Урок русской литературы в 8 классе М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М. Ю. Лермонтова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок Дата 24 ноября 2015 г

Тема: М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова

Цель: Повторение биографии М.Ю.Лермонтова. Обобщение ранее изученного по творчеству поэта. Ознакомление обучающихся с особенностями историзма, эволюции подхода к истории в творчестве Лермонтова.

Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, романс «Парус» (грамзапись), презентация

Ход урока

Эпиграф:

Ни в одной литературе мира не бывало такого!

Гибнет величайший поэт страны. И в тот же час

является на смену другой, которому суждено стать

преемником гения в осиротевшей литературе.

И.Андроников.

1. Организационный момент (организация занятия; мотивация учебной деятельности)

- Прочитайте, пожалуйста, эпиграф к уроку.

Найдите ключевые слова.

- О ком же сегодня пойдёт речь на уроке?

2. Актуализация знаний (формулирование уч-ся темы урока, постановка цели)

На предыдущем уроке мы закончили изучение творчества А.С.Пушкина, но с его именем и произведениями мы встретимся еще неоднократно. А сегодня у нас встреча с яркой звездой на небосклоне нашей поэзии М.Ю. Лермонтовым.

(уч-ся записывают тему урока и эпиграф в тетрадь: : М. Ю. Лермонтов( 1814-1841). Слово о поэте.

10 февраля 1837 года Пушкин был смертельно ранен на дуэли. И практически сразу же по городу разнеслись гневные и трагические строки из стихотворения «Смерть поэта»:

Погиб Поэт! - невольник чести -

Пал, оклеветанный молвой…

Это стихотворение принадлежало молодому человеку, еще мало известному, но завоевавшему российского читателя мгновенно. Россия обрела нового гениального поэта - Михаила Юрьевича Лермонтова. В.Г. Белинский писал: «Пушкин умер не без наследника».

- Какую дату в октябре этого года отметила наша страна?(200-летие со дня рождения великого поэта.)

- Что для вас значит Лермонтов?

- Какие строки из его произведений помните наизусть?

3.Изучение нового материала.

1)Рассказ о жизни М.Ю.Лермонтова

2)Как вы считаете, какова цель обращения поэта к историческим событиям ?

Произведения М.Ю Лермонтова на историческую тематику

Произведения

М.Ю.Лермонтова

Время , изображённое в произведении

Цель создания произведения

"Бородино"

1812 г. Отечественная война России с французской армией Наполеона

К теме Отечественной войны 1812 г. поэт обращается с тем, чтобы найти в прошедшем идеалы, чтобы показать, как измельчало «нынешнее племя»

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

XVI век, время царствования Ивана Грозного, время опричнины.

В древнерусской старине Лермонтова интересуют вечные проблемы: проблемы чести и достоинства человека; власти и народа, личной воли и традиционной общественной морали.

2) Прочитайте статью В. Коровина «М.Ю. Лермонтов» стр. 228 - 230

Попробуйте выделить особенности историзма Лермонтова, которые приводит автор статьи.

3)Проверка выполнения задания в группах

Особенности историзма Лермонтова.

историзм как совокупность признаков определяющих национальное своеобразие (учитывается климат, верования, язык, обычаи)

история представляет собой арену борьбы свободы и тирании, добра и зла.

проникновение мыслью о роковой предначертанности событий, Божьей воли, о власти обстоятельств.

Лермонтов даёт понять, что движение истории зависит не только от усилий личности, но и от неясных, таинственных обстоятельств, которые управляют личностью.

историзм Лермонтова становится глубже. («Песня про купца Калашникова…», «Беглец»)

Был период в творчестве Лермонтова, когда герои, взятые из истории, являлись носителями современного Лермонтову сознания.

Изображение героев изменилось. Теперь герои думали и говорили так, как они могли думать и говорить в те годы, когда они жили и действовали.

Тема Родины. Родина представлялась Лермонтова страной для жизни богатырей. Поэт видел и другую сторону: печаль, бедность, скромный быт. Особое понимание России.

- Меняется ли взгляд Лермонтова на ход истории ? (Да. Взгляд Лермонтова на ход истории меняется, становится глубже, поясняется, герои становятся носителями сознания своей эпохи)

4. Повторение сведений о М.Ю. Лермонтове. Викторина (приложение)

5. Рефлексия.

«Продолжи мысль»

Я понял, что………

Мне понравилось…………

Я хочу…………….

6. Д/з : - читать «Мцыри»;

- записать особенности историзма Лермонтова в тетрадь.

ВИКТОРИНА

1. В каком городе родился М.Ю. Лермонтов? (В Москве)

2. «Ужасная судьба отца и сына Жить розно и в разлуке умереть». Что имел в виду поэт?

(Был в детстве разлучён с отцом, и тот вынужден был отказаться от отцовских прав по требованию тёщи.)

3. Кто воспитывал Лермонтова?

(Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева)

4. Где он провёл свои детские годы и впоследствии был похоронен?

(В родовом имении Тарханы)

5. На каких музыкальных инструментах играл Лермонтов?

(На скрипке и фортепиано)

6. Какой талант наряду с поэтическим обнаружил Лермонтов с детства?

(В живописи - больше 10 картин маслом и акварели: виды Кавказа, Пятигорска, портреты и автопортреты. пел арии из своих любимых опер; решал сложные математические задач; владел несколькими иностранными языками.)

7. Где учился Лермонтов? (2 года в Московском университете, затем в школе гвардейских подпрапорщиков и юнкеров в Петербурге)

8. Назовите причины первой и второй ссылок М.Ю.Лермонтова на Кавказ (Причина первой ссылки - стихотворение «Смерть поэта», второй - участие в дуэли с сыном французского посла)

9. Где и как погиб Лермонтов? ( В Пятигорске, дуэль с Мартыновым)

10.Лермонтов,поручик Тенгинского полка, награждённый золотым оружием "За храбрость" на досуге написал произведения "Перестрелка в горах Кавказа", "Сражение при Валерике". Чем являлись эти произведения? ( Картины)

11. Какой листок "оторвался от ветки родимой" в стихотворении Лермонтова? (дубовый)

12.Назовите произведения М.Ю.Лермонтова, героями которого являются деревья или в которых упоминается какое-либо дерево («Три пальмы», «Стоит одиноко…», «Листок», «Песня про купца Калашникова…»

13.Откуда строки? «Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой…» (Парус) (Звучит романс)

14.. В каком стихотворении М.Ю.Лермонтова употребляются идущие подряд друг за другом 5 вопросительных предложений? («Тучи»)

1


© 2010-2022