- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Интеллектуальная игра по русскому языку Олимпийский марафон
Интеллектуальная игра по русскому языку Олимпийский марафон
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Львова С.В. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 86
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«ОЛИМПИЙСКИЙ МАРАФОН»
Выполнила: Львова С.В.
учитель русского языка и литературы
первой категории
Екатеринбург
ИГРА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«ОЛИМПИЙСКИЙ МАРАФОН»
Цели:
1. Комплексное повторение в начале года по всем разделам предмета «Русский язык»;
2.Закрепление знаний, умений и навыков, связанных с изученным материалом.
Условия игры. Каждая команда получает текст, по которому выполняет задания; вопросы по тексту должны касаться всех изученных разделов науки о языке:
- фонетики, графики (например, найти сложное слово для фонетического разбора);
- лексики (найти в тексте несколько многозначных слов и объяснить их значения);
- словообразования (найти слово, имеющее конкретный состав морфем, определить его способ образования);
- орфографии (найти все слова с чередующимися гласными в корне);
- морфологии (найти существительное, имеющее форму только одного числа);
- синтаксиса и пунктуации (найти все нераспространенные предложения).
В зависимости от того, сколько времени планирует учитель выделить на игру, вопросов-заданий может быть от одного до трех по каждому разделу.
Каждая команда выполняет задания в течение 3-5 минут, после чего подводятся итоги (учитель проверяет правильность выполненных заданий и указывает на допущенные ошибки). Побеждает та команда, которая успела справиться с заданием и не допустила ошибок.
Задания даются по тексту рассказа Е.Носова «Тридцать зерен»:
Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная пудра.
Прилетела синичка, попробовала расковырять намерзь, но снег был тверд, и она озабоченно поглядела по сторонам, словно спрашивала: «Как же теперь быть?»
Я отворил форточку, положил на обе перекладины двойных рам линейку, закрепил ее кнопками и через каждый сантиметр расставил конопляные зерна. Первое зернышко оказалось в саду, зернышко под номером тридцать -
в моей комнате.
Синичка все видела, но долго не решалась слететь на окно. Наконец, она схватила первую коноплинку и унесла ее на ветку, склевала твердую скорлупу, выщипала ядро. Все обошлось благополучно, тогда синичка подобрала зернышко номер два.
Я сидел за столом, работал и время от времени поглядывал на синичку. А она сантиметр за сантиметром приближалась по линейке. Иногда синичка пугалась шума своих крыльев, но всегда улетала с коноплинкой на дерево.
Наконец осталось последнее зерно. Оно лежало на самом кончике линейки. Синичка прокралась в самый конец линейки и оказалась в моей комнате. С боязливым любопытством вглядывалась она в неведомый мир. Ее особенно поразили живые зеленые цветы и летнее тепло, которое овевало озябшие лапки.
Скоро она обхватила лапками семечко, расклевала его на кончике линейки.
Вот так мы и подружились.
(По Е. Носову)
Образцы заданий:
1. Фонетика
1. Привести в качестве примера два словa, в которых звуков меньше, чем букв (тепе[р'], любопы[ц]твом).
2. Назвать два-три слова, в которых звонкий согласный произносится как глухой (моро[с]цем, бу[т]то, сне[к] ).
3. В каких сповах твердый согласный произносится как мягкий? (два примера - тяже[с']тью, [с']нег).
2. Лексика
1. Сколько значений имеет слово пудра? - пудра сахарная, пудра на лице.
2. Назвать два-три многозначных слова ( линейка, лапка ).
3. Какое из слов не является общеупотребительным и что оно обозначает? (намерзь - намерзший снег, лед).
3. Словообразование
1.Найти слово, которое соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание. (по - проб - ова - л - а).
2. Привести в пример слово, образованное приставочно-суффиксальиым способом (подружились - по- + дружить + -ся).
3. Разобрать по составу слово расковырять (рас - ковыр - я - ть ).
4. Морфология
1. Какие разряды числительных встречаются в тексте? Привести примеры (первое зернышко- порядковое числительное, тридцать, два - количественные числительные, обе -собирательное числительное).
2. Назвать два качественных и два относительных прилагательных; как определить их разряд? (относительные - конопляный, последний, качественные - твердый (Тверд, тверже), боязливый (боязлив, боязливее).
3. Какие притяжательные местоимения встречаются в тексте? (в моей комнате, своих крыльев).
5. Орфография
1. Назвать по два словa на непроверяемую и проверяемую гласную в корне слова (сантиметр, форточка; закрепил - крепит, оказалась - кажется).
2. Назвать три слова на правописание согласной в корне (намерзь - замерзать,тверд - твердый, озябшие - озябнyть).
3. Привести три примера на правописание приставок РАЗ- /РАС (рас-ковырять, рас-ставил, рас-клевала).
6. Синтаксис и пунктуация
1. Найти любое простое предложение с союзом -НО и разобрать его по членам предложения (Синичка все видела, но долго не решалась слететь на окно).
2. В каком предложении подлежащее выражено определительным местоимением? (Все обошлось благополучно).
3. Нарисовать схему предложения с прямой речью (из второго абзаца)