Коллективный проект по русскому языку ( на основе работы со словарями)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Л.В. Батурина

г. Нижний Новгород

Формирование культуры речи учащихся в процессе работы со словарями на уроках русского языка.

Проблема организации работы с лингвистическими словарями на уроках русского языка актуальна, что отмечается в « Обязательном минимуме содержания образования по русскому языку», ориентированном на основные действующие программы и учебники по русскому языку для средней школы. Значение работы со словарями трудно переоценить, т.к. она стимулирует языковое и речевое развитие ребёнка, формирует потребность в совершенствовании речевой культуры, грамотное письмо, умение пользоваться словом в устной речи невозможно без обращения к словарю.

Современные технологии обучения русскому языку направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся, воспитание их творческого мышления. В трудах известных отечественных методистов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, В.В.Бабайцевой, М.Р.Львова и др. подчёркивается, что репродуктивная деятельность школьника на уроках русского языка не может полностью обеспечить формирование творческого мышления.

Высокий уровень развития речи, её культуры напрямую связан с активной работой учащихся. Самостоятельный анализ языковых явлений школьниками способствует развитию их научного мышления, научной речи.

Изучение разделов «Лексика», «Словообразование», «Фразеология» в 5-6 классах предполагает знакомство школьников со словарями разных типов ( толковыми словарями русского языка, морфемным, словообразовательным, этимологическим и др.) Однако, как показывает наш опыт, эпизодическое обращение к словарям, фрагментарные задания недостаточны для того, чтобы учащиеся убедились в важности постоянного их использования.

Оптимально решить данную проблему позволяет обращение к методу проекта. Тема дальнесрочной

( годовой) проектно - исследовательской деятельности: « Словарь - сокровищница языка, памятник быта и образованности народа» / И.И. Срезневский/.

Цель проекта:

- пробудить интерес к родному слову;

- сформировать умения и навыки работы со словарём в учебное и внеучебное время;

- ввести новые слова в активный лексикон учащихся, в создаваемые ими тексты.

Среди приоритетных были выделены следующие задачи:

- научить учеников работать самостоятельно как в группах, так и индивидуально;

- научить работать с научно - популярной, справочной литературой с последующим представлением текстов - выступлений об учёных - лексикографах ( В.И. Дале, Д.Н. Ушакове, С.И. Ожегове ), о словарях и их особенностях;

- научить анализу одного и того же слова, представленного в разных словарях, составлению словарной статьи.

Безусловно, выполнение поставленных задач требует чёткой организации, особой

( консультативной) работы учителя с учащимися во внеучебное время.

Проект начинается с урока « В.И. Даль - собиратель русского слова». Личность учёного, писателя, общественного деятеля раскрывается в выступлениях учащихся, включающих наиболее значимые, интересные страницы его жизни. Важно отметить, что биографию Даля ученики представляют, связывая её с исторической эпохой и знаменитыми современниками Т.С. Нахимовым, Н.И. Пироговым, В.А. Жуковским, А.С. Пушкиным, который подсказал идею составить словарь и убедил будущего лексикографа в ценности этой работы.

Использование компьютерной технологии (презентации) с яркой наглядностью стимулировало у учащихся создание целостного представления о жизни В.И. Даля, подготовило их к пониманию значимости словаря как уникального явления в истории русской лексикографии, как национальной сокровищницы русской культуры.1

Работа в рамках проектной технологии предусматривала следующую систему.

Школьники один раз в неделю представляли словари различных типов, после чего им предлагалось выполнять практические задания (связанные с программой « Русский язык»).

Знакомство со словарями учащиеся начинают с далевского « Толкового словаря живого великорусского языка», состоящего из 4 томов. Даль первым назвал свой словарь толковым. Особо был прокомментирован эпиграф к словарю, в котором автор подчёркивал: « Словарь назван толковым, потому что он не только переводит одно слово другим, но и толкует, объясняет подробности значения слов и понятий, им подчинённых». Именно с Даля словосочетание толковый словарь сделалось термином и прочно вошло в научный лексикографический аппарат. Последующие словари подобного рода также стали называться толковыми.

Практика подтверждает, что лучше усваивается лингвистический материал, который вызывает интерес у школьников, активизирует их творческую, исследовательскую деятельность.

Учащиеся доказывают тезис - « Толковый словарь - дело всей жизни Даля», приводя факты о том, что он полвека посвятил собиранию слов, записывая речь солдат, говор крестьянской толпы. Изучал терминологию народных промыслов, пословицы, поговорки. Даль с помощью своего словаря познакомил современников с богатством и выразительностью существующего народного языка, который « силён,свеж, краток и ясен».

Были рассмотрены также слова заголовка « живого великорусского языка». « Живого, - значит того, на котором говорят в настоящее время.

… в словарь вошло около 80 тысяч слов, которые не были включены в другие словари, т.к. расценивались составителями как обиходные, в отличие от книжных. Под великорусским языком имеется в виду русский язык2.

Внимание учащихся было заострено на том, как построен словарь.

Автор расположил словарный материал в алфавитном порядке на основании гнёзд, корнесловов и проиллюстрировал пословицами, поговорками, народными речениями. Было отмечено, что объяснение слов даётся Далем не только описательно, но и большей частью с помощью синонимов ( « тождесловов»).

Анализ словарной статьи «февраль» подтверждает это: Фебруарий, стар, сечень, лютый, ныне народи, бокогрей, широкие дороги. Автором приводятся слова книжные, просторечные, диалектные.

С большим интересом учащиеся исследовали словарные статьи изба, отечество, язык, отмечая, что они написаны увлекательно и воспринимаются как художественные произведения.

В ходе дальнесрочного проекта мы опирались на методические рекомендации профессора А.Д. Дейкиной, используя следующие приёмы изучения слов. Учащимся предлагались задания на сознательное владение культурой речи:

- рассказать о словах (добро, зло), используя толковые словари Даля, Ожегова, « Школьный этимологический словарь русского языка» Н.М. Шанского, Т.А. Бобровой, Школьный словарь антонимов ( под ред. М.Р. Львова)

- составить самостоятельную словарную статью к слову (например, невежа и невежда)

- провести наблюдение за жизнью слова, сопоставив толкование его лексического значения в разных словарях (например, самолёт).Важно, чтобы учащиеся, исследуя слово, сделали для себя открытие.

Так, наблюдая за словом самолёт, ребята убедились, что жизнь этого слова началась задолго до появления авиации. В словаре Даля самолёт - это

  1. Разного рода устройство, которому приписывается быстрое движение от себя.

  2. Ткацкий челнок, бросаемый не рукой, а погонялкою.

  3. Лёгкий плуг( в некоторых северорусских говорах)

В этом же словаре можно найти уменьшительную форму слова - самолётка - осветительная, потешная или иная ракета.

В 4-ом томе « Словаря русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова( 1940 г.) слово самолёт объясняется через слово аэроплан и имеет помету « новое». Только во время Великой Отечественной войны слово самолёт вытеснило слово аэроплан.

В « Словаре русского языка» С.И. Ожегова (1961г.) слово самолёт объясняется как « летательный аппарат», тяжелее воздуха, аэроплан. Учебный самолёт. Боевой самолёт. Ракетный самолёт.

В «Современном толковом словаре русского языка» ( Санкт - Петербург, 2006 под ред. С.А.Кузнецова) самолёт - летательный аппарат тяжелее воздуха с силовой установкой и крылом, создающим подъёмную силу. Военный самолёт. Лететь самолётом.

- написать сочинение - миниатюру об истории слова( скатерть - самобранка), о словарях (Мой друг - словарь);

- об учёных - лексикографах ( Жизнь - подвиг В.И. Даля)

Творческая работа школьников со словарями, как показывали результаты проекта, стимулировала самостоятельное получение знаний. Углубленная работа школьников со словом в словаре и тексте значима, т.к. она содействует повышению общей и речевой культуры. Воспитывает интерес к предмету « Русский язык».



1Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я.

Беседы о русском слове. М.,1976.с. 70

2 Энциклопедический словарь юного филолога.М.1984, с. 284

© 2010-2022