Элективный курс по русскому языку ( 9класс)

Элективный курс «ПОДГОТОВКА К ОГЭ», предназначен для подготовки учащихся 9  к прохождению итоговой аттестации, расширяет,  обобщает содержание базового курса русского языка в 5-9 классах, а также основной целью элективного курса является повышение грамотности. Многие орфограммы, изученные в 5-7 классах, забываются. Учащимся 9 класса особенно необходимы навыки орфографической грамотности, в связи с окончанием курса основной школы и сдачей письменного экзамена по русскому языку.Элективный курс поз...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

элективный курс

«Подготовка к ОГЭ по русскому языку».

(9 класс)


Пояснительная записка

Новая форма итоговой аттестации в 9 классе - это современная форма государственной (итоговой) аттестации учащихся, позволяющая объективно оценить предметную подготовку школьников. Оценка уровня подготовки девятиклассников предполагает сравнение реального уровня обученности ученика с эталонным уровнем, зафиксированным в стандарте образования.

Элективный курс «ПОДГОТОВКА К ОГЭ», предназначен для подготовки учащихся 9 к прохождению итоговой аттестации, расширяет, обобщает содержание базового курса русского языка в 5-9 классах, а также основной целью элективного курса является повышение грамотности. Многие орфограммы, изученные в 5-7 классах, забываются. Учащимся 9 класса особенно необходимы навыки орфографической грамотности, в связи с окончанием курса основной школы и сдачей письменного экзамена по русскому языку.

Элективный курс позволяет осуществить целостный, системный подход к повторению и обобщению орфографических тем, большая часть которых объединяется в своеобразные блоки.

Экзаменационная работа состоит из 3-х частей: часть «А» - написание сжатого изложения по предложенному тексту, часть «В» - выполнение тестовых заданий с выбором ответа и открытым ответом, часть «С» ( 15.1,15.2,15.3) - написание сочинения-рассуждения.

В ходе занятий учащиеся должны научиться:

  • овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;

  • научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;

  • владеть формами обработки информации исходного текста;

  • работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;

  • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

  • самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;

  • работать с бланками экзаменационной работы;

  • сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Программа предусматривает разные виды деятельности учащихся: коллективную, групповую, парную, индивидуальную. Используются разнообразные методы работы: беседа, самостоятельный анализ, работа с таблицами, схемами, алгоритмами. В процессе работы предусмотрен текущий и итоговый контроль.

Работа по данной программе позволяет ученику проверить свои знания, потренироваться в выполнении различных видов заданий, повторить и систематизировать важнейшие сведения по основным разделам курса русского языка.

Целью курса является обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации.

- формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;

- овладение нормами русского литературного языка;

-обогащение словарного запаса;

комплексная работа с текстом;

- развитие речи учащихся

Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации. В ходе занятий учащиеся должны научиться:

  • работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);

  • четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;

  • выполнять различные типы тестовых заданий;

  • самостоятельно распределять время на выполнение заданий;

  • четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;

  • хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;

  • правильно отмечать в бланке вариант ответа;

  • вносить исправления в бланк экзаменационной работы;

-овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;

-научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;

-сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

Предполагаемый результат

Качественная подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в 9-х классах в новой форме.

Программа рассчитана на 34 учебных часа.

Содержание программы

I. Введение.

Содержание экзаменационной работы.

Элементы содержания экзаменационного теста:

1. Язык: фонетика, лексика, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис.

2. Речь: текст, его тема и основная мысль, средства художественной выразительности. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Стили речи: разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный.

3. Орфография.

4. Пунктуация.

5. Культура речи. Нормы литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.

Структура экзаменационной работы.

Часть I. Написание сжатого изложения по прослушанному тексту (С1).

Части II выполняются на основе одного прочитанного текста.

Задания с выбором ответа и с кратким ответом.

Часть III. Творческое задание. Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему (15.1).

II. Творческие задания: изложение и сочинение-рассуждение. Написание сжатого изложения по прослушанному текст .Создание сочинения-рассуждения. Сжатое изложение. Структурные особенности сжатого изложения Что такое микротема. Абзацное членение текста. Информационная обработка текста. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. ИСКЛЮЧЕНИЕ. ОБОБЩЕНИЕ. УПРОЩЕНИЕ

Основные приёмы создания сочинения-рассуждения. Комментированное чтение предложенного текста. Способы моделирования вступления, основной части и заключения. Способы выражения личностной позиции. Умение аргументировать собственные высказывания.

III. Теоретический минимум для подготовки к экзамену. Тематическая диагностика по разделам курса.

Фонетика и графика.

Лексика и фразеология.

Морфемика и словообразование.

Грамматика. Морфология.

Грамматика. Синтаксис.

Орфография.

Пунктуация.

Речь.

Языковые нормы.

Выразительность русской речи.

IV. Практикум по образцам экзаменационных тестов. Диагностика, коррекция по результатам диагностики.

Итоговый контроль.

Структура программы.

Программа состоит из четырёх разделов.

I раздел. Введение.

Знакомит с содержанием и структурой экзаменационной работы. Ориентирован на информационную обработку текста (сжатое изложение).

II раздел .Ориентирован на обучение учащихся приёмам создания сочинения-рассуждения и написания сжатого изложения

III раздел.

Предусматривает повторение теоретического минимума по разделам курса русского языка.

IV раздел

Предполагает практическую работу по тестам. Диагностику и коррекцию по результатам диагностики. Итоговый контроль.

Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Количество тестов и работ по развитию речи

1.Введение

2

2.Творческие задания: изложение и сочинение-рассуждение

10

4

3.Теория.

Фонетика и графика. Лексика и фразеология.

Морфемика и словообразование. Грамматика. Морфология. Выразительность русской речи. Синтаксис. Стили речи: разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный. Языковые нормы.

17

4. Практикум по образцам экзаменационных тестов. Итоговый контроль.

5

ИТОГО

34

9

Календарно- тематическое и поурочное планирование

п/п

Тематическое планирование с указанием количества часов

Поурочное планирование с указанием количества часов

Дата

по плану

факти

ческая

Введение-2ч.

1.

1ч. Вводное занятие. Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий.

2.

2ч. Знакомство с демонстрационным вариантом 2013/14. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.


Творческие задания: изложение - 4ч и сочинение-рассуждение -6 ч. = 10ч.

3.

1ч. Задание С1. Сжатое изложение. Структурные особенности сжатого изложения. Что такое микротема. Абзацное членение текста. Информационная обработка текста.

4.

2ч. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. ИСКЛЮЧЕНИЕ. ОБОБЩЕНИЕ. УПРОЩЕНИЕ.

5

3ч.Р.р. Выбор приемов сжатия. Учимся писать сжатое изложение

6

4ч.Р.р. Написание сжатого изложения. Редактирование изложений

Сочинение-рассуждение-6ч.


7

5ч. Задание С2.1. Сочинение на лингвистическую тему. Структура сочинения на лингвистическую тему.

8

6ч. Учимся формулировать тезис. Способы моделирования вступления.

9

7ч. Учимся аргументировать. Способы моделирования основной части. Выражение личностной позиции. Аргументация собственных высказываний

10

8ч. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему. Способы моделирования заключения сочинения-рассуждения

11

9ч.Р.р. Учимся писать сочинение на лингвистическую тему.

12

10ч.Р.р. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Редактирование и рецензирование сочинений



Теоретический минимум для подготовки к экзамену.

Фонетика и графика. Лексика и фразеология.

Морфемика и словообразование. Грамматика. Морфология.

Выразительность русской речи -5ч.

13

1ч. Задание 2.Понимание текста. Целостность текста. Извлечение

14

2ч. Теория. Изобразительно-выразительные средства языка

15

3ч. Задание 3.Изобразительно-выразительные средства языка

16

4ч. Задание 4.Правописание приставок

17

5ч. Задание 5.Правописание суффиксов




Грамматика. Синтаксис. Стили речи: разговорный, официально- деловой, публицистический, научный, художественный Языковые нормы.

-12ч.


18


1ч. Задание 6. Стили речи: разговорный, официально-деловой, публицистический.

19

2ч. Теория. Виды связи слов в словосочетании

20

3ч. Задание 7. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании

21

4ч. Теория. Грамматическая основа предложений и способы выражения подлежащего и сказуемого.

22

5ч. Задание 8. Грамматическая основа предложений и способы выражения подлежащего и сказуемого.

23

6ч. Задание 9. Простое осложненное предложение. Знаки препинания при однородных членах, обособленных и уточняющих членах предложения.

24

7ч. Задание 10.Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания при вводных словах и предложениях, обращениях.

25

8ч. Задание 11. Грамматическая основа предложения.

Тире между членами предложения.

26

9ч. Задание 12.Знаки препинания в сложносочиненном предложении

27

10ч. Задание 12.Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

28

11ч. Задание13.Сложноподчинённые предложения с однородным, ,неоднородным(параллельным), последовательным подчинением. Способы связи в сложной синтаксической конструкции

29

12ч. Задание 14. Сложные предложения с различными видами связи. Сложные бессоюзные предложения. Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении.

Практикум по образцам экзаменационных тестов. Итоговый контроль -5ч.

30

1ч. Работа по тестам, составленным по образцу демоверсии 2015г.

31

2ч. Работа по тестам, составленным по образцу демоверсии 2015г.

32

3ч. Коррекция по результатам диагностики. Практикум.

33

4ч. Итоговая работа по тестам

34

5ч. Итоговая работа по тестам




© 2010-2022