Конспект урока по русскому языку в 5 классе Буквы Е - И в корнях с чередованием

Предлагаю конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему "Буквы Е - И в корнях с чередованием". Цели урока: показать закономерность чередования Е - И в корнях слов; формировать орфографические умения и навыки по правописанию букв Е - И в корнях с чередованием; развивать навыки рассуждения, мотивацию к познавательной деятельности. Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правило правописания Е - И в корнях с чередованием, объяснять языковые явления. Оборудование: учебник русского ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5 класс. Буквы Е - И в корнях с чередованием.

Тема урока. Буквы Е - И в корнях с чередованием.

Цели урока: показать закономерность чередования Е - И в корнях слов; формировать орфографические умения и навыки по правописанию букв Е-И в корнях с чередованием; развивать навыки рассуждения, мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правило правописания Е -И в корнях с чередованием, объяснять языковые явления.

Оборудование: учебник русского языка 5-й класс под редакцией Т.А.Ладыженской, листы учета знаний, и/а доска, сигнальные карточки с буквами О. А, Е, И, раздаточный печатный материал, таблица «Буквы Е-И в корнях с чередующимися гласными».

Ход урока.

Приветственное слово учителя и подготовка тетрадей к работе.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Задание 1.

Интерактивная доска. Работа с текстом.

У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу.

Расул Гамзатов.

• Прочитать текст.

• Определить его основную мысль. Что хотел сказать этим текстом автор?

(Как надо жизнь прожить.)

• Какой это тип речи?

(Рассуждение).

? На какие правила пропущены гласные в словах?

(Чередующиеся гласные в корнях слов).

? Какие корни с чередующимися гласными вы знаете еще?

Демонстрация таблицы.

Индивидуальное задание:

подготовить устное высказывание о чередующихся гласных по таблице.

Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание

(1 человек работает с доской и обозначает орфограмму, остальные записывают слова в тетрадь).

Учитель объявляет учащимся о том, что на уроке будут листы учета знаний, в которые они будут ставить себе баллы за выполненные задания, а в конце урока - подведение итогов.

Задание 2.

Буквенный диктант на закрепление правила о чередующихся гласных в корнях слов КАС-КОС, ЛАГ-ЛОЖ, РАСТ-РАЩ-РОС.

Вставьте в слова пропущенные буквы. Поставьте в тетрадь цифру 1, если в слове пишется О; 2 - пишется А.

Растение, изложение, росток, касание, излагать, выращенный, прикосновение, отрасль.

Самопроверка по и/а доске:

Ответ: 2 1 1 2 2 2 1 2

0 ош. - 3 б

1 ош. - 2 б

2, 3 ош. - 1 б

> 3 ош. - 0

Занесение результатов в оценочный лист.

Делаем выводы о чередующихся А и О.

ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Создание проблемной ситуации. У и/а доски работает ученик, который выполняет необходимые действия со словами.

Прочитайте записанные на и/а доске слова парами:

Собирать - соберу

Отпирать - отпереть

Задирать - задеру

Вытирать - вытереть

Замирать - замереть

Расстилать - расстелю

Замирать - замереть

Выделите корни. Одинаковые корни или разные? (Слова однокоренные)

Подчеркните гласные в них. Что заметили? Как называется такое явление? Гласные чередуются, чередование.

Сформулируйте тему урока, о чем мы сегодня будем говорить. (Буквы е-и в корнях с чередованием).

Ребята записывают тему урока в тетрадь.

Запишите вопрос, на который бы вы хотели получить ответ в ходе сегодняшнего нашего урока? (Узнать, от чего зависит написание гласных Е-И.)

Попытаемся сами узнать от чего зависит написание чередующихся гласных И-Е.

Посмотрите внимательно на пары этих слов, какую закономерность здесь можно увидеть?

(Ребята находят зависимость написания букв Е-И от наличия или отсутствия суффикса А).

В случае затруднения:

Выделите суффиксы. Существует ли какая-то закономерность при написании гласных Е или И в данных словах?

Сверим вывод с правилом в учебнике.

Обратите внимание на таблицу, на ней изображены все корни, в которых происходит чередование И-Е.

Посмотрим сценку. «Суффикс-консультант» (*Из книги В. Волиной «Веселая грамматика»).

1-й ученик:

Поручили Незнайке написать плакат. Начал он было писать, да задумался: как правильно - собирайте или соберайте? Думал он долго, да так ничего и не придумал. Но тут вспомнил о справочном бюро.

Незнайка. 2-й ученик (по телефону): Скажите, пожалуйста, как надо писать: собирайте или соберайте?

3-й ученик:

В таких корнях, где чередуются И и Е, всё зависит от меня, Суффикса. Если после корня во мне стоит буква А, то я допускаю в корень только И; если стоит другая буква, пишите Е. Повторяйте за мной и учите это правило:

Если после корня - А,

В корне будет И всегда!

Вот пример, запоминай:

Ноги вытер? Вытирай!

Стихотворение написано на и/а доске. Хоровое проговаривание.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Задание 3.

Выполняем упражнение на зеленой карточке.

Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму.

Разб…раешь - разб…рёшь,

прод…раешь - прод…рёшь,

Зам…рает - зам…р,

зап…рает - зап…р,

прот…рал - прот…реть,

бл…стать - бл…стеть,

выж…гал - выж…г,

перест…лать - перест…лить.

Самопроверка: слова написаны на и/а доске

Занесем результаты в оценочный лист.

? Можно ли пользоваться проверочным словом при объяснении правописания слов с чередованием?

(Нужно знать правило).

Физкультминутка.

Игра «Хлопок». Учитель называет слоава с чередующимися Е и И в корне. Слово с И - хлопок.

Слова для игры: забирать, протереть, протирать, расстилать, постелить, запереть, запирать.

Обратить внимание на тему урока и главный вопрос урока. Что мы узнали?

Задание 4.

Выборочный диктант (раздаточный материал).

Выпишите из предложений только те слова, в корне которых может произойти чередование гласных Е-И, обозначьте орфограмму.

1) Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. 2) Песня замирает далеко в полях. 3) Нигде не зажигали огня, не садились ужинать. 4) Пролитую воду не соберёшь. 5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна. 6) Улицы упирались в голые скалы. 7) Сладость победы стирает горечь терпения. 8) Крепость изнутри берут. 9) Далёкий от земного мира, я должен здесь и умереть. 10) Одной рукой поджигает, а другой тушит.

Проверка: и/а доска.

Блестят, замирает, зажигали, соберёшь, пробирается, упирались, стирает, берут, умереть, поджигает.

0 ош. - 3 б

1, 2 ош. - 2 б

3, 4, 5 ош. - 1 б

> 5 ош. - 0

Занесение результатов в оценочный лист.

Задание 5.

Работа с сигнальными карточками (на карточках буквы Е, И).

Задание: поднять карточку, в зависимости от того, какая буква пишется в слове.

Избиратель, замереть, прилагательное, растереть, разрастить, отрасль, задирать, отпирать, расположить.

Самолёт набирает высоту. Дорога стелется во ржи. Зимой жизнь в лесу замирает.

Задание 6.

Творческое задание (раздаточный материал).

Ваша мама попросила вас научить младшего брата (сестру) правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составите памятку с советами.

Например:

1. Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.

Перед выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятка:

1) Используй короткие простые предложения;

2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч. и предавать совет, просьбу.

? Какое местоимение соответствует 2 л. ед. ч.? (Ты).

Набор глаголов с чередующимися корнями:

Собирать (соберу), убирать (уберу), вытирать (вытереть), расстилать (расстелить), задирать (задерёт), растирать (растереть).

Примерные предложения.

1. Вытирай тщательно вымытые руки!

2. Постели салфетку на колени.

3. Не задирай ноги и не болтай ими.

4. Убирай локти со стола.

5. Вытирай рот не рукавом, а салфеткой.

6. Не втирай в скатерть пролитый суп.

7. После еды убери за собой посуду.

8. Не поленись, собери крошки и другой мусор.

Поставим оценку за задание:

4-5 предложений - 3 балла

3-2 предложения - 2 балла

1 предложение - 1 балл

Подведем итоги, обратимся к оценочным листам.

Оценка

10-11 баллов - 5

8-9 баллов - 4

7-6 баллов - 3

Меньше 6 баллов - 2

Рефлексия.

Вспомним, какое правило изучали?

Какова была учебная задача? Справились ли с ней?

Какой же суффикс командует корнями с чередующимися Е-И?

Что было трудно?

Что было интересно?

Домашнее задание (написано на закрытой доске).

1. Выучить правило.

2. Напишите сочинение-миниатюру «Как я убираю свою комнату». Используйте в своем сочинении опорные слова с чередующимися гласными в корне: cобирать, вытирать, застилать, положить и т.д. Обозначьте условия выбора гласных букв в корнях с чередованием.

© 2010-2022