Конспект урока. Обобщающий урок по лексике и фразеологии

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Обобщающий урок по разделу

«Лексика и фразеология».

Цель:

- обобщить и систематизировать имевшиеся и полученные знания по лексике и фразеологии русского языка;

- пополнять словарный запас; развивать монологическую речь, чувство языка, языковую память, речевой слух;

- воспитывать уважительное отношение к языку как национальному достоянию.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация, раздаточный материал.

Тип урока: урок обобщения и систематизации новых знаний.

Технологии: информационно-коммуникационная технология, игровая, технология развития критического мышления.

Приемы: фронтальный опрос, построение логических схем (кластер, идеограмма), аудиальная работа с текстом, инсерт, игра, пятиминутное эссе.

Межпредметные связи: литература, история.

Основные понятия: лексика, лексикон, лексикология, слово, лексический группы слов, омонимы, синонимы, синонимический ряд, синонимическая доминанта, антонимы, паронимы, фразеология, фразеологизм, фразеологическое сращение, фразеологическое единство, фразеологическое сочетание, фразеологическое выражение.



Ход урока:

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы завершаем изучение лексики и фразеологии русского языка и проводим обобщающий урок по этим разделам. Слайд 1

Цель урока: Слайд 2

- обобщить и систематизировать полученные знания о лексическом составе языка и фразеологизмах;

- совершенствовать профессиональную речь: пополнять словарный запас новыми словами, фразеологизмами, учиться использовать их в речи.

II. Проверка теоретических знаний с использованием фронтального опроса и построения кластера.

Слайд 3.

Для всего, что существует в мире,

в языке есть огромное количество

хороших слов и названий…

К. Паустовский.


Итак, поговорим о слове.

На уроках мы узнали много нового о слове как единице языка. Давайте вспомним основополагающие понятия этого раздела. А тему «Лексика с точки зрения происхождения употребления» мы оформим в кластер.

(Вызвать двух студентов. Кластер выполняется на бумаге с помощью маркеров)

Слайд4

Слова «лексика, лексикон, лексикология» однокоренные. Каково лексическое значение этого корня, из какого языка он заимствован?

  1. Вопросы для мозгового штурма:

Что такое лексика?

Что такое лексикон?

Что такое лексикология? Слайд 5

Дайте определение понятия «слово», покажите определение, используя идеограмму.

Назовите основную функцию слова.

Как Вы ее понимаете? (на примере слова «береза»)

Что такое паронимы? Слайд 6 -

Для чего нам нужно знать о них?

В русском языке у большинства слов не одно, а несколько значений, как называется это явление в языке?

Назовите лексические группы слов. Слайд 7 -

Как мы можем их использовать?

Что такое антонимы?

Прочитайте предложение, найдите антонимы, определите цель их использования.

Что такое омонимы? Слайд 8 -

С какой целью в языке используются омонимы?

чем разница между омонимами и многозначными словами?

Слайд 9. Что такое синонимы

Синонимический ряд?

Синонимическая доминанта?

Слайд 10. Найдите в тексте синонимический ряд.

С какой целью Есенин его использует?

Вывод: лексические группы слов используются как средства выразительности языка.


  1. Проверка о комментирование кластера.

Для того чтобы перейти к следующей части нашего урока, давайте еще раз обратимся к синонимам…

  1. Работа с текстом. Выписать синонимический ряд к доминанте «умереть».

Умерла Клавдия Ивановна, - сообщил заказчик.

- Ну, царство небесное, - согласился Безенчук. - Преставилась, значит, старушка...Старушки, они всегда преставляются... Или богу душу отдают, это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле, - значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее - та, считается, богу душу отдает...

- То есть как это считается? У кого это считается?

- У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай бог, помрете, что в ящик сыграли.

А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, тот, значит, приказал долго жить.

А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул.

Но самые могучие когда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается что дуба дают. Так про них говорят: «А наш-то, слышали, дуба дал».

Потрясенный этой странной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:

-Ну, а когда ты помрешь, как про тебя мастера скажут?

- Я - человек маленький. Скажут: «Гигнулся Безенчук». А больше ничего не скажут». (И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев)

Как мы называем эти единицы языка?

Как называется раздел, изучающий устойчивые словосочетания?

III. Обобщение знаний по фразеологии. Слайд 11.

В середине ХХ века ученые, изучающие наш язык, увидели, что, кроме огромного количества слов, составляющих язык, есть еще особый пласт - несколько десятков тысяч устойчивых сочетаний слов, которые, как и слова, помогают нам строить речь. Причем речь образную, особенно емкую.

Так родился новый раздел науки о языке - фразеология. Фразеология еще очень молода, но за прошедшие годы сделано немало. Однако далеко не все тайны открыты. И мы с вами попытаемся разгадать некоторые из них. Итак, в путь!

  1. Работа над текстом с использованием приема «инсерт».

Что вы уже знали?

Что показалось вам интересным?

Что нового вы узнали?


  1. Игра.

Представление жюри.

За каждое правильно выполненное задание команды получают по 1 баллу.

Этап «Угадай фразеологизм» Слайд 12

(Команды угадывают по очереди, если команда затрудняется, отвечает другая)

Этап «Найди соответствия» Слайд 13.

(Отвечает тот, кто раньше приготовился, в случае неправильного ответа, право переходит к другой команде)

Этап «Замени одним словом» Слайд 14.

Этап «Подбери фразеологизмы, в состав которых входит слово «нос»

Слайд 15

(Команды отвечаю по очереди. Побеждает отвечавшая последней.)

Этап «Подбери фразеологизмы, в состав которых входит слово «язык»

Слайд 16.

(Команды отвечают по очереди. Побеждает последняя.)

Этап «Подбери фразеологизмы, в состав которых входит названия животных, птиц, насекомых и т.п. Слайд 17.

(Команды отвечаю по очереди. Побеждает последняя.)

Этап «Подбери фразеологизмы, в состав которых входят собственные имена существительные. Слайд 18

(Команды отвечаю по очереди. Побеждает последняя.)

Этап «Домашняя заготовка» Слайд 19.

(Команды представляют домашнее задание).

Этап «Пословицы - народная мудрость». Слайд 20

(Команды по очереди называют пословицы на заданные темы»)

Подведение итогов игры.


  1. Пятиминутное эссе «Фразеологизмы - россыпь мудрости».





© 2010-2022