Памятка для студента по литературе «Правила написания рецензии на фильм, книгу»

Данная памятка  по литературе «Правила написания  рецензии на фильм, книгу» предназначена для студентов первых курсов педагогического отделения.За время обучения в колледже по дисциплине "Литература" студент должен изучить и освоить много произведений художественной литератур. В связи с этим перед студентом стоит большая и важная задача - в совершенстве овладеть рациональными приемами работы с книжным материалом.  Памятка "Правила написания рецензии на фильм, книгу" поможет студенту при письменн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Памятка для студента «Правила написания рецензии на фильм, книгу»

Рецензия - это критический разбор и оценка какого-либо художественного произведения, фильма.

Работа над рецензией на фильм:

1. Заголовок. Заголовок в первую очередь должен заинтересовать читателя, но если фантазии нет, в этом случае лучше написать конкретно "Отзыв о фильме..." или "Рецензия на фильм...", как бы скучно это ни было. Заголовок должен содержать в себе название фильма, ведь читатель должен знать предмет обсуждения. Можно заключить в заголовок основную мысль рецензии, причем не больше одного короткого предложения.

2. Введение. После интригующего заголовка нужно не менее интригующее начало, чтобы прочитав 2-3 предложения не возникло желание закрыть страницу и больше не возвращаться никогда. Кстати, 2-4 предложения вполне достаточно для вступления, как правило, это несколько общих фраз, подготавливающих почву для дальнейшего повествования.

3. Краткий сюжет. Сюжет нужно описывать очень кратко, не раскрывая ключевых моментов и основных поворотов в фильме. Ни в коем случае не рассказывать концовку, чтобы не навлечь на себя проклятие читателя. Описать общее поверхностное представление о фильме, чтобы не пропадало желание его посмотреть.

4. Анализ фильма. Здесь нужно описать работу актёров, насколько они справились с поставленной задачей, и какая, собственно, задача перед ними стояла. Проанализировать сюжет: выявить наличие слабых и сильных моментов, насколько полно он раскрыт, его интересность и оригинальность. Затронуть работу режиссера: постановка и подача материала, удалось ли ему донести основную идею. По возможности описать работу оператора, декорации, спецэффекты и т.д.

5. Собственное впечатление о фильме. Личное мнение автора рецензии о просмотренном фильме. Оно должно быть более объективным и основываться на проделанном выше анализе.

6. Заключение. В заключении нужно сделать выводы и резюмировать свою оценку фильму. Можно дать рекомендации, стоит ли смотреть этот фильм, и для какой аудитории он больше подходит. Закончите какой-нибудь запоминающейся фразой. Последнее предложение должно кратко, но емко отображать ваши основные выводы на счет фильма. Именно в конце лучше всего написать насколько вам понравился фильм и стоит ли его смотреть. Например: «В целом фильм получился весьма интересным и увлекательным, несмотря на далеко не звездный актерский состав», - вполне подходящая концовка.

План рецензии на кинофильм (спектакль):

- Жанр фильма.
- Кто является автором сценария, кто поставил фильм.
- Ключевые актеры и их герои.
- В какое время и где происходят события.
- Краткое описание завязки.
- Если в основе фильма лежит литературное произведение, то необходимо сравнить режиссерский замысел с литературным произведением.
- Если фильм является самостоятельным произведением, сравните его с теми, что вы смотрели ранее, укажите на сходства и различия.
- Основные (на ваш взгляд) достоинства и недостатки фильма.
- Личное впечатление.

Как работать над рецензией на книгу

1. Внимательно прочитайте и перечитайте текст.

2. Подумайте над вопросами:

· Как книга читалась?

· Как будет она воспринята другими читателями?

Какова тема произведения?

· Какова его главная мысль?

· В чем убеждает нас автор?

· Как писатель приводит нас именно к этим выводам?

· Кто герои книги? Каковы их стремления, дела, характеры? Какое отношение вызывают они у читателей?

· В чем художественное своеобразие книги?

· Как она построена? Каков ее язык?

· Что в языке вам показалось необычным и ярким?

3. Какова ваша общая оценка книги?

· Что в этом произведении ценного, нового?

· Что, может быть, недостаточно убедительно? Не совсем удачно?

4. Ответы на эти вопросы оформите в рецензию по плану.


План рецензии на книгу:

1. Дата выхода произведения в свет (когда оно было написано или опубликовано).

2. История создания, замысел произведения.

3. Жанровое своеобразие произведения.

4. Сюжет и композиция произведения (о чем это произведение, назовите его основные события, отметьте завязку, кульминацию, развязку, роль эпилога и эпиграфа (если есть).

5. Тематика (о чем говорится в произведении), какие темы затронуты в произведении.

6. Проблематика (какие проблемы, вопросы) затрагиваются в произведении, важны ли они, почему именно их рассматривает автор.

7. Характеристика основных художественных образов (имена, яркие особенности внешности, социальное положение, жизненная философия, взгляды на мир, отношения с другими героями, переживания, эмоции, какая проблема/проблемы связана с этим героем).

8. Идея и пафос произведения (что хотел сказать автор, его взгляд автора на затронутые проблемы, к чему он призывает).

9. Место произведения в творчестве писателя (важно ли это произведение для понимания творчества писателя, отражает ли оно основные темы и проблемы в его творчестве, можно ли по этому произведению судить о стиле писателя, о его мировоззрении).

10. Место произведения в истории литературы (является ли это произведение значимым для русской литературы и мировой литературы, почему).

11. Ваше впечатление от произведения (понравилось / не понравилось, почему).


Условная схема сопоставления героев произведения:

- Особенности портретной характеристики: как героя характеризует внешность, одежда и т.д.;

- Происхождение;

- История семьи, родовые и индивидуальные признаки;

- Особенности характера, привычки;

- Выразительные детали;

- Образованность, род знаний;

- Речевая характеристика;

- Способность к внутреннему диалогу, самоанализу;

- Отношение героя к людям;

- Отношение окружающих к герою;

- Как проявляет себя герой в ситуации выбора;

- Как изменяется герой на протяжении произведения.

План анализа драматического произведения

1. Время создания и публикации пьесы.

2. Место, занимаемое в творчестве драматурга.

3. Тема пьесы и отражение в ней определенного жизненного материала.

4. Действующие лица и их группировка.

5. Конфликт драматического произведения, его своеобразие, степень новизны и остроты, его углубление.

6. Развитие драматического действия и его фазы. Экспозиция, завязка, перипетии, кульминация, развязка.

7. Композиция пьесы. Роль и значение каждого акта.

8. Драматические характеры и их связь с действием.

9. Речевая характеристика персонажей. Связь характера и слова.

10. Роль диалогов и монологов в пьесе.

11. Выявление авторской позиции. Роль ремарок в драме.

12. Жанровое и видимое своеобразие пьесы. Соответствие жанра авторским пристрастиям и предпочтениям.

Примерный план характеристики художественного образа (персонажа).

Вступление. Место персонажа в системе образов произведения.

Главная часть. Характеристика.

1. Социальное и материальное положение.

2. Внешний облик.

3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей, привычек:

а) характер деятельности и основных жизненных устремлений;

б) влияние на окружающих.

4. Область чувств:

а) тип отношений к окружающим;

б) особенности внутренних переживаний.

5. Авторское отношение к персонажу.

6. Какие черты личности героя выявляются в произведении:

а) с помощью портрета;

б) в авторской характеристике;

в) через характеристику других действующих лиц;

г) с помощью предыстории или биографии;

д) через цепь поступков;

ж) в речевой характеристике;

з) через окружающую обстановку.

Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.

Преподаватель Л.В. Щербакова


© 2010-2022