- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Памятка для студента по литературе «Правила написания рецензии на фильм, книгу»
Памятка для студента по литературе «Правила написания рецензии на фильм, книгу»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Щербакова Л.В. |
Дата | 04.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Памятка для студента «Правила написания рецензии на фильм, книгу»
Рецензия - это критический разбор и оценка какого-либо художественного произведения, фильма.
Работа над рецензией на фильм:
1. Заголовок. Заголовок в первую очередь должен заинтересовать читателя, но если фантазии нет, в этом случае лучше написать конкретно "Отзыв о фильме..." или "Рецензия на фильм...", как бы скучно это ни было. Заголовок должен содержать в себе название фильма, ведь читатель должен знать предмет обсуждения. Можно заключить в заголовок основную мысль рецензии, причем не больше одного короткого предложения.
2. Введение. После интригующего заголовка нужно не менее интригующее начало, чтобы прочитав 2-3 предложения не возникло желание закрыть страницу и больше не возвращаться никогда. Кстати, 2-4 предложения вполне достаточно для вступления, как правило, это несколько общих фраз, подготавливающих почву для дальнейшего повествования.
3. Краткий сюжет. Сюжет нужно описывать очень кратко, не раскрывая ключевых моментов и основных поворотов в фильме. Ни в коем случае не рассказывать концовку, чтобы не навлечь на себя проклятие читателя. Описать общее поверхностное представление о фильме, чтобы не пропадало желание его посмотреть.
4. Анализ фильма. Здесь нужно описать работу актёров, насколько они справились с поставленной задачей, и какая, собственно, задача перед ними стояла. Проанализировать сюжет: выявить наличие слабых и сильных моментов, насколько полно он раскрыт, его интересность и оригинальность. Затронуть работу режиссера: постановка и подача материала, удалось ли ему донести основную идею. По возможности описать работу оператора, декорации, спецэффекты и т.д.
5. Собственное впечатление о фильме. Личное мнение автора рецензии о просмотренном фильме. Оно должно быть более объективным и основываться на проделанном выше анализе.
6. Заключение. В заключении нужно сделать выводы и резюмировать свою оценку фильму. Можно дать рекомендации, стоит ли смотреть этот фильм, и для какой аудитории он больше подходит. Закончите какой-нибудь запоминающейся фразой. Последнее предложение должно кратко, но емко отображать ваши основные выводы на счет фильма. Именно в конце лучше всего написать насколько вам понравился фильм и стоит ли его смотреть. Например: «В целом фильм получился весьма интересным и увлекательным, несмотря на далеко не звездный актерский состав», - вполне подходящая концовка.
План рецензии на кинофильм (спектакль):
- Жанр фильма.
- Кто является автором сценария, кто поставил фильм.
- Ключевые актеры и их герои.
- В какое время и где происходят события.
- Краткое описание завязки.
- Если в основе фильма лежит литературное произведение, то необходимо сравнить режиссерский замысел с литературным произведением.
- Если фильм является самостоятельным произведением, сравните его с теми, что вы смотрели ранее, укажите на сходства и различия.
- Основные (на ваш взгляд) достоинства и недостатки фильма.
- Личное впечатление.
Как работать над рецензией на книгу
1. Внимательно прочитайте и перечитайте текст.
2. Подумайте над вопросами:
· Как книга читалась?
· Как будет она воспринята другими читателями?
Какова тема произведения?
· Какова его главная мысль?
· В чем убеждает нас автор?
· Как писатель приводит нас именно к этим выводам?
· Кто герои книги? Каковы их стремления, дела, характеры? Какое отношение вызывают они у читателей?
· В чем художественное своеобразие книги?
· Как она построена? Каков ее язык?
· Что в языке вам показалось необычным и ярким?
3. Какова ваша общая оценка книги?
· Что в этом произведении ценного, нового?
· Что, может быть, недостаточно убедительно? Не совсем удачно?
4. Ответы на эти вопросы оформите в рецензию по плану.
План рецензии на книгу:
1. Дата выхода произведения в свет (когда оно было написано или опубликовано).
2. История создания, замысел произведения.
3. Жанровое своеобразие произведения.
4. Сюжет и композиция произведения (о чем это произведение, назовите его основные события, отметьте завязку, кульминацию, развязку, роль эпилога и эпиграфа (если есть).
5. Тематика (о чем говорится в произведении), какие темы затронуты в произведении.
6. Проблематика (какие проблемы, вопросы) затрагиваются в произведении, важны ли они, почему именно их рассматривает автор.
7. Характеристика основных художественных образов (имена, яркие особенности внешности, социальное положение, жизненная философия, взгляды на мир, отношения с другими героями, переживания, эмоции, какая проблема/проблемы связана с этим героем).
8. Идея и пафос произведения (что хотел сказать автор, его взгляд автора на затронутые проблемы, к чему он призывает).
9. Место произведения в творчестве писателя (важно ли это произведение для понимания творчества писателя, отражает ли оно основные темы и проблемы в его творчестве, можно ли по этому произведению судить о стиле писателя, о его мировоззрении).
10. Место произведения в истории литературы (является ли это произведение значимым для русской литературы и мировой литературы, почему).
11. Ваше впечатление от произведения (понравилось / не понравилось, почему).
Условная схема сопоставления героев произведения:
- Особенности портретной характеристики: как героя характеризует внешность, одежда и т.д.;
- Происхождение;
- История семьи, родовые и индивидуальные признаки;
- Особенности характера, привычки;
- Выразительные детали;
- Образованность, род знаний;
- Речевая характеристика;
- Способность к внутреннему диалогу, самоанализу;
- Отношение героя к людям;
- Отношение окружающих к герою;
- Как проявляет себя герой в ситуации выбора;
- Как изменяется герой на протяжении произведения.
План анализа драматического произведения
1. Время создания и публикации пьесы.
2. Место, занимаемое в творчестве драматурга.
3. Тема пьесы и отражение в ней определенного жизненного материала.
4. Действующие лица и их группировка.
5. Конфликт драматического произведения, его своеобразие, степень новизны и остроты, его углубление.
6. Развитие драматического действия и его фазы. Экспозиция, завязка, перипетии, кульминация, развязка.
7. Композиция пьесы. Роль и значение каждого акта.
8. Драматические характеры и их связь с действием.
9. Речевая характеристика персонажей. Связь характера и слова.
10. Роль диалогов и монологов в пьесе.
11. Выявление авторской позиции. Роль ремарок в драме.
12. Жанровое и видимое своеобразие пьесы. Соответствие жанра авторским пристрастиям и предпочтениям.
Примерный план характеристики художественного образа (персонажа).
Вступление. Место персонажа в системе образов произведения.
Главная часть. Характеристика.
1. Социальное и материальное положение.
2. Внешний облик.
3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей, привычек:
а) характер деятельности и основных жизненных устремлений;
б) влияние на окружающих.
4. Область чувств:
а) тип отношений к окружающим;
б) особенности внутренних переживаний.
5. Авторское отношение к персонажу.
6. Какие черты личности героя выявляются в произведении:
а) с помощью портрета;
б) в авторской характеристике;
в) через характеристику других действующих лиц;
г) с помощью предыстории или биографии;
д) через цепь поступков;
ж) в речевой характеристике;
з) через окружающую обстановку.
Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.
Преподаватель Л.В. Щербакова