Конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе на тему

Урок по программе М.М. Разумовская. В уроке проведена связь с творчеством М.Ю.Лермонтова ( К 200-летнему юбилею). Тема: Понятие сложносочиненного предложения. Цели:   1 повторить и углубить сведения о сложносочиненном предложении;               2 формировать умение отличать сложносочиненные предложения и давать им     характеристику;                3 развивать умения учащихся самостоятельно определять уровень подготовки по изучаемой теме;   4  прививать интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова. Обор... Я знал (а) Я узнал (а) Хочу узнать 1)    части   сложного предложения равноправны;   2)    наличие  союзов А, НО, ДА;   3)    основной знак препинания  между частями – запятая.    1)    связь предикативных  ( часть, которая имеет грамматическую основу)  частей в составе сложного передается с помощью сочинительных  союзов и интонации;   2)    возможно наличие общего для частей предложения второстепенного члена предложения или пояснительного слова;   3)    основной знак препинания  между частями – запятая, но возможны тире и точка с запятой;   4)    все части сложносочиненного предложения составляют единое смысловое целое;   5)    предложение в целом (а не одна его часть) ... 1)    виды сложносочинен-ных предложений.   Что получилось, зачитывают свои результаты. Ребята зачитывают, затем высветить на слайде. (СЛАЙД 2) ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ 5       Первичное закрепление. 1)Анализ предложений. Одно предложение на доске, 2 в РАЗДАТОЧНОМ МАТЕРИАЛЕ. Задание: списать, расставить знаки препинания, если надо. 1) Рано утром пришла машина и мы сразу отправились на вокзал. 2) В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки. 3) К полудню ветер разогнал тучи и выглянуло солнце.     2)  упр. 58. Задание: 1 ряд... № Вид работы. Оценка 1 Синтаксический разбор предложения   2 Теоретический уровень   3 Анализ предложений   4 Тест, работа с приложением   5 Исследовательская работа                  Итоговая оценка:                                                                      9 Домашнее задание.  (СЛАЙД 5)  ВСЕМ: правило, упр. 57(ответить на вопросы, выполнить задание). ИНДИВИДУАЛЬНО: найти 5 сложносочиненных предложений в любом художественном  произведении. Охарактеризовать их.  Спасибо за урок. Когда будете выходить из класса, оставьте частичку вашего настроения.                       Самоанализ урока « ПОНЯТИЕ СЛОЖНОСОЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ», 9 класс Урок по теме « Понят...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Понятие сложносочиненного предложения.

Цели: 1 повторить и углубить сведения о сложносочиненном предложении;

2 формировать умение отличать сложносочиненные предложения и давать им характеристику;

3 развивать умения учащихся самостоятельно определять уровень подготовки по изучаемой теме;

4 прививать интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова.

Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, презентация, интерактивная доска, электронное приложение, раздаточный материал.

Сценарий урока.

1 Оргмомент. Цель этапа: побуждение интереса к получению новой информации

Если, друг, тебе взгрустнется,

Ты не дуйся, не сердись:

Все с годами пронесется -

Улыбнись и разгрустись.

« Совет»

- Это четверостишье я взяла из стихотворения М.Ю. Лермонтова. Как вы думаете почему? (200- летний Юбилей М.Ю.Лермонтова )

-Давайте улыбнемся друг другу, а чтобы нам не было грустно, дружно поработаем на уроке. Я надеюсь на вашу активную деятельность.

Откройте ваши тетради, запишите число, вид работы.

Обратите внимание, у вас на партах лежит раздаточный материал, он пронумерован.

Еще перед вами ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ, в котором вы оцениваете себя после каждого вида работы. Всем всё понятно.

Тема нашего урока: Понятие сложносочиненного предложения.

Цели ( СЛАЙД 1)

Предлагаю вам, разбирая предложения, подойти к теме урока.

2 Синтаксическая разминка.

Работа с интерактивной доской.

- На доске предложения. Давайте выделим в них грамматические основы, дадим им характеристику.

1) Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый.

«Листок» М.Ю. Лермонтов

2) В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

«Три пальмы» М.Ю. Лермонтов

3) Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

«Нищий» М.Ю.Лермонтов

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

- Какое предложение связано с темой нашего урока?

3 Актуализация знаний.

Цель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала.

Работа с таблицей (РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ) МЕТОД - ИНСЕРТ

- Ребята, вспомните все, что вы знаете о ССП и запишите в первую колонку таблицы.

ОЗВУЧИТЬ, ЧТО НАПИСАЛИ.

4 Проблемное объяснение нового знания.

Цель этапа: зафиксировать преодоление затруднения.

Прежде чем мы начнем работу с теоретическим материалом, поставьте перед собой цель. РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

ЦЕЛЬ: УГЛУБИТЬ ЗНАНИЯ О ССП.

- Откройте учебники на стр.39, поработайте с теоретическим материалом, выделите ту информацию ,которую вы знали +, новую информацию!. Если возникнут трудности в понимании информации, поставьте ?

Я знал (а)

Я узнал (а)

Хочу узнать

  1. части сложного предложения равноправны;



  1. наличие союзов А, НО, ДА;



  1. основной знак препинания между частями - запятая.

  1. связь предикативных

( часть, которая имеет грамматическую основу) частей в составе сложного передается с помощью сочинительных союзов и интонации;

  1. возможно наличие общего для частей предложения второстепенного члена предложения или пояснительного слова;



  1. основной знак препинания между частями - запятая, но возможны тире и точка с запятой;



  1. все части сложносочиненного предложения составляют единое смысловое целое;



  1. предложение в целом (а не одна его часть) имеет интонацию завершенности.


  1. виды сложносочинен-ных предложений.

Что получилось, зачитывают свои результаты.

Ребята зачитывают, затем высветить на слайде. (СЛАЙД 2)

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

  1. Первичное закрепление.

1)Анализ предложений.

Одно предложение на доске, 2 в РАЗДАТОЧНОМ МАТЕРИАЛЕ.

Задание: списать, расставить знаки препинания, если надо.

1) Рано утром пришла машина и мы сразу отправились на вокзал.

2) В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки.

3) К полудню ветер разогнал тучи и выглянуло солнце.

2) упр. 58.

Задание: 1 ряд -1 предложение;

2 ряд - 2 предложение.

Списать, выделить грамматические основы, охарактеризовать предложение, составить схему.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

МИНУТКА РЕЛАКСАЦИИ

6 Исследовательская работа.

-Ребята, когда мы учимся писать сочинения, изложения, должны использовать различные синтаксические конструкции. Давайте посмотрим, как использовал сложносочиненные предложения в своем творчестве М.Ю. Лермонтов.

-Итак, ребята провели исследовательскую работу. Девизом стали слова А.П. Чехова о повести «Тамань», входящей в роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. ( СЛАЙД 3) РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Антон Павлович сказал:

«Я не знаю языка лучше. Я бы так сделал: взял его рассказ

и разбирал бы, как разбирают в школах по предложениям.

Так бы и учился писать».

Выступления ребят.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

  1. Первичный контроль.

ТЕСТ (задание на ОГЭ 12)

Выполнить задание, составить ключ. РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Ключ написать на листе, показать.

КЛЮЧ 233

1 работает с электронным приложением (4-7 предложений).

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

8 Итоги. Рефлексия. (СЛАЙД 4)

- Ребята, мы успешно выполнили задания, а помогли нам наши знания, умения и навыки.

Мы повторили

- сведения о сложносочинённом предложении;

Мы выяснили

-особенности сложносочинённого предложения;

-чем отличается ССП от ПП с однородными членами предложения;

Мы весь урок учились

- отличать сложносочинённые предложения от других предложений,

- правильно ставить знаки в ССП и в ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

-А сейчас оцените свою работу, как каждый из вас работал на уроке.

- На сегодняшнем уроке я согласна с вашим мнением, а на следующем уроке постарайтесь подтвердить свои оценки.

Вид работы.

Оценка

1

Синтаксический разбор предложения

2

Теоретический уровень

3

Анализ предложений

4

Тест, работа с приложением

5

Исследовательская работа


Итоговая оценка:

9 Домашнее задание. (СЛАЙД 5)

ВСЕМ: правило, упр. 57(ответить на вопросы, выполнить задание).

ИНДИВИДУАЛЬНО: найти 5 сложносочиненных предложений в любом художественном произведении. Охарактеризовать их.

Спасибо за урок. Когда будете выходить из класса, оставьте частичку вашего настроения.





Самоанализ урока

« ПОНЯТИЕ СЛОЖНОСОЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ», 9 класс

Урок по теме « Понятие сложносочиненного предложения» открывает раздел «Сложные предложения». На занятии по данной теме у учащихся формировались умения: отличать сложносочиненное предложение от других предложений, находить предложения в тексте, расставлять знаки препинания в сложносочиненном предложении, строить схемы предложений, аргументировать свою точку зрения. Данные умения и навыки стали базовыми при изучении данной темы.

На уроке реализовывались познавательная цель: углубить знания о сложносочиненном предложении; развивающие цели: развивать логическое мышление и языковое чутье, развивать критическое мышление через чтение информационных источников; воспитательные цели: прививать интерес к творчеству М.Ю.Лермонтову, воспитывать умение слушать и слышать чужое мнение.

Урок по данной теме проводился в классе со средними способностями. Отличительной особенностью большинства коллектива является инициативность, стремление к самостоятельной работе, умение работать с учебной литературой, поэтому при выборе стратегии и приемов урока учитель ориентировался на учебные возможности класса. Данный урок проводился в технологии критического мышления и соответствует структуре урока в данной технологии (вызов- осмысление- рефлексия).

На этапе вызова учителем ставилась следующая задача: актуализация имеющихся знаний, пробуждение личного интереса к получению новой информации, активизация деятельности учащихся. Для решения данной задачи использовалась следующая стратегия: «ЗНАЮ - УЗНАЛ - ХОЧУ УЗНАТЬ» (заполнение колонок «ЗНАЛ(А)», « УЗНАЛ(А)», «ХОЧУ УЗНАТЬ»), позволяющая ученикам вспомнить и систематизировать уже полученные знания по данной теме, высказывать свою точку зрения свободно, не боясь ошибиться, активно участвовать в учебном процессе. Роль учителя на данном этапе состояла в том, чтобы стимулировать деятельность учеников, давать возможность фиксировать услышанную информацию. На этапе осмысления ставились задачи получить новую информацию, сформировать собственную позицию по заданной теме, сформировать уверенность в ценности своих идей, с уважением выслушивать различные мнения. Для успешной реализации поставленных задач использовались стратегия «ЗНАЮ - ХОЧУ УЗНАТЬ -УЗНАЛ» (заполнение последней колонки), прием «инсерт», прием прогнозирования, позволяющие устанавливать причинно-следственные связи между блоками информации, работать с научным текстом, систематизировать полученный материал в виде опорных записей, активизировать внимание.

На этапе рефлексии учащиеся закрепляли полученные знания. Задача данного этапа - целостно обобщить материал. Для этого использовалась работа с тестовыми заданиями ОГЭ, позволяющая понять значимость изучаемого материала, заслушивались монологические ответы учащихся по теме, развивающие коммуникативные навыки учащихся.

Цели и задачи урока достигнуты. Стратегия, использованная на уроке, ориентирована на развитие навыков вдумчивой самостоятельной работы с учебной литературой, познавательного интереса у учащихся, на умение самостоятельно ставить цели и поэтапно их достигать.



© 2010-2022