Любить природу - любить Родину (к изучению повести Н. В. Гоголя Тарас Бульба)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Любить природу - любить Родину»
К изучению повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

«… Любовь к родной природе - один из важнейших признаков любви к своей стране …» - писал К.Г. Паустовский. Формирование чувства Родины и воспитание любви к родной природе как её части - одна из важных задач школьного курса литературы.

Природа вызывает сильные эстетические и патриотические чувства в душе художника слова. И это определяет лирический пафос произведений, который мы доносим до учащихся.

В 7 классе с особым эмоциональным подъемом школьники изучают повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Здесь величественная картина степи предстает как символ былинного времени. И отношение к рассмотрению этого яркого фрагмента повести у меня особое. Семиклассникам, равняющихся на мужественных, сильных людей, близки идеи запорожских казаков, для которых нет ничего выше Родины и товарищества. Подростков восхищают мужество героев Гоголя, преданность великому делу борьбы за свободу родной земли. Без особых специальных усилий повесть читается ребятами на одном дыхании. Однако им может показаться, что описание степи с основными деталями не связано.

Художник А.Куинджи. "Степь после грозы"

Поэтому добиваюсь, чтобы эмоциональный отклик вызвал и этот чудесный фрагмент. Один из путей - приближение его и мировосприятию детей, и их опыту общения с окружающей родной природой.

Мне важно, чтобы ученики увидели прекрасные картины степи, убедились в их сходстве с природой Восточного Крыма, чтобы степь под пером Гоголя - пейзажиста не выглядела отдаленной, во многом даже абстрактной картиной. Вот поэтому я так ценю реальные, жизненные впечатления, почерпнутые в общении с природой. Ведь наш край - край настоящей степи, первозданный облик которой запечатляет Н.В. Гоголь.

Восточный Крым. Караларская степь

Помню о необходимости дать семиклассникам возможность ощутить исторические отголоски влияния того «бранного времени» на судьбы многих ныне живущих в нашем районе украинцев.

· Из каких деревень прибыли в поселок ваши родители или их родители, ваши дедушки и бабушки? Кто из вас, по мнению старших, носит украинскую фамилию? У кого в семьях родители представляют русских и украинцев? Какие «живые намёки остались в песнях …» и других обычаях жителей нашего поселка? Какие народные украинские песни поют и в ваших семьях? Что танцуют? Как выглядят сохранившиеся девические наряды бабушек?

Отметьте особенности ведения хозяйства, оформление и украшение жилища.

Используя материал «исследований» учащихся, стремлюсь, чтобы он органично вписался в урок, «заговорил» в соответствии с тональностью произведения.

Подбираем иллюстрации к урокам, среди которых «Тарас и его сыновья в степи» А.П. Бубнова.

А.П.Бубнов. Иллюстрация к повести "Тарас Бульба", 1951 г.

И снова отталкиваюсь от особенностей семиклассников, от их интереса к героическому прошлому Родины.

Прошу их мысленно перенестись во время Запорожской Сечи, настраиваю на прочтение описания степи, которое должно дополнить представление читателей об изображаемой эпохи. Для приближения содержания произведения к восприятию учащихся говорю о том, что смешение русского и украинского народов на территории Восточного Крыма происходило во времена борьбы запорожцев с турецкими завоевателями.

Ведем беседу по вопросам домашнего задания. Ребята выступают с небольшими сообщениями. Выясняем, что во многих селах существовал до недавнего времени добрый обычай - вместе крыть, обмазывать хаты глиной. Убранство комнат - рушники, украшение украинским народным орнаментом. Для побелки в комнатах использовалась цветная глина. Обычно дома утопают в зелени, возле каждого - сад, в котором обязательно растут вишни, груши. Встречаются иногда колодец с «журавлем». В этих деревнях говорят на смешанном наречии, в котором используются элементы украинского и русского языков. В селах известны многие украинские песни. По словам народных песен, по мелодиям, принесенным из глубины веков, мы пытаемся представить прошлое украинцев.

Отмечаем и особенности природы родного района. Находим много общего с запорожской степью, изображенной в повести. Это позволяет почувствовать первозданную прелесть природы XVI века.

Привожу высказывание ботаника С.И. Коржинского:

«…миросозерцание русского народа, широкое, добродушное и спокойное, сложилось под влиянием простора и жизнерадостного ландшафта луговых степей…

Для русского народа степь навсегда остается символом свободы и простора; она воспевается в его песнях, она представляет предмет его мечтаний, и многие явления народной жизни, как, например, любовь к странствиям, страстное искание «вольных земель», представляют отголосок той природы, которая создала характер русского народа».

Перед чтением даю вопросы: Какое настроение вызывает картина, чем она замечательна? Дополняет ли представления об изображаемой эпохе, о борьбе за родную землю? Находите ли сходство с обликом вашей родины?

После выразительного чтения ведем беседу:

· Какой предстает природа перед казаками, когда они выехали из дому? (День был серый; зелень сверкала ярко, птицы щебетали как-то в разлад.) Что в последний раз увидели они? («Две трубы от их скромного домика», «одни только вершины деревьев, по сучьям которых они лазили», «дальний луг», где «катались по росистой траве его», «шест над колодцем с привязанным вверху колесом от телеги».)

· Почему в этой картине мы не видим красок, не слышим звуков, не чувствуем запахов?

Учащиеся говорят, что казаки с грустью покидали родной хутор, они видели только то, что в первую очередь напоминало родное гнездо. Особенно грустное настроение было у Остапа и Андрия (рассматривает картину Е. Кибрик «Ночь в степи»), ведь они прощались с детством. Поэтому Гоголь и не использует красок.

Автолитография Е.А.Кибрика к повести "Тарас Бульба", 1945 г.

Вопрос об изобразительных средствах, на наш взгляд, уместно задать именно здесь, а не при рассмотрении описания степи: в данном случае он засушил бы анализ, погасил бы процесс художественного восприятия.

Я хочу, чтобы об изобразительных средствах, используемых автором при описании степи, учащиеся заговорили без специального задания.

Ведь угол зрения на анализ описания задан при рассмотрении эпизода прощания с хутором.

Избегаю вопросов, настраивающих на формальное рассмотрение текста, типа: «Сколько частей мы можем выделить в описании степи?». Стремлюсь, чтобы вопросы по анализу описания звучали ненавязчиво, косвенно побуждали бы к анализу:

· Как подействовала степь на казаков? Отчего «встрепенулись, как птицы», их сердца?

· В какое время суток степь более привлекательна для казаков, автора и для вас? Чем?

Невольно выделяя части, мы делаем вывод, что степь всегда по-своему прекрасна, но в каждом времени суток есть своя, особая привлекательность.

· Что прежде всего поразило казаков и вас в картине дня? У вас она вызвала такие же чувства?

Говорят дети о многом, но выделяем все-таки цвет. В процессе разговора, начатого учащимися, вполне уместно задание напрямую: «Покажите богатство красок, используемых при описании степи». Начинаем наблюдения с метафоры «брызнули миллионы разных цветов».

· Чем особо привлекает степь в вечернее время? Как менялась музыка дня? Чем напоминает о себе степь ночью? Что еще можно увидеть, услышать, ощутить в степи в любое время суток? Как автор, описав степь, выразил свое отношение к ней? («Черт вас возьми, степи, как вы хороши!») Какие голоса вы бы выделили в тысяче «разных птичьих свистов» над степью?

Сопоставляем описание хутора при прощании с ним казаков и степи. Только ли грустным настроением казаков во время отъезда объясняется разница двух описаний?

Художник А.Куинджи. "Вечер на Украине"

Размышляя над этим вопросом, отмечаем, что родной хутор, отчий дом милы не красками, а особым уютом, ощущением родного гнезда. Степь как символ большой Родины для автора прекрасна («ничто в природе не могло быть лучше»), и он создает великолепную, дорогую и милую для сердца каждого русского человека картину.

Дома предлагаю выполнить иллюстрацию к описанию степи. К картине степи мы возвращаемся на всех уроках, так как не сразу в сознании ребят она органично связывается с повествованием. Ведя позже работу над содержанием, проникшись духом речи Тараса о товариществе, мы с ребятами выделяем слова казаков перед смертью: «Пусть же стоит на вечные времена православная русская земля и будет ей вечная честь» (Шило); «Пусть же... ликует вечные веки Русская земля» (Степан Гуска), «Пусть же славится до конца века Русская земля» (Бовдюг), «Пусть же цветет вечно Русская земля!..» (Балабан), «Пусть же... красуется вечно любимая Христом Русская земля» (Кукубенко)

Иллюстрации к повести "Тарас Бульба"

Видим, что последние в жизни слова казаки произносят в честь, во славу и процветание Русской земли.

Предлагаю пояснить, что виделось казакам за этим возвышенным понятием - «Русская земля». И снова, помимо всего, связанного с содержанием повести, встает образ степи. Ребята думают над тем, как бы на восприятие произведения сказалось отсутствие описания степи.

В результате той работы степь воспринимается подростками как символ родины и свободы. Мы снова, размышляя о том, что дало силы Остапу и Тарасу выстоять в смертный час, обращаемся к образу степи. Степь стала для казаков символом той земли, к которой припадал былинный богатырь, чтобы набраться сил в трудных испытаниях. Таким образом, в повести мы открываем не только неповторимую прелесть родной природы, но и особенности русского национального характера с присущим ему одухотворением матери-земли.



© 2010-2022