Видеофрагмент к уроку по ФГОС по Адыгейской литературе на тему Роль песни в жизни человека (5 класс)

Видеофрагмент и план - конспект проведенного урока по ФГОС по Адыгейской литературе в 5 классе МБОУ СОШ № 17 п.Табачный Майкопского района Республики Адыгея на тему " Роль песни в жизни Лаха и Ахмета" (по рассказу Д.Г. Костанова «Песня»)", на котором ученики научились проводить самооценку личности на основе прочитанного и использовать возможность коррекции качеств своего характера.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Видеофрагмент к уроку по ФГОС по Адыгейской литературе на тему Роль песни в жизни человека (5 класс)Видеофрагмент к уроку по ФГОС по Адыгейской литературе на тему Роль песни в жизни человека (5 класс)Видеофрагмент к уроку по ФГОС по Адыгейской литературе на тему Роль песни в жизни человека (5 класс)Видеофрагмент к уроку по ФГОС по Адыгейской литературе на тему Роль песни в жизни человека (5 класс)Видеофрагмент к уроку по ФГОС по Адыгейской литературе на тему Роль песни в жизни человека (5 класс)Видеофрагмент к уроку по ФГОС по Адыгейской литературе на тему Роль песни в жизни человека (5 класс)Видеофрагмент к уроку по ФГОС по Адыгейской литературе на тему Роль песни в жизни человека (5 класс)Видеофрагмент к уроку по ФГОС по Адыгейской литературе на тему Роль песни в жизни человека (5 класс)Видеофрагмент к уроку по ФГОС по Адыгейской литературе на тему Роль песни в жизни человека (5 класс)Видеофрагмент к уроку по ФГОС по Адыгейской литературе на тему Роль песни в жизни человека (5 класс)Видеофрагмент к уроку по ФГОС по Адыгейской литературе на тему Роль песни в жизни человека (5 класс)Видеофрагмент к уроку по ФГОС по Адыгейской литературе на тему Роль песни в жизни человека (5 класс)Видеофрагмент к уроку по ФГОС по Адыгейской литературе на тему Роль песни в жизни человека (5 класс)Видеофрагмент к уроку по ФГОС по Адыгейской литературе на тему Роль песни в жизни человека (5 класс)Видеофрагмент к уроку по ФГОС по Адыгейской литературе на тему Роль песни в жизни человека (5 класс)Видеофрагмент к уроку по ФГОС по Адыгейской литературе на тему Роль песни в жизни человека (5 класс)Видеофрагмент к уроку по ФГОС по Адыгейской литературе на тему Роль песни в жизни человека (5 класс)Видеофрагмент к уроку по ФГОС по Адыгейской литературе на тему Роль песни в жизни человека (5 класс)Видеофрагмент к уроку по ФГОС по Адыгейской литературе на тему Роль песни в жизни человека (5 класс)Видеофрагмент к уроку по ФГОС по Адыгейской литературе на тему Роль песни в жизни человека (5 класс)План - конспект урока «Роль песни в жизни Лаха и Ахмета.»

Юшина Татьяна Аркадьевна, МБОУ СОШ № 17, п. Табачный Майкопского района.,

Учитель адыгейской литературы

Предмет: Адыгейская литература

Класс: 5

Тип урока: комбинированный

1. Учебник-хрестоматия для 5-6 классов Адыгейская литература, учебник-хрестоматия для 5-6 классов Майкоп, Адыгейское республиканское книжное издательство, 2011 г.

Технологическая карта изучения темы:

Роль песни в жизни Лаха и Ахмета

(по рассказу Д.Г.Костанова «Песня»)


Тема

Роль песни в жизни Лаха и Ахмета

Цели на достижение результата

- Личностные: способность к самооценке и саморазвитию на основе прочитанного, коррекция качеств характера.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать вывод.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы, уметь извлекать информацию из различных источников( текст, сообщение учителя, наглядные средства), проводить сопоставительный анализ, делать выводы.

Планируемый результат

Предметные:

Знать содержание прочитанного произведения.

Уметь воспринимать и анализировать текст.

Уметь сравнивать характеры героев в начале произведения и в конце произведения, понимать зависимость поступков от качеств характера. Научиться понимать нравственное содержание рассказа, душевные качества героя.

Личностные:
Научиться проводить самооценку личности на основе прочитанного и использовать возможность коррекции качеств своего характера.

Формировать эмпатию как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающуюся в поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия

Особенности изображения героев. Сопоставительный анализ характеров литературных героев

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- Учебник: Адыгейская литература, учебник-хрестоматия для 5-6 классов Майкоп, Адыгейское республиканское книжное издательство, 2011 г.

- Компьютер

- Мультимедийный проектор

- Презентация к уроку

- Карточки-таблицы

Формы работы на уроке

Фронтальная работа, групповая, индивидуальная работа, работа в парах


Технологическая карта предметного занятия по литературе

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Регламент

икт

Ожидаемые результаты

I. Вызов

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.

Приветствие.

- Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с интересным рассказом, дома вы его ещё раз внимательно прочитали, а сегодня нам предстоит серьёзный разговор о прочитанном. Вы готовы к разговору?

Учащиеся поворачиваются друг к другу, произносят слова: Я готов к разговору, а ты?


1 мин


Коммуникативные ууд


Готовы к уроку, психологический, эмоциональный настрой

II. Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: определение содержательных рамок урока.

1. Как часто жизнь ставит перед нами сложные задачи. Как часто нам приходится совершать выбор. От нашего решения и выбора зависит то, как мы поступаем.

2.Включает презентацию.

Слайд №1

- Как вы думаете, почему на экране появилось слово «Характер»?

- Обратимся к словарю: Характер - это….

- Составим кластер, называя качества характера.

3. Работа со словом «Судьба» Слайд 2

- Как вы думаете, зависят ли друг от друга характер и судьба?

1.Выдвигают предположение о теме урока, ставят цель, определяют задачу.

2.Работают с презентацией.

3. Отвечают на вопросы

4. Устанавливают связь между понятиями.








3мин

презентация

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний

III. Актуализация знаний. Постановка цели урока.



Цель этапа: актуализация и личностное восприятие. Целеполагание.




























Постановка проблемного вопроса.

  1. Все вы стали свидетелями величайшего события в нашей стране, в Краснодарском крае. Конечно, я хочу вспомнить Олимпиаду. В этом месяце ровно как год назад произошла олимпиада. Как вы думаете, какие черты характера позволили нашим спортсменам, особенно паралимпийцам, победить на олимпиаде, завоевать золотые медали?

  2. Кто из вас видел телепередачи о героях войны, о героях в мирное время? Многие из участников военных действий погибли, многие остались инвалидами. Но у всех этих людей есть чувство долга, обязанности, любви к Родине.

3.У каждого человека своя жизнь, своя судьба, свой выбор. Но каждый свой выбор сделал сам. Кто-то военный, кто-то подвиги делает по ситуациям, кому-то подсказывает его сердце. У наших героев тоже своя судьба. Что повлияло на их судьбу?

(музыка, песня)




  1. На прошлом уроке мы прочитали рассказ Д.Г. Костанова «Песня».

  2. Как вы думаете, о чём пойдёт разговор сегодня? И при чём здесь характер, судьба, подвиг, песня.? О ком пойдет сейчас речь?


  1. Да, вы правы. Разговор наш пойдёт о главных героях рассказа: О Лахе и Ахмете. Как сложилась их судьба, сказываются их жизненные принципы, индивидуальные черты характера человека в ситуации выбора?

6.Мы попробуем вместе найти ответ на вопрос: Какую роль сыграла песня в жизни наших героев?

Работа с таблицей - «фишбоун» Записываем проблемный вопрос

(см. приложегние №2)


  1. Рассуждают, отвечая на вопрос. Приводят примеры из личных впечатлений.






Формулируют цель урока на основе обобщения сказанного.

Формирование у обучающихся деятельного отношения к жизни- «оставаться человеком в любых обстоятельствах» и изучать ситуацию, когда от поведения одного зависит жизнь многих.





Составление таблицы «фишбоун»

Дети самостоятельно описывают факты, события, причины



2 мин








3 мин.

Регулятивные УУД: Умение самостоятельно обобщить и сделать вывод.

осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные УУД: самоопределение. Умение выражать свои мысли.

Коммуникативные:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты;

Уметь воспринимать и анализировать текст.

IV Проверка домашнего задания

Слайд 3,4

1.Перед вами план сценария рассказа. Исправьте ошибки составления сценария. Напишите правильный ответ. (см. Приложение №1)

2. Что такое песня?

3. Какие бывают песни?

Слайд 5,6,7,8

3. Какую роль играет песня в жизни человека?

Слайды: 9,10,11,12

4Дома вы внимательно читали рассказ, работали с текстом и составили таблицу «Характеристика героев» (См. Приложение)

5.Расскажите, кто такой Лах ?

6.А Ахмет?

Ответы детей.

Афиширование знаний, выполнение домашнего задания. Выступают перед одноклассниками.

Продолжение составления «фишбоуна»

3 мин

презентация

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные: ;осуществлять анализ объектов; находить

V.Осмысление.

Работа по теме урока, углубление знания и понимания прочитанного.

Проанализируем поведение героев. Одинаково или по-разному они ведут себя в тех же жизненных ситуациях?

Работа в парах:

Узнайте у своих одноклассников их впечатления о поступках героев (2-3 мин). Ответ начните так: «Катя считает, что….. А я думаю, что…..»

ФИЗМИНУТКА

Что подтолкнуло Ахмета полюбить песни, стать музыкантом.

Чтение учителем отрывка текста (стр.75, о жизни Ахмета, адыгов, о родной земле)

1.Ребята, кто такой ашуг?

Слайд 13

2. Ахмета можно назвать ашугом?

2. Что сказал про музыку адыгов командир?

Проводят сопоставительный анализ поведения героев.

Делают выводы.

Отвечают на вопросы.

Выполняют обсуждение в парах.

Выступают, высказывая не только свою точку зрения, но и соседа по парте.


Читают дети., стр.75.

Определяют отношение автора к героям. Ответы детей.



2-3 мин













1 мин



2- мин




3 мин








.




Личностные результаты:

Эмпатийность, толерантность

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний;находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД:

формирование навыков речевой деятельности. Освоение способов совместной деятельности

VI. Самостоятельная работа

Цель этапа: тренировать способность к обобщению

Организует самостоятельную деятельность учащихся.

Мы начали урок со слов ХАРАКТЕР и СУДЬБА,

у вас на столах лежат карточки с именами главных героев (Лах, Ахмет), составьте кластер, указав : какими качествами характера обладает каждый из них.

Учитель читает финал рассказа

1.Чем жизнь Лаха отличалась от Ахмета?

2.-Как вы думаете, почему так по-разному сложилась дальнейшая судьба Ахмета?

3. Какую роль сыграла песня в жизни Ахмета?

Слайд 14, 15

Работают самостоятельно, осуществляют самопроверку, выступают, называя качества характера героев.


Ответы детей

Составление схемы «Дуги Венна»

3мин


3-4 мин

Кластер-

индивидуально

Регулятивные УУД: Умение самостоятельно обобщить и сделать вывод.

осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные УУД: самоопределение. Умение выражать свои мысли.

VII Решение проблемы



VIII. Домашнее задание.

Цель этапа: осознание своей учебной деятельности.

Создаёт проблемную ситуацию.

3 Всегда ли человек должен идти на крайние меры, вплоть до гибели?

4. В каких ситуациях человек может пойти на такие жертвы?

.

Всегда ли человек сам выбирает свой выбор?

Отвечают на проблемный вопрос, используя знания, полученные на уроке в ходе обсуждения.


4 мин











2 мин


Познавательные УУД:

делать выводы, обобщения.


Коммуникативные УУД:

Умение слушать других и уважать чужое мнение

IX. Итог урока

Цель этапа:

оценить результаты собственной деятельности











X. Рефлексия

Итак, у нас сегодня получился серьёзный разговор на основе прочитанного. В заключении прошу вас составить синквейн, в котором первым будет слово

Песня, герой (по вариантам)

Вы можете выбрать пословицу из тех, которые видите на экране.

Слайд. 16

Резюме можно начать словами: Чтобы совершить правильный выбор,…..

Мы сегодня говорили о двух литературных героях, Лахе и Ахмете, они разные по характеру, разная у них и судьба. Какой совет вы дали бы самому себе после знакомства с судьбами героев?

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Подводят итоги.




Прогнозируют коррекцию собственного поведения.

5 мин


2 мин



2 мин

Синквейн в тетради по литературе

Личностный результат УУД:

способность к самооценке

саморазвитию Практическое применение учебного материала





Литература.

1. Учебник: Адыгейская литература, учебник-хрестоматия для 5-6 классов Майкоп, Адыгейское республиканское книжное издательство, 2011 г.

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация,.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

2



Текст «Песня», Дмитрий Костанов.

«Адыгейская литература, 5 класс».


ЭОР

Схемы, презентация,

andex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fru.fish

ayat-canto.ru/assets/img/muzimg/per_ogyust_renuar_urok_igruy_na_pianino_1889.jpg

ayat-canto.ru/assets/img/muzimg/igra_na_pianino.jpg

ayat-canto.ru/assets/img/muzimg/little_girl_and_music.jpg


Приложение №1.

План сценария

Исправленный план

1

Ахмет слагает песни и стихи

2.

Жизнь и характеристика Лаха.Лаха.

3

Жители аула тянутся к Лаху.

4.

Знакомство с командиром

5

Помощь командиру.

6

Белые в ауле

7

Ахмет отдает свою жизнь за аул

8

Свадьба в ауле

.

Приложение №1

План сценария

Исправленный план

1

Ахмет слагает песни и стихи

2.

Жизнь и характеристика Лаха.Лаха.

3

Жители аула тянутся к Лаху.

4.

Знакомство с командиром

5

Помощь командиру.

6

Белые в ауле

7

Ахмет отдает свою жизнь за аул

8

Свадьба в ауле


Приложение 2






© 2010-2022