка", "мой свет", "мой милой!"). Они создают колорит русской речи, богатой разнообразными оттенками (ласковое обращение, вместе с тем полное достоинства), помогают увидеть Демьяна и Фоку.

Подлинно русские выражения ("я сыт по горло", "нужды нет", "на славу сварена"), метонимических выражений, не переводимых ни на один язык ("Я три тарелки съел", "ешь до дна" и т. д.), слова с ласкательными и уменьшительными суффиксами (ушица).

- В каких случаях употребляется выражение "демьянова уха"?

6.4. Выявление морали басни «Демьянова уха».

Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь:

Но если помолчать во время не умеешь

И ближнего ушей ты не жалеешь:

То ведай, что твои и проза и стихи

Тошнее будут всем Демьяновой ухи.

IV. Подведение итогов урока.

Подведением урока будет литературная викторина по прочитанным басням. (Приложение)

И.А.Крылов принадлежал к кругу лучших российских литераторов, его талант высоко ценил Г.Р.Державин. Басни его переведены на европейские языки. Высшая награда для писателя - полное принятие его произведений народом, когда его литературные идеи, фразы, образы становятся поговорками и пословицами.

- Какова мораль сегодняшнего урока? (Знать басни И. А. Крылова - значит знать русскую литературу и историю. Пользоваться «крылатыми выражениями» - значит показать себя образованным и эрудированным человеком.)

V. Домашнее задание.

1.Выучить одну из басен И.А.Крылова наизусть (по выбору).

2.Инд.задание: подготовить выразительное чтение наизусть басни С.В.Михалкова «Грибы», с.81, часть1.

3.Групповое задание: подготовить чтение по ролям басни С.В.Михалкова «Зеркало», с.82, часть 1.

1


© 2010-2022