Урок «Женские образы романа А. Пушкина «Евгений Онегин». Литература

По форме - это урок-размышление,тема которого задана цитатой, вынесенной в название: «Это та жизнь, которая должна быть, но нету» (П.Вайль и А.Генис).Урок проводился в 10 классе в рамках повторения в начале учебного года(2 часа), но при хорошей подготовке учащихся его можно провести и в 9 классе при изучении романа. В ходе проведения урока предусмотрена групповая форма работы по проблемным вопросам (приведены предполагаемые ответы), составление опорных схем, аналитическая беседа, ассоциативная р...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Это та жизнь, которая должна быть, но нету» (П.Вайль,А.Генис)

Урок-размышление «Женские образы романа А.Пушкина «Евгений Онегин»)

Примечание: Этот урок рассчитан на 10 класс (2 часа), но при хорошей подготовке учащихся его можно провести и в 9 классе.


1. Групповая работа (Выступления групп по результатам подготовки)

Героиня

Проблемный вопрос

Предполагаемый ответ (главное!)

НЯНЯ - «смиренная печаль» (гл.3)

-Зачем обращается к ней Татьяна?

- Помогло ли это обращение?

- Почему не помогло?

- Зачем нужен в романе этот образ?

- Чтобы получить рецепт, как поступить с Евгением.

-Нет!

- Няня не знала любви!

- Это в какой-то степени судьба Татьяны - «смиренная печаль».

ОЛЬГА - гл. 2, 5, 6

(пусть основное определение подберут сами ученики)

- Чьими глазами мы видим эту героиню?

- Почему именно его глазами?

- Что она собой представляет?

- Изменила ли Ольга Ленскому?

- Что дальше?

- Что роднит ее с Татьяной?

-Зачем нужен этот образ в романе?

-Ленского

- Он молод, неопытен, влюблен, и его точка зрения на Ольгу очень отличается от точки зрения автора.

- Обычная деревенская барышня. Красивая, веселая, но такую можно найти в любом романе.

- Нет! Да, легкомысленна. Но не винить же ее за это! Удивляется, что Владимир уехал. Не умеет глубоко чувствовать, поэтому жертва Ленского ей не нужна.

- Обычная судьба - замужество.

- Так, как ее видит Ленский, Татьяна видит Онегина - под влиянием книг.

- В первую очередь, чтобы оттенить сложность характера Татьяны.

ТАТЬЯНА

(определения подбирают сами учащиеся)

-Охарактеризуйте Татьяну во 2-5 главах.

- Как меняется на протяжении романа?

- Какова Татьяна в 7 главе?

- Разлюбила?

- «Он москвич в гарольдовом плаще» - Татьяна права?

- Почему Татьяна выходит замуж? Неволили?

- Поняла ли Татьяна Онегина в конце?

- Почему же она «милый идеал»? Какая черта, линия воспитания всё же главная?

- Какой пейзаж чаще всего сопутствует Татьяне? Почему?

- Внутренние противоречия6 подлинные чувства и чувствительность (от романов - «заменяли всё). Мечтательность, одиночество. Воображает себя героиней книг.

- Не только внешне. Изменяется социальный статус, облик: величественная, холодная светская дама, княгиня в конце романа. Молчалива. Но в душе - та же («прежняя Таня!»)

- Переворот. Поняла, что обманулась. Он не тот, за кого принимала («Уж не пародия ли он?»)

- Нет. Но освободилась от книжных иллюзий. Поняла настоящего Онегина.

- Нет. Книга - не жизнь. Нельзя отождествлять книжного героя и реального человека.

- Никто ее не неволил. Это ее выбор. Долг, которому она сама подчиняется. Так воспитана.

- Видит только корысть, интригу. Попала под влияние света. Не может поверить ему: он ее уже один раз отверг.

- «Русская душою». Фамилия Ларина - от русского «Лар» - домашние божества. Уют, домашность, семейная преемственность. («Привычка свыше нам дана, замена счастию она»).

- Зима. Холод: любила, не понимая, почему

Снег ,холод - это готовность терпеть, страдать, нести свой крест и не роптать. Привычка жить в суровом климате

Примечание. Чтобы вовлечь в работу остальных учащихся, можно в промежутках между выступлениями учащихся третьей группы предложить несколько небольших самостоятельных работ. Например:

- Составить опорную схему (форму выбирают сами учащиеся): «Что повлияло на мировоззрение и жизнь Татьяны?» (1. Патриархальная семья, мать. 2. Русская деревня. 3. Няня. 4. Французские романы. 5. Светское общество Москвы. 6. Муж-генерал.)

- Составить сравнительную таблицу «Влияние чтения книг на Татьяну и Онегина» (Татьяна: французские романы 18 века- благородные герои, любовь, долг, честь (эпоха Просвещения, Ричардсон, Руссо). Онегин: новинки европейской литературы: герои -романтики, одинокие, холодные, разочарованные, эгоистичные, творящие зло, преступления (Байрон, Шатобриан)).

2. Размышляя над прочитанным и услышанным…

- Почему же не состоялась любовь Онегина и Татьяны? Почему «счастье было так возможно, близко», но не пришло? Правы ли критики (см. название урока)? (Татьяна нравится в конце романа Онегину. Увидел все ее человеческие достоинства. Но слушал не сердце, а рассудок: «резкий, охлажденный ум», не способен глубоко чувствовать. Не верит в любовь, для него это - «наука страсти нежной»: это в начале романа, потом - разум побежден («чуть с ума не своротил/ или не сделался поэтом»). Гармонии опять нет! Есть только чувства. А еще - он сильно опоздал!

- Ассоциативная работа: написать в тетради одним словом ответ на вопрос «Что такое любовь?» (Мои ученики очень хорошо знают этот вид работы и любят его. После написания, собираем слова вместе и обязательно находим самое главное: любовь - это проверка человека на истинные ценности, это испытание, это ТРУД , а Онегину «труд упорный был тошен»!).

- С кем из героев романа сближена Татьяна? Почему? (С автором. Он тоже меняется, растет духовно на протяжении романа. За это и любит автор свою героиню)

- Почему Белинский сказал, что Татьяна - «гениальная натура»? Что же в ней гениального? ( Исключительная способность к духовному развитию и самосовершенствованию. Органическая связь с миром природы, семьи, народа),

- Сопоставительный анализ. Сравнить высказывания о Татьяне. В.Белинский: «…колоссальное исключение в пошлом мире,…способна порвать с предрассудками». Ф. Достоевский: «…олицетворение русского соборно-православного духа, идеальное сочетание нравственной силы и христианского смирения, который Россия может предъявить всему миру».

- Кого вспоминает Татьяна в конце романа в своей отповеди Онегину? Почему? (Могилу няни. Это самое дорогое. Это спасение души от отчаяния. Это незыблемо, свято. Это опора в жизни!)

- А есть ли все это у Онегина? (Нет! Он любит даже не Татьяну, а свои фантазии. Не щадит ее: пишет, ездит, домогается встреч. А муж? А сплетни?!?)

- Слова И.Гончарова: «В литературе, как и в жизни, можно встретить два противоположных женских типа. Один из них - характер положительный, это пушкинская Ольга, другой - характер идеальный - это его же Татьяна».

Предлагаю ребятам поразмышлять над этими удивительными словами: почему понятия «положительный» и «идеальный» характеризуются Гончаровым как противоположные? ( Можно предложить эту работу в виде сочинения-миниатюры как задание на дом. Один из ответов, которые мне предложили мои ребята, особенно понравившийся мне: положительность - это такой, как многие, пассивность, остановка в росте, а идеальный - это рост самосознания, способность к духовному росту, это то, на что способны далеко не все)

Примечание: если в 9 классе не предлагалась учащимся работа М.Цветаевой, можно провести работу и с интереснейшим ее выводом по поводу того, за кого нужно выходить замуж и почему.

Автор разработки урока Гун Л.И. -

учитель высшей категории,

Заслуженный учитель РФ

© 2010-2022