Урок по литеатуре Обличение человеческих пороков в сатирической повести М. Булгакова Собачье сердце с флипчартами к уроку

В данном материале представлена разработка урока литератуы по творчеству М. Булгакова. Произведение "Собачье сердце". Она предназначена для 11 класса. Урок сопровождается презентацией, выполненной в activstudio. Поэтому воспользоваться ей сможет учитель, у которого есть в классе интерактивная доска. Урок выстроен по павилам технологии Критического мышления. На этапе Побуждения прменена стратегия "Ассоциативная карта", на этапе Реализации - "Направленное чтение" и "Дневник Тройной Записи", на э...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 97» (МБОУ Школа № 97)


Урок по литеатуре Обличение человеческих пороков в сатирической повести М. Булгакова Собачье сердце с флипчартами к уроку











Урок по литеатуре Обличение человеческих пороков в сатирической повести М. Булгакова Собачье сердце с флипчартами к уроку











Разработала:

учитель русского языка

и литературы

Мишина О.А.

Технология «RWST»


Россия

Красноярский край

г. Железногорск - 2015 год

Обличение человеческих пороков в сатирической повести М.А. Булгакова

«Собачье сердце»

Цель: Через восприятие содержания повести Булгакова «Собачье сердце» учащиеся научатся видеть человеческие пороки, осознают их негативность.

Развивать умение анализировать прозаическое произведение, выражать свою точку

зрения, умение работать в группе

Воспитывать неприятие человеческих пороков, стремление бороться с ними.

Это острый памфлет

на современность, печатать

ни в коем случае нельзя

Л.Б. Каменев

Учитель: Сегодня на уроке предметом нашего разговора будет замечательное произведение

М.А. Булгакова «Собачье сердце». Дома вы прочитали повесть и посмотрели фильм, снятый в 1988 году по этому произведению. Данное произведение, я уверена, не могло оставить вас равнодушными, и вызвало массу ассоциаций. Давайте попытаемся составить общую ассоциативную карту к названию произведения «Собачье сердце». Но одно условие: ассоциации не должны повторяться, поэтому слушайте друг друга внимательно. Итак, самые яркие ассоциации.

I. Побуждение - метод «Ассоциативная карта»

Урок по литеатуре Обличение человеческих пороков в сатирической повести М. Булгакова Собачье сердце с флипчартами к урокуУрок по литеатуре Обличение человеческих пороков в сатирической повести М. Булгакова Собачье сердце с флипчартами к урокуУрок по литеатуре Обличение человеческих пороков в сатирической повести М. Булгакова Собачье сердце с флипчартами к уроку

Урок по литеатуре Обличение человеческих пороков в сатирической повести М. Булгакова Собачье сердце с флипчартами к урокуУрок по литеатуре Обличение человеческих пороков в сатирической повести М. Булгакова Собачье сердце с флипчартами к уроку

«Собачье сердце»

Урок по литеатуре Обличение человеческих пороков в сатирической повести М. Булгакова Собачье сердце с флипчартами к урокуУрок по литеатуре Обличение человеческих пороков в сатирической повести М. Булгакова Собачье сердце с флипчартами к урокуУрок по литеатуре Обличение человеческих пороков в сатирической повести М. Булгакова Собачье сердце с флипчартами к урокуУрок по литеатуре Обличение человеческих пороков в сатирической повести М. Булгакова Собачье сердце с флипчартами к урокуУрок по литеатуре Обличение человеческих пороков в сатирической повести М. Булгакова Собачье сердце с флипчартами к уроку


Ученики: Предлагают ассоциации

Учитель: Записывает ассоциации

Учитель: Давайте посмотрим, что у вас получилось. ( учитель обобщает полученную информацию).

Автор в своем произведении поднимает много проблем современной ему жизни. Одна из них - проблема человеческих пороков. Именно о ней мы и будем говорить на уроке.

Запишите тему урока «Обличение человеческих пороков в сатирической повести

М.А. Булгакова «Собачье сердце».

Эпиграфом к уроку взяты слова политического деятеля того времени Л.Б. Каменева: «Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя».

Действительно, невозможно себе представить, что эта повесть могла бы попасть на страницы печати в то время, когда свобода слова была под запретом: настолько остро, ярко Булгаков высветил пороки современного ему общества. Уже с первых страниц мы слышим обличительную речь автора, но очень своеобразно.

Скажите, в чём это своеобразие? (мир глазами Шарика)

Давайте обратимся к тексту.

II. Реализация - метод «Направленное чтение»

I отрывок (чтение)

I отрывок

Негодяй в грязном колпаке - повар столовой нормального питания - плеснул кипятком и обварил мне левый бок. Какая гадина, а еще пролетарий. Господи, боже мой - как больно! До костей проело кипяточком. Я теперь вою, вою, да разве воем поможешь. Жадная тварь! Вы гляньте на его рожу: ведь он поперек себя шире. Вор с медной мордой.

Дворники из всех пролетариев - самая гнусная мразь. Человечьи очистки, самая низшая категория.

Дверь через улицу в ярко освещенном магазине хлопнула, и из неё показался гражданин. Именно гражданин, а не товарищ, и даже - вернее всего, господин. Вы думаете, я сужу по пальто? Вздор. Пальто теперь очень многие и из пролетариев носят, сужу по глазам. О, глаза значительная вещь. Вроде барометра. Все видно - у кого великая сущность в душе, а кто может ткнуть носком сапога в ребра. Этот ест обильно и не ворует, этот не станет пинать ногой. Он умственного труда господин, с французской остроконечной бородкой и усами седыми.

В Обухов? Сделайте одолжение. Очень хорошо известен нам этот переулок.

Фить-фить! Сюда? С удово...Э, нет, позвольте. Нет. Тут швейцар. А уж хуже этого ничего на свете нет. Во много раз опаснее дворника. Совершенно ненавистная порода. Гаже котов. Живодер в позументе. Вот бы тяпнуть за пролетарскую мозолистую ногу, за все издевательства. Щеткой сколько раз морду уродовал мне, а?

Учитель:

Какую оценку дает Шарик тем, кого увидел?

Задание: Составьте схему из цитат, характеризующих тех, кого автор показывает глазами собаки. От группы, затем в классе.

_Урок по литеатуре Обличение человеческих пороков в сатирической повести М. Булгакова Собачье сердце с флипчартами к урокуУрок по литеатуре Обличение человеческих пороков в сатирической повести М. Булгакова Собачье сердце с флипчартами к урокуУрок по литеатуре Обличение человеческих пороков в сатирической повести М. Булгакова Собачье сердце с флипчартами к уроку____________________________________________________________________________________

Урок по литеатуре Обличение человеческих пороков в сатирической повести М. Булгакова Собачье сердце с флипчартами к уроку

Повар дворник швейцар господин

Негодяй в грязном из всех пролетариев ненавистная порода господин умственного

колпаке, жадная тварь. самая гнусная мразь. Опаснее дворника труда, великая сущность

Человечьи очистки. Сколько раз щеткой морду в глазах. Культурная

Самая низшая категория. уродовал. бородка. Этот не станет

пинать ногой.

Ест обильно и не ворует

Ученики: Заполняют схему в группе, затем обсуждение в классе.

Учитель: Заслушивает ответы, сравнивает, сопоставляет.

Доп. вопросы: На какие две категории делит Шарик тех, кого встретил? (пролетариев и господ)

Каково отношение Шарика к первой категории людей? ( ненависть, отвращение)

Ко второй? ( уважение, уверенность, что не обидит). Почему?

Учитель: Как вы видите, автор четко делит людей на пролетариат и интеллигенцию, показывая пороки одних и достоинства других.

Давайте рассмотрим следующий отрывок текста.

II отрывок (чтение)

II отрывок

Вошедшие топтались на ковре. Снег таял на сапогах и расплывался по ковру.

- Мы к вам, профессор.

- Вы, господа, напрасно ходите без калош в такую погоду,- вы наследили мне на коврах, - сделал замечание Преображенский

- Во-первых, мы не господа,- молвил, наконец, самый юный из четверых.

- Во-первых,- удивленно перебил его Филипп Филиппович,- вы мужчина или женщина?

- Я - женщина,- признался юноша в кожаной куртке и сильно покраснел.

- В таком случае вы можете оставаться в кепке, а вас, милостивый

государь, прошу снять ваш головной убор,- внушительно сказал Филипп Филиппович

- Я вам не милостивый государь,- резко заявил блондин, снимая папаху.

- Мы пришли к вам,-…

- Прежде всего - кто это мы? - уточнил профессор.

- Мы, управление дома,- с ненавистью заговорил Швондер,- пришли к вам после общего собрания жильцов нашего дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома...

- Я понял! Вам известно, что постановлением 12 августа моя квартира освобождена от каких бы то ни было уплотнений и переселений?

- Известно. Но общее собрание просит вас добровольно, в порядке трудовой

дисциплины, отказаться от столовой. Столовых нет ни у кого в Москве.

- Угу,- молвил Филипп Филиппович каким-то странным голосом,- а где же я должен принимать пищу?

- В спальне,- хором ответили все четверо.

- Я буду обедать в столовой, а оперировать в операционной!- с раздражением заявил профессор. - Покорнейше вас прошу вернуться к вашим делам, а мне предоставить возможность принимать пищу там, где ее принимают все нормальные люди, то есть в столовой, а не в передней и не в детской.

Задание: С помощью Дневника Тройной Записи составьте таблицу поступков пролетариев, реакцию на эти поступки представителя интеллигенции и объясните, почему профессор так реагирует.

Поступки пролетариев

Реакция интеллигента

Почему такова реакция?

1. «Вошедшие топтались на ковре, снег таял на сапогах»

2. Женщины-комиссары подобно мужчинам одеваются в кожу, сапоги и кепки, их невозможно отличить от мужчины


3. Мужчины не снимают головные уборы в помещении

4.. Требуют уплотнения жилой площади вплоть до перенесения столовой в спальню

1.Делает замечание: «Напрасно ходите без калош, вы наследите на коврах»

2. Удивлен столь необычной одеждой


3. Просит их снять головной убор

4. Раздражен: «Предоставьте мне возможность принимать пищу там, где ее принимают все нормальные люди…»

1. Воспитан по- другому, привык к порядку и чистоте

2. Видит в этом бескультурье. Считает, что предназначение женщины не политика, а домашний очаг (лозунг того времени, «и кухарка может управлять государством Булгаков, а, следовательно, и Преображенский не приемлет)

3. Снимать головной убор - норма поведения, одно из правил этикета.

4. Считает абсурдным предложение представителей домоуправления.







Ученики: Выполняют работу в группе, затем презентуют от группы.

Учитель: Заслушивает по цепочке ответы, сравнивает, выясняет совпадения или отличия в объяснениях.

Доп. вопр. О чем говорят поступки пролетариев? (отсутствие культуры, невежи и невежды)

Чем отличается от них интеллигент? (культурностью, воспитанностью и образованностью)

Учитель: На каком литературном приеме построены 1 и 2 отрывки? (антитеза)

Действительно, именно через антитезу автору удается ярко противопоставить пороки пролетариев и воспитанность интеллигентов, дворянскую культуру и культуру пролетариата, а вернее, отсутствие таковой.

А теперь давайте обратимся к Шарикову. По иронии судьбы Шарику суждено было стать представителем тех пролетариев, которых он так ненавидел.

--Кто явился донором?

1 ученик: Клим Григорьевич Чугункин, 25 лет. Холост. Судился 3 раза и оправдан. Кражи. Профессия - игра на балалайке по трактирам. Причина смерти - удар ножом в сердце в пивной "Стоп-сигнал".

Учитель: Совершенно верно, а появившееся в результате операции существо полностью унаследует пролетарскую сущность своего донора. Обратимся к тексту.

III отрывок (чтение)

III отрывок

Человек у двери мутноватыми глазами поглядывал на профессора и курил папиросу, посыпая манишку пеплом.

- Вы посмотрите на себя в зеркало. На что вы похожи. Окурки на пол не бросать - в сотый раз прошу. Чтобы я более не слышал ни одного ругательного слова в квартире! Не плевать! Вот плевательница, - возмущенно говорил Преображенский.

---------------

- Нет! - загремел в дверях Филипп Филиппович, - по такому имени и отчеству в моей квартире я вас не разрешу называть. И я и доктор Борменталь будем называть вас "господин Шариков".

- Я не господин, господа все в Париже! - отлаял Шариков.

- Швондерова работа! - кричал Филипп Филиппович. - Не будет никого, кроме господ, в моей квартире. В противном случае вы уйдете отсюда.

- Ну да, такой я дурак, чтобы я съехать.

- Вы, знаете, не нахальничайте, мосье Шариков! - Борменталь повысил голос.

- Вот. Член жилищного товарищества, и площадь мне полагается в квартире номер пять в шестнадцать квадратных аршин, "благоволите".

------------------

Шариков присвоил в кабинете Филиппа Филипповича два червонца и пропал из квартиры, вернулся поздно и совершенно пьяный. С ним явились две неизвестных личности, изъявивших желание ночевать в гостях у Шарикова. Удалились означенные личности лишь после того, как позвонили в отделение милиции. Личности мгновенно отбыли, но неизвестно куда после ухода личностей задевалась малахитовая пепельница и бобровая шапка Филиппа Филипповича и его же трость.

--------------------

Однажды в квартире появилась худенькая барышня в сопровождении Шарикова.

- Я с ней расписываюсь, это наша машинистка, жить со мной будет,- заявил Шариков. Филипп Филиппович пригласил ее в кабинет и раскрыл правду.

- Он сказал, негодяй, что ранен в боях, - рыдала барышня. - И угрожает... Со мною, говорит, будешь жить в роскошной квартире... Подлец.

- Ну, ладно, - злобно сказал Шариков, - попомнишь ты у меня. Завтра я тебе устрою сокращение штатов.

-------------------

Я приехал к вам по делу, Филипп Филиппович, предупредить. Просто он прохвост... - Пациент полез в портфель и вынул бумагу, - хорошо, что мне непосредственно доложили...

Филипп Филиппович принялся читать. «...А также угрожал убить председателя домкома товарища Швондера, из чего видно, что хранит огнестрельное оружие. И произносит контрреволюционные речи, даже Энгельса приказал спалить в печке, как явный меньшевик со своим ассистентом Борменталем, который тайно не прописанный проживает у него в квартире»

Вы увидели, что отрывок посвящен человеческим порокам, которые приобретает пес Шарик, став Шариковым.

Задание: Исходя из текста, изобразите в виде символа образ Шарикова. Аргументируйте.

Учитель: Какие символы у вас получились? Выберите самый удачный. Были ли совпадения символов?

- Какие пороки Шарикова увидели?

--бескультурье - воровство - пьянство - наглость - злоупотребление властью - донос.

- Как можно назвать подобное «развитие» человека? (деградация)

Учитель: После своего 60-летнего запрета повесть Булгакова стала необыкновенно популярна, она много раз переиздавалась, а также приобрела счастливую кинематографическую судьбу, благодаря хорошему подбору актеров (Е. Евстегнеев и Р. Карцев) и их великолепной игре. Снят фильм в 1988 году, режиссер Бортко.

IV отрывок (просмотр фрагмента фильма)

Задание: Какие 2 точки зрения на Шарикова высказывают виновники эксперимента?

Учитель : Профессор Преображенский «заботился об евгенике, т.е. об улучшении человеческой природы». А что получилось?

  • Борменталь: «Человек с собачьим сердцем»

  • Преображенский: « У него уже не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе»

Задание: С какой точкой зрения согласны вы? (высказывания учащихся от группы))

Учитель: Несмотря на то, что слово собака принято считать ругательством, а под собачьим сердцем понимается сердце злое, грубое и жестокое, по контексту произведения мы видим, что сердце Шарика, когда оно еще было собачьим, было сердцем добрым, справедливым, умеющим сострадать и сопереживать, ценить добро и ласку.

И только соединившись с разумом, превратившись в человеческое, оно огрубело и очерствело.

- Опасен ли Шариков? Для кого? (Преображенского, Борменталя и даже для Швондера, а также и для всего общества).

Учитель: Опасность шариковых в том, что они всегда стремятся уничтожать не только врагов, но и своих же. Став заведующим по очистке города от бродячих животных, он уничтожает не только кошек, но и собак, забыв о том, что совсем недавно он сам был собакой и страдал от несправедливого к себе отношения. Так же он, не задумываясь, уничтожит и Швондера, если тот встанет на его пути.

В повести профессору удается вернуть все на круги своя, но в реальной жизни в 30-е годы самоуверенные и наглые шариковы травили людей доносами, сгоняли в лагеря, гноили в тюрьмах и расстреливали без суда и следствия.

Давайте подытожим наш сегодняшний разговор с помощью синквейна к слову «Шариков».

III. Рефлексия - метод «Синквейн» (1 от группы)

Ученики: составляют и защищают синквейн

Учитель: сравнивает, сопоставляет, делает вывод

Итог: Итак, мы с вами проследили на примере Шарикова пороки, которые высмеивает Булгаков в своей повести. Доказали, что шариковы опасны для общества. Но поскольку шариковы обладают поистине собачьей живучестью, то примеры этих пороков можно наблюдать и в наше время.

Об этом я и прошу вас поразмышлять дома.

IV. Домашнее задание

  1. РАФТ - письмо от своего имени Булгакову из будущего об актуальности его произведения в наши дни.

  2. Эссе «Шариковы вокруг нас…»

YI. Оценки








Урок по литеатуре Обличение человеческих пороков в сатирической повести М. Булгакова Собачье сердце с флипчартами к урокуУрок по литеатуре Обличение человеческих пороков в сатирической повести М. Булгакова Собачье сердце с флипчартами к уроку

7

© 2010-2022