Устный журнал «Россия! Сердцу милый край», посвященный 120-летию С. Есенина

Внеклассное мероприятие по литературе для 8-9 класса. Устный журнал состоит из 4 страниц. В нем рассказывается о детстве Есенина, о родном селе Константиново, о близких ему людях, звучат стихи о природе, песня на стихи Есенина "Отговорила роща золотая", а так же песня Е. Мартынова на стихи А. Дементьева "У Есенина день рождения". После устного журнала - викторина по его содержанию.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие по литературе

Устный журнал

«Россия! Сердцу милый край»,

посвященный 120-летию С. Есенина

Автор: учитель МХК

Кокорина Лариса Николаевна

Цель:

  • сформировать у учащихся представление о Есенине как о национальном поэте, горячо любившем свою Родину;

  • развивать познавательный интерес к творчеству С.А.Есенина;

  • воспитывать чувство любви к близким, к родному краю.

Ход мероприятия:

Слайд 1

Учитель: Догорает лес, золотит закат

Как листки стихов листья вдаль летят

Осень празднует день рождения

День рождения Сергея Есенина!

Слайд: 2

Песня А. Дементьева, музыка Е. Мартынова «У Есенина день рождения».1 куплет

Слайд: 3

1-й ученик.

Сергей Есенин! Это имя
В лесах родной моей России,
В березах нежных и осинах,
В сережках желтовато-синих,
В лугах из зелени весенней.

В твоих стихах, Сергей Есенин!

2-й ученик. Есенин! Даже в самом имени, в фамилии его слышится что-то радостное, звонкое и вместе с тем что-то тревожное, от осени.

3-й ученик.

Несказанное, синее, нежное...
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя - поле безбрежное -
Дышит запахом меда и роз.

Слайд 4

1-ая страница

«Нет поэта без Родины»

4-й ученик. Родился Сергей Александрович Есенин 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии, что расположилось на высоком холмистом берегу Оки. Место это необыкновенно красивое. Внизу - заливные луга, заросшая камышами Старица. А обзор с холмов такой, что, кажется, ты соприкасаешься с голубым небом.

Слайд.5

1-й ученик.

Голубоглазый озорной мальчишка.

С ребятами по стежке полевой,
Ходил он в школу,
Ночь не спал за книжкой,
Но иногда бывал он сам не свой.

2-й ученик.

В родной деревне всё казалось странно,
Как будто жил в ней чародейный дух.
Рожком, дрожащим на волне тумана,
Сзывал коров седеющий пастух.

Слайд: 6

3-й ученик. С 2-х лет был отдан Сергей на воспитание дедушке и бабушке. Бабушка, Наталья Евтихеевна, была искусной сказительницей. Рассказывала внуку много народных сказок, преданий, легенд. Самой читаемой книгой была Библия. В праздники бабушка и внук отправлялись на Богомолье. А по вечерам в доме собирались дети, нищие, и все слушали сказки. Дед Фёдор Андреевич любил загадывать загадки, петь песни.

Слайд: 7

Ученик:

В семье деда жили еще и трое взрослых неженатых сыновей.
Дядья были озорные и отчаянные. Трех с половиной лет посадили мальчика на лошадь и пустили ее в галоп. Они учили Сергея плавать, бросая его в воду с лодки на самой середине реки. Плавать он научился рано и вспоминал потом, как вместо охотничьей собаки плавал за подстреленными дядьками утками. Умел хорошо лазить по деревьям, среди мальчишек всегда был коноводом и драчуном и ходил всегда в царапинах.
За озорство ругала его только бабушка, которая его очень любила, а дедушка иногда сам подзадоривал его на кулачную. По субботам Сергея мыли, стригли, маслом мазали голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос.
Слайд:8

4- ученик. А какие веселые праздники были в селе: с катаниями на санках, с игрой в снежки, с песнями до утра!

Слайд: 9

1-й ученик. В доме деда прошла, пожалуй, лучшая пора детства, которой поэт посвятил много нежных грустных строк.

2-й ученик.

Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
Седины пасмурного дня
Плывут всклокоченные мимо,
И грусть вечерняя меня
Волнует непреодолимо.

Слайд: 10

Страница 2

«Выткался на озере алый цвет зари».

Ученик:

Для Есенина природа - это вечная красота и вечная гармония мира.
Он как бы говорит нам: остановитесь хотя бы на мгновенье, послушайте шелест луговых трав, песню ветра, голос речной волны, посмотрите на утреннюю зарю, на звездное ночное небо.
Мир человека и мир природы в поэзии Есенина един и неделим. Широк диапазон мыслей и чувств, заключенных в стихах поэта о природе.

1-й ученик.

Грустный, словно музыка из сада,
Нежный, словно лепет звездопада,
Вечный, словно солнечный восход,
Кто же он, как не сама природа,
Юноша, пришедший из народа, -
И ушедший песнею в народ?

2-й ученик.

Колышет березоньки ветер весенний,
Веселой капели доносится звон,
Как будто читает поэму Есенин
Про землю, в которую был он влюблен,
Про белые рощи и ливни косые,
Про желтые нивы и взлет журавлей,
Любите Россию, Любите Россию,
Для русского сердца земли нет милей!

Слайд: 11

4-й ученик. Природа у поэта многоцветна, многокрасочна. Любимые цвета Есенина - синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности степных просторов России. Послушаем стихи поэта о природе.

Слайды 12 -16

Звучат стихи Есенина о природе в исполнении учащихся.

Слайд 17


3-й ученик. Сергей Есенин любил свою Родину, всегда скучал, когда уезжал за границу. Он всегда вспоминал свой дом и клен под окном.

(на фоне музыки, слова)

Клён ты мой опавший, клён заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел?

4-й ученик.

Там он встретил вербу,
Там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.
Сам себе казался я таким же клёном,
Только не опавшим, а вовсю зелёным.

1-й ученик. Любимый клен поэта сгорел вместе с домом деда во время пожара. В 1924 году Есенин приехал в Константиново. На расчищенном пепелище только-только начали закладывать новый дом. Обгоревший сад и пенек от клена очень расстроили поэта, тогда он решил своими руками посадить три тополя.

Слайд 18

3-й ученик. Теперь любого, кто приходит в дом-музей Сергея Есенина, первым встречает тополь. Первым встречает и последним провожает. Он как старый сторож, верно несёт свою многолетнюю службу.

Слайд 19

Страница 3

«Ты одна мне помощь и отрада…».

Ученик: В творчестве Есенина часто встречаются произведения, посвященные родным. Это стихотворения - послания.
Из самого затаенного уголка его сердца вырывается слово, обращенное к той, что дала ему жизнь, к матери. Это как бы сама собой изливающаяся нежность. Мать в стихах Есенина - это не только до слез дорогой человек, это всегда светлый образ душевного спокойствия, тихой радости, надежды.

Слайд 20

Стихотворение «Письмо матери».

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.

Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не xоди так часто на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.

Слайд21

Страница 4

«Не жалею, не зову, не плачу».

Ученик:

Стихи С. Есенина близки народным песням. Они очень напевны, мелодичны. Многие стихотворения Есенина похожи на музыку. Известно более 300 вокальных произведений на его стихи, в том числе оперы, хоры, песни, романсы.


Звучит песня «Отговорила роща золотая» в исполнении девочек

Слайд 22

3-й ученик. (на фоне музыки)

Сергей Есенин!
Он, как будто чародей,
Превращал зарю - в котенка,
Руки милой - в лебедей,
Светлый месяц - в жеребенка.
Говорить учил леса,
Травы, рощи в брызгах света
(хором)
И слились их голоса
С чистым голосом Поэта!

Учитель: Поэта нет, но живы его стихи и песни, в которых он до конца раскрывает свою душу.

Викторина по устному журналу

  1. Когда и где родился Есенин? (03.10.1895 с. Константиново)

  2. На берегу какой реки располагалось родное село поэта? (река Ока)

  3. Кто занимался воспитанием будущего поэта? (дед и бабушка)

  4. Сколько дядей было у Есенина? (3)

  5. Чему они его научили? (Плавать, ездить верхом)

  6. По субботам мыли, стригли, голову маслом мазали. Почему?

  7. Какой цвет чаще встречается в стихах Есенина? (голубой)

  8. Какое дерево росло под окном дома Есенина? (Клен)

  9. Что с ним случилось? (сгорел)

  10. Какие деревья посадил Есенин? ( 3 тополя)

  11. Что олицетворяет образ матери? (радость, надежду, спокойствие)

  12. Какому музыкальному жанру близки стихи Есенина? (народная песня)

  13. Сколько стихов Есенина положено на музыку? (>300)

  14. Объясните значение слова шушун? (старинная женская верхняя одежда типа теплой удлиненной кофты, шубки)

  15. Объясните значение «загрустила шибко»

  16. Объясните значение слова стежка (полевая)

  17. Породы каких деревьев встречаются в стихах Есенина, которые сегодня звучали. Рябина, береза, ракита, липа,

Ель, сосна, клен, черемуха


Слайд 23

Звучит последний куплет песни Е. Мартынова «У Есенина день рождения»

Заключительные слова

Вот и закрылась последняя страница нашего устного журнала. Сегодня мы рассказали о детстве Есенина, о людях, близких ему, о природе, которую поэт очень любил и воспел в своих стихах. Любите природу, берегите природу и читайте стихи Есенина. Пусть знакомство с поэтом не ограничивается сегодняшней встречей.


Слайд 24

Рефлексия

  1. Ваши впечатления о мероприятии.

  2. Что понравилось, чье исполнение стихов вам показалось лучшим.

  3. Если бы вы были организатором мероприятия, какие бы изменения вы внесли в сценарий.



© 2010-2022