Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку Фонетический КВН

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Фонетический КВН по русскому языку для учащихся 5-7 классов

Подготовила Гладуш О.В.,

учитель русского языка и литературы Михайловской СОШ

Март, 2011 года

ЦЕЛИ:

1. Пробудить интерес к предмету, желание заниматься как можно лучше, зарекомендовать себя с тем, чтобы в следующий раз попасть в команду.

2. Повторить, обобщить полученные знания, формировать умение оперировать уже имеющимися знаниями в разных нестандартных ситуациях.

3.​ Развивать в ребенке быстроту реакции и способность логически мыслить.

4.​ Постепенно прививать ученикам вкус к правильному русскому языку.

ОФОРМЛЕНИЕ: газеты на лингвистические темы, небольшие плакаты с шарадами, ребусами, воздушные шарики.

КОММЕНТАРИИ К ИГРЕ: участвуют две команды, которые готовят приветствия команде-сопернице, жюри и болельщикам; домашнее задание команды получили накануне выступления. Кроме того, в игре участвуют и болельщики, их тоже две команды: они получили задание часа за два до начала и должны сдать его жюри в первые минуты игры, чтобы потом своими бурными обсуждениями не мешать выступлению команд. За правильно выполненное задание команды-болельщики получают баллы, которые затем приплюсовываются к общему счету, таким образом, у болельщиков есть реальный шанс помочь своей команде, и они чувствуют себя участниками игры.

Задание болельщикам:

ФОНЕТИЧЕСКИЙ ЧАЙНВОРД.

1. Название части слова, включающее в себя одну гласную букву.

2.​ Звук, состоящий из голоса.

3.​ Слово, состоящее из гласного, согласного и полугласного звуков, обозначает название дезинфицирующего средства.

4.​ Слово, состоящее из 5 букв, 5 звуков, в середине слова есть сочетание букв, в которых никогда не пишется Ь.

5.​ Принятый порядок расположения букв.

6.​ Односложное слово, в котором из трех согласных один - твердый, звонкий, непарный, а два - твердые, глухие, парные. Обозначает бронированный автомобиль на гусеничном ходу, вооруженный орудиями, способный двигаться по пересеченной местности.

7.​ односложное слово с удвоенной согласной С, одно из значений слова - название комнаты, в которой проходят учебные занятия.

1



2



7



6

4

3





5



ХОД ИГРЫ.

Вступительное слово ведущего (это может быть сам учитель или ученик). Ведущий сообщает тему игры, представляет команды и членов жюри.

КОНКУРС 1. ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД. Оценивается до 5 баллов.

Поскольку КВН «Фонетический», команды называются «Гласные» и «Согласные». У каждого участника есть эмблема, которая обыгрывает название.

Приветствие команды «Гласные».

1-й - Воздух свободно проходит через рот.

2-й - нет препятствий разных!

3-й - голос участвует,

4-й - голос зовет,

все вместе - звук получается гласный!

Соперникам:

Какие у вас приятные лица!

И хочется вам от души улыбнуться…

Но время куда-то, как птица, стремится!

Готовьтесь! Мы честно готовы сражаться!

Болельщикам:

Товарищ! Можешь все забыть,

Но ты с командой тесно связан:

Судьею можешь ты не быть,

Но быть болельщиком обязан!

Жюри:

Вам доверено немало -

Вы должны нам ставить баллы.

Не победа нам важна:

Справедливость нам нужна!

Приветствие команды «Согласные».

1-й - Мы, дружные согласные,

2-й - Приветствуем вас, гласные.

3-й - Стремимся к вам мы всей душой, чтобы составить слово.

4-й - Вот [л], вот [с], нам дайте Э и слово уж готово.

5-й - У нас характер разный: мы твердые и мягкие.

6-й - Шипящие - шипят.

Сонорные - почти кричат!

7-й - Для передачи смысла слов мы нужные, мы главные!

8-й - Без гласных трудно обойтись, а уж без нас подавно.

9-й - Пусть юмор и смекалка помогают.

Болельщики поддержкой вдохновляют.

Они пришли болеть за нас,

Они ребята просто класс!

Песенка КВНщиков ( на мотив песни «Изгиб гитары желтой»):

На КВН сегодня

Весь алфавит представлен.

В ответах не теряйся,

Уверенней держись.

Пусть победит сильнейший,

Жюри нам даст оценку.

Как здорово, что все мы здесь

Сегодня собрались.

КОНКУРС 2. Разминка.

ФОНЕТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА: за каждый правильный ответ 1 балл.

Ведущий по очереди предлагает командам вопросы:

1. Назвать слово, которое состоит из двух одинаковых, всегда твердых согласных и одного гласного. Правописание этого слова - исключение наряду со словами «цыган, на цыпочках».

2. Какую букву надо вставить в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название коротких шестов с заостренными концами.

3 Назвать слово, которое состоит из трех согласных звуков, 1 гласный слышится - Ы, пишется -И. обозначает помещение с амфитеатром для зрителей и ареной.

4. Какое слово при перестановке ударения с 3-го слога на 2-й из названия кушаний, изготовленных из муки, превращается в название длинных узких лодок, выдолбленных из стволов дерева.

КОНКУРС 3. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ.

Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

1. За 30 секунд командам предлагается решить задачу-пропорцию.

Я : А= Ю : ?

ЛА : ЛА= ЛО: ?

2. Веселое чтение.

Читаем слева направо. При чтении надо учитывать качество звуков, составляющих звуковую оболочку слова. Какие слова у нас получились?

Сен, лей, лог, ток, шёлк, рос.

3. Отгадайте метаграмму (для этого нужно заменить в слове одну букву другой).

1) Для 1-й команды:

- С[Л] я остров в океане, С [Р] растаю вмиг в стакане.

- Я хищным не был никогда,

овес, трава - моя еда.

Но вдруг лечу я в небеса -

И больше не хочу овса.

Ты Р поставишь вместо С-

И вот разгадка всех чудес.

- С Е я - жаркая пора,

С О- настольная игра.

2) Для 2-й команды:

Со звуком [с] я не вкусна,

но в пище каждому нужна.

С [м] берегись меня, не то

я съем и платье, и пальто.

Когда я с -Д- меня сорвут,

Когда я с Т- на мне плывут.

- Со звуком [л'] - найдете под землей

(я, как известно, каменный и бурый).

А с [л] - я в комнате любой,

в геометрической фигуре.

4.Фонетические прятки.

Ищем [й] (йот). Мы называем слова, а вы определяете, в каких из них есть [й] а в каких нет.

Майский день, семья, съемка, Семка, Юра, веселые люди, люблю ездить, мячик, белье, яблоко, елка.

КОНКУРС 4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Команда Гласных.

В пустые клетки впишите слова, которые обозначают название дерева, танца, части патрона, рыбы.

Л

Ь


Л

Ь


Л

Ь


Л

Ь

Команда Согласных. В пустые клетки по горизонтали впишите слова, которые обозначают садовый цветок, домашнее животное, группу животных, хищную рыбу.

А

А

А

А

А

А

А

Ответы: 1. пальма, полька, гильза, килька.

2. Астра, баран, стадо, акула.

КОНКУРС 5. СКОРОГОВОРКИ.

По одному члену команд выходят на сцену, они должны прочитать скороговорки по три раза, жюри оценивает конкурс до 5 баллов.

1. Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы две недели

Карамель на мели ели.

2. Краб крабу сделал грабли

Подал грабли крабу краб.

Сено граблями, краб, грабь!

3. В поле полет Фрося просо,

Сорняки выносит Фрося.

4. Встретил в чаще два ежа.

- Как погода, еж?

- Свежа.-

и пошли домой, дрожа,

Сгорбясь, съежась, два ежа.

КОНКУРС 6. ОРФОЭПИЧЕСКОЕ СРАЖЕНИЕ КАПИТАНОВ.

Оценивается по баллу за каждое правильно произнесенное слово - максимально - 10 баллов.

Произнеси правильно.

Конечно, зубчатый, ателье, партер, свекла, баловаться, красивее, шимпанзе, яичница, понять ( понял, поняла, поняли).

Произнеси правильно.

Алфавит, завидно, звонит, начать (начал, начала, начали), кухонный, музей, скучно, сливовый, дремота, чтобы.

Подведение итогов. Ответное слово жюри. Награждение команд.

© 2010-2022