Творческая мастерская на уроке литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творческая мастерская на уроке литературы

Тема: Трагедия одиночества по пьесе А. Островского «Бесприданница»

Цель: помочь учащимся понять, почему одинока Лариса.

Оформление и оборудование: иллюстрации к пьесе, фрагменты фильма Э. Рязанова «Жестокий романс», аудиозаписи романсов «Любовь - волшебная страна», «Не искушай меня без нужды», «А напоследок я скажу…». Мини-декорации: «окно с видом на Волгу», кресло-качалка, на которое наброшена шаль; гитара.

Ход урока-мастерской

1. Эмоциональный настрой.

Звучит романс «Любовь - волшебная страна» (стихи Э. Рязанова, музыка А. Петрова).

Слово Мастера:

-Волшебная страна - любовь, и только в ней возможно счастье». Лариса, героиня пьесы А. Островского «Бесприданница», стремится в эту волшебную страну, но переживает боль разочарования, измены и гибнет. Почему погибает Лариса? Неизбежна ли ее смерть? Как выжить и остаться чистым душой в этом сложном мире?

Учащиеся с помощью Мастера формулируют цели урока-мастерской.

2. Создание индивидуальной гипотезы, рисунка, проекта.

- Запишите слова, словосочетания, которые у вас ассоциируются с образом Ларисы. Сделайте первый выбор. Учащиеся зачитывают ассоциативный ряд слов, дополняя его словами или словосочетаниями, предложенными одноклассниками.

3. Работа в группе.

Вопросы и задания:

1 группа. «Я любви искала и не нашла»: Паратов и Лариса.

- Кто такой Паратов? Как характеризуют его другие действующие лица?

- Каковы нравственные принципы Паратова? Как они раскрываются во взаимоотношениях с Ларисой?

2 группа. «Я ваш хозяин»: Лариса и Карандышев.

- Кто такой Карандышев? Как он себя ведет себя с Вожеватовым, Кнуровым, Паратовым и другими?

3 группа. «Бесприданницы - то и находят женихов хороших»: Лариса Огудалова.

- Какой представляется вам главная героиня?

- Как Лариса чувствует себя в доме матери? Похожа ли она на мать?

- За что Лариса полюбила Паратова? Каким она его представляет?

- Любит ли Лариса Карандышева? Почему она решила выйти за него замуж?

4. Представление результатов работы групп.

Каждая группа представляет результаты своей работы. Учащиеся записывают в тетради продолжение ассоциативного ряда слов, делают второй выбор.

Разрыв (новое видение проблемы) -1

Просмотр эпизода из фильма «Жестокий романс» (Паратов после разлуки приезжает в дом к Огудаловым, встреча с Ларисой, потом с Карандышевым).

- Какое впечатление произвела на вас эта сцена?

- Какое чувство у вас вызывает Паратов. Карандышев? В чем сложность его образа? (Отвечают ученики 1 группы)

- В чем сходство и в чем различие между Паратовым и Печориным? (Отвечают ученики 2 группы)

- В чем заключается сложность характера Паратова? (Отвечают ученики 3 группы)

Разрыв (новое видение проблемы) - 2

Звучит романс «Не искушай меня без нужды»(стихи Е.Баратынского, музыка М. Глинки)

- Почему Лариса поет именно этот романс?

- Почему она так идеализирует Паратова?

- С какими литературными героинями можно сравнить Ларису? Почему?

- Что главное в жизни Ларисы? Как это ее характеризует?

- Почему Лариса одинока?

Разрыв (новое видение проблемы) - 3

Подготовленная ученица читает монолог Ларисы.

- Почему Лариса не может совершить самоубийство? Есть ли у нее выбор?

Разрыв (новое видение проблемы) - 4

Просмотр эпизода из фильма (финальная сцена).

- Почему Лариса погибает?

- Сравните этот эпизод с финалом пьесы. В чем разница? Как характеризует героиню монолог, представленный в пьесе? Как изменена трактовка образа в фильме?

Разрыв (новое видение проблемы) - 5

- Вокруг пьесы и ее главной героини до сих пор ведутся споры не только среди зрителей, но и среди литературоведов и театральных критиков. П. Боборыкин писал, что «эта девушка со своими страданиями могла бы привлечь наше внимание, будь она личностью колоритной, крупной, общественно значимой. Увы (…) ничего этого в ней нет, Лариса говорит банальности, ее рассказ о том, почему она Паратова развратника и нахала, считает «героем», просто смешон своей умственной и нравственной низменностью». Можете ли вы согласиться с этим мнением? Считаете ли вы речи Ларисы «банальными», «смешными», «умственно низменными»? Обоснуйте свое мнение.

- Литературовед В.Лакшин считает, что «трудно судить Ларису за эту опустошенность души». Вы можете согласить с этим мнением? Если да, то кого же надо винить?

Учащиеся делают третий выбор.

- Кто изменил свой выбор в ходе беседы?

Творчество.

Учащиеся пишут сочинение-размышление на одну из тем: «Если бы пистолет Карандышева дал осечку, какой могла бы быть дальнейшая судьба Ларисы?», «Есть ли в пьесе Островского герой, которому вы бы отдали руку Ларисы Огудаловой?», «А напоследок я скажу…», «Современна ли история Ларисы Огудаловой?».

Рефлексия.

Мастер интервьюирует учащихся:

- Как вы чувствовали себя на уроке?

- Получили ли вы ответы на свои вопросы?

- С чем вы согласны?

- Какие у вас пожелания к учителю, одноклассникам?



© 2010-2022