Урок русского языка в 5 классе по теме Простые и сложные предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Бюджетное образовательное учреждение Омской области

дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования Омской области»

Кафедра филологического образования













Урок русского языка в 5 классе

по теме «Простые и сложные предложения»


Выполнила

Таран Елена Александровна,

учитель русского языка и литературы

БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №6»



Омск 2015

Планируемые результаты:

  • Научить различать простые и сложные предложения, расставлять в них знаки препинания;

  • Развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, составлять самоинструкцию;

  • формировать ценностное отношение к слову и его значению.

Цели урока:

Обучающие цели:

Научить

  • различать простые и сложные предложения;

  • расставлять знаки препинания в сложных предложениях;

Развивающие цели: развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные цели: формировать ценностное отношение к слову и его значению.

Оборудование: доска, экран, проектор, средства мультимедиа

Этапность урока:

1. Экспозиция

1.1.Организационная экспозиция

- Здравствуйте, дети! Садитесь.

- Проверьте наличие на столах всех школьных принадлежностей: дневника, тетради, ручки, линейки.

1.2.МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВАЯ Экспозиция

- Ребята! Тема сегодняшнего урока «Простые и сложные предложения». Запишите в тетради число, тему урока и подумайте, каковы цели нашего урока?

  • Научиться различать простое и сложное предложения;

  • научиться ставить знаки препинания между частями сложного предложения.

.Ребята, чтобы вам было интересно изучать тему сегодняшнего урока, предлагаю отправиться в волшебное путешествие по стране «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ». Согласны? (Да).

Прежде чем отправиться, нам необходимо выяснить, готовы ли вы к путешествию.

Беседа по вопросам (вопросы распределены по рядам):

  • Какой раздел лингвистики мы изучаем? (Синтаксис и пунктуация.)

  • Что изучает синтаксис? (Словосочетания, предложения.)

  • Что изучает пунктуация? ( Систему знаков препинания и правила их постановки)

  • Что такое словосочетание? (Словосочетание - два и более слова, связанные по смыслу и грамматически)

  • Что не может быть словосочетанием? (Грамматическая основа предложения, однородные члены и слово с предлогом или частицей).

  • Что такое основа предложения? (Это главные члены предложения -подлежащее и сказуемое)

  • Назовите второстепенные члены предложения. (Дополнение, определение, обстоятельство)

Молодцы! Вы готовы к путешествию. Итак, в путь!

2. ПРЕЗЕНТАЦИЯ НОВОГО

1 СТАНЦИЯ - СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.

- А вот и первая наша остановка «Словосочетание». Прогуляемся по ней? Поиграем в игру «Выбери меня, выбери меня»

Выполните задание:

Прочитайте группы слов. Среди этих групп выберите только словосочетания. Свой выбор объясните.

Солнечный день, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, после уроков, любимое занятие, были заняты, открывая дверь, выбирать профессию, правильно и аккуратно, урок окончен, стакан молока, более важный, доволен результатами, заняты делом, альбом или тетрадь, книга интересна, двадцать пять, слово в слово, упорно учиться.

Работа в парах. Взаимопроверка. Оцениваем свою работу. Вспоминаем критерии оценивания. Ставим в лист самооценки первую отметку.

- Молодцы! Вы хорошо ориентируетесь на этой станции. Отправляемся дальше в путь: от словосочетания перейдем к предложению.

2 СТАНЦИЯ - ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

- А вот и вторая наша остановка . Прогуляемся по ней. Поиграем в игру «Кто быстрее?»

Выполните задание:

Прочитайте предложения. Выделите в них грамматические основы. Определите, сколько грамматических основ в каждом предложении.

Выпишите в тетрадь грамматическую основу из каждого предложения.

1. Юннаты охраняют и подкармливают птиц зимой.

2. Ребята старательно изучают грамматику.

3. Люди земли борются за чистоту воздуха, воды.

4. Няня рассказывала детям про свои прожитые годы.

5. Товарищи не бросили друга в несчастье.

6. Муравьи выползают после зимней стужи.

7. Спит черёмуха в белой накидке.

Взаимопроверка в парах. Выставление отметки за задание №2 в лист самооценки.

Делаем вывод:

Простое предложение - это предложение, которое имеет 1 грамматическую основу.

Записываем в тетрадь для конспектов.

3 СТАНЦИЯ - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

А вот и третья наша остановка.

Выполните задание:

Прочитайте предложения. Выделите в них грамматические основы. Определите, сколько грамматических основ в каждом предложении. Сравни количество грамматических основ в предложениях 2 и 3 станции. Попробуй дать определение сложному предложению.

Я люблю свой класс, он очень дружный.

Мы изучаем разные предметы, но больше всех мне нравится история.

Учителя хотят, чтобы все ученики хорошо учились.

Проверка. Выставление отметки за задание №3 в лист самооценки

Итак, делаем вывод. Если в предложении 2 или более грамматических основ, такое предложение называется сложным.

А теперь давайте попробуем составить самоинструкцию. Как часто вы делаете ошибки на правила, которые вам хорошо знакомы! А все потому, что от правила к грамотному письму нет прямой дороги: на пути встречаются преграды. Одолеть их вам поможет волшебное слово САМОИНСТРУКЦИЯ.

Вы, конечно, знаете, что такое инструкция. В жизни часто приходится встречаться с нею. Инструкция прикладывается к пылесосу, стиральной машине, телевизору и к другим приборам. В инструкциях говорится, что нужно делать, чтобы приборы работали. В них указывается порядок действий. А если инструкции перепутать, то получится то, что описано в шутливом стихотворении Л.Квитко «Мальчик Лемеле»

Мама сказала:
Ты мне услужи:
Вымой тарелки,
Сестру уложи,
Дрова наколоть
Не забудь, мой сынок,
Поймай петуха
И запри на замок
Сестрёнка, тарелки,
Петух и дрова.
У Лемеле только
Одна голова!
Схватил он сестрёнку
И запер в сарай.
Сказал он сестрёнке:
-Ты здесь поиграй!
Дрова он усердно
Промыл кипятком,
Четыре тарелки
Разбил молотком.
Но долго пришлось
С петухом воевать:
Ему не хотелось
Ложиться в кровать.

Итак, САМОИНСТРУКЦИЯ - это инструкция, которую человек создал для самого себя. Он подаёт команды, что и в каком порядке ему нужно выполнять. Составлять инструкции и использовать их при письме - это значит решать задачи. Когда вы решаете примеры или задачу, вы, прежде всего, определяете, что нужно делать и в каком порядке. То же самое происходит и при решении орфографических и синтаксических задач.

Составляем самоинструкцию по теме «Простые и сложные предложения».

  1. Определяю, сколько основ в предложении.

  2. Если 1 основа, то делаю вывод, что предложение простое;

  3. Если 2 или более основ, то делаю вывод, что предложение сложное.

Формулируем правило:

Сложное предложение - это предложение, в котором 2 или более грамматических основ.

Проверяем правильность вывода с правилом, данным в учебнике.

Записываем теоретический материал в тетрадь для конспектов.

3. ПРОРАБОТКА НОВОГО

Выполните задание:

Прочитайте предложения. Запишите их, обозначьте границы между простыми предложениями в составе сложного. Подумайте, с помощью чего соединяются простые предложения в составе сложного.

Июнь выдался жарким, и окна в домах по ночам открывались настежь.

Когда над озером сияет солнце, глаза слепит от бликов.

Шторм уже утих, ветер ослаб.

Внимание на экран.

Делаем запись о способах соединения простых предложений в составе сложного

  • Интонация (без союзов)

  • Союзы

подчинительные: сочинительные:

что, кто, где, куда, и, а, но, да и др.

когда, который, чтобы и др.

Дополняем правило:

Сложное предложение - это предложение, в котором 2 или более грамматических основ, которые соединяются с помощью союзов или интонации и разделяются с помощью запятой.

Дополняем самоинструкцию «Простые и сложные предложения».

  1. Если 2 или более основ, то делаю вывод, что предложение сложное.

  2. Если предложение сложное, обозначаю границу(ы) между простыми предложениями и на месте этих границ ставлю знак.

Ребята, давайте немного отдохнем и проведем физкультминутку.

Решите задачу:

Прочитайте предложения. С помощью самоинструкции определите, какое перед вами предложение, простое или сложное. При необходимости расставьте знаки препинания.

I вариант

II вариант


1. Ожил каждый кустик.

1. Вся окрестность озарилась светом.

2. Небо заволокло тучами и началась гроза.

2. День выдался жаркий и звери потянулись к реке.

Проверяем, выставляем отметки в лист самооценки.

4. КОНТРОЛЬ, ОЦЕНКА

Выполните задание:

Прочитайте предложения. Распределите их на 2 группы. Запишите их. В сложных предложениях расставьте знаки препинания. (Используйте самоинструкцию).

Наступила осень. Птицы улетают в теплые края.

Листья опадают с деревьев

и в воздухе протянулась паутина.

Лес обнажился часто идут нудные дожди.

Когда веют холодные ветры ветви деревьев качаются.

Простые предложения

Сложные предложения



Проверьте свою работу по образцу, поставьте отметку в лист самооценки в соответствии с критериями.

Рефлексия

- Наше путешествие подошло к концу. Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведем итоги урока. Проанализируйте, добились ли мы поставленных в начале урока целей?

Заполните лист самооценки и сдайте его учителю.

5.ОРГАНИЗАЦИОННО-СВЯЗУЮЩИЙ ЭТАП

Предложение домашнего задания. На выбор:

1.Из учебника по литературе выпишите 3простых предложений и 3 сложных предложений.

2. упр 125.

3. еще больше о сложном предложении можно узнать по адресу ru.wikipedia.org/wiki сложное предложение



Представлен конспект урока русского языка по теме «Простые и сложные предложения».

Категория обучающихся - 5 класс.

Используется учебник Т. А. Ладыженской, Баранова М. Т., Тростенцовой Л. А. «Русский язык 5 класс» Москва, «Просвещение», 2012 год, примерная программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений.

В программе на тему «Простые и сложные предложения» отводится 3 часа. Представленный урок - первый в изучении данной темы.

Тип урока - урок изучения нового материала. В основу урока положен принцип повторяемости и новизны.

Использую в процессе урока элементы технологии проблемного диалога.

Планируемые результаты:


  • Научить различать простые и сложные предложения, расставлять в них знаки препинания;

  • Развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, составлять самоинструкцию;

  • формировать ценностное отношение к слову и его значению.


© 2010-2022