Рабочая программа по литературе 9 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

19

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верх-Обская средняя общеобразовательная школа им. М.С. Евдокимова»


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР МБОУ «Верх-Обская средняя общеобразовательная школа им. М.С.Евдокимова»

__________/А.Н. Вострикова/

« » __________ 20____г.




УТВЕРЖДЕНА

Директор МБОУ «Верх-Обская средняя общеобразовательная школа им. М.С.Евдокимова»

_____________/ О.В. Смагина/

Приказ № ___от________20____г.


СОГЛАСОВАНО

на заседании Педагогического совета

Протокол № ________

« » ______________201___г.



Рабочая программа

по литературе в 9 классе



Составитель: Ткаченко Марина Александровна,

учитель русского языка и литературы












2014 - 2015 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ



стр.

Паспорт программы ..………………………………………………………………………………………………………………….

3

Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………………

4

Учебно-тематический план ……………………………………………………………………………………………………………

7

Поурочное тематическое планирование................................................................................................................................................

8

Требования к уровню подготовки обучающихся ……………………………………………………………………………………

12

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки ………………………………………………………………

13

Учебно-методическое обеспечение …………………………………..………………………………………………………………………….

Приложения……………………………………………………………………………………………………………………………………………….

16

17





Паспорт

рабочей программы по литературе в 9 классе


Тип программы: программа основного общего образования.

Статус программы: рабочая программа учебного предмета

Назначение программы:

  • для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

- для педагогических работников «Усть-Катунская ООШ», филиал МБОУ «Верх-Обская средняя общеобразовательная школа им. М.С. Евдокимова»

- программа определяет приоритеты в содержании филологического образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

- для администрации «Усть-Катунская ООШ», филиал МБОУ «Верх-Обская средняя общеобразовательная школа им. М.С. Евдокимова»

- программа является основанием для определения качества реализации общего среднего образования.

Категория обучающихся: учащиеся 9 класса «Усть-Катунской ООШ», филиала МБОУ «Верх-Обская средняя общеобразовательная школа им. М.С. Евдокимова»

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 102 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 3 часа в неделю

Формы контроля: пересказ, контрольное тестирование; итоговая контрольная работа; творческие работы, устные и письменные сочинения по прочитанному произведению.




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для 9 класса создана в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

- федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- приказ Министерства образования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);

- программа для общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 классы» под редакцией В.Я Коровиной.

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.12.2005 года № 302 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования»;

- приказ Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 года №1312 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004.№1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» от 30.08.2010.№889;

- учебный план МБОУ «Усть-Катунская ООШ», филиал МБОУ «Верх-Обская средняя общеобразовательная школа им. М.С. Евдокимова» на 2014-2015 учебный год, протокол педсовета №__ от «__» ______ 2014, приказ №____ от «__» ________2014г

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. «Чтение - вот лучшее учение»,- утверждал А.С. Пушкин. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развить их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего. Анализ текста, при котором не нарушается особое настроение учащихся, возникающее при первом чтении, несомненно, трудная, но почётная задача. То же можно сказать и о формировании вдумчивого, талантливого читателя. Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной. Главной идеей программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе 18, 19 и 20 веков. Программа включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя).

Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.

Преподавание предмета «Литература» представляет распределение учебных часов в соответствии ФК ГОС, рассчитано на изучение в 9 классе в объеме 102 часов (3 часа в неделю), что соответствует авторской программе и учебному плану МБОУ «Усть-Катунская ООШ», филиала МБОУ «Верх-Обская средняя общеобразовательная школа им. М.С. Евдокимова».

В Приложении 1 даны примерные списки произведений для заучивания наизусть.

В Приложении 2 даны списки произведений, рекомендованных для самостоятельного чтения.



Соответствие рабочей программы с авторской программой.

УМК

Авторская программа

Кол-во часов

Рабочая программа

Кол-во часов

- Рабочая программа. Литература. Под редакцией В.Я. Коровиной. 5-11 классы;

- В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский. Литература.9 класс. В 2 частях, с приложением на электронном носителе (фонохрестоматия);

- В.Я. Коровина, И.С. Збарский, В.И. Коровин. «Читаем, думаем, спорим…». Дидактические материалы по литературе. 9 класс;

- Н.В. Беляева, О.А. Еремина. Уроки литературы в 9 классе;

- Н.В. Беляева. Литература. 5-9 классы. Проверочные работы


102


102


В связи с возникновением внештатных ситуаций в образовательном процессе школы: карантин, выполнение другой педагогической работы, не связанной с урочной деятельностью выполнение образовательной программы по литературе в полном объеме, целесообразно обеспечить за счет:

  • блочной подачи учебного материала;

  • проведения интегрированных уроков;

  • использования резервного времени, если таковое предусмотрено рабочей программой;

  • проведения уроков в дистанционной форме на платформе «Сетевой город»;

  • проведения уроков под наблюдением специального педагога, предназначенного сопровождать учащихся в овладении учебной программы по планам других учителей.

При внесении изменений в календарно-тематическое планирование практическая часть программы остается неизменной. Предоставляются служебные записки заместителю директора по учебно-воспитательной работе, производятся соответствующие записи в листе коррекции.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование

разделов и тем

Кол-во часов

Из них на развитие

речи


Из них на внеклассное чтение

Сочинения


1.

Введение

1

-

-

-

23.

Иp древнерусской литературы

2

-

-

1

4.

Из литературы XVIII века

10

1

1

1

5.

Из литературы XIX века

54

4

4

4

7.

Из литературы XX века

27

-

2

-

10.

Из зарубежной литературы

8

-

3

-


Итого

102

5

10

6





Поурочное тематическое планирование

№ урока в году

№ урока в теме

Наименование раздела и тем

Всего часов


ВВЕДЕНИЕ

1

1

1

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека

1


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2

2

1

Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве»-величайший памятник древнерусской литературы

1

3

2

Художественные особенности "Слова…": самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Подготовка к домашнему сочинению

1


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII века

10

4

1

Классицизм в русском мировом искусстве.

1

5

2

М.В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. "Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния"

1

6

3

М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

1

7

4

В/Ч Г.Р. Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество. Обличение несправедливости в стихотворении "Властителям и судиям"

1

8

5

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. "Памятник"

1

9

6

А.Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы)

1

10

7

Особенности повествования в «Путешествии…» Жанр путешествия и его содержательное наполнение

1

11

8

Н.М. Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. "Осень". "Бедная Лиза"

1

12

9

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы

1

13

10

Р/Р Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя»

1


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

54

14

1

Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме

1

15

2

Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. "Море". "Невыразимое"

1

16

3

В.А. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады

1

17

4

А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга.

1

18

5

А.С. Грибоедов. «Горе от ума».

1

19-20

6-7

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»

2

21-22

8-9

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей

2

23

10

Р/Р Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1

24

11

Р/Р И.А. Гончаров. "Мильон терзаний". Подготовка к домашнему сочинению по комедии "Горе от ума"

1

25

12

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика

1

26

13

Лирика петербургского периода. "К Чаадаеву". "К морю", "Анчар"

1

27

14

Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. "На холмах Грузии лежит ночная мгла…", "Я вас любил; любовь ещё, быть может…"

1

28

15

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. "Пророк". "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…"."Бесы"

1

29

16

Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии "Горе от ума", лирике А.С. Пушкина

1

30

17

В/ЧА. С. Пушкин. "Цыганы" как романтическая поэма

1

31

18

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

1

32

19

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути

1

33

20

Татьяна Ларина - нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга

1

34

21

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем

1

35

22

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа

1

36

23

Пушкинская эпоха в романе. "Евгений Онегин" как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.

1

37

24

Р/Р Пушкинский роман в зеркале критики: В. Г. Белинский, Д. И. Писарев, А. А. Григорьев, Ф. М. Достоевский, философская критика начала XX века. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

1

38

25

В/Ч А. С. Пушкин "Моцарт и Сальери"

1

39

26

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова. "Нет, я не Байрон, я другой…", "Молитва", "Парус", "И скучно и грустно…"

1

40

27

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова. "Смерть поэта", "Поэт", "Пророк", "Я жить хочу! Хочу печали…", "Есть речи - значенье…"

1

41

28

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним. "Нет, не тебя так пылко я люблю…", "Расстались мы; но твой портрет…", "Нищий"

1

42

29

Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова. "Дума", "Предсказание". Тема России и её своеобразие. "Родина"

1

43

30

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности

1

44

31

М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени". Печорин как представитель портрета поколения. Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»

1

45-46

32-33

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист»

2

47

34

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина

1

48

35

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина

1

49

36

Споры о романтизме и реализме романа "Герой нашего времени". Поэзия М. Ю. Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению

1

50

37

Контрольная работа по лирике М. Ю. Лермонтова, роману "Герой нашего времени"

1

51

38

Н.В. Гоголь. Страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». «Мертвые души»

1

52-53

39-40

Система образов поэмы «Мёртвые души»

2

54

41

Образ города в поэме «Мёртвые души»

1

55

42

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой

1

56-57

43-44

«Мёртвые души» - поэма о величии России. Поэма в оценках Белинского. Подготовка к сочинению

2

58

45

А. Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок»

1

59

46

Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы "Бедность не порок". Комедия как жанр драматургии

1

60-61

47-48

Ф. М. Достоевский. Слово о писателе. Тип "петербургского мечтателя" в повести "Белые ночи"

2

62

49

Роль истории Настеньки в повести "Белые ночи"

1

63

50

В/Ч Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии «Юность»

1

64

51

А.П. Чехов. Слово о писателе. "Смерть чиновника"

1

65

52

А.П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире

1

66

53

Р/Р Подготовка к сочинению - ответу на проблемный вопрос "В чём особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века?"

1

67

54

В/Ч Беседа о стихах Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А, Фета

1


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

27

68

1

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений.

1

69

2

И.А. Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи»

1

70

3

Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Тёмные аллеи». Лиризм повествования

1

71

4

М. А. Булгаков. Слово о писателе. "Собачье сердце" как социально - философская сатира на современное общество

1

72

5

Поэтика повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»

1

73

6

М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».

1

74

7

Особенности авторского повествования в рассказе "Судьба человека"

1

75

8

А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор».

1

76

9

Образ праведницы в рассказе "Матренин двор"

1

77

10

Контрольная работа или зачётное занятие по произведениям второй половины XIX - XX века

1

78

11

Русская поэзия Серебряного века

1

79

12

А. А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…»ри

1

80

13

С. А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С. А. Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…»

1

81

14

Размышления о жизни, любви, проде, предназначении человека в лирике С. А. Есенина. «Письмо женщине». «Не жалею, не зову, не плачу…». «Отговорила роща золотая…»

1

82-83

15-16

В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «Да вы могли бы?», «Люблю» (отрывок)

2

84

17

М. И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идешь на меня похожий…». «Бабушке». «Мне нравится, что вы больны не мной…». «Стихи к Блоку». «Откуда такая нежность?»

1

85

18

"Родина". Образ Родины в лирическом цикле М. И. Цветаевой "Стихи о Москве"

1

86

19

Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание»

1

87

20

А. А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике

1

88

21

Стихи А. А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики

1

89

22

Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво…», «Во всем мне хочется дойти…»

1

90

23

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. «Урожай», «Весенние строчки»

1

91

24

А. Т. Твардовский. "Я убит подо Ржевом". Проблемы и интонации стихов о войне

1

92-93

25-26

В/Ч Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX - XX веков

2

94

27

Зачётное занятие по русской лирике XX века

1


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

8

95

1

В/Ч Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…». Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…»

1

96

2

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия»

1

97

3

У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет».

1

98

4

В/Ч Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии

1

99

5

И. В. Гёте. Слово о поэте. "Фауст" (Обзор с чтением отдельных сцен). Эпоха Просвещения

1

100

6

В/Ч Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхем. Идейный смысл трагедии

1

101-102

7-8

Итоги года и задания для летнего чтения

2

Требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 9 класса.

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

  • .Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения - только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Критерии оценки знаний умений и навыков учащихся по литературе

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе - 1 -1,5 тетрадные страницы, в 6 классе-1,5-2, в 7 классе - 2-2,5, в 8 классе - 2,5-3, в 9 классе - 3-4, в 10 классе - 4-5, в 11 классе - 5-7.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-ом и 10 дней в 9-11- ых классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая - за грамотность. В 5-9-ых классах первая оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая - к русскому языку.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2.Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

3.Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5.Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи.

6.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка сочинений

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 - 100 %;

«4» - 78 - 89 %;

«3» - 60 - 77 %;

«2» - менее 59%.





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (см.: Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Федеральный базисный учебный план (см.: Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»);

  • Примерная программа основного общего образования по литературе. Базовый уровень. (2004)

2. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

  • Коровина В.Я., Журавлев В.П., В.И. Коровин. Литература.9 класс. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2012.

  • В.Я. Коровина. Программа по литературе.5-11 классы. - М.: Просвещение, 2008.

  • Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по литературе: 7 класс. М.: Просвещение, 2010.

3. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  • Портреты писателей и раздаточный материал для 5-9 классов.

  • Фонохрестоматия к учебнику «Литература 9 класс»: Электронное учебное пособие на СD-RОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. М.: Просвещение, 2010.




Приложение 1

Произведения для заучивания наизусть

На протяжении учебного года должно быть выучено примерно 10-12 стихотворений или отрывков из прозаических произведений.

Выбор их осуществляет учитель вместе с учениками

Девятый класс

Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).

М.В. Ломоносов. Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния (отрывок по выбору учащихся).

Г.Р. Державин. Властителям и судиям. Памятник (на выбор).

А.С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого).

А.С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Мадона. Пророк. «Я вас любил…» (по выбору учащихся).

Евгений Онегин (отрывок по выбору учащихся, например «Письмо Татьяны», «Письмо Онегина»).

М.Ю. Лермонтов. Смерть поэта. «И скучно и грустно». Родина. Пророк. Молитва (по выбору учащихся).

А.А. Блок. «Ветер принес издалека…». «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…» (на выбор).

С.А. Есенин. «Край ты мой заброшенный…». «Не жалею, не зову, не плачу…». «Разбуди меня завтра рано…». «Отговорила роща золотая…» (по выбору учащихся).

В.В. Маяковский. Люблю (отрывок).

М.И. Цветаева. «Идешь, на меня похожий…». «Мне нравится, что вы больны не мной…». Стихи о Москве. Стихи к Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по выбору учащихся).

Н.А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…». «Где-то в поле возле Магадана…». О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст. Завещание (по выбору).

А.А. Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Не с теми я, кто бросил землю…». «Что ты бродишь неприкаянный…». Муза. «И упало каменное слово…» (по выбору).

А.Т. Твардовский. Весенние строчки. «Я убит подо Ржевом…» (отрывок).


Приложение 2

Произведения для самостоятельного чтения

Девятый класс

Слово о полку Игореве. Повесть временных лет.

Д.И. Фонвизин. Бригадир.

Стихотворения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, К.Н. Батюшкова, Е.А. Баратынского.

А.Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву.

Н.М. Карамзин. История государства Российского.

А.С. Пушкин. Стихотворения. Борис Годунов. Маленькие трагедии.

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения.

Н.В. Гоголь. Петербургские повести.

А.Н. Островский. Пьесы.

Стихотворения Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова, Я.Н. Полонского.

И.С. Тургенев. Первая любовь. Стихотворения.

Л.Н. Толстой. Отрочество. Юность.

Ф.М. Достоевский. Белые ночи.

А.П. Чехов. Рассказы. Водевили.

И.А. Бунин. Рассказы. Стихотворения. Жизнь Арсеньева.

М. Горький. Мои университеты.

Стихотворения А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой, Н.А. Заболоцкого, А.Т. Твардовского, Н.М. Рубцова, Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенского, Б.А. Слуцкого, И.А. Бродского и др.

М.А. Булгаков. Рассказы.

Повести и рассказы Н.С. Лескова, В.В. Гаршина, Г.И. Успенского, М.А. Шолохова, Ю.В. Трифонова, В.П. Астафьева.

Исторические произведения А.Н. Толстого, Ю.Н. Тынянова, М. Алданова, М.А. Осоргина, К.Г. Паустовского и др.

Сатирические произведения А.Т. Аверченко, Тэффи, М.М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, Ф. Искандера и др.

Научная фантастика А.Р. Беляева, И.А. Ефремова, братьев Стругацких, К. Булычева и др.

Пьесы А.В. Вампилова, В.С. Розова.

Повести о Великой Отечественной войне Г.Я. Бакланова, Ю.В. Бондарева, В.В. Быкова и др.


Из зарубежной литературы

У. Шекспир. Комедии и трагедии.

Ж. - Б. Мольер. Комедии.

Дж. Г. Байрон. Стихотворения.

О. де Бальзак. Отец Горио. Евгения Гранде.

Лист коррекции


№ или тема урока

Дата проведения по плану


Причина несоответствия

Фактическая дата проведения







© 2010-2022