Интеллектуальная игра по русскому языку Олимпийский марафон

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 86





ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«ОЛИМПИЙСКИЙ МАРАФОН»



Выполнила: Львова С.В.

учитель русского языка и литературы

первой категории

Екатеринбург

ИГРА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«ОЛИМПИЙСКИЙ МАРАФОН»

Цели:

1. Комплексное повторение в начале года по всем разделам предмета «Русский язык»;

2.Закрепление знаний, умений и навыков, связанных с изученным материалом.

Условия игры. Каждая команда получает текст, по которому выполняет задания; вопросы по тексту должны касаться всех изученных разделов науки о языке:

- фонетики, графики (например, найти сложное слово для фонетического разбора);

- лексики (найти в тексте несколько многозначных слов и объяснить их значения);

- словообразования (найти слово, имеющее конкретный состав морфем, определить его способ образования);

- орфографии (найти все слова с чередующимися гласными в корне);

- морфологии (найти существительное, имеющее форму только одного числа);

- синтаксиса и пунктуации (найти все нераспространенные предложения).

В зависимости от того, сколько времени планирует учитель выделить на игру, вопросов-заданий может быть от одного до трех по каждому разделу.

Каждая команда выполняет задания в течение 3-5 минут, после чего подводятся итоги (учитель проверяет правильность выполненных заданий и указывает на допущенные ошибки). Побеждает та команда, которая успела справиться с заданием и не допустила ошибок.

Задания даются по тексту рассказа Е.Носова «Тридцать зерен»:

Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная пудра.

Прилетела синичка, попробовала расковырять намерзь, но снег был тверд, и она озабоченно поглядела по сторонам, словно спрашивала: «Как же теперь быть?»

Я отворил форточку, положил на обе перекладины двойных рам линейку, закрепил ее кнопками и через каждый сантиметр расставил конопляные зерна. Первое зернышко оказалось в саду, зернышко под номером тридцать -

в моей комнате.

Синичка все видела, но долго не решалась слететь на окно. Наконец, она схватила первую коноплинку и унесла ее на ветку, склевала твердую скорлупу, выщипала ядро. Все обошлось благополучно, тогда синичка подобрала зернышко номер два.

Я сидел за столом, работал и время от времени поглядывал на синичку. А она сантиметр за сантиметром приближалась по линейке. Иногда синичка пугалась шума своих крыльев, но все­гда улетала с коноплинкой на дерево.

Наконец осталось последнее зерно. Оно лежало на самом кон­чике линейки. Синичка прокралась в самый конец линейки и ока­залась в моей комнате. С боязливым любопытством вглядыва­лась она в неведомый мир. Ее особенно поразили живые зеле­ные цветы и летнее тепло, которое овевало озябшие лапки.

Скоро она обхватила лапками семечко, расклевала его на кончике линейки.

Вот так мы и подружились.

(По Е. Носову)

Образцы заданий:

1. Фонетика

1. Привести в качестве примера два словa, в которых звуков меньше, чем букв (тепе[р'], любопы[ц]твом).

2. Назвать два-три слова, в которых звонкий согласный произносится как глухой (моро[с]цем, бу[т]то, сне[к] ).

3. В каких сповах твердый согласный произносится как мяг­кий? (два примера - тяже[с']тью, [с']нег).

2. Лексика

1. Сколько значений имеет слово пудра? - пудра сахарная, пудра на лице.

2. Назвать два-три многозначных слова ( линейка, лапка ).

3. Какое из слов не является общеупотребительным и что оно обозначает? (намерзь - намерзший снег, лед).

3. Словообразование

1.Найти слово, которое соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание. (по - проб - ова - л - а).

2. Привести в пример слово, образованное приставочно-суффиксальиым способом (подружились - по- + дружить + -ся).

3. Разобрать по составу слово расковырять (рас - ковыр - я - ть ).

4. Морфология

1. Какие разряды числительных встречаются в тексте? При­вести примеры (первое зернышко- порядковое числитель­ное, тридцать, два - количественные числительные, обе -собирательное числительное).

2. Назвать два качественных и два относительных прилага­тельных; как определить их разряд? (относительные - конопляный, последний, качественные - твердый (Тверд, твер­же), боязливый (боязлив, боязливее).

3. Какие притяжательные местоимения встречаются в тек­сте? (в моей комнате, своих крыльев).

5. Орфография

1. Назвать по два словa на непроверяемую и проверяемую гласную в корне слова (сантиметр, форточка; закрепил - кре­пит, оказалась - кажется).

2. Назвать три слова на правописание согласной в корне (на­мерзь - замерзать,тверд - твердый, озябшие - озябнyть).

3. Привести три примера на правописание приставок РАЗ- /РАС­ (рас-ковырять, рас-ставил, рас-клевала).

6. Синтаксис и пунктуация

1. Найти любое простое предложение с союзом -НО и ра­зобрать его по членам предложения (Синичка все видела, но долго не решалась слететь на окно).

2. В каком предложении подлежащее выражено определительным местоимением? (Все обошлось благополучно).

3. Нарисовать схему предложения с прямой речью (из второго абзаца)







© 2010-2022