- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по литеатуре Обличение человеческих пороков в сатирической повести М. Булгакова Собачье сердце с флипчартами к уроку
Урок по литеатуре Обличение человеческих пороков в сатирической повести М. Булгакова Собачье сердце с флипчартами к уроку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мишина О.А. |
Дата | 22.04.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 97» (МБОУ Школа № 97)
Разработала:
учитель русского языка
и литературы
Мишина О.А.
Технология «RWST»
Россия
Красноярский край
г. Железногорск - 2015 год
Обличение человеческих пороков в сатирической повести М.А. Булгакова
«Собачье сердце»
Цель: Через восприятие содержания повести Булгакова «Собачье сердце» учащиеся научатся видеть человеческие пороки, осознают их негативность.
Развивать умение анализировать прозаическое произведение, выражать свою точку
зрения, умение работать в группе
Воспитывать неприятие человеческих пороков, стремление бороться с ними.
Это острый памфлет
на современность, печатать
ни в коем случае нельзя
Л.Б. Каменев
Учитель: Сегодня на уроке предметом нашего разговора будет замечательное произведение
М.А. Булгакова «Собачье сердце». Дома вы прочитали повесть и посмотрели фильм, снятый в 1988 году по этому произведению. Данное произведение, я уверена, не могло оставить вас равнодушными, и вызвало массу ассоциаций. Давайте попытаемся составить общую ассоциативную карту к названию произведения «Собачье сердце». Но одно условие: ассоциации не должны повторяться, поэтому слушайте друг друга внимательно. Итак, самые яркие ассоциации.
I. Побуждение - метод «Ассоциативная карта»
«Собачье сердце»
Ученики: Предлагают ассоциации
Учитель: Записывает ассоциации
Учитель: Давайте посмотрим, что у вас получилось. ( учитель обобщает полученную информацию).
Автор в своем произведении поднимает много проблем современной ему жизни. Одна из них - проблема человеческих пороков. Именно о ней мы и будем говорить на уроке.
Запишите тему урока «Обличение человеческих пороков в сатирической повести
М.А. Булгакова «Собачье сердце».
Эпиграфом к уроку взяты слова политического деятеля того времени Л.Б. Каменева: «Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя».
Действительно, невозможно себе представить, что эта повесть могла бы попасть на страницы печати в то время, когда свобода слова была под запретом: настолько остро, ярко Булгаков высветил пороки современного ему общества. Уже с первых страниц мы слышим обличительную речь автора, но очень своеобразно.
Скажите, в чём это своеобразие? (мир глазами Шарика)
Давайте обратимся к тексту.
II. Реализация - метод «Направленное чтение»
I отрывок (чтение)
I отрывок
Негодяй в грязном колпаке - повар столовой нормального питания - плеснул кипятком и обварил мне левый бок. Какая гадина, а еще пролетарий. Господи, боже мой - как больно! До костей проело кипяточком. Я теперь вою, вою, да разве воем поможешь. Жадная тварь! Вы гляньте на его рожу: ведь он поперек себя шире. Вор с медной мордой.
Дворники из всех пролетариев - самая гнусная мразь. Человечьи очистки, самая низшая категория.
Дверь через улицу в ярко освещенном магазине хлопнула, и из неё показался гражданин. Именно гражданин, а не товарищ, и даже - вернее всего, господин. Вы думаете, я сужу по пальто? Вздор. Пальто теперь очень многие и из пролетариев носят, сужу по глазам. О, глаза значительная вещь. Вроде барометра. Все видно - у кого великая сущность в душе, а кто может ткнуть носком сапога в ребра. Этот ест обильно и не ворует, этот не станет пинать ногой. Он умственного труда господин, с французской остроконечной бородкой и усами седыми.
В Обухов? Сделайте одолжение. Очень хорошо известен нам этот переулок.
Фить-фить! Сюда? С удово...Э, нет, позвольте. Нет. Тут швейцар. А уж хуже этого ничего на свете нет. Во много раз опаснее дворника. Совершенно ненавистная порода. Гаже котов. Живодер в позументе. Вот бы тяпнуть за пролетарскую мозолистую ногу, за все издевательства. Щеткой сколько раз морду уродовал мне, а?
Учитель:
Какую оценку дает Шарик тем, кого увидел?
Задание: Составьте схему из цитат, характеризующих тех, кого автор показывает глазами собаки. От группы, затем в классе.
_____________________________________________________________________________________
Повар дворник швейцар господин
Негодяй в грязном из всех пролетариев ненавистная порода господин умственного
колпаке, жадная тварь. самая гнусная мразь. Опаснее дворника труда, великая сущность
Человечьи очистки. Сколько раз щеткой морду в глазах. Культурная
Самая низшая категория. уродовал. бородка. Этот не станет
пинать ногой.
Ест обильно и не ворует
Ученики: Заполняют схему в группе, затем обсуждение в классе.
Учитель: Заслушивает ответы, сравнивает, сопоставляет.
Доп. вопросы: На какие две категории делит Шарик тех, кого встретил? (пролетариев и господ)
Каково отношение Шарика к первой категории людей? ( ненависть, отвращение)
Ко второй? ( уважение, уверенность, что не обидит). Почему?
Учитель: Как вы видите, автор четко делит людей на пролетариат и интеллигенцию, показывая пороки одних и достоинства других.
Давайте рассмотрим следующий отрывок текста.
II отрывок (чтение)
II отрывок
Вошедшие топтались на ковре. Снег таял на сапогах и расплывался по ковру.
- Мы к вам, профессор.
- Вы, господа, напрасно ходите без калош в такую погоду,- вы наследили мне на коврах, - сделал замечание Преображенский
- Во-первых, мы не господа,- молвил, наконец, самый юный из четверых.
- Во-первых,- удивленно перебил его Филипп Филиппович,- вы мужчина или женщина?
- Я - женщина,- признался юноша в кожаной куртке и сильно покраснел.
- В таком случае вы можете оставаться в кепке, а вас, милостивый
государь, прошу снять ваш головной убор,- внушительно сказал Филипп Филиппович
- Я вам не милостивый государь,- резко заявил блондин, снимая папаху.
- Мы пришли к вам,-…
- Прежде всего - кто это мы? - уточнил профессор.
- Мы, управление дома,- с ненавистью заговорил Швондер,- пришли к вам после общего собрания жильцов нашего дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома...
- Я понял! Вам известно, что постановлением 12 августа моя квартира освобождена от каких бы то ни было уплотнений и переселений?
- Известно. Но общее собрание просит вас добровольно, в порядке трудовой
дисциплины, отказаться от столовой. Столовых нет ни у кого в Москве.
- Угу,- молвил Филипп Филиппович каким-то странным голосом,- а где же я должен принимать пищу?
- В спальне,- хором ответили все четверо.
- Я буду обедать в столовой, а оперировать в операционной!- с раздражением заявил профессор. - Покорнейше вас прошу вернуться к вашим делам, а мне предоставить возможность принимать пищу там, где ее принимают все нормальные люди, то есть в столовой, а не в передней и не в детской.
Задание: С помощью Дневника Тройной Записи составьте таблицу поступков пролетариев, реакцию на эти поступки представителя интеллигенции и объясните, почему профессор так реагирует.
Поступки пролетариев
Реакция интеллигента
Почему такова реакция?
1. «Вошедшие топтались на ковре, снег таял на сапогах»
2. Женщины-комиссары подобно мужчинам одеваются в кожу, сапоги и кепки, их невозможно отличить от мужчины
3. Мужчины не снимают головные уборы в помещении
4.. Требуют уплотнения жилой площади вплоть до перенесения столовой в спальню
1.Делает замечание: «Напрасно ходите без калош, вы наследите на коврах»
2. Удивлен столь необычной одеждой
3. Просит их снять головной убор
4. Раздражен: «Предоставьте мне возможность принимать пищу там, где ее принимают все нормальные люди…»
1. Воспитан по- другому, привык к порядку и чистоте
2. Видит в этом бескультурье. Считает, что предназначение женщины не политика, а домашний очаг (лозунг того времени, «и кухарка может управлять государством Булгаков, а, следовательно, и Преображенский не приемлет)
3. Снимать головной убор - норма поведения, одно из правил этикета.
4. Считает абсурдным предложение представителей домоуправления.
Ученики: Выполняют работу в группе, затем презентуют от группы.
Учитель: Заслушивает по цепочке ответы, сравнивает, выясняет совпадения или отличия в объяснениях.
Доп. вопр. О чем говорят поступки пролетариев? (отсутствие культуры, невежи и невежды)
Чем отличается от них интеллигент? (культурностью, воспитанностью и образованностью)
Учитель: На каком литературном приеме построены 1 и 2 отрывки? (антитеза)
Действительно, именно через антитезу автору удается ярко противопоставить пороки пролетариев и воспитанность интеллигентов, дворянскую культуру и культуру пролетариата, а вернее, отсутствие таковой.
А теперь давайте обратимся к Шарикову. По иронии судьбы Шарику суждено было стать представителем тех пролетариев, которых он так ненавидел.
--Кто явился донором?
1 ученик: Клим Григорьевич Чугункин, 25 лет. Холост. Судился 3 раза и оправдан. Кражи. Профессия - игра на балалайке по трактирам. Причина смерти - удар ножом в сердце в пивной "Стоп-сигнал".
Учитель: Совершенно верно, а появившееся в результате операции существо полностью унаследует пролетарскую сущность своего донора. Обратимся к тексту.
III отрывок (чтение)
III отрывок
Человек у двери мутноватыми глазами поглядывал на профессора и курил папиросу, посыпая манишку пеплом.
- Вы посмотрите на себя в зеркало. На что вы похожи. Окурки на пол не бросать - в сотый раз прошу. Чтобы я более не слышал ни одного ругательного слова в квартире! Не плевать! Вот плевательница, - возмущенно говорил Преображенский.
---------------
- Нет! - загремел в дверях Филипп Филиппович, - по такому имени и отчеству в моей квартире я вас не разрешу называть. И я и доктор Борменталь будем называть вас "господин Шариков".
- Я не господин, господа все в Париже! - отлаял Шариков.
- Швондерова работа! - кричал Филипп Филиппович. - Не будет никого, кроме господ, в моей квартире. В противном случае вы уйдете отсюда.
- Ну да, такой я дурак, чтобы я съехать.
- Вы, знаете, не нахальничайте, мосье Шариков! - Борменталь повысил голос.
- Вот. Член жилищного товарищества, и площадь мне полагается в квартире номер пять в шестнадцать квадратных аршин, "благоволите".
------------------
Шариков присвоил в кабинете Филиппа Филипповича два червонца и пропал из квартиры, вернулся поздно и совершенно пьяный. С ним явились две неизвестных личности, изъявивших желание ночевать в гостях у Шарикова. Удалились означенные личности лишь после того, как позвонили в отделение милиции. Личности мгновенно отбыли, но неизвестно куда после ухода личностей задевалась малахитовая пепельница и бобровая шапка Филиппа Филипповича и его же трость.
--------------------
Однажды в квартире появилась худенькая барышня в сопровождении Шарикова.
- Я с ней расписываюсь, это наша машинистка, жить со мной будет,- заявил Шариков. Филипп Филиппович пригласил ее в кабинет и раскрыл правду.
- Он сказал, негодяй, что ранен в боях, - рыдала барышня. - И угрожает... Со мною, говорит, будешь жить в роскошной квартире... Подлец.
- Ну, ладно, - злобно сказал Шариков, - попомнишь ты у меня. Завтра я тебе устрою сокращение штатов.
-------------------
Я приехал к вам по делу, Филипп Филиппович, предупредить. Просто он прохвост... - Пациент полез в портфель и вынул бумагу, - хорошо, что мне непосредственно доложили...
Филипп Филиппович принялся читать. «...А также угрожал убить председателя домкома товарища Швондера, из чего видно, что хранит огнестрельное оружие. И произносит контрреволюционные речи, даже Энгельса приказал спалить в печке, как явный меньшевик со своим ассистентом Борменталем, который тайно не прописанный проживает у него в квартире»
Вы увидели, что отрывок посвящен человеческим порокам, которые приобретает пес Шарик, став Шариковым.
Задание: Исходя из текста, изобразите в виде символа образ Шарикова. Аргументируйте.
Учитель: Какие символы у вас получились? Выберите самый удачный. Были ли совпадения символов?
- Какие пороки Шарикова увидели?
--бескультурье - воровство - пьянство - наглость - злоупотребление властью - донос.
- Как можно назвать подобное «развитие» человека? (деградация)
Учитель: После своего 60-летнего запрета повесть Булгакова стала необыкновенно популярна, она много раз переиздавалась, а также приобрела счастливую кинематографическую судьбу, благодаря хорошему подбору актеров (Е. Евстегнеев и Р. Карцев) и их великолепной игре. Снят фильм в 1988 году, режиссер Бортко.
IV отрывок (просмотр фрагмента фильма)
Задание: Какие 2 точки зрения на Шарикова высказывают виновники эксперимента?
Учитель : Профессор Преображенский «заботился об евгенике, т.е. об улучшении человеческой природы». А что получилось?
-
Борменталь: «Человек с собачьим сердцем»
-
Преображенский: « У него уже не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе»
Задание: С какой точкой зрения согласны вы? (высказывания учащихся от группы))
Учитель: Несмотря на то, что слово собака принято считать ругательством, а под собачьим сердцем понимается сердце злое, грубое и жестокое, по контексту произведения мы видим, что сердце Шарика, когда оно еще было собачьим, было сердцем добрым, справедливым, умеющим сострадать и сопереживать, ценить добро и ласку.
И только соединившись с разумом, превратившись в человеческое, оно огрубело и очерствело.
- Опасен ли Шариков? Для кого? (Преображенского, Борменталя и даже для Швондера, а также и для всего общества).
Учитель: Опасность шариковых в том, что они всегда стремятся уничтожать не только врагов, но и своих же. Став заведующим по очистке города от бродячих животных, он уничтожает не только кошек, но и собак, забыв о том, что совсем недавно он сам был собакой и страдал от несправедливого к себе отношения. Так же он, не задумываясь, уничтожит и Швондера, если тот встанет на его пути.
В повести профессору удается вернуть все на круги своя, но в реальной жизни в 30-е годы самоуверенные и наглые шариковы травили людей доносами, сгоняли в лагеря, гноили в тюрьмах и расстреливали без суда и следствия.
Давайте подытожим наш сегодняшний разговор с помощью синквейна к слову «Шариков».
III. Рефлексия - метод «Синквейн» (1 от группы)
Ученики: составляют и защищают синквейн
Учитель: сравнивает, сопоставляет, делает вывод
Итог: Итак, мы с вами проследили на примере Шарикова пороки, которые высмеивает Булгаков в своей повести. Доказали, что шариковы опасны для общества. Но поскольку шариковы обладают поистине собачьей живучестью, то примеры этих пороков можно наблюдать и в наше время.
Об этом я и прошу вас поразмышлять дома.
IV. Домашнее задание
-
РАФТ - письмо от своего имени Булгакову из будущего об актуальности его произведения в наши дни.
-
Эссе «Шариковы вокруг нас…»
YI. Оценки
7