Урок русского языка Морфологический разбор имени прилагательного (5 класс)

Данная разработка представляет собой обобщающий урок по теме "Имя прилагательное". Итоговое занятие предполагает повторение и систематизацию полученных ранее знаний. В ходе урока для учащихся представляется чёткая схема морфологического разбора имени прилагательного.После фронтального опроса предполагается небольшая самостоятельная работа на закрепления навыков этой темы.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Морфологический разбор имён прилагательных.


Цель урока: систематизировать знания об имени прилагательном.

Задачи:

  • Обучающие: систематизировать знания об именах прилагательных, как о частях речи;

  • Развивающие: развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве; развитие речи и логики мышления.

  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение к слову, его структуре; воспитывать умение уважать мнение собеседника, сознательность, дисциплинированность, аккуратность.


  1. Мотивационный этап.

Ребята, сегодня мы с вами подводим итог в изучении имени прилагательного как части речи. Открываем свои тетради, запишем число и тему нашего урока.


  1. Деятельностный этап.


  1. Повторение прошлых тем.

Вспомним, что такое имя прилагательное.

Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? каков? какова? каковы?

В предложении прилагательное может быть второстепенным членом предложения (Наступила холодная зима). (Мороз жгуч).

Имя прилагательное в предложении связано с именем существительным и стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное. (В ближнюю рощу)

Имя прилагательное изменяется по числам, родам и падежам. (Морозный день - м.р. ед. ч.); (морозная погода - ж. р. ед. ч.); (морозное утро - ср. р. ед. ч.); (морозные дни - мн. ч.).


  1. Схема морфологического разбора.

(От) южного (солнца)

  1. Южного - имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (от солнца)какого?

  2. Морфологические признаки:

1. Н. ф. - южный (ед. ч., м.р., И. п)

2. Постоянные морфологические признаки: относительное;

3. Непостоянные морфологические признаки:

а) ед. ч.;

б) ср. р.;

в) Р. п.

  1. От южного солнца - (определение)

Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех (Исаковский).

  1. Хороша - имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (страна) какова?

  2. Морфологические признаки:

1. Н. ф. - хороший (ед. ч., м.р., И. п)

2. Постоянные морфологические признаки: качественное прилагательное; есть степени сравнения (лучше) и краткая форма (хорош);

3. Непостоянные морфологические признаки:

а) кр. форма;

б) ед. ч.;

в) ж. р.;

  1. Хороша страна (сказуемое)


  1. Самостоятельная работа.

По вариантам морфологический разбор:

1 в - интересную книгу

2 в - в дальние страны

III. Рефлексивный этап.

Что нового мы узнали с вами сегодня на уроке?

Кто мне может рассказать мне схему морфологического разбора имени прилагательного?

Д/з: морфологический разбор в горной местности, у лисьей норы, небо сердито.


© 2010-2022